Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность. Особая роль в познавательном развитии дошкольника отводится математическим играм.
В процессе математических игр решаются такие логические задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Опыт работы.doc
Варавина Валентина Ивановна воспитатель Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения
Детского сада № 7 «Теремок» с. Преградного.
Содержание
1. Сущность опыта………………………………………………………3
2. Актуальность…………………………………………………………3
3. Новизна опыта……………………………………………………… 5
4. Адресная направленность…………………………………………5
5. Трудоёмкость…………………………………………………………5
6. Технология……………………………………………………………5
7. Сотрудничество с семьями воспитанников…………………………8
8. Список литературы……………………………………………………9
9.
Приложение…………………………………………………………..10
1 Варавинна Валентина Ивановна воспитатель муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения
Детского сада № 7 «Теремок» с. Преградного.
«Без игры нет,
полноценного умственного развития.
и не может быть
Играэто огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребёнка выливается
живительный
представлений,
понятий.
поток
Игра это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
1. Сущность опыта.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения
влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи,
которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную
активность. Особая роль в познавательном развитии дошкольника отводится
математическим играм.
В процессе математических игр решаются такие логические задачи, которые
способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших
логических структур мышления и математических представлений.
Опыт решает проблему не навязывать ребёнку готовых знаний, а указывает
пути их приобретения, делает процесс познания математических понятий и
закономерностей более гибким, а итог результативным.
Данный опыт способствует развитию умственных способностей,
любознательности, познавательного интереса.
Побуждает детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.
Помогает детям проявить свою сообразительность, смекалку.
Воспитывает у дошкольников стремление находить самостоятельный путь
решения познавательных задач.
Создаёт условия для накопления детьми представлений об окружающем.
2. Актуальность
Важность темы обусловлено тем, что занимательные математические игры,
способствуют развитию умственных способностей у детей, вызывают интерес к
процессу познания и облегчают процесс усвоения знаний. Игры математического
содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к
2 исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная
игровая ситуация с элементами проблемности, интересна детям. С помощью
Варавина Валентина Ивановна воспитатель муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения
Детского сада № 7 «Теремок» с. Преградного.
дидактических игр и заданий на смекалку, задач – шуток уточняются и
закрепляются представления детей о числах, отношениях между ними, о
геометрических фигурах,
временных и пространственных отношениях.
Занимательный материал увлекает ребёнка, способствует совершенствованию
наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Математические игры
побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Знания, данные
в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Важно
использовать игры так, чтобы сохранились и синтезировались элементы
познавательного, учебного и игрового общения.
Роль игровых средств в современном обучении возрастает. Психологами
доказано, что игровые упражнения помогают ребёнку адаптироваться в учебном
процессе и овладевать основами математики.
3. Новизна опыта
Создание условий в семье и в ДОУ для накопления детьми представлений об
любознательности,
развития их умственных способностей,
окружающем,
познавательного интереса с учётом возрастных возможностей.
Работа по данному опыту даёт не только определённую сумму знаний, умений
и навыков, но и позволяет сформировать у дошкольников высокую познавательную
активность, самостоятельность мышления, устойчивость внимания, то есть те
качества, которые им пригодятся в дальнейшем обучении в школе.
4. Адресная направленность
Опыт адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся темой
формирования элементарных математических представлений через игру у детей
дошкольного возраста.
5. Трудоёмкость
Решая задачу по формированию элементарных математических представлений
через игру у детей дошкольного возраста, я столкнулась с определёнными
трудностями:
недостаточно сформировано у детей логическое мышление, решение
нестандартных задач, поиски правильных решений;
слабое взаимодействие всех участников педагогического процесса (сотрудников
ДОУ и родителей) в решении проблем;
создание предметно – развивающей среды, пополнение дидактическим материалом;
3 разработка методических рекомендаций родителям по математическому развитию
детей в условиях семьи.
Варавина Валентина Ивановна воспитатель муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения
Детского сада № 7 «Теремок» с. Преградного.
использование разнообразных форм взаимодействия и сотрудничества с
родителями, разработка анкет, для выявления готовности родителей к
сотрудничеству с педагогами.
В последнее время в дошкольном образовании уделяется особое внимание
6. Технология
интеграции.
С учетом возрастных особенностей дошкольников интеграция основных видов
деятельности детей дошкольного возраста: познавательноисследовательской,
трудовой, художественнотворческой, коммуникативной, двигательной
способствует эмоциональному развитию личности ребенка, формированию
его творческого мышления, развитию восприятия, внимание, память, сенсорику,
речь, познавательного интереса.
Следовательно,
интеграция как целостное явление,
объединяющее
образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую
систему на основе планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим
средством организации образовательного процесса, формой которого становится
совместная с взрослыми, и самостоятельная деятельность детей.
