Опыт допрофессиональной подготовки сельских школьников
Оценка 4.6

Опыт допрофессиональной подготовки сельских школьников

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
администрации +1
Взрослым
17.02.2019
Опыт допрофессиональной подготовки сельских  школьников
Опыт допрофессиональной подготовки сельских школьников Ключевые слова: сельская школа, допрофессиональная подготовка, агробизнес, инновационные технологии, проектная деятельность, инновационные технологии, вермикультура. Аннотация: Описан опыт организации допрофессиональной подготовки сельских школьников к предпринимательской деятельности в сфере агробизнеса на базе школьного технопарка. Раскрыто содержание работы нового структурного подразделения школы- Лаборатории биотехнологий и агробизнеса по обучению школьников и взрослых инновационным технологиям сельскохозяйственного производства. Описаны особенности проектно-исследовательской деятельности школьников Keywords: rural school, preprofessional preparation, agrobusiness, innovative technologies, design activity, innovative technologies, vermikultura. Abstract: experience of preprofessional training of rural school students for business activity in the sphere of agrobusiness on the basis of school technopark is described. Content of work of new structural division of school - Laboratories of biotechnologies and agrobusiness on training of school students and adults in innovative technologies of agricultural production is disclosed. Features of design and research activity of school students are described В настоящее время многие регионы России включены в государственные программы по устойчивому развитию агропромышленного комплекса, что должно сделать более привлекательной для молодежи работу на селе, а это, в свою очередь, будет способствовать развитию сельских территорий. В нашем регионе реализуется «Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года». Содержание школьного образования, согласно Концепции, должно способствовать профессиональному самоопределению школьников путем вовлечения их в образовательные и производственные процессы для получения практического опыта в агробизнесе и успешной социализации. Педагогическим коллективом основной общеобразовательной школы села Кулиш Чунского района Иркутской области накоплен опыт организации допрофессиональной подготовки обучающихся к предпринимательской деятельности в сфере агробизнеса. Потеряв в 1990- е годы партнера в осуществлении трудовой подготовки учащихся, школа самостоятельно и успешно решает эту задачу. При школе создан производственный технопарк (хозяйство) и детско-взрослое образовательное производство. Реальная экономика школьного хозяйства, основанная на реальной производственной инфраструктуре, в отличие от учебно-имитационных практик, позволила нам создать образовательную среду принципиально нового типа, в условиях которой мы внедряем продуктивные проектно-исследовательские практики. На сегодня успешно действуют и развиваются 5 производственных участков: мини-птицефабрика; производство био-овощей, мясомолочной продукции, хлебобулочных изделий, биогумуса. Все перечисленные объекты работают, выполняя как производственную, так и образовательную функции при совместном участии взрослых и детей, выполняющих посильные для них технологические операции. Любые опасные или особо ответственные виды работ выполняются взрослыми или под их контролем. Деятельность каждого из названных производств связана с соответствующей образовательной программой. При запуске производственных участков мы уделяем особое внимание организационным вопросам. Необходимо обеспечить единство воспитательной и трудовой деятельности школы, семьи, учителей, хозяйственных служб, бригадиров, правильно распределить виды труда, его учет и оплату. Вовлечение учащихся сельской школы в производственный сельскохозяйственный труд — дело нелегкое, деликатное, требующее активного содействия и понимания со стороны семьи. Важно соблюдать требования всех законодательных и нормативных документов, разработать адекватные образовательные программы, детально прописать в них производственные практики. Закон «Об образовании» не ограничивает возможности детского производственного труда, но ставит условие: разработать образовательную программу и четко прописать в ней часы и содержание производственной практики. Важнейшее требование- труд детей должен быть педагогически целесообразным. Напомним, чем отличается производственный труд обучающихся в рамках образовательных программ и производственной практики от наемного труда детей. Производственная практика не имеет ограничений по возрасту и не требует согласия родителей, а наемный оплачиваемый труд допускается только с 14 лет и только с согласия