Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
математика +1
9 кл—11 кл +1
14.05.2018
Материал адресован педагогам дополнительного образования. В данном материале представлен опыт работы педагога по организации аналитической деятельности в объединении УДО по определению уровня результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы, формы проведения диагностики достижений обучающихся и способы коррекции программы по итогам проведённой работы. В работе представлена программа естественнонаучной направленностиОпыт работы педагога дополнительного образования по организации аналитико-диагностической деятельности в объединении дополнительного образования с целью определения уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности
ППО Мартынова.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Собинского района Детский (подростковый) центр г. Лакинска
Аналитикодиагностическая деятельность
педагога дополнительного образования
педагога дополнительного образования Мартыновой Елены Викторовны
Из опыта работы
1 г. Лакинск
2017 г.
Владимирский государственный педагогический
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Фамилия, имя, отчество: Мартынова Елена Викторовна
Дата рождения: 29 мая 1960 года
Образование: высшее,
институт им. П.И. ЛебедеваПолянского, 1982 год
Специальность по диплому: учитель математики и физики
Стаж педагогической работы: 25 лет
Общий трудовой стаж: 35 лет
Квалификационная категория:
Занимаемая должность: Зам.
образования
Объединения: «Математическая мозаика», «Избранные вопросы математики»
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Собинского района Детский (подростковый)
центр г. Лакинска
Звания и награды: Отличник народного просвещения, 1992 год
директора,
педагог дополнительного
2 Условия возникновения и становления опыта
В Федеральном законе РФ №273ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации» качество образования определено как комплексная
характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося,
выражающая степень их соответствия федеральным государственным
образовательным стандартам.
Дополнительное образование детей не является уровнем общего
образования; в нём нет, и не может быть единых Федеральных
государственных образовательных стандартов (ФГОС). Это в определённой
степени ограничивает возможности контроля качества дополнительного
образования.
Поэтому для педагога дополнительного образования «стандартом»
является результативность освоения обучающимися
образования
объединения дополнительной общеобразовательной программы.
Для того чтобы определить уровень освоения дополнительной
общеобразовательной программы, педагогу необходимо провести большую
аналитикодиагностическую работу.
Я попыталась выстроить цепочку действий педагога дополнительного
образования при организации аналитикодиагностической деятельности на
примере реализации дополнительной общеобразовательной программы «За
страницами учебника математики», определения результативности её
освоения обучающимися.
Ведущая идея опыта – найти оптимальные способы определения
результативности освоения дополнительной общеобразовательной программы,
формы и методы проведения педагогом аналитикодиагностической
деятельности с целью определения качества дополнительного образования.
Теоретическая база опыта
1. Нормативные документы для реализации аналитикодиагностической
деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе
3 1.1.
Федеральный уровень документов
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726р)
Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 №729р «Об утверждении
Плана мероприятий на 20152020 годы по реализации Концепции развития
дополнительного образования детей»;
Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
СанПиН 2.4.4.317214 «Санитарноэпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №061844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №093242 «О методических
рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые)»;
1.2. Региональный уровень документов
План мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного
образования детей в системе образования Владимирской области (утвержден
приказом Департамента образования области от 22.05.2015 №508).
1.3. Локальные акты, принятые в образовательной организации
Положение о внутреннем контроле МБУ ДО ДПЦ (принято на заседании п/с,
протокол №1 от 01.09.2015, утверждено приказом от 01.09.2015 № 52);
Положение об аттестации учащихся МБУ ДО ДПЦ г. Лакинска (принято на
заседании п/с, протокол №1 от 01.09.2015, утверждено приказом от
01.09.2015 №52);
Положение о работе с одарёнными детьми МБУ ДО ДПЦ г. Лакинска
(принято на заседании п/с, протокол №1 от 01.09.2015, утверждено приказом
от 01.09.2015 №52);
Положение об индивидуальном образовательном маршруте учащихся в
МБУ ДО ДПЦ г. Лакинска (принято на заседании п/с, протокол №1 от
01.09.2015, утверждено приказом от 01.09.2015 №52).
4 Для обобщения своего опыта я изучила литературу по данной теме
Кленова Н.В.
Л.Б.Педагогическая диагностика
(ссылки активные, при переходе дают возможность обратиться к тексту):
1. Буйлова Л.Н.,
Результативность образовательной
деятельности. Дополнительное образование в современной школе. М.:
«Сентябрь», 2005 (Библиотека журнала ДШ, №1, 2005).
2. Зуев П.В., Трусова С.Я. Объективная оценка результатов освоения
дополнительных общеобразовательных программ учащимися как средство
повышения качества образования в организациях дополнительного
образования. // Педагогическое образование в России. №9, 2015 г.
образовательного
3. Шаршакова
процесса.
Методическое пособие для педагогов дополнительного образования
—СПб.:ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества «У
Вознесенского моста», 2013. — 52 с.
4. Буйлова, Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ / Л.Н. Буйлова // Молодой
учёный. – 2015. – №15. – с.567572.
