Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»
Оценка 4.6

Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
Детсад
04.07.2018
Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»
Формирование экологической культуры – сложный процесс, и трудно переоценить роль образования в этом процессе. В условиях перехода на новую модель образования, внедрения ФГОС, особое место здесь отводится дошкольным образовательным учреждениям, где у детей дошкольного возраста начинаются формироваться основы экологической культуры, правильного и осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. Широкие возможности для этого представляются через экспериментальную деятельность.Детское экспериментирование - это многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком.
ОПЫТ экспериментальная деятельность.docx
СЛАЙД 1 Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. А. Сухомлинский Я рада приветствовать вновь всех собравшихся в этом зале. И хочу представить вам  свой опыт работы по творческой теме: « Формирование элементарных  экологических представлений дошкольников через экспериментальную  деятельность» Термин «экспериментирование» понимается как особый способ духовно­ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий,  в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Или Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «еxperimеntum», что  переводится как «проба, опыт». Эксперимент осуществляется на основе теории,  определяет постановку задач и интерпретацию его результатов» Формирование экологической культуры – сложный процесс, и трудно  переоценить роль образования в этом процессе. В условиях перехода на новую модель  образования, внедрения ФГОС, особое место здесь отводится  дошкольным  образовательным учреждениям, где у детей дошкольного возраста начинаются  формироваться основы экологической культуры, правильного и осознанного  отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. Широкие возможности  для этого представляются через экспериментальную деятельность.  СЛАЙД 2        Детское экспериментирование ­ это многогранный процесс, включающий в себя  и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник  постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности ­ от постановки  проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны  приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа  наблюдаемых процессов и полученных результатов.   Дошкольный возраст ­  самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте  ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально  ­ ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно­ экологических позиций личности.     Ребенок  знакомится с миром природы, непосредственно наблюдая ее или  через практическую деятельность во время прогулок. Такие  способы познания  природы  как: книги, картины, кино, телевидение ­  расширяют кругозор маленького  ребенка, однако оказывают меньшее воспитательное воздействие. Непосредственное  же общение с природой насыщает эмоциональное восприятие ребенка яркими  впечатлениями.        Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные  впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются  начальные элементы экологической культуры. Актуальность  опыта обусловлена тем, что при формировании основ естественно­ научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как  метод, близкий к идеальному. Знания, полученные не из книг, а добытые  самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.  СЛАЙД 3 Поэтому целью моего опыта  является формирование элементарных экологических  представлений дошкольников через экспериментальную деятельность. Гипотеза: использование опытной и экспериментальной деятельности в  экологическом образовании детей дошкольного возраста способствует более  успешному усвоению детьми знаний о природе СЛАЙД 4 Исходя из цели и гипотезы определены следующие задачи:  ­ воспитывать  осознанно­правильного отношения к явлениям, объектам живой и  неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период  жизни. ­ расширить представления о предметах и объектах окружающего мира;  ­ развивать у детей дошкольного возраста  экологические представления, знания о  ценности природы и правилах поведения в ней; ­ развивать коммуникативные навыки и любознательность. ­развивать собственный познавательный опыт; ­развивать поисково­познавательную деятельность, инициативу, сообразительность,  пытливость, критичность, самостоятельность;  ­ создать в группе комфортные условия для детского экспериментирования на  занятиях и в самостоятельной деятельности детей; ­ создать в группе уголок  экспериментирования; Практическая работа по  творческой теме была выстроена через интеграцию всех служб детского сада, образовательных областей, всех видов детской  деятельности.   СЛАЙД 5         Организация работы на основе интеграции,   позволила объединить знания  детей из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг  друга.   Например: интеграция с областью «Коммуникация»  при проведении образовательной  деятельности выполняя работу происходит  обсуждение действий, выводов,  умозаключений, т.е. происходит практическое овладение воспитанниками нормами  речи; Интегрируя с областью «художественное творчество» происходит сенсорное развитие, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества.  А интеграция с областью «Музыка» так же способствует развитию детского  творчества, включение музыки при проведении ОД, тематических досугов. СЛАЙД 6       Теоретическая часть. Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К.  Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина и др.) показывают, что  возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше,  чем это предполагалось. Дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные  свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В  период дошкольного детства формируются способности к начальным формам  обобщения, умозаключения, абстракции.        Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков  сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности  является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для  обоснования данного вывода им приводятся доказательства: игре надо учить, а в экспериментировании ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания. А. И. Иванова изучала тему «Живая Экология». Она считала, что начинать  экологическое образование и воспитание надо с раннего возраста, учитывая  познавательные возможности детей каждого года жизни в области экологии. Детям  необходимо давать только правильные, истинные знания, не оставлять детские  вопросы без ответов, у них должно формироваться чувство радости от процесса  познания. СЛАЙД 7    При организации образовательной деятельности с детьми за основу были взяты  следующие педагогические принципы:  Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство со строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами и средой обитания в природе. Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности. Личность каждого ребенка представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантов развития. Принцип гуманизации дает возможность строить «вектор развития» от ребенка к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию и развитию на основе накопления субъективного опыта. Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей. Принцип регионализации, в связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной основой организации процесса экологического воспитания. Это социоприродное окружение детского сада, характерные особенности народонаселения, времен года, животных и растений нашей республики.     СЛАЙД 8 При формировании  элементарных экологических представлений у детей  для  каждого возраста  использовала  разные варианты форм, методов и приемов,  начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. При организации работы с детьми основываясь на виды детской деятельности  использовала разные  формы работы с ними:  опытно­исследовательская деятельность   познавательные занятия   дидактические, подвижные, сюжетно­ролевые игры   исследовательская деятельность в уголке природы, на участке, в огороде   экскурсии  Что позволяло  мотивировать, привлекать и поддерживать внимание воспитанников.        Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще  наглядно­действенное и наглядно­образное мышление, и экспериментирование, как  никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном  возрасте он является ведущим, а в первые три года ­ практически единственным  способом познания мира. СЛАЙД 9 С детьми младшего возраста опыты почти не проводятся, т.к. мал опыт детей, они не могут установить связи. В этом возрасте  чаще используются  поисковые  действия (предложить кошке конфету, морковь, мясо ­ что же она выберет?  Поскрести пальцем по столу ­ слышит ли кошка? Чем она слышит?). Поисковые  действия в младших группах  включатся в наблюдения.  Все  наблюдения являются  кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими  группами. К трем годам все дети овладевают фразовой речью и поэтому им можно  предложить отвечать на простейшие вопросы. СЛАЙД 10 На четвертом году жизни возникает наглядно­образное мышление. У детей ярко  проявляется любопытство. Они начинают задавать многочисленные вопросы  природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных  достижениях:  У детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно  незнакомой проблеме вопросов не возникает);  Сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними  хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;  Появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от  взрослого человека. Вот поэтому важно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их  самостоятельно, поставить небольшой опыт. В этом случае детский вопрос  превращается в формулирование цели.  Нужно помочь малышу продумать методику  проведения опыта, дать советы и рекомендации и потом вместе с ним осуществить  необходимые действия.  СЛАЙД 11 Дети  младшей возраста  еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают  это вместе с воспитателем.  Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий:  «Игорь, что получится, если мы подуем на одуванчик?». У детей начинает  формироваться произвольное внимание. Это позволяет делать первые попытки  фиксировать результаты наблюдений, используя готовые формы: «Давайте в этом  кружочке поставим стрелку на те продукты, которые съест кошка». Это способствует  развитию умения анализировать факты и давать словесный отчет об увиденном.         СЛАЙД 12 У детей старшего возраста уже  формируется устойчивая привычка задавать  вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по  проведению экспериментов переходит в руки детей. Роль воспитателя ­ это умный  друг и советчик. В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. СЛАЙД 13 Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Для того, чтобы экспериментальная деятельность приносила положительные результаты, воспитатель при ее организации должен соблюдать ряд требований: ­ четкость формулировки целей и задач опыта; ­ предъявление задач в определенной последовательности: сначала простые, затем  более сложные; ­ предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при  разрешении проблемной ситуации; ­ для того чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его  целесообразно повторять дважды. СЛАЙД 14 Практика Чтобы повысить у детей знания в экологической культуре дошкольников мной был составлен перспективный план работы по эколого – экспериментальной деятельности, разработан ряд конспектов, консультаций для родителей, создана картотека дидактических игр проблемно- поискового характера, которые позволили достигнуть повышения качества знаний у детей в данном направлении. План экспериментально экологической работы с детьми старшего возраста Сентябрь 1..