родителей. У нас в стране, к сожалению, сложилось расширительное толкование запрета на детский труд. Приводим примерный перечень образовательных программ, которые реализуются в нашей школе и содержат значительный объём практики: «Дождевые черви и плодородие почвы», «Птицеводство», «Машиноведение с элементами сельскохозяйственной техники», «Огородничество», «Агротехника растениеводства с основами агробизнеса», «Экология для младших школьников», «Экономика: первые шаги», «Азбука содержания животных», «Ландшафтный дизайн», «Защита растений», «Молочное хозяйство». Ребята с удовольствием погружаются в реальное производство, так как видят результаты своей работы. Фактор продуктивности и эффективности труда имеет для них огромное психологическое значение. В условиях школы-хозяйства дети имеют возможность включаться в производственные процессы на 2 часа ежедневно на добровольной основе во внеурочное время. Один из сдерживающих факторов развития школы в данном направлении - ограниченность финансовых и материально-технических ресурсов. Нам удалось создать модель социального партнерства школы и общественной организации – Попечительского совета школы, получившего статус юридического лица в 2014 г. В рамках работы Попечительского совета рассматриваются и принимаются к реализации перспективные образовательные проекты с привлечением дополнительных средств. С получением Попечительским советом статуса некоммерческой образовательной организации (НКО) стало возможным участие в социальных проектах, что позволяет зарабатывать средства для развития допрофессионального образования учащихся. В 2015 г. участие проекта «Лаборатория вермитехнологий и агробизнеса» в конкурсе социальных проектов в сфере молодежной политики Благотворительного фонда имени Юрия Тена «Дело молодых» принесло нам 200 тыс. руб.; проект «Школьная мини-пекарня “Биопай”» в 2017 г. в конкурсе Губернского собрания Иркутской области получил 324 тыс. руб. В 2018г. проект «Агростарт» в конкурсе на грант Президент Российской Федерации получил 752 тыс. руб. Развитие агробизнеса невозможно без использования современных биотехнологий, поэтому допрофессиональная подготовка учащихся включает научно-исследовательскую деятельность по освоению инновационных технологий. На средства от реализации проектов стало возможным создание на базе школы структурного подразделения - Лаборатории биотехнологий и агробизнеса – инновационной формы организации научно-исследовательской деятельности старших школьников. Лаборатория разработана, оснащена и является структурным подразделением общественной организации «Попечительский совет школы №16 д. Кулиш» как юридического лица. На базе лаборатории под руководством учителя биологии, агронома в урочное и во внеурочное время проводятся факультативные занятия, выполняются проекты, причем не только нашими учениками, но и учащимися школ района. Учителя биологии школ района частые и активные участники мероприятий лаборатории. Одно из инновационных направлений в агробизнес – образовании производство биогумуса путем вермикультивирования, т.е. переработки органических остатков с помощью специально выведенных дождевых червей «Старатель». Это направление развивается в школе с 2011 г. Эффект применения этого удобрения оказался настолько значителен, что коллектив школы конструктивно продолжил работу в этом направлении, организуя исследования. В рамках проектов закуплено оборудование: мини-лаборатории «Пчёлка-У/почва» для учебных экологических исследований, цифровые микроскопы, электронные измерители влажности почвы, температуры и освещенности почвы, современные теплицы, вибросито, сепараторы для биомассы червя, вермикомпостеры. Новое оборудование позволило более эффективно формировать научно-исследовательские компетенции у учащихся нашей школы. Ребята определяют содержание в воздухе углекислого газа и аммиака, загрязнителей воздуха в выхлопных газах автомобиля; оценивают жесткость воды. Доступны и анализы почвы: определение pH почвенной вытяжки, содержания в ней карбонатов, гидрокарбонатов; количественное определение хлоридов в воде и почвенной вытяжке; оценка экологического состояния почвы по солевому составу водной вытяжки; определение органического вещества в почве. Интерес у школьников вызывают анализы продуктов питания, например, оценка качества овощей и фруктов по содержанию нитратов. Также на средства грантов закуплены инкубатор Феникс на 1200 яиц с СМС оповещением (рис.1), брудеры для цыплят, мини-пекарня. Наши наблюдения показывают, что у школьников, вовлеченных в современное высокотехнологическое производство, резко возрастают познавательная активность и учебная мотивация. На базе Лаборатории биотехнологий и агробизнеса мы можем реализовать масштабные