5. Прослушала вебинар «Оценка результатов в дополнительном образовании»
на базе Ресурсного научнометодического центра непрерывного образования
ГБПОУ «Воробьёвы горы» г. Москва, на котором опыт своей работы
представили директор ГБОУДО Московский детскоюношеский центр
экологии и краеведения и туризма, директор Московского городского Дворца
пионеров (ГБПОУ «Воробьёвы горы»). Также на вебинаре была озвучена
работа зав. кафедрой педагогики внеурочной деятельности ГАОУ ВО
Московский институт открытого образования Л.Н. Буйловой.
У всех авторов, рассматривающих и детально анализирующих эту
проблему в своих работах, красной строкой проходит идея о необходимости
проведения педагогической диагностики образовательного процесса в
дополнительном образовании детей и определения результативности
реализации дополнительной общеобразовательной программы, отмечаются
особенности образовательного процесса в дополнительном образовании.
Проблема рассматривается в том нормативном поле, которое на
сегодняшний день регламентирует организацию дополнительного образования
и деятельность учреждений дополнительного образования.
Все авторы сходятся во мнении, что на современном этапе развития
российского образования в целом, и дополнительного образования в
частности,
мерилом эффективности дополнительного образования,
своеобразным «стандартом» его выступает эффективность освоения
5 обучающимися в объединениях дополнительной общеобразовательной
программы. А педагогическая диагностика результативности – это способ
оценки качества образования. Все авторы для более успешного понимания
педагогами проблемы излагают и предлагают изучить понятийный аппарат по
теме, разъясняют основные методы, способы, формы проведения диагностики
и определения результативности образовательного процесса.
В качестве принципов оценивания в учреждениях дополнительного
образования отмечены системность (постоянство и регулярность),
вариативность (разнообразие форм), осознанность (понимание педагогами и
обучающимися), доступность.
Всеми авторами отмечается необходимость оценивания предметных
результатов и личностных качеств обучающихся, поскольку дополнительное
образование носит более практикоориентированный характер, чем общее
образование. Рассматриваются количественные методы и экспертная оценка,
отмечается роль самооценки обучающихся при определении эффективности
реализации дополнительной программы.
Однако, несмотря на общность взглядов по основным моментам, в
подходах каждого автора к проблеме имеются отличительные особенности.
В работе Зуева П.В. и Трусовой С.Я. «Объективная оценка результатов
освоения дополнительной общеобразовательной программы как средство
повышения качества образования» результативность рассматривается
комплексно: не только в свете приобретения предметных знаний, но и, прежде
всего, личностных качеств обучающихся и метапредметных знаний.
На мой взгляд, это очень правильно. Сейчас, когда в общем образовании
полным ходом идёт реализация Федеральных государственных
образовательных стандартов, дополнительное образование не может
оставаться в стороне. Это и выполнение миссии учреждениями
дополнительного образования,
и реализация Концепции развития
дополнительного образования, и сохранение единого образовательного
пространства.
Авторы статьи большую роль отводят педагогическому мониторингу. На
их взгляд, это самый непроработанный вопрос в дополнительном образовании.
Мониторинг должен установить степень соответствия достигнутого уровня
образовательного процесса нормам и требованиям. По мнению авторов,
сегодня в дополнительном образовании при отсутствии стандартов
искусственно улучшаются результаты деятельности для отчётов, негативно
сказывается на качестве образования отсутствие психолога в УДО, в том
6 числе и грамотных диагностических методик и профессиональной
интерпретации результатов. Чаще всего педагогами используется метод
наблюдения, который не может реально и объективно отразить результаты.
В качестве главной технологии определения результативности авторы
предлагают технологию Портфолио и проектную технологию. По моему
мнению, Портфолио (это ведь не просто папка с детскими работами) –
сложная объёмная работа, трудоёмкая и затратная по времени и для ребёнка,
и для педагога. Для всех детей при их загруженности в школе эта технология
не всегда обоснованно применима. Думаю, что для детей, обучающихся по
индивидуальной образовательной программе или по индивидуальному
образовательному маршруту, это правильно.
Разработка, реализация и защита образовательных проектов также не
должна быть единственным видом организации детской деятельности в
объединении дополнительного образования. Как составная часть работы,
проектная деятельность интересна, эффективна, направлена на развитие
предметных ЗУН, метапредметных, личностных качеств.
На мой взгляд, предлагаемая модель оценки результатов освоения
программы для педагогов сложна.
И у родителей как участников
образовательных отношений, которые должны привлекаться к работе,
недостаточно сформирован уровень готовности к оценке результативности
образовательного процесса в данной логике. Многие родители до сих пор
воспринимают дополнительное образование как досуговую деятельность.
Шершакова Л.Б. в работе «Педагогическая диагностика
образовательного процесса» (Методическое пособие для педагогов
дополнительного образования) рассматривает вопрос о том, что включает в
себя понятие «педагогическая диагностика», приводит отличия понятий
«результат» и «результативность», приводит примеры педагогических
результатов и социальных. По мнению автора, критерии и показатели должны
разрабатываться самими педагогами. Думаю, что не всем педагогам это по
силам. Грамотно, объективно, доступно и понятно для детей самостоятельно
педагогам это сделать трудно. Определить уровень развития мотивации,
ценностных ориентаций, успешности в социализации, коммуникативной
культуры учащихся при отсутствии психолога в УДО проблематично. Автор
предлагает большой пакет диагностических методик (это огромная помощь в
проведении диагностики), но педагогу дополнительного образования
профессионально интерпретировать результаты диагностики сложно.
