Опыт работы. Методика обучению решению задач из 2 части заданий из ОГЭ.(9 класс).
Оценка 5
Подготовка к тестированию
doc
математика
9 кл
03.12.2017
Поскольку обучение решению базовых задач по геометрии в основной школе – дело непростое, а решение задач повышенной сложности требует особо тщательной подготовки к уроку, в докладе предоставляется опыт разбора одной интересной геометрической задачи из второй части варианта для ГИА. Здесь же есть решение одного алгебраического задания, в котором дети предложили разные способы решения.
Опыт_работы_Т.Ф.Сазонова (2).doc
Сборник докладов 13го Всероссийского интернетпедсовета
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ИЗ ВТОРОЙ
ЧАСТИ СБОРНИКА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ
Сазонова Татьяна Фёдоровна, ГБОУ лицей №1571,учитель
математики, город Москва
Предмет (направленность): математика
Возраст детей: 9 класс.
Место проведения: класс или вне класса.
Аннотация:
Поскольку обучение решению базовых задач по геометрии в
основной школе – дело непростое, а решение задач повышенной
сложности требует особо тщательной подготовки к уроку, в
докладе предоставляется опыт разбора одной интересной
геометрической задачи из второй части варианта для ГИА.
Здесь же есть решение одного алгебраического задания, в
котором дети предложили разные способы решения.
1 Сборник докладов 13го Всероссийского интернетпедсовета
1.Решить задачу
Высоты треугольника АВС пересекаются в точке Н, а
медианы в точке М.Точка К – середина отрезка МН. Найдите
площадь треугольника АКС, если известно, что АВ = 6, СН = 3,
ВАС = 45⁰.
Выполняя рисунок к задаче,
большинство учеников
добросовестно провели все три высоты треугольника, помня о
том, что они непременно пересекутся в одной точке. Затем – все
три медианы, которые тоже пересекаются в своей общей точке,
делящей каждую из них в отношении 2:1, считая от
соответствующей вершины. А при поиске ответа на вопрос
задачи понадобились и другие дополнительные построения. В
результате получился малопонятный рисунок, а до финиша
дошёл только один ученик.
Но уже на этапе проведения высот мыслящий ученик
должен задать себе вопрос: «А как проводить высоты, если я не
знаю, каковы углы треугольника. Если он тупоугольный, то две
его высоты пройдут вне треугольника. Если прямоугольный, то
эта точка есть вершина прямого угла. И только в остроугольном
треугольнике точка пересечения высот окажется во внутренней
области треугольника.
Эта задача методически интересна тем, что здесь полезно
начать выполнение рисунка с попытки построения треугольника
АВС по трём данным элементам, о которых говорится в условии
задачи.
Именно этот метод часто оказывается благодарным в
поисках пути решения многих трудных задач.
Итак,
ставим перед собой проблему построения
треугольника АВС. Поэтапно у нас с девятиклассниками
получилось так:
два луча, образующий угол в 45 градусов;
откладываем АВ=6 (любые 6 равных отрезков);
проводим перпендикуляр ВВ1 на горизонтальную сторону
угла;
ВВ1 и будет одной из высот ещё не построенного
поскольку треугольник АВ1В равнобедренный
треугольника АВС;
прямоугольный, то его
2 Сборник докладов 13го Всероссийского интернетпедсовета
медиана, проведённая из вершины прямого угла и задаёт
направление будущей второй высоты
трка АВС,
проведённой к стороне АВ. Заодно по пути заметим, что эта
длина этой медианы равна 3. Где же искать вершину С?
Пока нам известно, что точка Н гдето на высоте ВВ1,
направление СН перпендикулярно прямой АВ, . СН=3 ( как и
отрезок В1С2).
Построив параллелограмм В1С2НС, мы и обнаружим
вершину С и вторую высоту (СС1) треугольника АВС.