социально-образовательные проекты. Ниже описан опыт работы и результаты проекта «Лаборатория биотехнологий и агробизнеса. Молодые профессионалы селу Приангарья». На подготовительном этапе была проведена пресс-конференция с участием администрации Чунского района, фермеров, педагогического сообщества, учащихся и молодежи с целью привлечения внимания широкой общественности к проекту. В рамках пресс-конференции состоялась экскурсия на вермиферму. На данном этапе приобретено необходимое оборудование, изготовлены информационные баннеры и стенды, подобраны научно-методическая литература и программы экологического образования и агробизнес-образования, раздаточный материал для участников проекта. На основном этапе проходило обучение участников проекта в Лаборатории биотехнологий и агробизнеса. Участвовали в проекте обучающиеся VII – X классов сельских школ Чунского района - пилотных площадок по реализации непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области и сельских школ в рамках сетевого взаимодействия проекта. Обучающиеся осваивали способы утилизации органических отходов, технологии вермикультивирования для производства биогумуса, использование биогумуса для подкормки комнатных растений в школьных классах, выращивания плодово-ягодных и овощных культур на пришкольных участках образовательных организаций Чунского района. В начальной школе элементы агротехнологий были включены в рабочие программы предметов «Окружающий мир» и «Технология», внеурочной деятельности и дополнительного образования. Определяющим видом учебной деятельности стала познавательно- поисковая. Формы и методы обучения включают ситуативно-ролевое обучение и ролевые игры; проектную деятельность, использование средств сетевой коммуникации. Формирование готовности к труду, навыков исследовательской деятельности осуществляется в ходе практических занятий на пришкольном участке (эксперименты по влиянию биогумуса на рост и развитие плодово-ягодных и овощных культур). В V-VI кл. происходит допрофессиональное ориентирование (профориентация, консультирование, тестирование). Изучаются курсы «Основы птицеводства», «Основы животноводства», выполняются проекты «Влияние состава субстрата на жизнедеятельность дождевых червей», «Эффективность применения биогумуса для роста и развития овощных и цветочных культур». В VII-IХ кл. - предпрофильная подготовка через курсы «Дождевые черви и плодородие почвы», «Машиноведение с элементами сельскохозяйственной техники», «Огородничество», «Агротехника растениеводства с основами агробизнеса». За каждым блоком обучения закреплен научный консультант (тьютор) и мастер производственного обучения, который разрабатывает и адаптирует программу своего курса. Обучение на базе Лаборатории биотехнологий и агробизнеса предполагает использование различных организационных форм: лекции, выполнение исследовательских проектов, экскурсии, тренинги, вебинары, просмотры научно-популярных фильмов. Для решения профориентационных задач используем компьютерные бизнес – игры -например, «Ферма» и «Тропическая ферма», где огород надо возделывать на далеких планетах, изучать местный климат и другие особенности, осваивать азы генной инженерии. В рамках проекта на базе Лаборатории было проведено 2 мастер-класса для жителей Чунского района «Инновационные методы утилизации органических отходов» (переработка и утилизация отходов с помощью червя «Старатель»). На завершающем этапе проведены итоговые мероприятия совместно с нашими партнерами: круглый стол «Агроперспектива» с участием Иркутского регионального отделения организации «Российский союз сельской молодежи», Ресурсного центра агробизнес-образования и областного Совета агробизнес - образования Иркутской обл., представителей администрации Чунского района, СМИ, сельхозпроизводителей. В рамках круглого стола состоялось поздравление участников проекта, вручение памятных подарков и удостоверений выпускника, прошедшего обучение в Лаборатории биотехнологий и агробизнеса. Завершающее мероприятие проекта - благотворительная Эко-ярмарка (выставка-продажа произведенного в Лаборатории биотехнологий и агробизнеса биогумуса, выращенной на биогумусе рассады, эко-овощей). Продукция имела дизайнерскую эко-упаковку, созданную участниками проекта. В рамках ярмарки проведены праздничный концерт и развлекательные мероприятия для детей при поддержке учреждений культуры Чунского района. На контрольно-аналитическом этапе были проанализированы результаты проекта (пока предварительные). На базе Лаборатории биотехнологий и агробизнеса обучено 200 учащихся сельских школ; лаборатория оснащена 8-ю единицами современного оборудования, проведено 2 мастер-класса (инновационные технологии утилизации органических отходов; выращивание