Формирование элементарных математических представлений через игру
приоритетная форма образовательной области «Познавательное развитие».
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без
использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного
занимательного математического материала определяется с учётом возрастных
возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.
Из всего многообразия занимательного математического материала
наибольшее применение находят дидактические игры и дидактические игровые
упражнения. Игры и игровые упражнения включаю непосредственно в содержание
занятий и применяю в индивидуальной работе с детьми, а также со всеми детьми или
с подгруппой в свободное от занятий время. Использование наглядного материала
позволяет не только разнообразить игру, но и сделать её привлекательной для детей.
(Приложение № 1)
Чтобы игра заинтересовала детей, выделила следующие рекомендации к
содержанию математических заданий и игр.
1. Разнообразие заданий помогает поддерживать интерес детей к игре.
2. Чем больше дети сами будут придумывать вопросы, и выполнять задания
товарищей, тем полноценнее становятся их математические представления.
3. Загадки и задания не должны повторяться.
4 4. Помогаю детям разнообразить формулировки заданий, подсказывать при
необходимости, хвалить за оригинальный вопрос, за быструю реакцию при
ответе.
5. Вопросы должны быть просты и лаконичны, а выполнение заданий не должно
занимать много времени.
Варавина Валентина Ивановна воспитатель муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения
Детского сада № 7 «Теремок» с. Преградного.
6.Слежу за правильностью использования математических терминов («число»,
«цифра»).
Знакомлю с новой игрой постепенно: объясняю правила, игровую задачу,
определяю игровые роли, вместе с детьми обсуждаем «игровой результат».
При обучении математике использую не только настольные, но и словесные
игры, которые способствуют накоплению математического опыта. (Приложение
№2)
Образовательную деятельность по ФЭМП провожу в игровой форме. Занятие
– игра построена на знакомых детям и новых играх, которые вводятся с помощью
сказочноигрового сюжета и становятся своеобразной демонстрацией достигнутого
уровня математических знаний и представлений, создаётся непринуждённая
обстановка. Такое занятие проходит более эмоционально. Сказочный сюжет
привлекает дошкольников, при этом повышается познавательная активность детей.
Педагог положительно оценивает адекватные способы выражения радости и
сопереживания.
Художественное слово также способно обогатить математическое образование
дошкольников. Это считалки, весёлые стихи о цифрах, математические сказки. На
занятии по ФЭМП знакомлю детей со стихотворением или считалкой,
последующее их разучивание проводится в свободное время. Считалки, стихи
применяю в свободной игровой деятельности, на групповых занятиях, в
индивидуальной работе, во время викторин, досугов, праздников, познавательных
бесед.
Из многообразия математических игр наиболее доступными и интересными в
дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки и занимательные вопросы.
Задания на сообразительность, задачи – шутки и задачи ловушки используются не
только для развлечения, но и в большей мере – для обучения. Они развивают
гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний.
Выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости в
предположениях, воображения. Загадки, задачи – шутки и занимательные вопросы
использую в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какимлибо
явлением, т. е. в том случае, когда создаётся необходимая для этого ситуация.
Занимательные вопросы, задачи, загадки включаю в занятия по ФЭМП с целью
уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении, геометрических
формах, временных отношениях. Можно предложить занимательный материал в
начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение их в
5 данном случае состоит в создании у ребят положительного эмоционального
состояния, интереса к предстоящей деятельности, активности. (Приложение №3 )
Варавина Валентина Ивановна воспитатель Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения
Детского сада № 7 «Теремок» с. Преградного.
В режиме дня выделяю специальное время для организации математической
игротеки, когда все дети могут поиграть в разные игры с товарищами и с педагогом.
В игровые группы дети объединяются по желанию. Организую математические
праздники и развлечения. Праздник строится на игровых видах познавательной
деятельности. Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и
нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности интеллектуально –
познавательного общения и показывают его привлекательность. Значительность
события усиливается сюрпризностью и новизной обстановки. (Приложение №4)
Предметно – развивающая среда
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в
математическом развитии дошкольников. Для формирования элементарных
математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему
отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную
деятельность. Дидактический материал в нашей группе доступен для детей и
постоянно пополняется.
Сменяемость предметноразвивающей среды
обеспечивается за счет новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования.
В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей
занимательностью: "Числовые кубики","Сложи узор", "Геометрическое лото",
«Цифры», «Учимся считать», счетные палочки, настольная игра: «Справа, слева,
сверху , снизу», «Кубик Рубика» и т.д. Данные игры универсальны и подходят для
детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не
теряют актуальности для детей постарше. Большим подспорьем в развитии
элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими
руками и руками родителей: "Логические задачи на поиск недостающей фигуры",
"Числовые домики", "Монгольская игра", "Сложи фигуру", и так далее. Дети
совершенствуют умственные действия, выполняя задания с формулировкой:
"Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду", "Найди
лишнюю фигуру", "Что изменилось", "Чем похожи? Чем отличаются?" и др.