Диагональ С2С параллелограмма оказалась медианой
данного треугольника АВС. Поделив медиану на три равные
части, легко отыскать точку М.
Решение:
Рассмотрим ∆ АВВ1. Этот треугольник равнобедренный, так
как В1 = 90⁰,А = 45⁰, то В = 45⁰. Найдём АВ1 = В1В. По
теореме Пифагора АВ1 = В1В =3√2.
∆ АВВ1~ ∆ НСВ1, CH =3, AB = 6,
3 Сборник докладов 13го Всероссийского интернетпедсовета
значит В1С = НВ1 = 1,5√2, следовательно,
АС = АВ1 + В1С = 3√2 + 1,5√2 = 4,5√2.
∆ АА2А3 ~ ∆ АММ1,
значит АМ:АА2 = ММ1:А2А3 (А2А3 = 0,5ВВ1 = 1,5√2)
4 Сборник докладов 13го Всероссийского интернетпедсовета
2 : 3 = ММ1 : 1,5√2
ММ1 = √2
АС = АВ1 + В1С = 4,5√2
М1МНВ1 – трапеция, КК1 средняя линия.
S ∆ АКС =
АС ∙ КК1 =
= 5, 625
Ответ: 5,625
Решить уравнение:
(х + 4)(х + 5)3 = (х + 5)(х + 4)3
Решение:
5 Сборник докладов 13го Всероссийского интернетпедсовета
(х + 4)(х + 5)3 (х + 5)(х + 4)3= 0;
(х + 4)(х + 5)((х + 5)2 – (х + 4)2) = 0;
(х + 4)(х + 5)(х + 5 – х – 4)(х + 5 + х + 4) = 0;
(х + 4)(х + 5)(2х + 9) = 0.
В данном случае произведение двух или нескольких
выражений равно нулю, если хотя бы одно из выражений равно
нулю.
Исходное уравнение равносильно совокупности:
х+ 4 = 0 х = 4
х + 5 = 0 <=> х = 5
2х + 9 = 0 х = 4,5
Ответ: 5; 4,5; 4.
Решить уравнение:
I 5х2 – 3х – 2 I = 5х2 +3х + 2;
Решение:
I 5х2 – 3х – 2 I = (5х2 3х 2);
По определению модуля:
а, если а>0,
IаI = 0, если а = 0,
а, если а<0,
Решим уравнение 5х2 3х 2 = 0, его решение является
то есть IаI = а, если а ≤ 0.
решением данного уравнения.
Рассмотрим функцию у = 5х2 3х – 2 и найдём те значения х,
при которых у≤0.
=0.
D(у) = R.
Найдём нули функции: у = 0. Решим уравнение 5х2 3х 2 =
D = 9 + 40 = 49; D≥0, значит уравнение имеет два различных
действительных корня.
x =
x =
=1; x =
x =
=
.
6 Сборник докладов 13го Всероссийского интернетпедсовета
Нули функции:
Изобразим схематически график функции
у = 5х2 3х – 2.
Её графиком является парабола, ветви которой направлены
вверх, так как а = 5, а>0.
у ≤ 0 при хє
Значит, корнями исходного уравнения являются все числа
.
из промежутка
Ответ:
.
.
7
Опыт работы. Методика обучению решению задач из 2 части заданий из ОГЭ.(9 класс).
Опыт работы. Методика обучению решению задач из 2 части заданий из ОГЭ.(9 класс).
Опыт работы. Методика обучению решению задач из 2 части заданий из ОГЭ.(9 класс).
Опыт работы. Методика обучению решению задач из 2 части заданий из ОГЭ.(9 класс).
Опыт работы. Методика обучению решению задач из 2 части заданий из ОГЭ.(9 класс).
Опыт работы. Методика обучению решению задач из 2 части заданий из ОГЭ.(9 класс).
Опыт работы. Методика обучению решению задач из 2 части заданий из ОГЭ.(9 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.