эко-овощей на биогумусе), в которых в совокупности участвовали 400 человек. Организована выездная экскурсия на фермерское хозяйство с «погружением» в его работу. Для учащихся VII-X кл. сельских школ проведено 40 часов лекционных занятий по основам агробизнеса и маркетинга, 60 часов практических занятий по основам экологического земледелия и технологиям утилизации органических отходов. Опубликовано 10 статей о проекте, более 500 человек приняли участие в благотворительной Эко-ярмарке, 150 человек приняли участие в круглом столе «Агроперспектива». Сформированы устойчивая мотивация школьников на самореализацию в условиях сельского социума и готовность к осознанному выбору профессии, продолжению образования, продуктивной трудовой деятельности. У обучающихся также сформирован комплекс допрофессиональных и предпринимательских компетенций в сфере АПК, умений в области разработки и реализации проектов, новых социальных инициатив. Население информировано о проекте, этапах его реализации, признает его актуальность и значимость. Опыт реализации проекта описан и систематизирован, транслирован в институты гражданского общества Иркутской области. Реализована концепция школы как центра развития социальной и экономической деятельности сельского населения. Дальнейшее развитие проекта связано мы связываем с внедрением компонента «осенне-зимней школы» (обучение учащихся в Лаборатории биотехнологий и агробизнеса в осенне-зимний сезон) в рамках факультативных занятий. На территории Чунского района Иркутской области развитие проекта осуществляется по следующим направлениям: - проектирование базы данных по оборудованию и методикам для использования другими лабораториями; - информационная и методическая поддержка инициативных групп в регионе для распространения знаний, полученных в Лаборатории биотехнологий и агробизнеса; - создание коммуникационных площадок в сети Интернет для формирования открытой системы молодежных инициатив и стартапов «Лифт идей» в аграрной сфере; - внедрение инноваций по утилизации органических отходов в АПК Иркутской области. Школа продолжит участие в конкурсах на грантовую поддержку социальных проектов как внутри региона, так и за ее пределами. Мы надеемся что, в результате реализации проекта в образовательном сообществе формируется позитивное отношение к сельскохозяйственному производству и убеждение, что сельское хозяйство может быть рентабельным, повышается престиж аграрных профессий. Школьники становятся носителями передовых агротехнологий, что позволит в недалеком будущем им стать авторами новейших разработок в сфере АПК.
Немирич 5.12 ред (2).docx
Опыт допрофессиональной подготовки сельских  школьников    инновационные   технологии,   организации   допрофессиональной   подготовки     по   обучению   школьников   и   взрослых    сельская   школа,   допрофессиональная   подготовка,   проектная   деятельность, Ключевые   слова:   агробизнес, инновационные технологии, вермикультура. Аннотация:   Описан   опыт     сельских школьников к предпринимательской деятельности в  сфере   агробизнеса на базе   школьного   технопарка.   Раскрыто   содержание   работы     нового структурного   подразделения   школы­   Лаборатории   биотехнологий   и агробизнеса     инновационным технологиям     сельскохозяйственного   производства.     Описаны  особенности проектно­исследовательской деятельности  школьников  Keywords: rural school, preprofessional preparation, agrobusiness, innovative  technologies, design activity, innovative technologies, vermikultura. Abstract:  experience  of preprofessional training of rural school students for  business activity in the sphere of agrobusiness on the basis of school technopark  is described. Content of work of new structural division of school ­ Laboratories of  biotechnologies and agrobusiness on training of school students and adults in  innovative technologies of agricultural production is disclosed. Features of design  and research activity of school students are described В настоящее время многие регионы России включены в государственные программы   по   устойчивому   развитию   агропромышленного   комплекса,   что должно сделать более привлекательной для молодежи работу на селе, а это, в свою очередь, будет способствовать развитию сельских территорий. В нашем   реализуется   «Концепция   развития   непрерывного   агробизнес­ регионе   образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года».   Содержание   школьного   образования,   согласно   Концепции,   должно способствовать   профессиональному   самоопределению   школьников   путем вовлечения   их   в   образовательные   и   производственные   процессы   для получения практического опыта в агробизнесе и успешной социализации. Педагогическим   коллективом   основной   общеобразовательной   школы села Кулиш Чунского района Иркутской области  накоплен опыт организации допрофессиональной   подготовки   обучающихся   к   предпринимательской деятельности в сфере агробизнеса.  