Опыт применения элементов технологии развития критического мышления в преподавании русского языка и литературы для студентов колледжа
Оценка 5

Опыт применения элементов технологии развития критического мышления в преподавании русского языка и литературы для студентов колледжа

Оценка 5
Научные работы
docx
русская литература +1
Взрослым
05.08.2019
Опыт применения элементов технологии  развития критического мышления в преподавании русского языка и литературы для студентов колледжа
Учебные занятия с использованием элементов технологии развития критического мышления дают студентам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности, а также способствуют формированию и развитию предметных, метапредметных и личностных результатов, предусмотренных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования.
МОЯ СТАТЬЯ.docx
Ф.И.О. автора: Денисова Виктория Михайловна Должность: преподаватель русского языка и литературы Название   образовательной   организации:   ГБПОУ   РК   «Ялтинский   экономико­ технологический колледж» Город: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Массандра   Название статьи: Опыт применения элементов технологии   развития критического мышления в преподавании русского языка и литературы для студентов колледжа «Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду,  а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню» Жан Жак Руссо [1] Мы   живём   в   новое   время   –   время   информационных   технологий  и   высоких достижений. В связи с этим к образованию предъявляются совершенно новые социальные запросы.   Новая   действительность   диктует   иные,   более   прогрессивные   цели.   Целью   всего обучения   в   колледже   становится   овладение   студентами   умением   учиться.   Об   этом   нам говорят   Федеральные   государственные   образовательные   стандарты   основного   общего образования. на первое место выходят «Метапредметные результаты, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий». Современного   студента   достаточно   трудно   мотивировать   к   познавательной деятельности,   к   поиску   пути,   к   цели   в   современном   поле   информации   и   коммуникации. Происходит это потому, что студенты часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала. Трудности  вызывает самостоятельный поиск, обработка , организация информации   и   создание   своих   информационных   объектов.   Русский   язык   не   является исключением.   Причина этого кроется  в недостаточно высоком уровне развития мышления, особенно критического. А это очень важно для профессионала в современном мире, который входит в новый 21 век с новым обликом познавательной культуры.                 Требования   нового   стандарта   не   являются   чем­то   абсолютно   новым   для практикующих   преподавателей.   И   всё   же   у   многих   педагогов   они   вызвали   тревогу   и неуверенность в своих силах. Как спроектировать учебное занятие, которое формировало бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие методы и приёмы работы будут   эффективными?   Какие   формы   организации   деятельности   обучающихся   стоит применять? Как научить студентов планировать свои действия? Ответить на многие вопросы очень помогает применение элементов технологии «Развитие критического мышления». Критическое мышление – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Это мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Таким образом, критическое мышление­это комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения студента.[6] ТРКМ ­ это совершенная педагогическая технология, она имеет все ее признаки:   программирование   воспроизводимость,   эффективность, научность, деятельности студента и преподавателя. [5]   оптимальность, Технология РКМ направлена на достижение образовательных результатов.  умение   работать   с   увеличивающимся   и   постоянно   обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;     пользоваться различными способами интегрирования информации; задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы; вырабатывать   собственное   мнение   на   основе   осмысления   различного опыта, идей и представлений; отношению к окружающим;    выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.[5]         ТРКМ представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова,   стадии   осмысления   и   стадии   рефлексии.   Исследователи   утверждают,   что   такая структура   соответствует   этапам   человеческого   восприятия:   сначала   надо   настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего понадобятся полученные знания и как их применить. Первая стадия – вызов ­ позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у студента знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить обущающегося к   активной   работе   на   учебном   занятии   и   дома.   На   стадии   вызова   преподаватель   только формулирует задания, не участвуя в процессе припоминания. Студенты вспоминают все, что знали по теме, затем объединяются в пары и обсуждают списки (написанное индивидуально). Преподаватель на доске составляет общий список знаний. В результате появляется первичный материал,   с   которым   предстоит   работать.   Парная   работа   способствует   лингвистической грамотности. Приемы, используемые на стадии вызова (кластеры, ключевые слова, «корзина идей», « верные ­ неверные утверждения»), позволяют обучающимся увидеть собранную информацию, а структурирование высказанных идей выявит противоречия, неясные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска информации.[6] Вторая   стадия   технологии   критического   мышления   –   осмысление     содержания   – позволяет   получить   новую   информацию,   осмыслить   ее,   соотнести   с   уже   имеющимися знаниями.   На   данной   стадии   идет   активная   самостоятельная   работа.   На   этом   этапе преподаватель   предлагает   познакомиться   с   текстом,   параграфом   учебника,   прослушать лекцию,   посмотреть   видеофильм.   Наиболее   популярным     на   этой   стадии   является   прием «Инсерт».   Прием   осуществляется   в   несколько   этапов.   