Поскольку обучение решению базовых задач по геометрии в основной школе – дело непростое, а решение задач повышенной сложности требует особо тщательной подготовки к уроку, в докладе предоставляется опыт разбора одной интересной геометрической задачи из второй части варианта для ГИА. Здесь же есть решение одного алгебраического задания, в котором дети предложили разные способы решения.
Сборник докладов 13го Всероссийского интернетпедсовета
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ИЗ ВТОРОЙ
ЧАСТИ СБОРНИКА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ
Сазонова Татьяна Фёдоровна, ГБОУ лицей №1571,учитель
математики, город Москва
Предмет (направленность): математика
Возраст детей: 9 класс.
Место проведения: класс или вне класса.
Аннотация:
Поскольку обучение решению базовых задач по геометрии в
основной школе – дело непростое, а решение задач повышенной
сложности требует особо тщательной подготовки к уроку, в
докладе предоставляется опыт разбора одной интересной
геометрической задачи из второй части варианта для ГИА.
Здесь же есть решение одного алгебраического задания, в
котором дети предложили разные способы решения.
1Сборник докладов 13го Всероссийского интернетпедсовета
1.Решить задачу
Высоты треугольника АВС пересекаются в точке Н, а
медианы в точке М.Точка К – середина отрезка МН. Найдите
площадь треугольника АКС, если известно, что АВ = 6, СН = 3,
ВАС = 45⁰.
Выполняя рисунок к задаче,
большинство учеников
добросовестно провели все три высоты треугольника, помня о
том, что они непременно пересекутся в одной точке. Затем – все
три медианы, которые тоже пересекаются в своей общей точке,
делящей каждую из них в отношении 2:1, считая от
соответствующей вершины. А при поиске ответа на вопрос
задачи понадобились и другие дополнительные построения. В
результате получился малопонятный рисунок, а до финиша
дошёл только один ученик.
Но уже на этапе проведения высот мыслящий ученик
должен задать себе вопрос: «А как проводить высоты, если я не
знаю, каковы углы треугольника. Если он тупоугольный, то две
его высоты пройдут вне треугольника. Если прямоугольный, то
эта точка есть вершина прямого угла. И только в остроугольном
треугольнике точка пересечения высот окажется во внутренней
области треугольника.
Эта задача методически интересна тем, что здесь полезно
начать выполнение рисунка с попытки построения треугольника
АВС по трём данным элементам, о которых говорится в условии
задачи.
Именно этот метод часто оказывается благодарным в
поисках пути решения многих трудных задач.
Итак,
ставим перед собой проблему построения
треугольника АВС. Поэтапно у нас с девятиклассниками
получилось так:
два луча, образующий угол в 45 градусов;
откладываем АВ=6 (любые 6 равных отрезков);
проводим перпендикуляр ВВ1 на горизонтальную сторону
угла;
ВВ1 и будет одной из высот ещё не построенного
поскольку треугольник АВ1В равнобедренный
треугольника АВС;
прямоугольный, то его
2Сборник докладов 13го Всероссийского интернетпедсовета
медиана, проведённая из вершины прямого угла и задаёт
направление будущей второй высоты
трка АВС,
проведённой к стороне АВ. Заодно по пути заметим, что эта
длина этой медианы равна 3. Где же искать вершину С?
Пока нам известно, что точка Н гдето на высоте ВВ1,
направление СН перпендикулярно прямой АВ, . СН=3 ( как и
отрезок В1С2).
Построив параллелограмм В1С2НС, мы и обнаружим
вершину С и вторую высоту (СС1) треугольника АВС.
Диагональ С2С параллелограмма оказалась медианой
данного треугольника АВС. Поделив медиану на три равные
части, легко отыскать точку М.
Решение:
Рассмотрим ∆ АВВ1. Этот треугольник равнобедренный, так
как В1 = 90⁰,А = 45⁰, то В = 45⁰. Найдём АВ1 = В1В. По
теореме Пифагора АВ1 = В1В =3√2.
∆ АВВ1~ ∆ НСВ1, CH =3, AB = 6,
3Сборник докладов 13го Всероссийского интернетпедсовета
значит В1С = НВ1 = 1,5√2, следовательно,
АС = АВ1 + В1С = 3√2 + 1,5√2 = 4,5√2.
∆ АА2А3 ~ ∆ АММ1,
значит АМ:АА2 = ММ1:А2А3 (А2А3 = 0,5ВВ1 = 1,5√2)
4Сборник докладов 13го Всероссийского интернетпедсовета
2 : 3 = ММ1 : 1,5√2
ММ1 = √2
АС = АВ1 + В1С = 4,5√2
М1МНВ1 – трапеция, КК1 средняя линия.
S ∆ АКС =
АС ∙ КК1 =
= 5, 625
Ответ: 5,625
Решить уравнение:
(х + 4)(х + 5)3 = (х + 5)(х + 4)3
Решение:
5Сборник докладов 13го Всероссийского интернетпедсовета
(х + 4)(х + 5)3 (х + 5)(х + 4)3= 0;
(х + 4)(х + 5)((х + 5)2 – (х + 4)2) = 0;
(х + 4)(х + 5)(х + 5 – х – 4)(х + 5 + х + 4) = 0;
(х + 4)(х + 5)(2х + 9) = 0.
В данном случае произведение двух или нескольких
выражений равно нулю, если хотя бы одно из выражений равно
нулю.
Исходное уравнение равносильно совокупности:
х+ 4 = 0 х = 4
х + 5 = 0 <=> х = 5
2х + 9 = 0 х = 4,5
Ответ: 5; 4,5; 4.
Решить уравнение:
I 5х2 – 3х – 2 I = 5х2 +3х + 2;
Решение:
I 5х2 – 3х – 2 I = (5х2 3х 2);
По определению модуля:
а, если а>0,
IаI = 0, если а = 0,
а, если а<0,
Решим уравнение 5х2 3х 2 = 0, его решение является
то есть IаI = а, если а ≤ 0.
решением данного уравнения.
Рассмотрим функцию у = 5х2 3х – 2 и найдём те значения х,
при которых у≤0.
=0.
D(у) = R.
Найдём нули функции: у = 0. Решим уравнение 5х2 3х 2 =
D = 9 + 40 = 49; D≥0, значит уравнение имеет два различных
действительных корня.
x =
x =
=1; x =
x =
=
.
6Сборник докладов 13го Всероссийского интернетпедсовета
Нули функции:
Изобразим схематически график функции
у = 5х2 3х – 2.
Её графиком является парабола, ветви которой направлены
вверх, так как а = 5, а>0.
у ≤ 0 при хє
Значит, корнями исходного уравнения являются все числа
.
из промежутка
Ответ:
.
.
7