Потеряв  в 1990­ е годы партнера в осуществлении трудовой подготовки учащихся, школа самостоятельно и успешно решает эту задачу. При школе создан  производственный   технопарк   (хозяйство)   и   детско­взрослое образовательное   производство.  Реальная   экономика   школьного   хозяйства, основанная на     реальной производственной инфраструктуре, в отличие от учебно­имитационных   практик,   позволила   нам     создать   образовательную среду   принципиально   нового   типа,   в   условиях     которой     мы   внедряем продуктивные проектно­исследовательские практики. На   сегодня   успешно   действуют   и   развиваются   5   производственных участков:   мини­птицефабрика;   производство   био­овощей,       мясомолочной продукции,  хлебобулочных изделий, биогумуса. Все перечисленные  объекты работают, выполняя как производственную, так и образовательную функции при совместном участии взрослых и детей, выполняющих посильные для них технологические  операции. Любые опасные или особо ответственные виды   работ выполняются взрослыми или под их контролем.     Деятельность   каждого   из   названных   производств   связана   с соответствующей образовательной программой. При запуске производственных участков мы уделяем особое внимание организационным   вопросам.   и   трудовой   воспитательной     единство   Необходимо   обеспечить   деятельности   школы,   семьи,   учителей, хозяйственных служб,  бригадиров, правильно распределить виды труда, его учет   и   оплату.   Вовлечение   учащихся   сельской   школы   в   производственный сельскохозяйственный   труд   —   дело   нелегкое,   деликатное,   требующее активного   содействия   и   понимания   со   стороны   семьи.   Важно   соблюдать требования всех   законодательных   и нормативных документов, разработать адекватные   образовательные   программы,   детально   прописать   в   них производственные практики. Закон   «Об   образовании»   не   ограничивает   возможности   детского производственного труда, но ставит условие: разработать   образовательную программу и    четко   прописать в ней часы и содержание производственной практики.   Важнейшее   требование­   труд   детей   должен   быть   педагогически целесообразным.     Напомним,     чем     отличается     производственный     труд обучающихся     в   рамках   образовательных     программ   и   производственной практики  от   наемного    труда   детей.  Производственная   практика   не  имеет ограничений   по   возрасту   и   не   требует   согласия   родителей,   а   наемный оплачиваемый   труд   допускается   только   с   14   лет   и   только   с   согласия родителей.   У   нас   в   стране,   к   сожалению,   сложилось   расширительное толкование запрета на детский труд. Приводим   примерный   перечень     образовательных   программ,  которые реализуются в нашей школе и содержат значительный  объём практики: «Дождевые черви и плодородие почвы»,  «Птицеводство»,  «Машиноведение с элементами сельскохозяйственной техники», «Огородничество», «Агротехника растениеводства с основами агробизнеса», «Экология для младших школьников», «Экономика: первые шаги», «Азбука содержания животных»,  «Ландшафтный дизайн», «Защита растений», «Молочное хозяйство».  Ребята с удовольствием погружаются в реальное производство, так как видят   результаты   своей работы. Фактор продуктивности и эффективности труда имеет для них огромное психологическое значение.   В условиях школы­хозяйства дети имеют   возможность включаться   в производственные процессы на 2 часа ежедневно на добровольной основе во внеурочное   время.  Один     из   сдерживающих   факторов   развития   школы   в   материально­ данном   направлении   ­   ограниченность   финансовых   и   технических   ресурсов.     Нам     удалось   создать     модель   социального партнерства школы и общественной организации – Попечительского совета школы, получившего статус юридического лица в 2014 г. В рамках работы Попечительского   совета   рассматриваются   и   принимаются   к   реализации перспективные   образовательные   проекты   с   привлечением   дополнительных средств.  С    получением  Попечительским   советом  статуса   некоммерческой образовательной организации (НКО)  стало возможным участие в социальных проектах,   что   допрофессионального образования учащихся.     позволяет   зарабатывать     средства   для   развития В     2015   г.   