Знакомясь   с   новым   материалом, обучающиеся читают текст и маркируют его: «V» ­ уже знал, «+» ­ новое, «думал иначе», «?» ­ есть вопросы. После прочтения заполняется   таблица,   где   значки   станут   заголовками   таблиц.   Обучающиеся   распределяют информацию по категориям. Для заполнения таблицы ребята снова возвращаются к тексту, что обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение. Условные значки помогают читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками при запоминании материала. На этом этапе важно не забывать о поставленных студентами целей на   стадии   вызова,   заданных   вопросах,   т.к.   изучение   нового   материала   накладывается   на знания, опыт и вопросы, вызванные на первом этапе учебного занятия.[5] Многие приемы, используемые на стадии вызова и осмысления, логически переходят  в третью стадию урока – стадию рефлексии (размышления). Эта стадия позволяет осмыслить всю полученную информацию, превратить ее в собственное знание, сформировать у каждого студента   собственное   отношение   к   изучаемому   материалу.   Рефлексия   направлена   на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. На этом   этапе   исправляются   предшествующие   представления,   собранные   на   стадии   вызова, определяются   дальнейшие   перспективы   в   изучении   темы.   Педагог   должен   вернуть обучающегося   к   первоначальным   записям­предложениям,   а   также   организовать   работу   по дополнению   к   пройденному.   Преподаватель   дает   творческие,   исследовательские   и практические задания на основе изученной информации. Важно, чтобы в процессе рефлексии студенты могли самостоятельно оценить свой путь от представления к пониманию.[6]  Популярными приемами на этом этапе являются синквейн (пятистишие), кластер, 10­ минутное эссе, З­Х­У, вопросы по тексту, обзор двухчастных и трехчастных дневников. Вот   уже   несколько   лет   я   использую   элементы   технологии   развития   критического мышления при обучении студентов колледжа.  Надо   отметить,   что   использовать   элементы   технологии   развития   критического мышления можно на различных этапах учебного занятия по русскому языку и литературе. Например, прием кластера может применяться на любой из стадий. На этапе вызова ребята высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности студентов,   мотивации   к   размышлению   до   начала   изучения   темы.  На   стадии   осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал. (см. рисунок 1). На стадии   рефлексии   метод   кластера   выполняет   функцию   систематизирования   полученных знаний.[2,3] Приведу   пример составления кластера на учебном занятии по литературе на тему : «Идеал семьи по Л. Н. Толстому  в романе «Война и мир»» на стадии осмысления: Рис. 1 Кластер [1,2,3,4] Таким образом, использование элементов ТРКМ способствует созданию условий для развития умений критически мыслить, владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, уметь аргументировать свою точку зрения, а так же позволяет   поддерживать   внимание   студентов   на   высоком   уровне,   снижает   утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес студентов к предмету.  Опыт применения элементов технологии развития критического мышления в процессе преподавания   русского   языка   и   литературы   позволяет   сделать   выводы   о   том,   что   эта технология способствует формированию и развитию не только предметных, метапредметных, личностных   результатов,   предусмотренных   ФГОС   СОО,   но   и   общих,   профессиональных компетенций по соответствующей профессии. Библиографический список 1.Русский язык и литература.Литература:учебник для 10 класса общеобразовательных учереждений.Базовый уровень:в 2 частях.Ч1/Зинин С.А., Сахаров В.И. .­М.:ООО «Русское слово­учебник,2014.­280с:ил.­(Инновационная школа). 2.Русский язык и литература.Литература:учебник для 10 класса общеобразовательных учереждений.Базовый уровень:в 2 частях.Ч2/ Зинин С.А., Сахаров В.И. .­М.:ООО «Русское слово­учебник,2014.­288 с:ил.­(Инновационная школа) 3.Русский язык и литература. Литература:учебник для 11 класса общеобразовательных учереждений.Базовый уровень:в 2 частях.Ч1/Зинин С.А., В.А. Чалмаев. ­М.:ООО «Русское слово­учебник,2014.­432 с:ил.­(Инновационная школа). 4.   Русский   язык   и   литература.Литература:   учебник   для   11   класса общеобразовательных   учереждений.   Базовый   уровень:   в   2   частях.   Ч.2/Зинин   С.А.,   В.А. Чалмаев. ­М.:ООО «Русское слово­учебник,2014.­480 с:ил.­(Инновационная школа). 5.   Габидулин   Т.   К.   Технология   развития   критического   мышления   как   средство развития   умственных   способностей   студентов   колледжа   //   Молодой   ученый.   —   2017. №21.1.С. 20­22.   6. Трубинова   Е.   А.  Технология   развития   критического   мышления   в   учебно­ воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2015. №23. С. 946­948.

Опыт применения элементов технологии развития критического мышления в преподавании русского языка и литературы для студентов колледжа

Опыт применения элементов технологии  развития критического мышления в преподавании русского языка и литературы для студентов колледжа

Опыт применения элементов технологии развития критического мышления в преподавании русского языка и литературы для студентов колледжа

Опыт применения элементов технологии  развития критического мышления в преподавании русского языка и литературы для студентов колледжа

Опыт применения элементов технологии развития критического мышления в преподавании русского языка и литературы для студентов колледжа

Опыт применения элементов технологии  развития критического мышления в преподавании русского языка и литературы для студентов колледжа

Опыт применения элементов технологии развития критического мышления в преподавании русского языка и литературы для студентов колледжа

Опыт применения элементов технологии  развития критического мышления в преподавании русского языка и литературы для студентов колледжа

Опыт применения элементов технологии развития критического мышления в преподавании русского языка и литературы для студентов колледжа

Опыт применения элементов технологии  развития критического мышления в преподавании русского языка и литературы для студентов колледжа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2019