7 Думаю, что работа больше адресована методистам или заместителям
директора УДО, чем педагогам дополнительного образования.
Наиболее близок и понятен мне как педагогу дополнительного
образования подход к проведению диагностики и определению
результативности образовательного процесса в дополнительном образовании,
изложенный в работах Л.Н. Буйловой, Н.В. Клёновой «Результативность
образовательной деятельности», Л.Н. Буйловой «Нормативноправовые
основы определения «результатов» в дополнительном образовании».
Авторы отмечают, что нельзя оценивать педагога только по призовым местам,
занятым обучающимися его объединения в конкурсах и соревнованиях
различного уровня. Есть дети, которые изначально не могут достичь такого
уровня, но в процессе освоения дополнительной общеобразовательной
программы динамика их личностного развития велика, а это не менее важно,
чем участие в конкурсах.
Авторами предлагаются различные методы диагностики, перечень
личностных качеств ребёнка, форма и содержание индивидуальной карточки
учёта динамики личностного развития ребёнка.
Во второй работе автором приводится исчерпывающий перечень отличий
внеурочной деятельности и дополнительного образования. Более подробно
раскрывается суть предметных, метапредметных, личностных качеств
обучающихся.
Актуальность опыта
Актуальность опыта определяется отсутствием единых образовательных
стандартов в дополнительном образовании, а также поиском оптимальных
форм и методов проведения аналитикодиагностической деятельности
педагогами дополнительного образования при определении качества
образования и качества освоения дополнительной общеобразовательной
программы.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в разработке и апробации форм и методов
аналитикодиагностической деятельности, отборе её содержания на
основании глубокого анализа некоторых существующих подходов к решению
проблемы.
8 В опыте показан путь модернизации и адаптации рекомендаций по
проведению аналитикодиагностической работы педагогом дополнительного
образования с целью определения качества образования и результативности
освоения дополнительной общеобразовательной программы к условиям
конкретного объединения, конкретного учреждения.
Технология опыта
Диагностика в педагогической деятельности педагога дополнительного
образования – это, прежде всего, совокупность форм и методов изучения,
оценки, контроля, учёта и коррекции, направленных на совершенствование
образовательного процесса в УДО, на его индивидуализацию и
дифференциацию,
а также на совершенствование дополнительных
общеобразовательных программ и способов педагогического воздействия на
обучающихся.
Аналитикодиагностическая деятельность ПДО – это деятельность по
изучению обучающихся, определению уровня их развития, воспитанности,
обученности, по выявлению причинноследственных связей между условиями
и результатами образовательного процесса в УДО, по определению
эффективности реализации дополнительной общеобразовательной
программы.
В результате аналитической деятельности ПДО должен выявиться
уровень соответствия достигнутых и ожидаемых результатов при освоении
обучающимися дополнительной общеобразовательной программы.
Аналитическая деятельность предполагает владение педагогом приёмами
анализа и синтеза, сравнения и аналогии, обобщения и конкретизации.
Качество программ дополнительного образования – это степень
соответствия программы современным требованиям к разработке, структуре,
содержанию дополнительных общеобразовательных программ.
Это
возможность обеспечить личностный рост ребёнка,
развитие его
способностей, совершенствование умений и навыков в избранной
деятельности, развитие коммуникативных качеств в результате освоения
дополнительной общеобразовательной программы.
Уникальность сферы дополнительного образования детей требует
специфических подходов к ее оценке. На сегодняшний день в нормативных
документах федерального уровня, регулирующих вопросы независимой
оценки качества образования, нет отражения специфики оценочной
9 деятельности в дополнительном образовании. Часть показателей и
индикаторов в этих документах не могут быть использованы в
дополнительном образовании.
Сущность педагогической диагностики – изучение результативности
реализации дополнительной
образовательного
общеобразовательной программы,
выявление изменений в уровне
воспитанности обучающихся и росте профессионального мастерства
педагогов дополнительного образования.
процесса
при
Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы:
что, и с какой целью изучать, по каким показателям, какими формами и
методами пользоваться, где и как использовать результаты.
Учреждение дополнительного образования – сложная система,
результаты, полученные разными путями, должны коррелироваться друг с
другом. Поэтому при выборе методов диагностики результатов деятельности
может быть использован интегративный подход – сочетание разных методов,
систематизация результатов деятельности учреждения дополнительного
образования.
Основная цель моей работы – показать организацию аналитико
диагностической работы по определению уровня обученности и уровня
качества образования по дополнительной общеобразовательной программе
естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики».
Оценка результативности дополнительных общеобразовательных
программ в нашем учреждении проводится по единым критериям и в единой
форме.
У нас разработано Положение об аттестации учащихся объединений
МБУ ДО ДПЦ г. Лакинска, где изложены принципы, формы проведения
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. В документе изложены
критерии оценивания теоретической подготовки, практических умений и
личностного развития детей.
