Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»
Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
Детсад
04.07.2018
Формирование экологической культуры – сложный процесс, и трудно переоценить роль образования в этом процессе. В условиях перехода на новую модель образования, внедрения ФГОС, особое место здесь отводится дошкольным образовательным учреждениям, где у детей дошкольного возраста начинаются формироваться основы экологической культуры, правильного и осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. Широкие возможности для этого представляются через экспериментальную деятельность.Детское экспериментирование - это многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком.
ОПЫТ экспериментальная деятельность.docx
СЛАЙД 1
Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего,
Мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.
В. А. Сухомлинский
Я рада приветствовать вновь всех собравшихся в этом зале. И хочу представить вам
свой опыт работы по творческой теме: « Формирование элементарных
экологических представлений дошкольников через экспериментальную
деятельность»
Термин «экспериментирование» понимается как особый способ духовно
практического освоения действительности, направленный на создание таких условий,
в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных
ситуациях.
Или Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «еxperimеntum», что
переводится как «проба, опыт». Эксперимент осуществляется на основе теории,
определяет постановку задач и интерпретацию его результатов»
Формирование экологической культуры – сложный процесс, и трудно
переоценить роль образования в этом процессе. В условиях перехода на новую модель
образования, внедрения ФГОС, особое место здесь отводится дошкольным
образовательным учреждениям, где у детей дошкольного возраста начинаются
формироваться основы экологической культуры, правильного и осознанного
отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. Широкие возможности
для этого представляются через экспериментальную деятельность.
СЛАЙД 2
Детское экспериментирование это многогранный процесс, включающий в себя
и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник
постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности от постановки
проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны
приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа
наблюдаемых процессов и полученных результатов. Дошкольный возраст
самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте
ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально
ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно
экологических позиций личности.
Ребенок знакомится с миром природы, непосредственно наблюдая ее или
через практическую деятельность во время прогулок. Такие способы познания
природы как: книги, картины, кино, телевидение расширяют кругозор маленького
ребенка, однако оказывают меньшее воспитательное воздействие. Непосредственное
же общение с природой насыщает эмоциональное восприятие ребенка яркими
впечатлениями.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные
впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него
формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются
начальные элементы экологической культуры. Актуальность опыта обусловлена тем, что при формировании основ естественно
научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как
метод, близкий к идеальному. Знания, полученные не из книг, а добытые
самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
СЛАЙД 3
Поэтому целью моего опыта является формирование элементарных экологических
представлений дошкольников через экспериментальную деятельность.
Гипотеза: использование опытной и экспериментальной деятельности в
экологическом образовании детей дошкольного возраста способствует более
успешному усвоению детьми знаний о природе
СЛАЙД 4
Исходя из цели и гипотезы определены следующие задачи:
воспитывать осознанноправильного отношения к явлениям, объектам живой и
неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период
жизни.
расширить представления о предметах и объектах окружающего мира;
развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о
ценности природы и правилах поведения в ней;
развивать коммуникативные навыки и любознательность.
развивать собственный познавательный опыт;
развивать поисковопознавательную деятельность, инициативу, сообразительность,
пытливость, критичность, самостоятельность;
создать в группе комфортные условия для детского экспериментирования на
занятиях и в самостоятельной деятельности детей;
создать в группе уголок экспериментирования;
Практическая работа по творческой теме была выстроена через интеграцию
всех служб детского сада, образовательных областей, всех видов детской
деятельности.
СЛАЙД 5
Организация работы на основе интеграции, позволила объединить знания
детей из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг
друга.
Например: интеграция с областью «Коммуникация» при проведении образовательной
деятельности выполняя работу происходит обсуждение действий, выводов,
умозаключений, т.е. происходит практическое овладение воспитанниками нормами
речи;
Интегрируя с областью «художественное творчество» происходит сенсорное развитие,
расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества.
А интеграция с областью «Музыка» так же способствует развитию детского
творчества, включение музыки при проведении ОД, тематических досугов.
СЛАЙД 6
Теоретическая часть.
Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К.
Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина и др.) показывают, что
возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше,
чем это предполагалось. Дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные
свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В
период дошкольного детства формируются способности к начальным формам
обобщения, умозаключения, абстракции.
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков
сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности
является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для
обоснования данного вывода им приводятся доказательства: игре надо учить, а в
экспериментировании ребенок самостоятельно воздействует
различными способами на окружающие его предметы и явления с
целью более полного их познания.
А. И. Иванова изучала тему «Живая Экология». Она считала, что начинать
экологическое образование и воспитание надо с раннего возраста, учитывая
познавательные возможности детей каждого года жизни в области экологии. Детям
необходимо давать только правильные, истинные знания, не оставлять детские
вопросы без ответов, у них должно формироваться чувство радости от процесса
познания.