участие   проекта   «Лаборатория   вермитехнологий   и агробизнеса» в конкурсе социальных проектов в сфере молодежной политики Благотворительного фонда имени Юрия Тена «Дело молодых»  принесло нам 200 тыс.   руб.;   проект   «Школьная   мини­пекарня   “Биопай”»       в   2017   г.   в конкурсе  Губернского собрания Иркутской области получил 324 тыс. руб. В   2018г.   проект «Агростарт»   в конкурсе на грант Президент Российской Федерации   получил 752 тыс. руб. Развитие   агробизнеса   невозможно   без   использования   современных биотехнологий, включает   научно­исследовательскую   деятельность     поэтому   допрофессиональная   подготовка   учащихся   по   освоению инновационных   технологий.   На   средства     от   реализации     проектов   стало возможным   создание  на   базе   школы   структурного   подразделения   ­ Лаборатории   биотехнологий   и   агробизнеса   –   инновационной   формы организации  научно­исследовательской деятельности старших школьников.  Лаборатория   разработана,   оснащена   и   является   структурным подразделением   общественной   организации   «Попечительский   совет   школы   под №16   д.   Кулиш»   как   юридического   лица.   На   базе   лаборатории   руководством учителя биологии, агронома в урочное и во внеурочное время проводятся   факультативные   занятия,   выполняются   проекты,   причем   не только нашими учениками, но и учащимися школ района. Учителя биологии школ района частые и активные участники мероприятий лаборатории. Одно   из   инновационных   направлений   в   агробизнес   –   образовании производство биогумуса   путем вермикультивирования, т.е. переработки органических   остатков   с   помощью   специально   выведенных   дождевых червей   «Старатель».   Это   направление   развивается   в   школе   с   2011   г. Эффект применения этого удобрения   оказался настолько значителен, что   коллектив   школы   конструктивно   продолжил   работу   в   этом направлении, организуя исследования.  В   рамках   проектов   закуплено   оборудование:   мини­лаборатории   «Пчёлка­ У/почва»   для   учебных   экологических   исследований,   цифровые микроскопы, электронные измерители влажности почвы, температуры и освещенности почвы, современные теплицы, вибросито, сепараторы для биомассы   червя,   вермикомпостеры.     Новое   оборудование   позволило более эффективно формировать научно­исследовательские компетенции у учащихся нашей школы.   Ребята   определяют  содержание   в   воздухе   углекислого   газа   и     аммиака, загрязнителей   воздуха   в   выхлопных   газах   автомобиля;   оценивают жесткость   воды.     Доступны   и     анализы   почвы:     определение     pH почвенной   вытяжки,   содержания   в   ней   карбонатов,   гидрокарбонатов; количественное   определение   хлоридов   в   воде  и   почвенной   вытяжке; оценка   экологического   состояния   почвы  по   солевому   составу   водной вытяжки;   определение   органического   вещества   в   почве.   Интерес   у школьников   вызывают   анализы   продуктов   питания,  например,     оценка качества овощей и фруктов по содержанию  нитратов. Также на средства грантов закуплены инкубатор Феникс  на 1200 яиц с СМС оповещением (рис.1),  брудеры для цыплят, мини­пекарня. Наши   наблюдения   показывают,     что   у   школьников,   вовлеченных   в современное   высокотехнологическое   производство,   резко   возрастают познавательная активность и учебная мотивация. На   базе     Лаборатории   биотехнологий   и   агробизнеса     мы   можем реализовать масштабные   социально­образовательные проекты. Ниже описан опыт     работы     и   результаты     проекта     «Лаборатория   биотехнологий   и агробизнеса. Молодые профессионалы селу Приангарья». На   подготовительном   этапе   была   проведена   пресс­конференция   с участием   администрации   Чунского   района,   фермеров,   педагогического сообщества, учащихся и молодежи с целью привлечения внимания широкой общественности   к   проекту.   В   рамках   пресс­конференции   состоялась экскурсия   на   вермиферму.   На   данном   этапе   приобретено   необходимое оборудование, изготовлены информационные баннеры и стенды, подобраны научно­методическая литература и  программы  экологического образования и агробизнес­образования,   раздаточный материал для участников проекта. На   основном   этапе   проходило   обучение   участников   проекта   в Лаборатории   биотехнологий   и   агробизнеса.   Участвовали   в   проекте обучающиеся  VII – X   классов сельских школ Чунского района ­  пилотных площадок по реализации непрерывного агробизнес­образования на сельских территориях   Иркутской   области   и   сельских   школ   в   рамках   сетевого взаимодействия   проекта.     