В соответствии с Положением все педагоги нашего Центра (и я в том
числе) 2 раза в течение учебного года (в декабре и в мае) проводим учёт
результатов обучения по дополнительной образовательной программе (в
баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества).
Все педагоги заполняют Карточку учёта результатов, в которую
заносится список всех обучающихся объединения по графам.
В таблице 4 раздела:
10 1. Теоретическая подготовка обучающихся (педагог перечисляет и
оценивает теоретические качества обучающихся,
предусмотренные
программой, т.е. что должны знать дети). Оценивает каждого ребёнка по 5
бальной системе.
2. Практическая подготовка обучающихся.
Перечисляются и
оцениваются практические умения, предусмотренные программой («должны
уметь»). Как правило, каждый педагог указывает 68 основных качеств.
3. Общеучебные умения и навыки обучающихся:
учебноинтеллектуальные умения (конкретизируются);
учебнокоммуникативные умения (конкретизируются);
учебноорганизационные умения и навыки (конкретизируются);
общая культура поведения;
мотивация и интерес к занятиям;
уровень внимания на занятиях.
4. Предметные достижения обучающихся (на уровне ОУ, на муниципальном
уровне, на региональном, межрегиональном, всероссийском, международном
уровне).
Оценивание проводит педагог по 5бальной системе. По каждому разделу
подводится количественный и %ный итог.
Затем зам. директора заносит данные в единую ведомость и определяется
результативность учреждения за истекший период.
В конце учебного года в целях наглядного представления информации о
качестве образования в учреждении по итогам диагностики строятся
диаграммы (в разрезе каждого педагога и по учреждению в целом).
Результативность опыта
В 20162017 учебном году я работала по впервые разработанной
одногодичной дополнительной общеобразовательной программе «За
страницами учебника математики». Апробировав программу в течение
учебного года, я пришла к выводу о необходимости переработки программы с
учётом уровня подготовленности и уровня мотивации обучающихся. В
объединении были ребята 8 и 9 классов, целевые установки для занятий в
объединении у них разные. Поэтому я решила увеличить срок реализации
программы до двух лет и разделить на отдельные группы учащихся 8 и 9
классов.
11 С начала 20172018 учебного года я реализую программу
«Математическая мозаика», за основу которой взята программа «За
страницами учебника математики». В «Математической мозаике» расширен (а
не углублен) перечень изучаемых
вопросов, программа дополнена
историческим и культурологическим аспектом. В соответствии с
содержанием программы изменено и её название.
Анализ результатов освоения дополнительной общеобразовательной
программы я проведу по итогам 20162017 учебного года.
Название программы «За страницами учебника математики»;
Направленность – естественнонаучная;
Срок реализации – 1 год;
Возраст обучающихся – 1416 лет (89 классы);
Цели и задачи программы
Цель:
Формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету,
интенсивное формирование деятельностных способностей,
развитие
логического мышления и математической речи; выявление и поддержка
одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин.
Задачи:
Обучающие:
– учить учащихся выполнять тождественные преобразования выражений;
учить учащихся основным приемам решения уравнений, неравенств и их
систем;
учить строить графики функций и читать их;
учить различным приемам решения текстовых задач всех видов;
помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне
свободного их использования;
подготовить учащихся к ГИА по математике в 9 классе;
подготовить обучающихся к изучению математики в старшей школе или к
поступлению в средние учебные заведения, а также к углубленному изучению
математики в профильной школе.
Развивающие
:
повышать интерес к математике;
развивать мышление через
синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
умение анализировать, сравнивать,
12 формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую
составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над
решением задач;
развивать пространственное воображение через решение геометрических
задач;
формировать умения строить математические модели реальных явлений,
анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным
моделям, применять математические методы к анализу процессов и
прогнозированию их протекания через работу над проектами.
Воспитательные:
воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие;
воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через
подготовку и представление докладов, решение задач, работу над
математическими проектами, в том числе сетевыми.
формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру
общения, коммуникативные навыки через работу в группах.
Содержание программы построено на общедидактических принципах:
доступности;
преемственности;
перспективности;
развивающей направленности;
учёта индивидуальных способностей;
органичного сочетания обучения и воспитания,
направленности и посильности.
практической
Ожидаемые результаты
1. У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:
ответственное отношение к учению, способность к самообразованию;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов,
задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат математической
деятельности;
представления о математической науке как сфере человеческой
деятельности, об этапах её развития, о её значимости для человека, о
связи с другими науками;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками в образовательной, творческой и других видах деятельности;
13 критичность мышления;
креативность мышления, творческая инициатива, активность при
решении задач.
2. Метапредметные результаты:
Регулятивные. Учащиеся получат возможность совершенствовать
навыки планирования, определять последовательность промежуточных
целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата,
осуществлять контроль по результату и способу действия, адекватно
оценивать результат выполнения учебной задачи, её трудность и
собственные возможности решения.
Познавательные. Учащиеся получат возможность совершенствовать
умения устанавливать причинноследственные связи, строить логические
цепочки
других
планировать
дисциплинах, выдвигать
деятельность исследовательского характера, выбирать эффективные
способы решения задач, оценивать информацию.