СЛАЙД 7
При организации образовательной деятельности с детьми за основу были взяты
следующие педагогические принципы:
Принцип научности определяет содержание экологического
воспитания и реализуется через знакомство со строением
среды обитания живых существ и человека, с разнообразием
взаимосвязей между организмами и средой обитания в
природе.
Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных,
индивидуальных особенностей и потребностей детей,
определить содержание экологического образования по
объему сложности. Личность каждого ребенка представляет
собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным
подбором качеств и собственным вариантов развития. Принцип
гуманизации дает возможность строить «вектор развития» от
ребенка к определению индивидуальных педагогических
воздействий, способствующих его воспитанию и развитию на
основе накопления субъективного опыта.
Принцип интеграции заключается в синтезе содержания
дошкольного компонента экологического воспитания
содержанием из разных областей естествознания, прикладных
и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм
и методов экологического воспитания детей. Принцип регионализации, в связи с возрастными
особенностями детей и необходимостью использования
ближайшего природного и социокультурного окружения как
ресурса воспитания и развития детей, является
фундаментальной основой организации процесса
экологического воспитания. Это социоприродное окружение
детского сада, характерные особенности народонаселения,
времен года, животных и растений нашей республики.
СЛАЙД 8
При формировании элементарных экологических представлений у детей для
каждого возраста использовала разные варианты форм, методов и приемов,
начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.
При организации работы с детьми основываясь на виды детской деятельности
использовала разные формы работы с ними:
опытноисследовательская деятельность
познавательные занятия
дидактические, подвижные, сюжетноролевые игры
исследовательская деятельность в уголке природы, на участке, в огороде
экскурсии
Что позволяло мотивировать, привлекать и поддерживать внимание воспитанников.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще
нагляднодейственное и нагляднообразное мышление, и экспериментирование, как
никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном
возрасте он является ведущим, а в первые три года практически единственным
способом познания мира.
СЛАЙД 9
С детьми младшего возраста опыты почти не проводятся, т.к. мал опыт детей,
они не могут установить связи. В этом возрасте чаще используются поисковые
действия (предложить кошке конфету, морковь, мясо что же она выберет?
Поскрести пальцем по столу слышит ли кошка? Чем она слышит?). Поисковые
действия в младших группах включатся в наблюдения. Все наблюдения являются
кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими
группами. К трем годам все дети овладевают фразовой речью и поэтому им можно
предложить отвечать на простейшие вопросы.
СЛАЙД 10
На четвертом году жизни возникает нагляднообразное мышление. У детей ярко
проявляется любопытство. Они начинают задавать многочисленные вопросы
природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных
достижениях:
У детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно
незнакомой проблеме вопросов не возникает);
Сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними
хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях; Появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от
взрослого человека.
Вот поэтому важно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их
самостоятельно, поставить небольшой опыт. В этом случае детский вопрос
превращается в формулирование цели. Нужно помочь малышу продумать методику
проведения опыта, дать советы и рекомендации и потом вместе с ним осуществить
необходимые действия.
СЛАЙД 11
Дети младшей возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают
это вместе с воспитателем.
Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий:
«Игорь, что получится, если мы подуем на одуванчик?». У детей начинает
формироваться произвольное внимание. Это позволяет делать первые попытки
фиксировать результаты наблюдений, используя готовые формы: «Давайте в этом
кружочке поставим стрелку на те продукты, которые съест кошка». Это способствует
развитию умения анализировать факты и давать словесный отчет об увиденном.
СЛАЙД 12
У детей старшего возраста уже формируется устойчивая привычка задавать
вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по
проведению экспериментов переходит в руки детей. Роль воспитателя это умный
друг и советчик. В старшей группе возрастает роль заданий по
прогнозированию результатов.
Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы,
составлять развернутый рассказ об увиденном. В старшей группе начинают
вводиться длительные эксперименты, сравнивая два объекта или
два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не
только разницу, но и сходство. СЛАЙД 13
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все
стороны воспитания.
Для того, чтобы экспериментальная деятельность приносила
положительные результаты, воспитатель при ее организации
должен соблюдать ряд требований:
четкость формулировки целей и задач опыта;
предъявление задач в определенной последовательности: сначала простые, затем
более сложные;
предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при
разрешении проблемной ситуации;
для того чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его
целесообразно повторять дважды.
СЛАЙД 14
Практика
Чтобы повысить у детей знания в экологической культуре
дошкольников мной был составлен перспективный план работы по
эколого – экспериментальной деятельности, разработан ряд
конспектов, консультаций для родителей, создана картотека
дидактических игр проблемно- поискового характера, которые позволили достигнуть повышения качества знаний у детей в
данном направлении.
