Консультация-практикум «Особенности поведения подростков»: Общие рекомендации по проведению
Оценка 4.7

Консультация-практикум «Особенности поведения подростков»: Общие рекомендации по проведению

Оценка 4.7
Мероприятия +2
doc
Междисциплинарный 4
5 кл—9 кл
08.03.2019
Консультация-практикум «Особенности поведения подростков»: Общие рекомендации по проведению
Консультировать родителей по особенностям поведения подростков непросто, поскольку каждую их жалобу трудно отнести к какому-либо конкретному явлению, по преодолению которого уже имеются определенные методические разработки. По большому счету, родители обычно жалуются не столько на ребенка, сколько на собственные беспомощность, растерянность, уязвимость, страх, неуверенность, которые атакуют их при контакте со взрослеющим сыном или дочерью. Реальность, которая еще вчера была относительно стабильной, взрывается с наступлением эры пубертата. Вчерашняя симпатичная девочка в мгновение ока превращается в девицу с пирсингом, агрессивным макияжем и фиолетовыми волосами. Мальчик, который был послушным сыном и делал успехи в спорте, вдруг угрожает тем, что бросит школу, перестает убираться в комнате и мечтает уехать автостопом в Индию. Это еще достаточно безобидные примеры прохождения ребенком фазы подростничества. Крайне негативными проявлениями проживания этого периода являются бродяжничество, беспорядочные половые связи, воровство, увлечение алкоголем и наркотиками. Как выглядит «архитектура» особенностей подросткового возраста, из каких компонентов она состоит?
подростки и родители.doc
Консультация­практикум «Особенности поведения подростков» Консультировать   родителей   по   особенностям   поведения   подростков   непросто, поскольку каждую их жалобу трудно отнести к какому­либо конкретному явлению, по преодолению которого уже имеются определенные методические разработки. По большому счету,   родители   обычно   жалуются   не   столько   на   ребенка,   сколько   на   собственные беспомощность, растерянность, уязвимость, страх, неуверенность, которые атакуют их при контакте   со   взрослеющим   сыном   или   дочерью.   Реальность,   которая   еще   вчера   была относительно   стабильной,   взрывается   с   наступлением   эры   пубертата.   Вчерашняя симпатичная девочка в мгновение ока превращается в девицу с пирсингом, агрессивным макияжем и фиолетовыми волосами. Мальчик, который был послушным сыном и делал успехи в спорте, вдруг угрожает тем, что бросит школу, перестает убираться в комнате и мечтает   уехать   автостопом   в   Индию.   Это   еще   достаточно   безобидные   примеры прохождения   ребенком   фазы   подростничества.   Крайне   негативными   проявлениями проживания   этого   периода   являются   бродяжничество,   беспорядочные   половые   связи, воровство, увлечение алкоголем и наркотиками.  Как   выглядит   «архитектура»   особенностей   подросткового   возраста,   из   каких компонентов она состоит?  Первое и самое явное, с чем сталкиваются родители, – это протест, выражаемый в той или иной форме: в мягкой – когда ребенок не спорит с родителями, но игнорирует их рекомендации,   советы   и   просьбы,   или   в   жесткой   –   с   уходом   из   дома,   отключением мобильного телефона, пробой наркотиков, прогулами школы и физической агрессией в отношении взрослых.  Второй компонент – закрытость.  Ребенок, который вчера был «как на ладони», сегодня запирается в комнате, прячет вещи, односложно отвечает на вопросы и ничего о себе не рассказывает. Неосведомленность о том, как проходит жизнь сына или дочери, тревожит родителей и толкает на попытку вторжения в личное пространство подростка: читать сообщения на телефоне, просматривать историю поисковых запросов в браузере, рыться в вещах.  Третья   особенность   подросткового   возраста   – вспыхнувшая   сексуальность на фоне чудовищной, по ощущениям родителей, безответственности и наивности. На эту тему сложно говорить, но она так или иначе всплывает в конфликтах, причем часто в виде нереалистичных требований: пытаясь вернуть своих детей в пору невинности, родители то и дело затевают споры по поводу их прически, макияжа, одежды, поведения, что можно перевести   как   послание   «Мы   хотим,   чтобы   ты   снова   стал   маленьким,   послушным, трогательным   ребенком.   Мы   не   в   силах   видеть   тебя   таким   взрослым   и   практически готовым к тому, чтобы самому стать родителем».  Перечисленные   компоненты   подростничества   –   протест,   замкнутость   и пробуждение   влечения   –   делают   детско­родительские   отношения   трудными, взрывоопасными, травмирующими. Направления   работы   консультации   родителей   об   особенностях   поведения подростков  Важно осознавать невозможность работы с ребенком, которого на консультацию привели (заставили прийти) родители, поскольку у него нет своего запроса, он не намерен сотрудничать   с педагогом­психологом   и   не   собирается   «жаловаться».   