рассуждений; видеть математическую
задачу в
гипотезу
и
проверять
её,
Коммуникативные. Учащиеся смогут организовать совместную
деятельность и учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками,
работать в группе, распределять функции и роли, разрешать конфликты на
основе учёта интересов и позиций всех участников, аргументировать свою
позицию.
3. Предметные результаты. Учащиеся получат возможность:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных
ситуациях для решения задач;
грамотно и обоснованно использовать справочные материалы;
уметь решать задачи, выполнять задания с помощью перебора
различных вариантов;
применять полученные знания в ситуациях, не сводящихся к
применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при
решении актуальных для них проблем, интерпретировать результаты
решения задачи.
В результате освоения программы обучающиеся
Должны знать:
методы преобразования числовых и алгебраических выражений, содержащих
дроби, корни, степень;
14 способы преобразования алгебраических выражений;
основные методы решения уравнений, неравенств, систем уравнений,
нестандартные приемы решения уравнений и неравенств;
методы решения уравнений и неравенств с модулями, параметрами;
свойства функции;
алгоритм исследования функции;
Должны уметь:
выполнять вычисления и преобразования алгебраических выражений;
решать уравнения, неравенства, их системы;
строить и читать графики функций;
выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и
векторами;
работать со статистической информацией, находить частоту и вероятность
случайного события;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие
математические модели;
Владеть компетенциями:
познавательной;
информационной;
коммуникативной;
рефлексивной.
Способны решать задачи
:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
работать в группах;
аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;
извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа
объектов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении
актуальных для них проблем.
Для определения качества образования используются следующие
формы фиксации промежуточного и конечного результата:
итоги выступления на олимпиадах, конкурсах;
проверочные, контрольные работы, тесты;
итоговая контрольная работа в формате ОГЭ.
Формы подведения итогов реализации программы: Проверочная работа,
тестирование, итоговая контрольная работа.
15 Итоги промежуточной аттестации подводятся в виде оценки
«зачет/незачет»
Результативность освоения программы определяется по итогам учебного
года после заполнения и обработки информации в «Карточке учёта
результатов обучения по дополнительной образовательной программе»
Показатели представлены в Карточке учёта.
Методы диагностики: наблюдение, собеседование, тестирование,
анкетирование, участие в математических мероприятиях различного уровня,
проверочные и самостоятельные работы, итоговая контрольная работа.
Результаты освоения программы:
Теоретическая подготовка обучающихся. Уровень усвоения материала
– 100%, качество образования – 71,2%.
Практическая подготовка обучающихся. Уровень усвоения материала –
97,9%, качество образования – 79,1%.
Общенаучные умения и навыки обучающихся. Уровень овладения –
100%, качество – 94,56%.
Вывод.
Результативность освоения дополнительной общеобразовательной
программы «За страницами учебника математики» выше прогнозируемых
результатов.
В 20172018 учебном году для более объективной оценки
результативности программы увеличено количество показателей в I и II
разделах Карточки учёта (теория и практика) и повышен уровень
требовательности при оценке практической и теоретической подготовки
обучающихся.
К результативности освоения дополнительной общеобразовательной
программы «За страницами учебника математики» мы относим результаты
участи команды нашего ОУ «Люди
Y » в региональном сетевом
математическом проекте «Золотое сечение» в 20162017 учебном году.
По этим ссылкам можно посмотреть рейтинг нашей команды в общем
рейтинге команд и выйти на нашу страницу:
http://www.wiki.vladimir.i
edu.ru/index.php?
title=Золотое_сечение/Рейтинг_участников
16 http://www.wiki.vladimir.iedu.ru/index.php?
title=Сетевой_проект_Золотое_сечение/Страница_команды_Люди_Y
Также показателем качества образования в объединении мы считаем
результаты анкетирования родителей и обучающихся. У нас разработаны
анкеты для родителей и для детей по определению уровня удовлетворённости
условиями и качеством дополнительного образования в ОУ. По результатам
20162017 года:
уровень удовлетворённости условиями и качеством образования
родителей – 98,7%;
уровень удовлетворённости условиями и качеством образования
обучающихся – 98,5%;
17 КАРТОЧКА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Вид и название детского объединения «За страницами учебника математики»
Ф.И.О. педагога Мартынова Е.В.
Дата начала наблюдения: 10 сентября 2016 года
Дата завершения наблюдения: 31 мая 2017 года
18 I. Теоретическая подготовка обучающихся:
Фамилия, имя ребенка
й
е
г
р
е
С
.
Б
а
н
и
л
о
П
.
Г
й
е
с
к
е
л
А
.
Г
л
и
и
н
а
Д
.
Д
й
е
с
к
е
л
А
.
Д
а
н
е
л
и
М
.
Д
м
ё
т
р
А
.
Д
й
и
р
т
и
м
Д
.
З
л
л
и
р
и
К
.
К
а
н
и
р
И
.
М
н
о
и
д
о
Р
.
П
а
р
а
в
р
а
В
.
Т
а
т
и
к
и
Н
.
Ч
й
и
м
е
т
р
А
.
О
а
р
д
н
а
с
к
е
л
А
.
