В одном классе находятся ученики разного уровня здоровья и разным уровнем физического развития. Одному ученику необходимо повысить уровень здоровья, прежде чем начать осваивать учебную программу по физической культуре, другому необходимо затратить много усилий для развития физических качеств, чтобы освоить эту программу, а для кого-то уровень школьной программы оказывается простым и ему необходимо опережающее обучение.
Актуальность и перспективность опыта:
В одном и том же классе находятся школьники разного уровня
физического здоровья и разным уровнем физического развития. В результате
одному ученику необходимо повысить уровень физического здоровья, прежде
чем начать осваивать программу по физической культуре, другому
необходимо затратить много усилий, чтобы освоить эту же программу. А для
когото уровень школьной программы по физической культуре оказывается
простым и если его не усложнить, то он будет для них не интересным.
Ведущая педагогическая идея:
Для решения этой проблемы я, учитель физической культуры Федоров
В.Л. разработал и провожу на практике обучение и воспитание учащихся по
пятиуровневой системе.
Разработал пять уровней освоения школьниками программы по
физическому воспитанию с коррекцией оценки и сложности учебного
материала. Для детей с высоким уровнем физической подготовки предлагаю
опережающее обучение и творческую работу на уроках физического
воспитания, ориентируя их на занятия в спортивных секциях во внеурочное
время.
Цели:
1. Обеспечить доступность освоения школьной программы по физическому
воспитанию, для учащихся имеющих различные уровни физического развития
и физического здоровья.
2. Создать условия для опережающего и творческого обучения для учащихся с
высоким уровнем физического здоровья и высоким уровнем физического
развития.
3. Осуществить индивидуальный подход к учащимся имеющим различные уровни
физических возможностей при освоении ими учебного материала и
совершенствования физического развития.Задачи:
1. Разработать систему оценки умений и навыков по пяти уровням.
2. Разработать творческие задания, в освоении умений и навыков в различных
разделах школьной программы.
3. Разработать пять уровней сложности освоения программы.
4. Развивать у учащихся слабовыраженные физические качества.
5. Программу осваивать с учетом индивидуальных особенностей школьников по
4 разделам: легкая атлетика; спортивные игры; гимнастика, лыжная
подготовка.
Применение технологических методов.
1. Осуществить дифференцированный подход в обучении и воспитании.
2. Осуществить личностноориентированный подход в обучении и воспита нии.
3. Применить опережающее обучение.
4. Использовать творческий подход в обучении.Теоретическая база.Принципиальная схема осуществления дифференцированного и
личностно – ориентированного подхода в обучении, воспитании и развитии
учащихся.
Определение индивидуального уровня физического развития, физической
подготовки, физического здоровья учащихся в классе и дифференциация
их на пять групп с соответствующим уровнем обучения, воспитания и
развития.
Гру
Гру
ппа
ппа
№ 5
№ 1
Определение дифференцированной
Гру
ппа
№ 3
Гру
ппа
№ 2
Гру
ппа
№ 4
нагрузки, сложности и оценки
Групп
Гру
Груп
а
ппа
па
№ 2
№ 3
№ 1
Цель:
Цель
ЦЕЛЬ
:
повы
:оздо
ори
шени
-
ент
е
ровл
и -
нагру
ение
ровк
зок
спос
а
до
обом
уча
уровн
физк
щих
я
уль -
- ся
ниже
турн
Индивидуально-
на
средн
о -
дифференцированн
резу
их и
оздо
ый подход в
льта
средн
рови
т
их.
-
совершенствовании
сре
тель
умений, навыков и
дни
ных
развитии
й и
упра
выш
жне
физических качеств
е
—
в группах
сре
ний.
общефизической
дне
го.
подготовки, группе
лечебной
физической
культуры, на
дополнительных
внеклассных
занятиях,
оздоровительных
х,
Группа
Групп
№ 5
а
Цель:
№ 4
активн
Цель:
ое
Ориен
участи
тиров
е в
ка на
соревн
высок
ования
ий
резул
выполн
ьтат и
ение
участ
сп.
Личностно-
ие в
разряд
сорев
ориентированн
ов.
нова-
ый подход в
Посеще
ниях.
дальнейшем
ние сп.
обучении,
тренир
совершенствов
овок.
Участи
ании,
е в
воспитании,
творчес
развитии в
ких
процессе
меропр
подготовки и
иятиях.
проведения
соревнований,
концертных
номеров, а так
же на занятиях
в спортивных
секциях.
Осуществление
опережающегомероприятиях,
самоподготовки по
разработанному
индивидуальному
плану.
опережающего
обучения.
умений и навыков.
Корректировка освоения программного материала и критериев оценки
Группа №1
Учащиеся этой группы занимаются в специальной медицинской группе.
Занятия предусматривают оздоровление способом физических упражнений.
Изучают технику доступных для них элементов из общешкольной программы.
Оценки им не выставляются, а ставится зачёт по физической культуре за
четверть и за год.
Группа №2
Занимаются на уроке физической культуры по щадящей нагрузке и
упрощённой программе.
Оценку получают за технику исполнения или за результат не
продолжительной работы с нагрузкой ниже средней.
Группа №3
Занимаются на уроках физической культуры, получая нагрузки средние и
ниже средних.
Оценку получают за программный материал, имея преимущество в
оценивании на один балл.
При сдаче тестов по физической культуре к своему результату прибавляют
число равное № своей группы.
Группа №4
На уроке работают с полной нагрузкой.
Оценка соответствует требованиям освоения программы.
Группа № 5
На уроках работают по опережающему обучению или занимаются творческой
работой связанной с подготовкой одиночного или группового концертного
номера.После освоения каждого раздела программы провожу соревнование на
первенство школы. Определяю лучших учеников по видам спорта. Формирую
сборные команды школы по различным видам спорта для участия в районных
и областных соревнованиях.
В конце учебного года провожу отчётный, спортивно – агитационный концерт,
составленный из номеров подготовленных учащимися, осваивающими
программу с творческой направленностью.
На концерт приглашаются родители, учителя, шефские организации, все
учащиеся.
Между номерами проводится награждение на приз «Самая спортивная
семья». Награждаются сборные команды школы, занявшие призовые места на
соревнованиях в районе и области. Награждаются учащиеся, добившиеся
высоких личных результатов.
Благодарим представителей организаций оказывающих спонсорскую помощь.
Новизна опыта.
Заключается в комплексном применении технологий позволяющих
осуществлять дифференцированный и личностно – ориентированный подход в
обучении на уроках физической культуры.
Каждый учащийся имеет свою индивидуальную перспективу на развитие,
свою индивидуальную систему оценки результата своего труда на уроке
физической культуры.
Опережающее или творческое достижение учащегося поощряется
дополнительно и имеет своеобразную эмоциональную окраску.
Всё выше перечисленное повышает рейтинг популярности урока физической
культуры и повышает интерес учащихся к этому предмету.
Адресная направленность.Данный опыт может использоваться в любых общеобразовательных
учреждениях при наличии соответствующей спортивной базы и определённого
опыта учителя физической культуры.