В   данном   случае работать можно только с родителями, ориентируясь на два направления:  1) работу с чувствами;  2)   ориентацию   на   построение   понятных   и   устойчивых   границ   в   детско­ родительских отношениях.  Попробуем выстроить вокруг этих направлений план­конспект групповой работы с родителями   с   учетом   особенностей   подросткового   возраста,   например   консультации­ практикума. Целевая аудитория – папы и мамы учащихся 6–9­х классов. Объем группы – на усмотрение специалиста, но не более 18–20 человек. Состав может быть смешанным (родители  детей  из  разных классов).  Продолжительность  – от одной  встречи до цикла встреч, в зависимости от программы и включенности участников.  Структура консультации­практикума об особенностях поведения подростков для родителей состоит из следующих блоков:  1. Знакомство, работа с чувствами.  2. Выстраивание   опоры   на   реальность   (теоретическая   часть   об   особенностях поведения подростков, которая раскрывает, что, как и зачем происходит с подростком).  3. Практическая часть.  Рассмотрим содержание каждого блока.  Блок 1. Работа с особенностями поведения подростков: знакомство, работа с чувствами  Задача: дать   участникам   высказаться   и   показать,   что   они   услышаны   и поняты.  Если   педагог­психолог   хочет   предложить   родителям   учащихся   6–9­х   классов тренинг, исследовательский практикум или тематическое родительское собрание, работу лучше   начать   с прояснения   чувств.   Представившись   и   рассказав   об   основных   целях   и задачах   мероприятия,   специалист   предлагает   участникам   представиться   и   поделиться своими ожиданиями от практикума.  Работа с чувствами проводится в зависимости от выбранного формата встречи. Например,   если   группа   родителей   немногочисленна   и   у   специалиста   есть   возможность обращаться индивидуально к каждому из них, целесообразно формировать микро­группы из двух­трех человек и давать им задания, начиная с ассоциаций по метафорическим картам.  Можно использовать готовую колоду метафорических ассоциативных карт или колоду   карт   из   ассоциативных   игр   типа «Диксит» или «Имаджинариум».  Каждый родитель   может   выбрать   из   колоды   карт,   лежащих   рубашками   вниз,   ту,   которая соответствует его настроению, а затем в общем кругу объяснить свой выбор и рассказать, что для него значит быть родителем подростка, какие особенности подросткового возраста у его ребенка.  Если работа проводится с большой группой родителей, многие из которых впервые общаются с педагогом­психологом и, возможно, имеют нереалистичные ожидания, то для прорыва   их   недоверия   и   начала   исследования   запроса   на   помощь   эффективна техника мозгового штурма на   тему  «Быть   родителем   подростка   –  это…».  Можно  предложить родителям   в   свободном   порядке   назвать   ключевые   слова   для   описания   своего родительского опыта именно в данный период времени, когда их ребенок превратился в подростка. Формулировка ключевых слов, которыми можно описать родительский опыт, – безопасный   формат,   позволяющий   практически   всем   участникам   встречи   включиться   в процесс   работы:   кому­то   вслух,   а   кому­то   на   уровне   молчаливого   согласия   и одобрительных кивков, подтверждающих соответствие очередного ключевого слова с их личным опытом.  Работая   с   большими   группами,   лучше   избегать   таких   просьб   и   вопросов,   как «Опишите свои чувства», «Каковы ваши переживания?» и т. п., поскольку участники не склонны делиться личным при посторонних людях, с которыми им придется сталкиваться еще несколько лет.  Блок 2. Работа с особенностями поведения подростков: выстраивание опоры на реальность  Задача: показать,   что   напряжение   во   взаимоотношениях   с   подростком   – общая проблема, конкретизировать основные затруднения и подготовить родителей к работе с ними.  Когда   родители   обнаруживают,   что   они   не   одиноки   в   своих   переживаниях, наступает относительное облегчение. Тот факт, что даже гипотетический «отличник Петр» дает «прикурить» своим родителям, может стать серьезной поддержкой для матери такого же гипотетического «двоечника Василия», поскольку она перестает быть ответственной за неудачи и ошибки сына, вернее – виноватой в них.  Все родители подростков ошибаются, без этого практически невозможно. Быть родителем   подростка   –   все   равно,   что   идти   по   минному   полю.   