П
а
р
д
н
а
с
к
е
л
А
.
Щ
Теоретические
Показатели
знания
1.1.
(предусмотренные основными
разделами учебнотематического
плана программы):
Основные способы преобразования
алгебраических выражений
Приёмы решения текстовых задач
Определения
геометрических фигур
4
Методы решения урий и неравв
3
Алгоритм исследования функций
Основные понятия и формулы
3
Арифметическая и геометрическая 3
свойства
3
3
4
и
4
4
4
4
4
4
4
5
5
4
5
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
3
4
4
4
3
3
5
5
4
5
4
4
4
5
5
5
5
5
5
5
4
4
4
4
4
4
4
3
3
3
3
3
3
3
19
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
5
5
3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4 прогрессии
Уровень усвоения теоретического материала
Баллы
Процент от общего количества
1
Уровень усвоения – 100%
Качество усвоения – 71,2%
II. Практическая подготовка обучающихся
2
3
18,8%
4
63,5%
5
17.7%
Фамилия, имя ребенка
й
е
г
р
е
С
.
Б
а
н
и
л
о
П
.
Г
й
е
с
к
е
л
А
.
Г
л
и
и
н
а
Д
.
Д
й
е
с
к
е
л
А
.
Д
а
н
е
л
и
М
.
Д
м
ё
т
р
А
.
Д
й
и
р
т
и
м
Д
.
З
л
л
и
р
и
К
.
К
а
н
и
р
И
.
М
н
о
и
д
о
Р
.
П
а
р
а
в
р
а
В
.
Т
а
т
и
к
и
Н
.
Ч
й
и
м
е
т
р
А
.
О
а
р
д
н
а
с
к
е
л
А
.
П
а
р
д
н
а
с
к
е
л
А
.
Щ
Показатели
1.1. Практические умения и
навыки,
предусмотренные
программой:
Вычисление и преобразование
алгебраических выражений
3
Решение уравнений и неравенств
Решение текстовых задач
3
Построение и чтение графиков 3
4
4
4
4
4
5
4
4
5
4
4
3
4
4
4
3
4
4
4
4
4
5
5
5
5
4
4
4
4
3
3
3
3
20
4
4
4
4
4
4
4
4
4
5
4
4
5
4
4
5
5
5
5
5
3
3
3
3
4
4
4
4 4
3
функций
Действия с геометрическими
фигурами
Работа
со
информацией
Уровень усвоения практического материала
Баллы
Процент от общего количества
статистической
1
4
4
Уровень усвоения – 97,9%
Качество усвоения – 79,1%
4
5
3
5
3
4
4
5
4
5
4
4
3
3
4
5
4
4
4
5
4
5
5
5
2
3
4
4
2
2,1%
3
18,8%
4
56,2%
5
22,9%
III. Общеучебные умения, навыки обучающихся
Фамилия, имя ребенка
й
е
с
к
е
л
А
.
Г
л
и
и
н
а
Д
.
Д
й
е
с
к
е
л
А
.
Д
.
Б
Показатели
3.1. Учебноинтеллектуальные
умения:
А.
литературой
работать
умение
с
й
е
г
р
е
С
а
н
и
л
о
П
.
Г
а
н
е
л
и
М
.
Д
м
ё
т
р
А
.
Д
й
и
р
т
и
м
Д
.
З
л
л
и
р
и
К
.
К
а
н
и
р
И
.
М
й
и
м
е
т
р
А
.
О
н
о
и
д
о
Р
.
П
а
р
а
в
р
а
В
.
Т
а
т
и
к
и
Н
.
Ч
а
р
д
н
а
с
к
е
л
А
.
П
а
р
д
н
а
с
к
е
л
А
.
Щ
4
5
4
4
4
21 умение
умение
пользоваться
Б.
компьютерными источниками
В.
исследовательскую работу
Уровень учебноинтеллектуальных умений
Баллы
Процент от общего количества
осуществлять
1
5
5
3.2. Учебнокоммуникативные
умения:
А. умение слушать и слышать
педагога
Б. умение вести полемику,
участвовать в дискуссии
В.
аудиторией
Уровень учебнокоммуникативных умений
Баллы
Процент от общего количества
умение выступать перед
1
4
5
3
4
3.3. Учебноорганизационные
умения и навыки:
А. умение организовать своё
рабочее место
Б.
безопасности
навыки соблюдения правил
5
5
5
5
4
4
5
5
5
5
5
4
4
4
5
5
5
5
5
5
5
5
5
2
5
4
4
2
5
5
4
3
3
5
5
4
4
5
4
4
5
5
5
4
5
5
4
5
5
3
4
4
4
5
4
4
3
14,6%
5
5
5
5
5
5
5
5
5
4
3
3
5
5
5
4
3
5
5
5
3
3
5
5
22
5
26,7%
4
4
4
73,3%
5
4
4
4
41,7%
5
43,7%
5
5 4
умение целенаправленно
В.