«Узнаем, какая вода» 2. «Игры с веерами и султанчиками» 3. «Поиграем с солнышком» 4. «Свойства песка» Октябрь 1. «Чудесный мешочек» 2. «Поиграем с ветерком» 3. «Что в коробке» 4. «Почему осенью бывает грязно» Ноябрь 1. «Волшебные дощечки» 2. «Легкий – тяжелый» 3. «Найди по звуку» 4. «Глина, ее свойства» Декабрь 1. «Горячо-холодно» 2. «Чудесный мешочек» 3. «Окрашивание воды» 4. «Снег, какой он?» Январь 1. « Игры с соломинкой» 2. «Снег. Какой он?» 3. «Как из снега получить воду» 4. «Как воду превратить в лед» Февраль 1. «Изготовление цветных льдинок» 2. «Мороз и снег» 3«Свойства льда» 4. «Ветер по морю гуляет» Март 1. «Плавает-тонет» 2. «Бумага, ее качества и свойства» 3. «Посадка лука» 4. «Поплывет не поплывет» Апрель 1. «Здравствуй, солнечный зайчик» 2. «Веточка березы» 3. «Древесина, ее качества и свойства» 4. «Что в пакете» Май 1. «Спрячь пуговку» 2. «Пирожки для Мишки» 3. «Сравнение песка, почвы и глины» 4. «Ткань, ее качества и свойства» СЛАЙД 15 Познавательно ­ исследовательская деятельность как стержневая может быть  «обрамлена» другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания: ­ чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную  тему, затем, собственно  опыты и  эксперименты:  В. Сутеев "Яблоко", деление на части; "Кораблик", конструирование из любого  материала.  Х. К. Андерсен "Капля воды",опыты: рассматривание капли воды под лупой,  микроскопом; капля воды­ увеличительное стекло;  В. Чирков «Утки и лед», опыты со льдом.  Н. Носов "На горке", опыты: свойства льда, трение.  Русская сказка «Соль», опыты: изучение свойств соли, сравнение соли и сахара,  выращивание снежинки из кристаллов соли. ­  познавательно ­ исследовательская деятельность, затем продуктивная  деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация,  конструирование, лепка); СЛАЙД 16 Пространственно - предметная среда должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию. В моей группе создана предметно развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. При помощи оборудования хранящегося в лаборатории дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной, магнитами, камнями. Совместно с детьми можно пополнить лабораторию разными материалами, собранными в процессе наблюдений на прогулке: песком, глиной, почвой, камнями, веточками, корой разных деревьев, гербариями листьев и цветов, семенами растений. СЛАЙД 17 Работая в детском саду на протяжении многих лет, я знаю, что успех в своей работе  можно получить только в тесном сотрудничестве с родителями.           Чтобы  заинтересовать родителей и привлечь к сотрудничеству проводила   родительские собрания в интересной форме, консультации, экологические ширмы,  беседы, привлекала к участию в проектной деятельности, так как через реализацию  проекта родители становятся участниками образовательного процесса, применяла  ИКТ ( использование электронной почты для рассылки  заданий, что позволяет  вовлечь в образовательный процесс тех, кто не посещает в данный момент детский  сад…)          СЛАЙД 18 Таким образом, подводя итоги,  можно сделать следующие выводы: Экологическое образование дошкольников ­ непрерывный процесс обучения,  воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической  культуры, которая проявляется в эмоционально­положительном отношении к  природе, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных  ориентации. Значительное внимание уделяется знакомству детей с природой, того ее региона, где  живут дети; с теми сезонными изменениями в природе, которые связаны с народными  праздниками , с природными богатствами родного края. Эксперимент понимается как особый способ практического освоения  действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность. Как специально организованная деятельность, эксперимент, способствует  становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ  культурного познания им окружающего мира. Экспериментальная работа активизирует восприятие учебного материала по  ознакомлению с природными явлениями, вызывает у ребенка интерес к исследованию  природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию,  обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность  ребенка, в обществе и т.п. СЛАЙД 19 РЕЗУЛЬТАТ: На заключительном этапе провела диагностику, которая показала Что  систематическая, целенаправленная работа по формированию элементарных  экологических представлений через экспериментальную деятельность дала хорошие  результаты,    низкий уровень составил 2%, средний уровень вырос на 12% и составил  56%, высокий уровень вырос на 22% и составил 42%. Таким образом, дети достигли  хороших результатов :могут самостоятельно ставить  вопросы, делать выводы, находить причинно­следственные связи.           СЛАЙД 20 В заключение хочется привести слова академика К.Е.Тимирязева: «Люди,  научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить  вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком  умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».  В этом, на наш взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования и опытов.

Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»

Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»

Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»

Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»

Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»

Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»

Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»

Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»

Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»

Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»

Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»

Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»

Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»

Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»

Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»

Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2018