Подобная   метафора является достаточно распространенной в описании родительского опыта. Действительно, отцы   и   матери   не   успевают   адаптироваться   к   особенностям   подросткового   возраста   и изменениям как в отношении внешнего вида, так и в отношении характера, реактивности, раздражительности, чувствительности. После того как круг основных проблем в детско­родительских отношениях будет очерчен, можно приступать к обсуждению того, что же можно сделать с этим набором.  Некоторую часть тревоги родителей удается успешно снять информированием. Для   этого   надо   подготовить   несколько   слайдов,   показывающих,   какие   драматические изменения претерпевает нервная система подростка и почему дети на этом этапе жизни столь   раздражительны,   не   могут   нормально   засыпать   и   просыпаться,   с   трудом контролируют   эмоции,   страдают   от   нарушений   памяти   и   не   могут   трезво   оценивать последствия своего поведения. Для подготовки такого теоретического фрагмента можно использовать материалы   по   психофизиологии   и   психологии   особенностей подросткового возраста, адаптировав их к аудитории, например…  «В   начале   полового   созревания   по   ряду   нейрофизиологических   показателей выявляются   отрицательные   отклонения   в   функциональной   организации   мозга.   Они проявляются прежде всего в особенностях ЭЭГ, характеризующей состояние спокойного бодрствования. У подростков отмечаются замедление альфа­ритма, его гиперсинхрония, увеличение   представленности   медленных   волн   и высокочастотной   активности.   В   ЭЭГ подростков регистрируются генерализованные комплексы высокоамплитудных колебаний, отражающих повышенную активность диэнцефальных структур. Все это свидетельствует об   ухудшении   функционального   состояния   коры   (головного   мозга)   и   снижении   ее регулирующего влияния на нижележащие структуры по сравнению с показателями девяти­ и десятилетних   школьников.   Определенная   дезорганизация   состояния   покоя   связана   с мощной   эндокринной   перестройкой   на   данном   этапе   развития,   следствием   которой является   нестабильность   параметров   ЭЭГ   в   течение   года,   отражающая   снижение адаптационных   возможностей   организма…   Как   правило,   у   девочек   максимум “отрицательных” сдвигов приходится на 13, у мальчиков – на 14 лет…»1  Еще пример:  «Эмоциональная   сфера   младшего   школьника   и   подростка   существенно различается.   Если   эмоции   первого   носят   относительно   спокойный   характер   и   легко поддаются управлению со стороны учителя, то эмоции второго характеризуются большой силой   и   трудностью   в   управлении.   Подростков   отличают   большая   страстность   и вспыльчивость, неумение сдерживать себя, слабый самоконтроль, резкость в поведении. По данным А.П. Краковского, в 5­м классе учащиеся проявляют упрямство в шесть раз чаще, чем   в   6­м;   в   девять   раз   чаще   бравируют   недостатками   и   в   пять   раз   чаще   проявляют своеволие;   в 42   раза   (!)   чаще   совершают   немотивированные   поступки.   При   встрече   с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, в результате чего он часто не может довести начатое дело до конца или уничтожает уже сделанное. В то же время подросток может  быть настойчивым  и выдержанным  в какой­либо  деятельности, если таковая вызывает у него сильные положительные чувства»2  Родителей   необходимо   посвящать   в   эти   сложные   для   восприятия   научные материалы, для того чтобы они увидели, как мало в текущем периоде зависит от них и как много   –   от   процессов,   запущенных   природой,   чтобы   поняли,   что   их   ребенок   не «испортился»,  а просто растет,  что он не поглупел,  не сошел с  ума и не перестал  их уважать, а проходит важный этап своей жизни и сам едва справляется с изменениями в себе и с особенностями подросткового возраста. Когда родители понимают это, масштабность каждого конкретного конфликта с ребенком существенно снижается. Они начинают видеть такие   особенности   поведения   подростков,   как   раздражительность,   чувствительность, несдержанность, в новом свете – как временные, проходящие.  Итак, дети, которые выглядят, как взрослые, но действуют неразумно – реальность родителей подростков. Особенности поведения подростков:      трудности с прогнозированием последствий совершаемых действий;  импульсивность;  зависимость от мнения сверстников;  протестные реакции.  Эти и другие особенности подросткового возраста можно зафиксировать на доске или   листе   бумаги,   предложив   родителям   добавить   свои   наблюдения.   Это   будет способствовать   формированию   у участников   консультации­практикума   доверия   и сопричастности.  Педагог­психолог   для   объяснения   причинно­следственных   связей   в   процессе подростковых   трансформаций   может   использовать метафору   «побочных   эффектов»: чтобы из ребенка сделать взрослого, природа применяет гремучий коктейль из гормонов, у которых   есть   много   досадных   побочных   эффектов.   