Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"
Оценка 5

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Оценка 5
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
06.11.2017
Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"
Данный материал представляет собой обобщённый опыт работы по организации внеклассных воспитательных мероприятий в учебно-консультационном пункте при исправительной колонии. Раскрывает роль внеурочной деятельности в вопросах перевоспитания и ресоциализации обучающихся-осуждённых. Показывает возможности интеграции воспитания и обучения в единую систему, позволяющую повысить эффективность воспитательных воздействий.
Роль внекл. мероприятий в условиях закр. социума.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение при ФКУ «Исправительная колония №1» УФСИН России по Вологодской области «Центр образования №23 «Созвучие» учебно­консультационный пункт  «Роль внеклассных мероприятий  в образовательной системе закрытого социума» (из опыта работы в пенитенциарной системе обучения)             Галина Сергеевна Ногинова,  заведующая учебно­консультационным пунктом  МОУ «Центр образования № 23 «Созвучие» при исправительной колонии № 1 г. Вологда Введение В   настоящее   время   благодаря   государственной   политике   в   сфере образования наметились положительные тенденции, определяющие воспитание как приоритетную   сферу,   обеспечивающую   человеческий   ресурс   социально­ экономического развития страны.  В современном образовании под воспитанием понимается создание условий для развития личности обучающегося, его духовно­нравственного становления и осознанного выбора в  жизненном самоопределении.   Главная задача пенитенциарных школ — обеспечить смену мировоззрения осуждённых,   воспитать людей гражданского общества,  поэтому воспитательная деятельность   рассматривается   как   приоритетная     компонента   педагогического процесса и охватывает все составляющие образовательной системы учреждения, отвечая за формирование воспитательного потенциала обучения, воспитательной системы   и   воспитывающей   среды.   Как   самостоятельное   направление   в образовательной   программе   учреждения   воспитательная   деятельность основывается на ряде принципов:              ­     осуществляется   на   основе   новых   представлений   о   роли   и   значении воспитания,   с   учётом   отечественных   традиций,   национально­региональных особенностей, достижений современного опыта;                ­ базируется на общечеловеческих ценностях,   региональных традициях, с учётом поликультурности и многоукладности жизни в стране и отдельном регионе;     ­   является   личностно­ориентированной,   предполагающей   участие обучающихся в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, предпочтениями  и жизненными планами;         ­ обеспечивает системность, взаимосвязанность всех её компонентов: целей, содержания, форм, методов и результатов воспитания; - признаёт наличие плюрализма мнений, терпимость к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;           ­ опирается на толерантное    отношение к людям другой  национальности, другой веры, социального положения, возможность    компромисса  и интереса  к жизни во всем ее  многообразии; ­   предполагает   применение   воспитывающего   обучения   как   использование воспитательного   потенциала   содержания   изучаемых   учебных   дисциплин   –   как основных, так и дополнительных образовательных программ – в целях личностного развития   обучающихся,   формирования   положительной   мотивации   к самообразованию,   а   также   ориентации   на   общекультурное,   интеллектуальное развитие и творческо­практическую внеучебную деятельность;  ­   ориентируется   на   социальные   установки,   необходимые   для   успешной социализации и ресоциализации человека в обществе; ­  определяет   эффективность   как   формирование   навыков   социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций. Задачи   воспитания   и   перевоспитания,     социализации   и   ресоциализации обучающихся пенитенциарных школ можно классифицировать   по направлениям, каждое   из   которых,   будучи   тесно   связанным   с   другими,   раскрывает   одну   из существенных   сторон   духовно­нравственного   развития   личности   гражданина России.  Основные направления реализации воспитательных задач общего образования 1. Гражданско­патриотическое ­ воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека; ­   формирование   ценностных   представлений   о   любви   к   России,   народам Российской Федерации, к своей малой родине; ­   развитие   нравственных   представлений   о   долге,   чести   и   достоинстве   в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье; ­ формирование и развитие ценностных представлений о верховенстве закона и   потребности   в   правопорядке,   общественном   согласии   и   межкультурном взаимодействии; ­ формирование   правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности.  2. Духовно­нравственное: ­ коррекция нравственных ориентиров; ­ формирование ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики   (добро   и   зло,   истина   и   ложь,   смысл   и   ценность   жизни,   справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.); ­ усвоение ценностного многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций; ­   формирование   комплексного   мировоззрения,   опирающегося   на представления   о   ценностях   активной   жизненной   позиции   и   нравственной ответственности   личности,   на   традиции   своего   народа   и   страны   в   процессе определения индивидуального пути развития в социальной практике. 3. Интеллектуальное: ­  формирование   представлений   о   возможностях   интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности, уровня общей культуры и  мотивации к постоянному самообразованию;   ­ формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся   в   устойчивом   интересе   к   знаниям,   в   стремлении   к интеллектуальному   овладению   материальными   и   духовными   достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни. 4. Социокоммуникативное: ­  формирование   современных   представлений   о   таких   понятиях,   как "толерантность", "миролюбие", "гражданское согласие", "социальное партнерство", ­  формирование   представлений   в   области   современных   средств коммуникации, включая межличностную, межкультурную коммуникации; ­ формирование  ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире,  ответственного отношения к слову как к поступку. 5. Эстетическое: ­ приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры; ­   формирование   представлений   об   эстетических   идеалах   и   ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох; ­     повышение   интереса   к   мировой   и   отечественной   культуре,   к   русской   и зарубежной   литературе,   театру   и   кинематографу,   для   воспитания   активного читателя, культурного зрителя;  ­   формирование   условий   для   проявления   и   развития   индивидуальных творческих способностей. 6. Экологическое и здоровьесберегающее: ­   формирование   ценностного   отношения   к   природе,   к   окружающей   среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты; ­ формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей   экологическую   ситуацию   на   локальном   и   глобальном   уровнях; формирование   экологической   культуры,   навыков   безопасного   поведения   в природной и техногенной среде; ­ формирование культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья. Внеклассная воспитательная работа Общая цель воспитания ­ усвоение обучающимися необходимого для жизни в   обществе   адекватного   социального   опыта   и   формирование   принимаемой обществом системы базовых  ценностей.   Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются  базовые национальные ценности: –   патриотизм  –   любовь   к   своей   малой   Родине,   своему   народу,   к   России, служение Отечеству; –   гражданственность  – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство; –  социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; –   человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, –   наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; –  семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; –  труд   и   творчество  –   уважение   к   труду,   творчество   и   созидание, целеустремленность и настойчивость; –  традиционные   российские   религии  –   представление   о   вере,   духовности, религиозной   жизни   человека,   толерантности,   формируемые   на   основе межконфессионального диалога; –  искусство   и   литература  –   красота,   гармония,   духовный   мир   человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; –  природа  –   эволюция,   родная   земля,   заповедная   природа,   планета   Земля, экологическое сознание. Базовые   ценности   должны   лежать   в   основе   уклада   школьной   жизни, определять не только урочную, но и внеурочную воспитывающую     деятельность обучающихся в рамках организации внеклассной воспитательной работы.  Сущность внеклассной воспитательной работы заключается в организации педагогическими работниками различных видов деятельности обучающихся   во внеурочное   время.   Она   обладает    широкими   возможностями   воспитательного воздействия на обучающихся: ­ способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; ­ обогащает личный опыт обучающегося, его знания о разнообразии человеческой деятельности, формирует необходимые практические умения и навыки; ­  формирует   и   развивает   познавательный   интерес,   стремление   активно участвовать в продуктивной, творческой деятельности;  ­  позволяет  проявлять   свои   индивидуальные   особенности,   обогащает   опыт   коллективного   взаимодействия, коммуникации.    способности,   формирует   навыки Таким   образом,   внеклассная   воспитательная   работа   является самостоятельной целенаправленной  деятельностью  педагогического коллектива, осуществляемой   во   взаимосвязи   с   воспитательной   работой   на   уроке   и направленной  на   реализацию     целей   воспитания   образовательной   программы учреждения. Согласно  статьи   12  Федерального   закона   №   273­ФЗ   «Об   образовании   в Российской   Федерации     образовательные   программы   самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. В связи с этим и механизм реализации образовательной программы, и   в   части   воспитательной   компоненты,     выбирается   и   утверждается образовательным   учреждением   самостоятельно,   оно   может  отдавать   приоритет тому   или   иному   направлению   воспитательной   деятельности   с  учётом   реальных возможностей   и   особенностей   контингента   учреждения,   конкретизировать   в соответствии   с   указанными   основными   направлениями   и   системой   ценностей задачи, виды и формы деятельности.   Основная часть (УКП) Учебно­консультационный   пункт     является   структурным подразделением  МОУ «Центр образования №23 «Созвучие» города Вологда. УКП обеспечивает   конституционное   право   на   получение   бесплатного   общего образования осуждёнными, отбывающими наказание в исправительной колонии №1 УФСИН России по Вологодской области. УКП реализует общеобразовательные программы  основного общего и  среднего  общего образования.  В условиях закрытого социума организация образовательной деятельности имеет   специфические   особенности   и   трудности.   Существенное   влияние   на   её формирование       оказывает     возраст   обучающихся,   условия   их   содержания   в исправительном   учреждении.   Как   правило,   многие   из   них   уже   имеют травматический опыт получения образования,  что связано не только с социальной ситуацией их семейного развития, но и с условиями неадекватной образовательной среды.   Размытость   социокультурных   ориентиров,   социально­психологическая незрелость, утрата мотивации обучения, непринятие его формальных требований формируют барьеры на пути к пониманию значимости получаемого образования и страх перед неудачей. Перечисленные проблемы требуют   дифференцированного подхода к осуществлению образовательной деятельности, выбору форм обучения и воспитания,   оптимизации     и   структуризации   содержания   образования, соответствия   форм,   методов   и   технологий   обучения   уровню   подготовки   и образовательным запросам обучающихся.  Желание изменить отношение осуждённых к образованию потребовало новых подходов   к   разработке   образовательной   программы   УКП.     В   её   основу     была заложена модель  адаптивной  педагогики, главная   идея которой заключается в создании  личностно­ориентированного образовательного пространства, в котором обучение   и   воспитание   сливаются   воедино,   а   познавательная   деятельность учащихся, являясь приоритетной,  носит системообразующей характер.    Поэтому   в   рамках   организации   внеклассной   воспитательной   работы педагогический коллектив УКП придаёт огромное значение внеурочной учебно­ познавательной деятельности. Неотъемлемым   компонентом   вариативной   системы   образовательного процесса   УКП   на   ступенях   основного   общего   и   среднего   общего   образования являются   элективные   учебные   курсы   –     предметы   по   выбору   обучающихся   за пределами обязательной учебной нагрузки, обеспечивающие их самоопределение и личностное развитие. Межпредметные  элективные курсы выполняют функцию общекультурного развития и удовлетворения интересов обучающихся в различных областях знаний, отсутствующих в учебном плане. Например, в 2014­2015 учебном году   были   организованы     элективные   курсы   «Дни   воинской   славы   России», «Основы конституционного строя  Российской Федерации», в 2015­2016 учебном году   «История Вологодского края», «Математическая логика», «Занимательная графика» и др. Особую группу   элективных курсов составляют  репетиционные курсы, задачами которых является ликвидация имеющихся «пробелов в знаниях» обучающихся по учебным предметам за предыдущие годы обучения и подготовка к сдаче   государственных   выпускных   экзаменов   (ГВЭ)   по   русскому   языку   и математике на базовом уровне по отдельным, наиболее сложным разделам учебных программ.    стимулом   интересов   во   внеурочной   деятельности, общеобразовательного уровня и уровня их общей культуры. Таким   образом,     элективные   куры   становятся     для   взрослых   учащихся   для   формирования,   развития   и   реализации   их   познавательных   способствуют   повышению Вынося учебную деятельность за рамки урока, средствами воспитания реша­ ется задача развития познавательной активности учащихся, стимулируя их интерес к знаниям. Особенность внеурочной познавательной деятельности в  том, что она организуется   на   добровольных   началах,   практически   всегда   имеет   творческий характер,   предоставляет   учащимся   возможность   для   самоопределения   и самореализации,   Поэтому   внеурочная воспитательная   деятельность,   наполненная   предметным   содержанием,   создаёт условия для проявления познавательной активности всем учащимся, независимо от их учебных способностей.   развивает   учебную   мотивацию. Педагогический интерес коллектива к организации внеурочной деятельности основан   на   том,   что   она   обладает   широким   спектром   возможностей   для комплексного   решения   и   учебных   и   воспитательных   задач,   направленных   на реализацию   основных   направлений   гражданско­патриотического,   духовно­ нравственного,   интеллектуального,   эстетического,   социокоммуникативного   и экологического воспитания и развития обучающихся.          Системность подхода к организации внеклассной воспитательной работы осуществляется   с   учётом   уровня   сформированности   учебно­познавательного интереса учащихся и на основе классификации уровней досуговой деятельности, отличающихся степенью интеллектуальной и эмоциональной включённостью в неё учащихся:   потребление (пассивное, активное, целенаправленно активное); творчество  (деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей);  экстериоризация  (переход   от   внутреннего,   умственного   плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий в которых результат становится значимым).          Учитывая, что эти уровни соответствуют уровням развития личности, для каждой категории учащихся определяются   конкретные задачи и формы работы. Поэтому   педагогический   процесс   представляет   собой   целенаправленную, практико­ориентированную   внеклассную деятельность по предмету и плановый перевод её на более высокий уровень по мере развития познавательного интереса обучающихся.  Уровень сформированности учебно­ познавательного интереса Отсутствие  интереса, реакция на  новизну,  любопытство (от 20% до 30%  учащихся)   Ситуативный  учебный интерес  (до 50% учащихся) Устойчивый учебно­ познавательный  интерес  (от 20% до 25%  обучающихся) Задачи внеклассной воспитательной работы Уровень внеурочной деятельности Формы работы         расширение круго­ зора; формирование    адекватно­положи­ тельного отношения к  новому знанию; развитие  словарного запаса.   формирование и  развитие познава­ тельного интереса,  положительной Я­ концепции; формирование уме­ ний коммуникативного  общения; развитие  творческих  способностей. формирование  активной жизненной  позиции; реализация  познавательных  интересов. Потребление (пассивное) Потребление (активное), творчество  Потребление (целенаправленно активное) творчество,                 беседы и лекции с  предметным содержанием, выходящим за рамки  учебника; просмотр учебных  фильмов; заочные экскурсии; осмысленное чтение  учебной и познавательной  литературы по различным  предметам. учебные викторины; интеллектуальные  игры; конкурсы; предметные вечера,  тематические праздники; устные  журналы; творческие встречи; аукционы знаний и  др. факультативы и  элективные курсы; творческие  конкурсы; подготовка презента­ ций; предметные олим­ пиады; турниры знатоков;     интеллектуальные  марафоны и др. научно­практические конференции; метод проектов; учебное  исследование  Обобщённый учебно­ познавательный  интерес  (от 2% до 5%  обучающихся)   практическое  освоение основ  проектно­ исследовательской  деятельности; развитие навыков  смыслового чтения  и  работы с различными  источниками  информации. Экстериоризация В организации внеклассной работы приоритетная роль отводится учителю, который   на   основе   предметно­учебного   взаимодействия   создаёт   условия   для реализации   субъектного   опыта   каждого   учащегося   путём   предоставления   ему возможности заниматься по выбору любым видом познавательной деятельности, участвовать   в   любых   мероприятиях,   выбирая   для   себя   наиболее   оптимальную форму.   Практика   показывает,   что     данная   модель   организации   внеурочной деятельности является наиболее эффективной и личностно­ориентированной, так как: ­ у обучающихся есть право выбора участия в том или ином мероприятии, в том или ином виде познавательной деятельности; ­ деятельность не ограничена жёсткими временными рамками урока; ­   отсутствует   страх   неудовлетворительной   отметки,   поощряется   любое участие; ­   открываются   пути   для   проявления   самостоятельности,   фантазии   и творчества. Краткая характеристика  форм внеклассной воспитательной работы Формы внеклассной воспитательной работы  ­ это те условия,   в которых реализуется её содержание,  организуется  воспитательный процесс, коллективная и   индивидуальная   деятельность,   направленная   на   формирование   нравственных убеждения   и   общей   культуры   учащихся   путем   воздействия   на   их   чувства   и поведение. Формы   работы   максимально   адаптированы   и   соответствуют   возрастным особенностям   обучающихся,   учитывают   их   реальные   интересы   и   возможности учреждения. Форма внеклассной работы Основные характеристики и особенности Практика применения Лекция, лекция с  элементами беседы   тематическая,  проблемная с  компьютерной  поддержкой. Беседа тематическая  или проблемная с  компьютерной  поддержкой. Самостоятельная  работа с текстом.  литературы. Устный журнал. Словесные формы систематическое       1.Устное и последовательное   изложение   материала по какой­либо теме или проблеме.  2.Предусматривает  сотворчество учителя   и   учащихся   в   процессе эмоционального взаимодействия (расстановка   акцентов,   рассуждение, объяснение).  2.Эмоциональная   окраска   лекции, сочетаясь   с   глубоким   научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями.     с 1.Вербально­коммуникативное   общение учителя обучающимися, заключающееся   в   ведении   тематически направленного диалога. тщательно 2.Путем   постановки продуманной системы вопросов учитель подводит   учащихся   к   пониманию   и осмыслению темы беседы или подводит к ответу на проблемный вопрос.        для   опыта, 1.Смысловое   чтение   за   рамками школьного   учебника   предполагает формирование   навыков   восприятия обогащения информации чувственного   умения высказывать   оценочные   суждения   и свою   точку   зрения   о   прочитанном, обмениваться мнениями с другими.  2.   Отличается   широтой   и   свежестью подаваемой   информации,   широким простором   для   самодеятельности   и творчества учащихся. 2.Содержание   устного   журнала   может отражать одну тему или целый комплекс самых   разнообразных   вопросов,   т.   е. 1.Лекция   «Проблема  толерантности в современной литературе». 2.Лекция «Конституция –  основной закон страны». 3. Тематическая лекция  «Последний летописец Руси» (Указом Президента РФ 2016  год объявлен в России Годом  Карамзина в ознаменование 250  – летия со дня его рождения). 1. Беседа «День народного  единства». 2. Беседа, посвящённая Дню  Конституции «Учись быть  гражданином». 3. Беседа «Физика и оружие  Победы». 4. Тематические беседы,  посвящённые 70­летию  Сталинградской битвы (по  рекомендации департамента  образования Вологодской  области). 1. В библиотеке и учебных  кабинетах систематически  формируются списки­ рекомендации для  дополнительного внеклассного  чтения художественной и научно­ популярной литературы. 2. На стендах в учебных  кабинетах размещается  познавательный  материал «За  страницами школьного  учебника» . 2. Устный журнал «Мы говорим  здоровью да!» 3. Устный журнал «ГТО – путь Просмотр учебных и  художественных  фильмов Заочная экскурсия Викторины, конкурсы, дискуссии может   иметь   тематический   или обзорный характер. к здоровью». 4. Устный журнал  ко дню  космонавтики «Шаги во  вселенную». 5. Устный журнал «Наука в  фокусе». Наглядно­демонстрационные формы 1.Наглядное   восприятие   информации научно­популярного,   художественного или искусствоведческого направления. 2.   Воспитывающая   роль   этого   метода обуславливается высокой эффективностью воздействия наглядных образов   на   эмоциональную   сферу обучающихся. 3.Информация,   представленная   в наглядной   форме   является   наиболее доступной восприятия обучающихся,   усваивается   легче   и быстрее. для        музеев, 1.Виртуальное   посещение достопримечательных  мест, связанных с жизнью   и   творчеством     известных людей, различных  выставок. 2. Тема экскурсии может быть любая, но объединяет их одно  ­ то, что учащиеся не   отправляются   действительно   на экскурсию, а слушают рассказ и смотрят предложенный   материал   с   помощью компьютера или телевизора.  2.   Материал   экскурсии     запоминается надолго,  так как подаётся  учащимся  в оригинальной форме. 3.   В   процессе   такой   экскурсии   можно задавать   вопросы,   делать     личные записи, воспроизводить повторно, то что оказалось   сложным   или   наиболее интересным. Интерактивные формы   1.Иинтерактивные формы воспитательной   работы   позволяют проявить ученикам свои познавательные способности,   лидерские   качества, обеспечить   эмоциональный   отклик   на мероприятие. 2.Создание качественно новых учебных задач,   в   виде   вопросов   викторины, проблемных   заданий   и   др.   важно   для 1.Кинолекторий «75 лет со дня  рождения В.С. Высоцкого». 2. Кинолекторий Русская  классика на отечественном  экране». 3.Кинопросмотр с последующим  обсуждением «Повелитель  молний» (о жизни и научно­ технических открытиях Н.Тесла). 4. Кинолекторий «Путь к  победе» (просмотр фильмов,  посвящённых Великой  Отечественной войне). 1.Заочная экскурсия в Свято ­  Троицкую Сергиеву Лавру  «Сергий Радонежский – светоч Земли русской» (посвящённая  700­летию со дня рождения С.  Радонежского). 2. Заочная экскурсия по  Яшинским местам «Край добра  и чудес», посвящённая 100  ­летнему юбилею поэта (2013 год  объявлен в Вологодской области  Годом Яшина). 1. Заочная викторина «Что ты  знаешь о космосе?». 2. Заочная викторина,  посвящённая Году истории в  России «Великие события и  даты в истории России». 3.Викторина, посвящённая Году  литературы в России «Физика в  литературе». Интеллектуальные –  познавательные игры         её   к   технологии формирования таких качеств личности, как   самостоятельность,   творческая активность, личная  индивидуальность. 3.Интерактивные в воспитании  –   это   средство   развития учебных   способностей   личности, побуждающее активной познавательной   деятельности,   которая   расширяет вызывает кругозор, положительные   эмоции,   возбуждает активность, волю к действию.  1.Данные   мероприятия   предполагают интенсивный   интеллектуальный   труд, коммуникативную активность учащихся. 2.Основной   образовательный   эффект игры   заключается   в   том,   что   она позволяет   учащимся   мобилизовать имеющиеся   знания   и   в   нестандартной форме ими, обогатиться знаниями других учащихся. воспользоваться     Досуговые формы 4. Познавательная викторина «В  мире крылатых выражений». 5. Интеллектуально­ познавательная викторина  «2015 год – Г од литературы в России». 1.Брейн­ринг по теме «Знатоки  культуры», посвящённый Году  культуры в России. 2. Интеллектуальная игра  «Математика и  космонавтика». 3. Интеллектуальная викторина  «Своя игра» по теме  «Электродинамика». 4. Интеллектуальная игра по  русскому языку "Что? Где?  Когда?"  5. Интеллектуальная игра «Что?  Где? Когда?» по теме «Физика в  лицах». Предметные вечера,  тематические  праздники, творческие встречи Творческие познавательные конкурсы,   турниры знатоков,   предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, читательские конференции и др. 1.Наряду   с   познавательным   эффектом являются   средством   развлечения, проявления   собственного   творчества, снимают   усталость   и   напряжение, служат   для   восстановления   жизненных сил   и   душевного   равновесия, обеспечивают   учащимся     смену впечатлений. 2.Обучающиеся в эмоционально   насыщенную   атмосферу мероприятия,   получают   возможность открытого выражения чувств. погружаются     1. Музыкальная гостиная  «Расставляем жизненные  приоритеты». 2. Цикл поэтических вечеров,  посвящённый Году литературы в  России «Нам не дано  предугадать, как наше слово  отзовётся…»: ­ серебряный век русской поэзии  «…Это мир очарований, это  мир из серебра»; - поэзия периода оттепели «Со мною вот что  происходит…»; - поэзия русского севера «Тихая моя Родина »; - бардовская поэзия  «  Негромкая мелодия души…».   3.Творческий вечер «Этот день  Победы» (стихи и песни о  Великой Отечественной войне). 4. Творческая встреча с  Кануновой Т.Н., старшим  научным сотрудником  Вологодской областной  картинной галереи,  руководителем клуба любителей  кино «Киномания», автором  книги «Кино Вологодчины. 5. Творческая встреча с  Кулаковой М.Б.,  автором  и исполнителем  народных песен и песен на стихи  русских поэтов, лауреатом  Всероссийских конкурсов  авторской песни и фестивалей  народного творчества. Интеллектуально­познавательные формы 1.   Это   организация   педагогически обоснованной   работы с учащимися  по их интересам. 2.   В   основе   любой   конкурсной программы,   лежит принцип соревновательности, состязательности, проявления личностных   качеств,   это   позволяет учащимся   в активной форме показать свои   знания,   интеллект,     реализовать   мероприятия       1. Конкурс сочинений  «О войне  мне рассказала книга». 2.Конкурс исторического эссе  «У войны не женское лицо».  3.Конкурс сочинений  «Недаром помнит     вся   Россия…», посвящённый   200­летию   со   дня рождения М.Ю. Лермонтова.  4.Читательская  конференция  «А свои учебные способности. 3.   Творческая   деятельность   расширяет кругозор,   вызывает   положительные эмоции,   побуждает   к   активности   в познавательной сфере. Метод проектов,  учебные  исследования, научно­ практические  конференции       индивидуальной 1.Организация исследовательской деятельности учащихся   направленной   на   развитие   и освоение   ими   приёмов   и   методов работы   с   источниками   познания   по конкретной  теме или проблеме.  2.   Результатом   данной   деятельности может быть проект, реферат или отчёт о   которые результатах   исследования, имеют   новизны непосредственно для учащихся.  3.Защита   рефератов   и   результатов исследований   осуществляется   на конференции,   где   учащиеся   излагают основные   идеи   по   заданной   теме, демонстрируют   умение   работать   с различными   источниками   информации, культуру устной речи. элементы     Конкурс   эссе мать   всё   ждёт   и   дышит нами»  по   произведениям современной   художественной литературы.  «Роль 5. личности в истории России» (в рамках Года истории). 6.Конкурс   на   самого   активного читателя   школьной   библиотеки «Листая   книг     любимые страницы…». 7.Конкурс   чтецов,   посвящённый 120 ­ летию со дня рождения С. Есенина    «Я   сердцем   никогда не  лгу». 8.   Конкурс   творческих   работ «Истоки письменности­ основа литературы». 9.   Интеллектуальная   эстафета естественно­математических дисциплин   «Шаги в науку». 1.Экологическая   конференция «Глобальные проблемы человечества»;  2.Учебное исследование   «Физика в  народных  приметах погоды». 3. Учебное исследование «Круг  чтения осуждённых  ФКУ       « Исправительная колония  №1» г. Вологды». 4. Творческий проект –  рукописный журнал «Физика и лирика». 5. Историко­литературная  конференция  «Русский  писатель Н.М. Карамзин,  историограф государства  Российского».   Проводимые учителями мероприятия свидетельствуют о том, что главными задачами   воспитательной   деятельности   педагогического   коллектива   УКП является социально­педагогическая поддержка исправления осуждённых, смена их мировоззрения,   воспитание   законопослушных   граждан   общества,   готовых   к дальнейшему профессиональному образованию и самообразованию. Существенным условием   эффективности   воспитательной   работы   в    пенитенциарной   школе является   межведомственное   взаимодействие  педагогического   коллектива   и администрации   исправительного   учреждения,   по    созданию   условий,     для реализации   программ   воспитания.  Уровень   взаимодействия   педагогического коллектива УКП и руководства учреждения   достаточно высокий. Специалисты отдела   воспитательной   работы   исправительной   колонии   присутствуют   на мероприятиях,   проводимых   учителями   УКП.   Информация   размещается   на официальном сайте УФСИН России по Вологодской Планирование В учебно­консультационном пункте ежегодно составляется,   утверждается педагогическим   советом   и   согласуется   с   администрацией   исправительного учреждения   план   воспитательной   работы   с   обучающимися,   который   является составной частью плана работы УКП на учебный год. Планирование внеклассной воспитательной   работы   осуществляется   с   учётом   календаря   знаменательных   и памятных дат  Российской Федерации на текущий год, государственных проектов в рамках  Года культуры (2013 г.), Года истории (2014 г.), Года литературы и 70­ летия Победы в Великой Отечественной войне (2015 г.), Года отечественного кино (2016 г.), комплексных мероприятий, реализуемых правительством Вологодской области  и рекомендаций департамента образования Вологодской области.  Практика   показывает,   что   разработка   и   реализация   комплексно­целевых программ   внеклассной   воспитательной   деятельности   носит   более целенаправленный   характер   и   имеет   наибольший   воспитательный   результат.   В отличие   от   годового   планирования   комплексные   целевые   программы  (проекты) имеют конкретные  цели, временные рамки, позволяют соотнести целеполагание с имеющимися   ресурсами,   выделить   приоритеты   и   направить   их   на   достижение главной     цели,   определить   механизм   реализации   программы     через   описание мероприятий, ответственных и критерии оценки.  Например, гражданско­патриотическое направление воспитательной работы 2014­2015   учебного   года     было   реализовано   в   комплексно­целевой   программе, посвящённой  70­летию  Победы в Великой Отечественной войне  «Этих дней не смолкнет слава». Её претворили в жизнь учитель русского языка и литературы и учителя   истории.   Большой   воспитательный   потенциал   имели   внеклассные мероприятия: ­ творческий вечер «Этот день Победы»; ­ конкурсы сочинений «О войне мне рассказала книга»,  ­ конкурс исторического эссе «У войны не женское лицо»,   ­ заочная викторина «70 лет Великой Победы», ­ классные часы «Память сердца»,  ­   беседы   «Вологодские   учёные   фронту»,   «Физика   и   оружие   Победы», «Великие сражения второй мировой войны» и др. Общим   выводом   всех   воспитательных   мероприятий   и   творческих   работ учащихся,   посвящённых   70­летию   Победы,     стало   утверждение,   что   нас   всех объединяет   общее   прошлое   и   что   мы   должны   быть   достойными   жертвенного подвига, совершенного нашими отцами, дедами и прадедами. Мы не имеем права забывать о том, какой ценой досталась нашим предкам Великая Победа.  Помнить, что, завоевывая ее, люди разных национальностей сражались плечом к плечу, чтобы дети и внуки жили в мире. Сколько бы лет ни прошло, память о Великом подвиге советского народа должна жить, чтобы не прерывалась связь времен.    конференции,     исследования, В 2015 году была реализована комплексно­целевая программа «2015 год – Год литературы в России»,  направленная на развитие интереса учащихся к русской и мировой  литературе,  на  формирование  потребности  в систематическом   чтении, пропаганду книги и   книжной культуры во всех её проявлениях. Преподаватели разных   специальностей   решали   единую   задачу   формирования     у   обучающихся умения учиться   извлекать из различных источников необходимую информацию, удовлетворять   свои   информационные   потребности,     возникающие     в   процессе учебно­познавательной   и   самообразовательной   деятельности.   Комплекс мероприятий:   читательские конференции, поэтические вечера, конкурсы сочинений и чтецов ­ способствовали формированию у обучающихся  системы знаний, умений и навыков, необходимых для   осуществления   поиска   и   оценки   информации,   ее   обработки,   восприятия, понимания и использования  в практических целях.           Внеклассные воспитательные мероприятия программы создали микроклимат сотрудничества   учителя   и   учащихся,   которые,   возможно,   никогда   не   были успешными в своей предыдущей учебной деятельности. Преодоление страха выйти на сцену, прочитать стихотворение или прозу, соприкоснуться с   литературным текстом,   прочувствовать   его   и   донести   до   слушателя   и   зрителя   –   это   школа познания себя.  Переживание  ситуации успеха после общения с хорошей книгой положительным образом сказывается на дальнейшем обучении.   Самое главное, они   узнали,   что   в   школе   найдут   нужную   книгу,   необходимый   источник информации и чтения  для самопознания.    викторины, За   время   существования   учебно­консультационного   пункта   в   ИК­1 сложилась   система   воспитательной   работы   с   обучающимися,   миссия   которой выражена   в   девизе  «УКП   –   территория   будущих   возможностей»,   а  миссия педагогов и надежды учеников воплощены в школьной эмблеме, с изображением птицы, парящей в голубом небе, и раскрытой тетради.                       Птица символизирует будущие возможности обучающихся, а раскрытая тетрадь с пером – путь к этим   возможностям.   На   фоне   безоблачного   неба изображены   мерцающие   звезды   –   это   свет   побед обучающихся   над   самими   собой   в   преодолении трудностей   по   дороге   знаний.   Эмблема   имеет очертание   здания   со   сферическим   куполом, объединяющим   всех   участников   образовательного процесса. Большое   внимание   педагогического   коллектива уделяется   созданию,   укреплению   внутришкольных традиций,   направленных   на   повышение   авторитета   УКП   среди   осуждённых   и руководства   учреждения.     Традиционными   стали     следующие   воспитательные мероприятия,   которые   проводятся   в   рамках   внеурочной   воспитательной деятельности УКП: ­ День знаний, по тематике, рекомендованной Департаментом образования Вологодской области;  ­ торжественная церемония вручения аттестатов выпускникам при участии руководства   учреждения   и   праздничный   концерт­поздравление   учителям   и выпускникам от коллектива осуждённых колонии; ­ предметные олимпиады; ­ книжные обзоры и выставки; ­ вечера поэзии; ­ встречи с интересными людьми; ­ творческие  конкурсы учащихся; ­ участие  в конкурсе  «Лучший учащийся  учебно­консультационного пункта (школы)   в   исправительных   учреждениях   УФСИН   России   по   Вологодской области». Выводы Образовательное учреждение в условиях лишения свободы является одним из важнейших элементов социализации  и ресоциализации  осуждённых. Поэтому органичное   сочетание   образовательной   деятельности   и   различных   видов внеклассной   работы,   которую   обеспечивают   педагоги   УКП   способствуют приобретению   обучающимися   жизненной   цели   в   социуме   после   освобождения, ценностных и нравственных идеалов, повышению самооценки, линии поведения.   Образовательная деятельность УКП является важной частью воспитательной системы колонии. Она занимает свою нишу, выполняет свои функции в рамках воспитательной деятельности колонии. Воспитание и ресоциализация осуждённых является   неотъемлемой     частью   образовательной   программы   УКП,   которая предусматривает     формирование   нравственного   уклада   школьной   жизни, реализацию воспитательных целей образования. УКП   является гарантом демократичности и доступности образования для осуждённых,   открытым   образовательным   учреждением   для   всех   кто   хочет изменить свою жизнь, в котором   сложилась определенная система организации воспитательной   работы,   направленной   на   осуществление   духовно­нравственного воспитания обучающихся, формирование личности с позитивными взглядами на свою жизнь, жизнь близких людей и окружающую действительность. В   учебно­консультационном   пункте   воспитательная   деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса, которая охватывает все  составляющие его образовательной системы. Сложившаяся система работы по организации   и   проведению   внеклассной   воспитательной   работы   является педагогически обоснованной и эффективной.      Внутренняя   оценка   положительных   результатов   образовательной деятельности УКП основывается на том, что:  ­  образовательный   процесс   учебно­консультационного   пункта   становится важным элементом закрытого социума – исправительного учреждения; ­  обучающимися   осваивается   на   уровне   обязательных   требований   ГОСов учебный   материал   по   всем   предметам   учебного   плана,   формируются общеучебные умения и навыки;  ­  обучающиеся готовы к дальнейшему профессиональному образованию  и самообразованию,   смене   ментальности,   нравственному   возрождению,   умеют осмысленно   и   ответственно   осуществлять   выбор   собственных   действий, контролировать   и   анализировать   их,   обладают   чувством   ответственности   за собственный выбор; ­   обучающиеся   приобретают   необходимые   знания   и   навыки   жизни   в обществе, овладевают средствами коммуникации, знают свои  гражданские права и умеют их реализовывать, уважать своё и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей; ­ педагоги стремятся к повышению качества результатов образовательной деятельности,  овладевают   современными   технологиями   обучения   и   воспитания,  повышают уровень профессиональной компетентности. .

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"

Опыт работы по теме "Роль внеклассных мероприятий в образовательной системе закрытого социума"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017