Обучающиеся     осваивали   способы   утилизации органических отходов,  технологии вермикультивирования для производства биогумуса, использование биогумуса для подкормки комнатных растений в школьных   классах,   выращивания   плодово­ягодных   и   овощных   культур   на пришкольных участках образовательных организаций Чунского района. В  начальной  школе элементы  агротехнологий  были включены в рабочие программы   предметов «Окружающий мир» и «Технология»,     внеурочной деятельности  и дополнительного образования. Определяющим видом учебной деятельности  стала познавательно­ поисковая.   Формы и методы обучения ситуативно­ролевое   обучение   и   ролевые   игры;   проектную включают   деятельность, использование средств сетевой коммуникации. Формирование   исследовательской   деятельности готовности   к   труду, осуществляется   в   ходе   практических   занятий   на   пришкольном   участке   навыков   (эксперименты  по влиянию биогумуса на рост и развитие плодово­ягодных и овощных культур).  В  V­VI  кл.   происходит  допрофессиональное ориентирование  (профориентация, консультирование, тестирование).  Изучаются  курсы  «Основы птицеводства»,  «Основы животноводства», выполняются  проекты   «Влияние состава субстрата на жизнедеятельность дождевых червей»,  «Эффективность применения биогумуса для роста и развития овощных и  цветочных культур».     В  VII­IХ кл. ­ предпрофильная подготовка через   курсы «Дождевые черви  и плодородие почвы», «Машиноведение с элементами сельскохозяйственной  техники», «Огородничество», «Агротехника растениеводства с основами  агробизнеса». За каждым блоком обучения закреплен научный консультант (тьютор) и мастер   производственного   обучения,   который   разрабатывает   и   адаптирует программу своего курса.  Обучение  на   базе  Лаборатории   биотехнологий   и   агробизнеса предполагает   использование   различных   организационных   форм:     лекции, выполнение   исследовательских   проектов,   экскурсии,   тренинги,   вебинары, просмотры научно­популярных фильмов. Для решения профориентационных задач   используем   компьютерные      бизнес   –   игры   ­например,   «Ферма»   и «Тропическая   ферма»,   где   огород   надо   возделывать   на   далеких   планетах, изучать   местный   климат   и   другие   особенности,   осваивать   азы   генной инженерии. В рамках проекта на базе Лаборатории было проведено 2 мастер­класса для   жителей   Чунского   района   «Инновационные   методы   утилизации органических отходов»  (переработка и утилизация отходов с помощью червя «Старатель»). На завершающем этапе  проведены итоговые мероприятия совместно  с нашими   партнерами:   круглый   стол   «Агроперспектива»   с   участием Иркутского регионального отделения организации «Российский союз сельской молодежи», Ресурсного центра агробизнес­образования и  областного Совета агробизнес   ­   образования   Иркутской   обл.,   представителей   администрации Чунского   района,   СМИ,   сельхозпроизводителей.   В   рамках   круглого   стола состоялось поздравление участников проекта, вручение памятных подарков и   прошедшего   обучение   в   Лаборатории удостоверений   выпускника, ­ биотехнологий   и   агробизнеса.   Завершающее   мероприятие   проекта  благотворительная   Эко­ярмарка   (выставка­продажа   произведенного   в Лаборатории   биотехнологий   и   агробизнеса   биогумуса,   выращенной   на биогумусе   рассады,   эко­овощей).   Продукция   имела   дизайнерскую   эко­ упаковку,   созданную   участниками   проекта.   В   рамках   ярмарки   проведены праздничный   концерт   и   развлекательные   мероприятия   для   детей   при поддержке учреждений культуры Чунского района. На контрольно­аналитическом этапе были проанализированы результаты проекта   (пока   предварительные).     На   базе   Лаборатории   биотехнологий   и агробизнеса  обучено 200  учащихся сельских школ; лаборатория оснащена 8­ ю   единицами     современного   оборудования,     проведено   2     мастер­класса (инновационные технологии утилизации органических отходов; выращивание эко­овощей   на   биогумусе),   в     которых   в   совокупности     участвовали   400 человек.   Организована     выездная   экскурсия   на   фермерское   хозяйство   с «погружением»   в     его   работу.   Для   учащихся  VII­X    кл.   сельских   школ   40   часов   лекционных   занятий   по   основам   агробизнеса   и проведено   маркетинга,   60   часов   практических   занятий   по   основам   экологического земледелия и технологиям утилизации органических отходов.  Опубликовано 10 статей о проекте, более 500 человек приняли участие в благотворительной Эко­ярмарке, «Агроперспектива».   