Здорово,   когда   можно   заглянуть   в инструкцию по применению такого коктейля и узнать, чего стоит ожидать.  Блок 3. Работа с особенностями поведения подростков: практическая часть  Задача: совместно   с   участниками   разработать   конкретные   решения   для построения детско­родительских отношений с подростком.  Когда   основное   эмоциональное   напряжение   уже   снято   и   круг   задач   очерчен, настает   время   подумать   о   том,   как   родители   могут   сделать   обстановку   дома   более предсказуемой и спокойной. Становится ясно, что изменить ребенка не получится, с ним (по крайней мере, физически) все происходит по заведенному природой порядку. Значит, надо меняться родителям, вернее, менять их отношения с подростком. Очень важно, чтобы участники процесса сами вырабатывали стратегию поведения. Задача педагога­психолога – переформулировать   предложения   родителей,   дать   название   той   или   иной   стратегии, конкретизировать ее и оформить в виде своего рода «правил».  Приведем варианты возможных решений, сопроводив краткими пояснениями.  1.   Соблюдать   четкость   границ. Особенности   поведения   подростка   часто напоминает   революцию:   он   пытается   «свергнуть»   родителей   с   семейного   «трона», нарушает нормы общежития, устанавливает собственные правила и законы. Если родители включатся в эту «борьбу за власть» всерьез, для «декабриста» результат будет плачевным: его   неизбежно   постигнет   ощущение   собственной   беспомощности,   зависимости, незначительности   для   родителей.   По   сути,   в   этой   ситуации   ребенок,   находясь   дома, чувствует себя бездомным. У него как будто нет ничего своего в этом пространстве. Когда родители   силой   навязывают   ему   свое   мнение   и   свои   порядки,   подростку   становится невыносимо   переживать   свою   несамостоятельность:   есть   еду,   которую   они   считают полезной,   носить   одежду,   которую   они   ему   покупают,   пользоваться   их,   а   не   своими вещами…  Очень  важно,  чтобы  в  ответ на  «революционное»  поведение  ребенка,  родители были сдержанны и тверды в поддержании тех порядков, которые действовали в семье до вступления их чада в подростковый возраст, но не более – нельзя переходить границу, за которой начинается диктатура! У ребенка должно быть право высказать свое мнение (если он сформулирует его спокойно и уважительно); организовать все в своей комнате так, как он считает нужным и удобным (если это не претит разумности); в свободное от школы время носить ту одежду, которая ему нравится; самостоятельно определяться со стрижкой, макияжем, маникюром, украшениями; а также музыкой, фильмами и книгами. Это также означает, что родители не должны будить его утром, если он не смог вовремя лечь вечером. Достаточно будильника – если ребенок не встал после звонка, он должен столкнуться с последствиями опоздания в школу.  Кроме того, за подростком должны быть закреплены некоторые обязанности по дому. За их невыполнение  его следует лишить  каких­то благ:  посещения кинотеатра в выходные или дополнительного времени на компьютерную игру. Подросток может гулять, где хочет, поставив родителей в известность о своем местонахождении, при условии, что у него включен мобильный телефон. Если он не пришел домой к оговоренному времени, родители должны твердо настоять на его немедленном возвращении или забрать его оттуда, где он находится, несмотря на то, что ему может быть неловко из­за этого.  2. Проявлять терпение, человечность, любовь и уважение. Как бы подросток ни вел себя в текущий момент, он все равно остается для родителей родным и любимым. И ему важно всегда чувствовать это. Если он позволяет себе что­то неприемлемое, это не означает, что реакция родителей должна быть симметричной. Им следует  оставаться в рамках своих ценностей и помнить о том, что они – лучший пример для своего ребенка. Нужно сохранять спокойствие и обращаться с подростком уважительно – это будет опорой и главным ресурсом взаимоотношений.  3. Помнить о важности извинения. Как подросток, так и родители могут сгоряча сказать   друг   другу   что­то   обидное.   Четыре­пять   лет,   в   течение   которых   подросток переживает кризис и особенности подросткового возраста, для всей семьи тоже являются стрессовыми, кризисными. Родители практически не успевают прийти в себя, утрачивают ощущение стабильности и безопасности. Однако их способность и готовность извиниться перед   ребенком   за   повышенный   тон,   обидное   слово   или   неправильное   решение   очень важны, т. к. дают ему опору: он понимает, что его видят, слышат, ценят, уважают, берегут. 4. Быть готовым к переменам. Ребенок – это воплощение перемен. То, каким он кажется родителям в подростковом возрасте, часто не совпадает даже с тем, каким он будет   всего   лишь   через   несколько   месяцев.   