План экспериментально экологической работы с детьми
старшего возраста
Сентябрь 1..«Узнаем, какая вода» 2. «Игры с веерами и
султанчиками» 3. «Поиграем с солнышком» 4. «Свойства песка»
Октябрь 1. «Чудесный мешочек» 2. «Поиграем с ветерком» 3. «Что в
коробке» 4. «Почему осенью бывает грязно»
Ноябрь 1. «Волшебные дощечки» 2. «Легкий – тяжелый» 3. «Найди
по звуку» 4. «Глина, ее свойства»
Декабрь 1. «Горячо-холодно» 2. «Чудесный мешочек» 3.
«Окрашивание воды» 4. «Снег, какой он?»
Январь 1. « Игры с соломинкой» 2. «Снег. Какой он?» 3. «Как из
снега получить воду» 4. «Как воду превратить в лед»
Февраль 1. «Изготовление цветных льдинок» 2. «Мороз и снег»
3«Свойства льда» 4. «Ветер по морю гуляет»
Март 1. «Плавает-тонет» 2. «Бумага, ее качества и свойства» 3.
«Посадка лука» 4. «Поплывет не поплывет»
Апрель 1. «Здравствуй, солнечный зайчик» 2. «Веточка березы» 3.
«Древесина, ее качества и свойства» 4. «Что в пакете»
Май 1. «Спрячь пуговку» 2. «Пирожки для Мишки» 3. «Сравнение
песка, почвы и глины» 4. «Ткань, ее качества и свойства»
СЛАЙД 15
Познавательно исследовательская деятельность как стержневая может быть
«обрамлена» другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания:
чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную
тему, затем, собственно опыты и эксперименты:
В. Сутеев "Яблоко", деление на части; "Кораблик", конструирование из любого
материала.
Х. К. Андерсен "Капля воды",опыты: рассматривание капли воды под лупой,
микроскопом; капля воды увеличительное стекло;
В. Чирков «Утки и лед», опыты со льдом.
Н. Носов "На горке", опыты: свойства льда, трение.
Русская сказка «Соль», опыты: изучение свойств соли, сравнение соли и сахара,
выращивание снежинки из кристаллов соли.
познавательно исследовательская деятельность, затем продуктивная
деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация,
конструирование, лепка);
СЛАЙД 16
Пространственно - предметная среда должна побуждать детей
к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию.
В моей группе создана предметно развивающая среда,
обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений,
экспериментов всеми воспитанниками группы. При помощи
оборудования хранящегося в лаборатории дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной,
магнитами, камнями. Совместно с детьми можно пополнить
лабораторию разными материалами, собранными в процессе
наблюдений на прогулке: песком, глиной, почвой, камнями,
веточками, корой разных деревьев, гербариями листьев и цветов,
семенами растений.
СЛАЙД 17
Работая в детском саду на протяжении многих лет, я знаю, что успех в своей работе
можно получить только в тесном сотрудничестве с родителями.
Чтобы заинтересовать родителей и привлечь к сотрудничеству проводила
родительские собрания в интересной форме, консультации, экологические ширмы,
беседы, привлекала к участию в проектной деятельности, так как через реализацию
проекта родители становятся участниками образовательного процесса, применяла
ИКТ ( использование электронной почты для рассылки заданий, что позволяет
вовлечь в образовательный процесс тех, кто не посещает в данный момент детский
сад…)
СЛАЙД 18
Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
Экологическое образование дошкольников непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической
культуры, которая проявляется в эмоциональноположительном отношении к
природе, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных
ориентации.
Значительное внимание уделяется знакомству детей с природой, того ее региона, где
живут дети; с теми сезонными изменениями в природе, которые связаны с народными
праздниками , с природными богатствами родного края.
Эксперимент понимается как особый способ практического освоения
действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы
наиболее ярко обнаруживают свою сущность.
Как специально организованная деятельность, эксперимент, способствует
становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ
культурного познания им окружающего мира.
Экспериментальная работа активизирует восприятие учебного материала по
ознакомлению с природными явлениями, вызывает у ребенка интерес к исследованию
природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию,
обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность
ребенка, в обществе и т.п.
СЛАЙД 19
РЕЗУЛЬТАТ: На заключительном этапе провела диагностику, которая показала Что
систематическая, целенаправленная работа по формированию элементарных
экологических представлений через экспериментальную деятельность дала хорошие
результаты, низкий уровень составил 2%, средний уровень вырос на 12% и составил
56%, высокий уровень вырос на 22% и составил 42%. Таким образом, дети достигли хороших результатов :могут самостоятельно ставить
вопросы, делать выводы, находить причинноследственные связи.
СЛАЙД 20
В заключение хочется привести слова академика К.Е.Тимирязева: «Люди,
научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить
вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком
умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
В этом, на наш взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования
и опытов.
Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»
Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»
Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»
Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»
Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»
Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»
Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»
Опыт по творческой теме « Формирование элементарных экологических представлений дошкольников через экспериментальную деятельность»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.