ОПЫТ РАБОТЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ В МОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ».

  • Семинары
  • docx
  • 10.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

К старшим классам у учащихся общеобразовательных школ накапливается достаточное количество знаний и умений в области экологии и здоровья,необходимых для практического решения ряда жизненных проблем,возникающих в связи с профессиональным самоопределением. К таким проблемам относятся жизненные проблемы: -выбора профессии с учетом ее требований к индивидуальным качествам и состоянию здоровья человека; - сохранения профессионального здоровья с учетом профессиональных вредностей и экологической обстановки в месте жительства; - рациональной организации труда как составной части своего здорового образа жизни в профессии; - мотивации и готовности человека к профессиональным действиям по решению экологических проблем местного сообщества в интересах его устойчивого развития.
Иконка файла материала Экология в моей будущей профессии.docx

Маркина Елена Анатольевна,

учитель географии,

МАОУ «СОШ № 2», г. Усть-Илимск

 

ОПЫТ РАБОТЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ В МОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ».

 

Готовность к профессиональным экологически ориентированным действиям в интересах устойчивого развития — обязательная составная часть любой профессиограммы, ее общегражданская составляющая. Эффективно решать эти проблемы, успешно трудиться и быть счастливым может лишь человек здоровый.

Но любая деятельность, любая профессия - нагрузка для физического и  психического здоровья. Как сохранить свое здоровье, предотвратив профессиональные заболевания и радуясь жизни до глубокой старости? Найти ответы на этот и другие вопросы,  учащимся предложено на элективном курсе  «Экология и здоровье в моей будущей профессии», разработанная Дзятковской Е. Н.,  доктором биологических наук.

Актуальность данного курса связана с тем, что и при выборе профессии и в последующей профессиональной деятельности каждый человек неизбежно сталкивается с необходимостью решения проблем экологии и здоровья в своей профессии. Готовность к их решению является общегражданским требованием любой профессиограммы.

К старшим классам у учащихся накапливается достаточное количество знаний и умений в области экологии и здоровья, необходимых для практического решения ряда жизненных проблем, возникающих в связи с профессиональным самоопределением. К таким проблемам относятся жизненные проблемы:

 - выбора профессии с учетом ее требований к индивидуальным качествам и состоянию здоровья человека;

 - сохранения профессионального здоровья с учетом профессиональных вредностей и экологической обстановки в месте жительства;

- рациональной организации труда как составной части своего здорового образа жизни в профессии.

Курс «Экология и здоровье в моей будущей профессии» продолжает единую экологическую линию: 1-5 классов – разделом «Учусь учиться»; 6-8 классов – разделом «Учусь общаться».

         В программе сохраняется логика построения курса: от общих представлений об  экологической культуры, к проблемам выбора профессии  с учётом её требований к индивидуальным качествам и состоянию здоровья.

Посещаемость элективного курса представлена в таблице.

№ п/п

Учебный год

Количество учащихся

1

2013

64

2

2014

60

3

2015

65

4

2016

73

5

2017

65

6

Итого

327

 

Единицей организации содержания элективного курса выступают реальные жизненные ситуации профессионального самоопределения и моделируемые ситуации самовыражения в профессии, позволяющие учащимся проживать социальные роли, позиционировать себя в качестве учителя, консультанта, эксперта, и т.д.

Организуются следующие формы работы:

-проектная деятельность, где,  к примеру, учащиеся оценивают плюсы и минусы профессий журналиста, машиниста, проводника, врача, юриста, др.  с точки зрения их влияния на состояние здоровья человека;

- исследовательская деятельность;

- интерактивные формы;

- практическая деятельность;

- выставки работ школьников в виде стендовых докладов;

- тестирование;

- участие в олимпиадах и профориентационных конкурсах.

В нашей школе специалистами  городского профориентационного кабинета МБОУ ДО «Центр детского творчества» в   2013 году была проведена комплексная профориентационная диагностика учащихся 9-х классов (61 человек) в рамках информационно-диагностического практикума по профессиональному самоопределению «От склонностей и способностей к выбору будущей профессии». По результатам диагностики были выявлены следующие результаты (в %):

 

 

Образовательно-профессиональные профили, в большинстве случаев совпали с выбором профессий, над которыми учащиеся работали на элективном курсе.

 Реализуется социально ориентированная модель школьного экологического образования на межпредметном - естественнонаучном и гуманитарном - содержании, которая объединяет экологию окружающей среды, социальную экологию и экологию человека.

 

Для усиления эффективности работы с учащимися, элективный курс «Экология и здоровье в моей будущей профессии» второй год  организуется через дистанционное обучение, с использованием сервиса LearningApps.org.  Данная программа позволяет контролировать качество и степень усвоения учебного материала, а так же является эффективным средством повышения у учащихся мотивации к обучению.

Данный курс очень важен, так как  позволяет создать ориентационную и мотивационную основу для более осознанного выбора профессии,  преодолеть безразличное отношение в повседневной жизни к экологическим проблемам и правилам здорового образа жизни,  развить познавательные и интеллектуальные способности учащихся, умение прогнозировать результаты своего выбора, принимать ответственное решение.