Опыт с воздухом в ДОУ

  • Лабораторные работы
  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 19.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интересные опыты для детей дошкольного возраста. Тема: воздух, свойства воздуха, его значимость для всего окружающего. Подходит для младшей группы, средней и старшей. Все необходимые материалы простые в использовании. орпмгсаплснеанеспрс ормормо опа поил поиолк клоилок лти т отлкта лкоик локтлпо п.
Иконка файла материала опыт воздух фиксики.doc
«Свойства Воздуха»  Подготовила  Малышева К.В 5 НОиДО Цель: Расширить и углубить знания детей по теме: «Воздух». Задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, вкуса, цвета, он лёгкий, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. 2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья. 3. Расширять представление об использовании воздуха. Развивающие: 4. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. 5. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.  Воспитательные: 6. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе. Используемый материал:     воздушные шары разных цветов и размеров,  полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка,  1      баночки с плотными крышками,   камушки, большие тазы с водой, небольшие круглые шарики,  горячая вода в термосе,  2 пустые бутылки,  стаканчики с водой на  каждого ребёнка и трубочка,  технические средства обучения (компьютер,  мультфильм «Фиксики»). Игровые технологии:      Эксперимент с полиэтиленовым пакетом, Эксперимент со стаканчиками и трубочками, Эксперимент с баночками, Эксперимент с камушками и шариками, Эксперимент с бутылкой и шариком, Использование ТСО, просмотр отрывка из мультфильма «Фиксики». Ход НОД I Организационный момент. В:  Ребята, сегодня у нас занятие непростое. К нам на занятие пришёл Незнайка, принёс волшебный сундучок, заглянул в него, а там какие­то предметы лежат для экспериментов, а что с ними делать он не может разобраться. Н: Ребята, ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями? Н: Ребята, я пришёл к вам не с пустыми руками. Хотите узнать, что я принёс с собой? Тогда угадайте загадку. Н:               Круглый, гладкий, как арбуз.                    Цвет любой на разный вкус.                    Коль упустишь с поводка – Улетит за облака.                     ( Воздушный шар ) Дети дают ответы. И Незнайка показывает детям связку надутых шаров. Н: Ребята, а как вы думаете, что находится внутри шариков? