Информационно-образовательная среда и профессиональное развитие педагога
Личность педагога, его образование, развитие и саморазвитие, профессиональная деятельность многоаспектны.
Однако разрыв между вузовской подготовкой и повышением квалификации, жизнь «от курсов до курсов», отсутствие заинтересованности в развитии, обновлении, часто отсутствие перспективы и стимулирования грозят породить инертную, пассивную личность педагога, а тот, в свою очередь, «искривленную» личность ученика.
Мне в этой связи импонирует высказывание Сухомлинского о том, что «призванием становится интерес, помноженный на труд».
Уверена, что то, что интересно мне как учителю, будет интересно и полезно моему ученику. Но многому, в свою очередь, я учусь и у моих школьников. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования кквалификации воспитателя и учителя. Сегодня педагог не может и не должен игнорировать влияние информационных и коммуникационных средств на образовательный процесс, наличие образовательного потенциала Интернет-ресурсов и необходимости его использования в педагогических целях. Тем более, что в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения информационно – образовательная среда должна включать в том числе и компетентность участников образовательного процесса в решении учебно – познавательных и профессиональных задач с применением информационно – коммуникационных технологий, а формирование информационной культуры становится и важным инструментом будущей профессиональной деятельности нынешних школьников.
В сети Интернет существует множество сервисов, обеспечивающих продуктивное сотрудничество. Мне бы хотелось подробнее остановиться на тех из них, которые я использую в своей работе и которые, по моему мнению, являются наиболее удобными в применении и активируют познавательную деятельность обучающихся.
В своей практике активно использую дистанционное обучение. Дистанционная среда позволяет индивидуализировать образовательный процесс ребѐнка, является одним из способов получения дополнительного образования, основанного на использовании специфических образовательных технологий, базирующихся на современных методиках обучения, технических средствах и передачи информации. Для организации дистанционной работы создан авторский курс «Язык программирования QBasic» На авторском сайте размещен электронный учебник на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальной образовательной траектории, что даѐт обучающемуся возможность выбора не только индивидуального плана изучения материала, но и удобного темпа работы. Обучение становится гибким, не связанным жестким учебным планом и обязательными классными мероприятиями. Учебно-методический комплекс по теме «Язык программирования QBasic» представлен модулями, имеющими одинаковую структуру, в каждом предусмотрена система самоконтроля.
В своей практике применяю сетевые электронные тетради по информатике для учащихся 5 классов. Разнообразные задания с использованием сетевых сервисов для закрепления изучаемого материала являются основой электронной тетради. Работа с такой тетрадью развивает у учащихся познавательную активность, самостоятельность, они создают ситуацию успеха, повышают мотивацию. Создала их в виде блога на платформе Blogger. Учащийся создаѐт аккаунт Google. Поскольку электронная тетрадь предназначена для учеников 5 класса, я сама создаю для каждого блог и включаю ученика, как соавтора. Таким образом, доступ к его электронной тетради имеем только мы двое.
Не секрет, что многие учащиеся любят собирать пазлы, разгадывать и составлять кроссворды, ребусы. Они играют не только роль развлекательного момента, но и помогают развивать мышление и творчество, так необходимые для успешного изучения предмета. А поскольку теперь это онлайн сервисы (фабрика кроссвордов, генератор ребусов, сервис по созданию пазлов), то их использование делает этот процесс еще более интересным и занимательным. Сделать информацию более привлекательной, помочь еѐ лучше запомнить помогают мне такие технологии, как скрайбинг и фотокомиксы.
В своей практике использую интерактивную стену (Padlet, Lino), представляющей собой виртуальную стену, на которую можно прикрепить фото, файлы, ссылки на материалы в сети Интернет, заметки, организовать совместную работу с учащимися.
Для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам применяю сервис Learningapps, который позволяет в режиме онлайн создавать и использовать интерактивные задания самых разных видов. Основная идея упражнений заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в привлекательной для них игровой форме.
Сервис создания облака слов из текста - Wordle автоматически генерирует облако из часто встречающихся слов введенного текста. Полученное "облако слов" появится на экране. Данный сервис можно использовать для запоминания основных понятий и терминов. Ведь не секрет, что дети не всегда старательно изучают теоретический материал, запоминают основные понятия и термины. Использование облака слов, думаю, будет хорошим стимулом в запоминании теории. Использую данный сервис и при рефлексии урока. Например, предлагаю составить эмоциональное облако слов, характеризующих урок.
Интерактивный рабочий лист - это карточка со словами, рисунками, фигурами, вкоторой мы можем перемещать объекты, печатать, подчеркивать, рисовать стрелки и т.д. Создаю и публикую интерактивный рабочий лист в среде электронного обучения. После выполнения задания ученик публикует свой рабочий лист с помощью URL-адреса в среде электронного обучения или посылает по электронной почте учителю, предъявляя таким образом другим свою работу. Теперь листы, созданные разными учениками, можно обсуждать, комментировать, оценивать.
Вышеперечисленные сервисы использую не только на учебных занятиях, но и во внеурочной деятельности.
Важной составляющей внеурочной работы является проектная деятельность. Сетевые проекты - новая ступенька в планировании и организации проектной деятельности в век компьютерных технологий. Совместная деятельность учителя и ученика на общем информационном поле позволяет реализовать идеи педагогики сотрудничества. В ходе работы над сетевыми Интернет-проектами у учащихся формируются навыки социального поведения, коллективной работы в командах, расширяются знания об окружающем мире и умения интерактивно использовать информационные технологии и новые социальные сервисы Интернета.
Лев Ландау утверждал: «Главное - делайте все с увлечением: это страшно украшает жизнь». К этим словам, пожалуй, больше нечего добавить. В этом, уверена, успех профессионального развития педагога.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.