Невозможность   опереться   на   реальность   и подготовиться пугает, но понимание воодушевляет и обнадеживает: да, сейчас с ребенком очень трудно, но это не навсегда, потом будет легче, все встанет на свои места.  5. Осознать ценность диалога. Особенности  подросткового возраста проходит мягче и оставляет меньше символических и реальных ран на теле и душе ребенка, если он знает, что родители рядом и готовы поддержать его. Если они оказываются на стороне ребенка в сложной для него ситуации, это становится их родительской победой на многие и многие годы. Ребенок испуган происходящими с ним изменениями не меньше, чем его мама   и   папа,   и   остро   нуждается   в поддержке.   Простое   внимание,   терпение,   вовремя сказанное   слово   –   все   это   очень   важно.   И никогда   не   рано   поговорить   с   ребенком   на важные темы и изложить ему родительскую позицию по вопросам случайной беременности, необходимости обучения в школе (или возможности учиться на дому, посещать занятия в интернате) и пр.  6. Проявлять   настойчивость   и   устойчивость. Быть   родителем   подростка утомительно. У ребенка изначально больше сил и упорства в ситуациях, когда ему нужно «прогнуть» границы, установленные родителями. Очень важно, чтобы эти границы были гибкими, но прочными. Когда ребенок снова и снова пытается взять родителя «измором», можно сказать ему: «Хорошая попытка, сынок (доченька), но правила есть правила».  7.   Быть   прямолинейным   в   вопросах   безопасности. В   том,   что   касается безопасности,   не   должно   быть   разночтений.   Время   возвращения   домой   с   прогулки, возможность   ходить   в гости   и приглашать   гостей   в   дом,   поездки   в   дальние   районы, проведение   времени   в   незнакомых   компаниях   –   все   эти   вопросы   требуют   четкого выполнения. Нарушение установленных родителями правил всегда должно сопровождаться санкциями.  8. Искать общий язык. Ритм жизни родителей может казаться подростку скучным и   монотонным,   их   ценности   восприниматься   как   пережиток,   досуг   –   пустое времяпровождение.   По   сравнению   с многообразием   и   хаотичностью   внутренней   жизни подростка   жизнь   взрослого   человека   действительно   может   казаться   излишне упорядоченной и размеренной, но в этом столкновении двух культур все равно очень важно искать общий язык: занятия, которые доставляют удовольствие и родителю, и ребенку; общие темы для разговора; волнения и тревоги ребенка, которые он хотел бы разделить с родителем. Все это – основа для взаимного доверия.  9.   Проявлять   устойчивость   к   молчанию,   секретам   и   лжи. Особенностью подросткового возраста является в той или иной ситуации видеть в родителях врагов, узурпаторов власти, жестких надсмотрщиков, неустанных контролеров и критиков. Этими собирательными   образами   родителей   они   делятся   друг   с   другом,   рассказывая,   за   что «предки   убили   бы   их».   В   то   же   время   к   реальным   родителям   эти   образы   никак   не относятся. Это тоже один из «симптомов» подросткового возраста – к сожалению, часто отнюдь не безобидный: нарисовав себе подобный портрет родителей, подростки начинают скрывать   от   них   свою   жизнь,   обманывать,   умалчивать   и   секретничать.   Важно,   чтобы родители однозначно и прямолинейно реагировали на ложь по поводу значимых ситуаций (например, прогула уроков в школе, распития алкоголя в компании сверстников и т. п.), применяя к подростку санкции (те же, что за нарушения правил безопасности).  Во время совместной работы родители, безусловно, найдут решения, применимые к их уникальным особенностям поведения подростков. Общие рекомендации, данные здесь, – это только направления для мысли и подсказки для выбора темы диалога. Важно, чтобы родители ушли со встречи с пониманием того, что подростку очень нужны их поддержка, уважение, интерес и прочные границы.  В завершение работы родителям целесообразно поделиться друг с другом тем, что было для них самым ценным в ходе встречи. Это может стать актом взаимной поддержки в сообществе родителей подростков, придать им сил и надежды.  Если   окажется,   что   собравшаяся   группа   обладает   хорошим   потенциалом взаимопомощи,   подобные   встречи   можно   будет   проводить   на   регулярной   основе, предоставляя родителям безопасное пространство для отреагирования своих чувств и обмена опытом.  1 Дубровинская   Н.В.,   Фарбер   Д.А.,   Безруких   М.М.   Психофизиология   ребенка: психофизиологические основы детской валеологии. М.: ВЛАДОС, 2000.  2 Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология:   (Уч.  пособ.  для   студентов  пед.  ин­тов.)  /   Под   ред.  М.В. Гамезо  и   др.  М.: Просвещение, 1984.