(Приложение № 5)
7. Сотрудничество с семьями воспитанников
Работа с семьёй важная сторона деятельности воспитателя. Обязанностью
педагога является оказание родителям помощи в овладении знаниями о ребёнке,
закономерностях его развития.
6 Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному
математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.
С родителями своих воспитанников провела анкетирование. Из анкет я
выяснила отношение детей к математике, их эмоциональное самочувствие в
процессе познавательного общения, адекватность понимания родителями вопросов,
связанных с математическим развитием дошкольников.
Варавина Валентина Ивановна воспитатель муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения
Детского сада № 7 «Теремок» с. Преградного.
Работа с родителями и детьми проводится одновременно. Этим
обеспечивается разностороннее воздействие на ребят, направленное на воспитание у
них интереса к играм, занимательным задачам.
Прежде всего, познакомила родителей с разными видами занимательных
математических игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, а
также методикой руководства соответствующей детской деятельностью.
Работа осуществляется в наглядной форме:
через оформление стенда «Математика развивает»;
индивидуальные беседы (учитывая индивидуальные возможности ребёнка,
даю конкретные рекомендации по организации той или иной игры с математическим
содержанием);
консультации: «Математика в огороде. Величина», «Занимательная
математика дома», «Советы родителям», (Приложение № 6)
используется информация в родительских уголках, в папкахпередвижках
«Игра в жизни вашего ребёнка»;
Родительское собрание «Роль занимательного математического материала в
подготовке детей к школе» с показом фрагментов образовательной деятельности
с целью обратить внимание родителей на мыслительную сторону развития
дошкольников;
участие родителей в совместных праздниках, досугах, развлечениях
способствуют формированию у родителей творчества, изобретательности,
повышению их педагогической культуры.
Результативность работы
Для определения уровня достижения поставленной цели и оценки
результативности было проведено диагностическое обследование математического
развития детей. Обследование проводилось по методике Михайловой З. А.
Результаты обрабатывались в соответствии с программой «От рождения до школы»
Веракса Н.Е. Васильевой М.А.Комаровой Т.С.
На заключительной стадии эксперимента в старшей группе состоялся повторный
мониторинг, включающий ту же методику, что и на констатирующей стадии
эксперимента. Полученные данные показали, что в группе произошли изменения
7 Старшая группа
Варавина Валентина Ивановна воспитатель муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения
Детского сада № 7 «Теремок» с. Преградного.
Анализ диагностики уровня развития мышления у детей старшей группы показал,
что дети находятся на стадии формирования, о не сформированности или полной
сформированности пока речь не идет т.е. все дети этой группы выделяют свойства
объекта, группу объектов по определенному признаку, все дети сравнивают
предметы по пространственным признакам, хорошо владеют количественными
операциями. Также дети этой группы умеют применять знания и умения в решении
проблемноигровых и практических задач, у них достаточно хорошо сформированы
представления о математических свойствах и закономерностях; дети хорошо умеют
классифицировать предметы по их свойствам, умеют сравнивать предметы по
величине, хорошо устанавливают логические связи и закономерности.
Наблюдая за ростом мыслительной деятельности, которая очевидна при
многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:
а) все дети группы знакомы с приёмами сравнения, анализа, синтеза,
классификации. Почти всем понятно способы использования логических игр и
применение их на практике;
б) Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности;
в) дети достигают нужного результата;
г) работа по развитию мышления на основе развивающих игр принесла
свои плоды: дети стали более активными и любознательными.
Подготовительная группа
8 Варавина Валентина Ивановна воспитатель муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения
Детского сада № 7 «Теремок» с. Преградного.
Анализ диагностики уровня развития мышления у детей подготовительной группы
показал, что дети находятся на стадии формирования умственной активности,
логического мышления, интеллектуально–познавательных способностей.
9 Список используемой литературы
1. А.А. Столяр «Давайте поиграем»
2. В.П. Новикова «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст»
Москва. « Мозаика – Синтез» 2003г.
3. Е.В. Колесникова Программа «Математические ступеньки»
4. З.А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
5. Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 5 6 лет». Сценарии учебно –
игровых занятий. Москва 2000г.
6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 10 2001 г.
7. Е.И. Синицына «Логические игры и загадки». ЮНВЕС Москва 2000г.
8. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических
представлений» (старшая группа) Москва 2014 г.
8. Т.И. Ерофеевой, Л.Н. Павловой, В.П. Новиковой «Математика для
дошкольников».
9. Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина «И учёба, и игра: математика». Ярославль
«Академия развития» 1997г.
10 11
Опыт работы
Опыт работы
Опыт работы
Опыт работы
Опыт работы
Опыт работы
Опыт работы
Опыт работы
Опыт работы
Опыт работы
Опыт работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.