выполнять работу
Уровень учебноорганизационных умений
Баллы
Процент от общего количества
1
5
5
5
5
3.4. Общая культура поведения
4
Уровень общей культуры поведения
1
Баллы
Процент от общего количества
4
4
5
4
3.5. Мотивация и интерес к
занятиям
Уровень мотивации и интереса к занятиям
Баллы
Процент от общего количества
4
4
1
4
5
4
3.7. Внимание
Уровень внимания на занятиях
Баллы
Процент от общего количества
4
1
4
4
5
4
Уровень УУД – 100%
Качество – 94,56%
5
2
5
2
5
2
5
2
5
4
4
5
5
4
4
5
5
3
4
3
5
5
5
4
5
4
8,3%
5
91,7%
4
5
5
4
5
4
56,3%
5
43,7%%
5
4
4
5
4
4
5
5
3
5
3
6,3%
4
50%
5
4
4
5
4
4
5
5
3
5
3
6,3%
4
50%
5
43,7%
5
43,7%
23 IV. Предметные достижения обучающихся
Фамилия, имя ребенка
й
е
с
к
е
л
А
.
Г
й
е
г
р
е
С
а
н
и
л
о
П
.
Г
.
Б
Показатели
На уровне объединения
л
и
и
н
а
Д
.
Д
й
е
с
к
е
л
А
.
Д
а
н
е
л
и
М
.
Д
м
ё
т
р
А
.
Д
й
и
р
т
и
м
Д
.
З
л
л
и
р
и
К
.
К
а
н
и
р
И
.
М
н
о
и
д
о
Р
.
П
й
и
м
е
т
р
А
.
О
а
р
д
н
а
с
к
е
л
А
.
П
а
р
а
в
р
а
В
.
Т
а
т
и
к
и
Н
.
Ч
а
р
д
н
а
с
к
е
л
А
.
Щ
24 На уровне школы (по линии
дополнительного образования)
в
о
к
и
н
ь
л
о
к
ш
в
о
к
и
н
ь
л
о
к
ш
в
о
к
и
н
ь
л
о
к
ш
е
к
и
т
а
м
е
т
а
м
о
п
ы
д
а
и
п
м
и
л
о
п
а
т
э
й
ы
н
ь
л
о
к
Ш
е
к
и
т
а
м
е
т
а
м
о
п
ы
д
а
и
п
м
и
л
о
п
а
т
э
й
ы
н
ь
л
о
к
Ш
ы
д
а
и
п
м
и
л
о
п
а
т
э
й
ы
н
ь
л
о
к
Ш
в
о
к
и
н
ь
л
о
к
ш
ы
д
а
и
п
м
и
л
о
п
а
т
э
й
ы
н
ь
л
о
к
Ш
в
о
к
и
н
ь
л
о
к
ш
в
о
к
и
н
ь
л
о
к
ш
в
о
к
и
н
ь
л
о
к
ш
ы
д
а
и
п
м
и
л
о
п
а
т
э
й
ы
н
ь
л
о
к
Ш
ы
д
а
и
п
м
и
л
о
п
а
т
э
й
ы
н
ь
л
о
к
Ш
ы
д
а
и
п
м
и
л
о
п
а
т
э
й
ы
н
ь
л
о
к
Ш
е
к
и
т
а
м
е
т
а
м
о
п
е
к
и
т
а
м
е
т
а
м
о
п
е
к
и
т
а
м
е
т
а
м
о
п
е
к
и
т
а
м
е
т
а
м
о
п
е
к
и
т
а
м
е
т
а
м
о
п
25
в
о
к
и
н
ь
л
о
к
ш
ы
д
а
и
п
м
и
л
о
п
а
т
э
й
ы
н
ь
л
о
к
Ш
е
к
и
т
а
м
е
т
а
м
о
п На уровне района, города
о
п
ы
д
а
и
п
м
и
л
о
п
а
т
э
й
ы
н
ь
л
а
п
и
ц
и
н
у
М
е
к
и
т
а
м
е
т
а
м
о
п
в
о
к
и
н
ь
л
о
к
ш
о
п
ы
д
а
и
п
м
и
л
о
п
а
т
э
й
ы
н
ь
л
а
п
и
ц
и
н
у
М
На
федеральном уровне
региональном,
р
ё
з
и
р
П
ь
л
а
н
о
и
г
е
р
о
г
о
н
р
ё
з
и
р
П
ь
л
а
н
о
и
г
е
р
р
ё
з
и
р
П
ь
л
а
н
о
и
г
е
р
р
ё
з
и
р
П
ь
л
а
н
о
и
г
е
р
р
ё
з
и
р
П
ь
л
а
н
о
и
г
е
р
е
к
и
т
а
м
е
т
а
м
о
п
в
о
к
и
н
ь
л
о
к
ш
26 Анализ результатов творческого развития учащихся
На мой взгляд, более точным является определение творческого
мышления не только как процесса создания объективно нового, но и как сам
субъективно новый опыт деятельности.
Мне, как педагогу дополнительного образования, наиболее близки
взгляды на творческое развитие учащихся в системе дополнительного
образования, изложенные в работе Акимова С.С., Голихиной О.В. «Развитие
творческого мышления учащихся как условие повышения качества работы
учреждения дополнительного образования детей» (Акимов С. С., Голихина О.