Консультация-практикум «Особенности поведения подростков»: Общие рекомендации по проведению

Консультация-практикум «Особенности поведения подростков»: Общие рекомендации по проведению

Консультация-практикум «Особенности поведения подростков»: Общие рекомендации по проведению

Консультация-практикум «Особенности поведения подростков»: Общие рекомендации по проведению

Консультация-практикум «Особенности поведения подростков»: Общие рекомендации по проведению

Консультация-практикум «Особенности поведения подростков»: Общие рекомендации по проведению

Консультация-практикум «Особенности поведения подростков»: Общие рекомендации по проведению

Консультация-практикум «Особенности поведения подростков»: Общие рекомендации по проведению

Консультация-практикум «Особенности поведения подростков»: Общие рекомендации по проведению

Консультация-практикум «Особенности поведения подростков»: Общие рекомендации по проведению

Консультация-практикум «Особенности поведения подростков»: Общие рекомендации по проведению

Консультация-практикум «Особенности поведения подростков»: Общие рекомендации по проведению

Консультация-практикум «Особенности поведения подростков»: Общие рекомендации по проведению

Консультация-практикум «Особенности поведения подростков»: Общие рекомендации по проведению

Консультация-практикум «Особенности поведения подростков»: Общие рекомендации по проведению

Консультация-практикум «Особенности поведения подростков»: Общие рекомендации по проведению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2019