150   человек   приняли   участие   в   круглом   столе Сформированы  устойчивая мотивация школьников на самореализацию в условиях сельского социума и  готовность к  осознанному выбору профессии, продолжению образования, продуктивной трудовой деятельности.   У обучающихся также сформирован комплекс допрофессиональных и предпринимательских   компетенций   в   сфере   АПК,     умений     в   области разработки и реализации проектов, новых социальных инициатив. Население информировано о проекте, этапах его реализации, признает   Опыт   реализации   проекта   описан   и его   актуальность   и   значимость.   систематизирован,   транслирован   в   институты   гражданского   общества Иркутской   области.   Реализована   концепция   школы   как   центра   развития социальной и экономической деятельности  сельского  населения.  Дальнейшее   развитие   проекта   связано    мы   связываем     с    внедрением компонента   «осенне­зимней   школы»   (обучение   учащихся   в   Лаборатории биотехнологий   и   агробизнеса   в   осенне­зимний   сезон)   в   рамках факультативных занятий. На территории Чунского района Иркутской области развитие проекта  осуществляется по следующим  направлениям: ­   проектирование   базы   данных   по   оборудованию   и   методикам   для использования другими лабораториями;  ­   информационная   и   методическая   поддержка   инициативных   групп   в регионе   для   распространения   знаний,   полученных   в   Лаборатории биотехнологий и агробизнеса; ­   создание     в   сети   Интернет   для формирования открытой системы молодежных инициатив и стартапов «Лифт   коммуникационных   площадок   идей» в аграрной сфере; ­   внедрение   инноваций   по   утилизации   органических   отходов   в     АПК Иркутской области. Школа   продолжит     участие   в   конкурсах   на   грантовую   поддержку социальных проектов как внутри региона, так и за ее пределами. Мы надеемся что, в результате реализации проекта в образовательном сообществе  формируется   позитивное   отношение   к   сельскохозяйственному производству и убеждение, что сельское хозяйство может быть рентабельным,   профессий.  Школьники   становятся повышается  престиж   аграрных   носителями передовых агротехнологий, что позволит    в недалеком будущем им стать авторами  новейших разработок в  сфере  АПК.  Литература  1.Немирич Т.Н. Миссия школы ­ спасти село  //  Директор школы.   2009.   № 10. С.25­29. 2. Немирич   Т.Н.   Социальные   функции   сельской   школы:   опыт   и   инновации //Человек и труд. ­ 2012. ­ № 12. – С. 39­42 3.Немирич Т.Н. Пятый элемент воспитания // Народное образование.    2011. № 7.  С.87­91.  4.Немирич   Т.Н.   От   чего   зависит   социальная   компетентность   ученика сельской школы // Народное образование. 2012. № 8. С.123 ­125. 5.Немирич   Т.Н.   Производственный   сельскохозяйственный   труд   ­базовое условие социализации сельского школьника// Воспитание школьников. 2012. №3.С.73­77. 6. Немирич   Т.Н.   Социальные   функции   сельской   школы:   опыт   и   инновации //Народное образование.   2013. № 8.  С.65 ­ 68  7. Немирич   Т.Н.   Детско­взрослое   производство   малочисленной   школы. Экономический и воспитательный эффект // Народное образование. 2015.  № 6.  С.60 ­ 74 Немирич Т. Н.,                                          директор ООШ №16                                                    д. Кулиш Чунского р­на  Иркутской обл. Маланов И. А. д­р пед. наук, проф, зав. кафедрой общей педагогики,     Педагогический институт Бурятского госуниверситета [email protected]

Опыт допрофессиональной подготовки сельских школьников

Опыт допрофессиональной подготовки сельских  школьников

Опыт допрофессиональной подготовки сельских школьников

Опыт допрофессиональной подготовки сельских  школьников

Опыт допрофессиональной подготовки сельских школьников

Опыт допрофессиональной подготовки сельских  школьников

Опыт допрофессиональной подготовки сельских школьников

Опыт допрофессиональной подготовки сельских  школьников

Опыт допрофессиональной подготовки сельских школьников

Опыт допрофессиональной подготовки сельских  школьников

Опыт допрофессиональной подготовки сельских школьников

Опыт допрофессиональной подготовки сельских  школьников

Опыт допрофессиональной подготовки сельских школьников

Опыт допрофессиональной подготовки сельских  школьников

Опыт допрофессиональной подготовки сельских школьников

Опыт допрофессиональной подготовки сельских  школьников

Опыт допрофессиональной подготовки сельских школьников

Опыт допрофессиональной подготовки сельских  школьников

Опыт допрофессиональной подготовки сельских школьников

Опыт допрофессиональной подготовки сельских  школьников

Опыт допрофессиональной подготовки сельских школьников

Опыт допрофессиональной подготовки сельских  школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019