В. Развитие творческого мышления учащихся как условие повышения
качества работы учреждения дополнительного образования детей // Теория и
практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч.
конф. (г. СанктПетербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 110
113.)
Понятие «творчество» является многоаспектным и включает в себя
следующие составляющие:
творчество это вид деятельности, в результате которой создается
некий продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью;
творчество это высший уровень познания, который не может быть
достигнут без предварительного накопления знаний, но в большей или
меньшей мере творчество присуще любому виду деятельности;
творчество, как процесс, имеет свои закономерности и этапы, которые в
зависимости от конкретного содержания деятельности могут приобрести
специфическое проявление;
творчество в условиях коллективной деятельности и общения проте
кает более продуктивно.
Для творческого мышления учащихся характерны такие мыслительные
операции и действия: анализ, синтез, абстрагирование.
В научной литературе большое внимание уделяется изучению этапов
(фаз) творческого процесса:
1)этап возникновения творческой ситуации;
2) этап развития решения;
3) этап критики, подтверждения и воплощения.
Для учреждения дополнительного образования детей характерно
отсутствие жёсткой регламентации деятельности,
гуманистическое
взаимодействие участников образовательного процесса, что, в свою очередь,
создаёт атмосферу, максимально благоприятную для проявления и развития
творческой активности как обучающихся, так и самого педагога.
27 В 20162017 учебном году проведён анализ результатов творческого
развития группы обучающихся 9 класса в процессе освоения дополнительной
общеразвивающей программы «За страницами учебника математики».
Срок реализации – 2 года.
Количество групп – 2.
В течение учебного года я проводила
наблюдение за группой
обучающихся 9 класса с высоким уровнем мотивации посещения занятий в
нашем Центре, имеющих склонности и способности к изучению математики
(не весь состав группы). Их целью является не только подготовка к
государственной итоговой аттестации по математике за курс основной школы,
но и выход «за страницы учебника математики», углубление и расширение
изучаемого материала, его практическая направленность и связь с жизнью, с
искусством.
Эта работа проводилась через:
1. Создание на занятиях проблемных ситуаций, которые всесторонне
обсуждаются и анализируются. Ребята предлагают различные пути выхода из
этих ситуаций, пути решения проблем. Обсуждаем, анализируем, отбираем
(индивидуально, в парах, всей подгруппой).
2. Использование математических софизмов, когда нужно определить,
где теряется логика рассуждений, и почему получается заведомо ложный
ответ.
3. Решение задач с несколькими допустимыми вариантами ответов.
Ребята предлагают свой вариант и отстаивают свою точку зрения,
аргументировано доказывают истинность «своего» решения и результата.
4. Решение логических задач на занятиях.
5. Использование различных видов анализа текстовых задач. На
занятиях практикую полный анализ задачи самими ребятами.
6. Участие в течение учебного года в Международных олимпиадах и
викторинах «ЗНАНИО». Вся подгруппа (6 человек) имеют Дипломы и
сертификаты различного достоинства.
7. Планируем принять участие в региональном сетевом математическом
проекте «Замечательные кривые» с января по март 2018 года. В проекте
реализуется системнодеятельностный подход, поисковоисследовательская
деятельность обучающихся (групповая, коллективная и индивидуальная).
8. Использование на занятиях творческих математических тестов.
9. Поиск рациональных способов решения заданий различной степени
сложности.
10.
Акцент на красоту решения задачи, уравнения. Использование
нестандартных способов решения.
По итогам наблюдения заполняется Бланк наблюдения по форме:
28 Признак
№
п/п
1.
2.
…
Дата наблюдения_______________________
Время наблюдения _____________________
Педагог ______________________________
Для заполнения графы «Признаки»
Степень выраженности
часто
иногда
никогда
использую Классификацию
творческих способностей по А.И. Луку.
В конце 20172018 учебного года планирую провести с обучающимися
Тест креативности Вильямса для детей и подростков 517 лет (Тест
дивергентного мышления). Тест оценивает характеристики, связанные с
творческим мышлением,
и личностноиндивидные креативные
характеристики. Тест удобный в применении, надёжный, валидный,
предназначен для широкой возрастной группы, не громоздкий, не
утомительный: временные затраты 25 мин.
С помощью школьного психолога соотнесу результаты теста и
результаты наблюдения.
По итогам анализа результатов при необходимости будут внесены
дополнительную общеразвивающую программу
в
коррективы
«Математическая мозаика».
Трудоемкость опыта
Трудоемкость опыта заключается в анализе и пересмотре подходов к
организации аналитикодиагностической деятельности при реализации
дополнительной общеобразовательной программы в учреждении
дополнительного образования с учётом его специфики, при отсутствии в
штате учреждения педагогапсихолога.
Адресная направленность педагогического опыта и область его
применения
Идея опыта подразумевает организацию аналитикодиагностической
деятельности в объединении дополнительного образования при реализации
дополнительной общеобразовательной программы с целью определения
уровня освоения программы и уровня качества образования.
29 Данный педагогический опыт может быть рекомендован педагогам
дополнительного образования, работающим в объединениях различной
направленности.
30
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Опыт работы по теме "Аналитико-диагностическая деятельность педагога дополнительного образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.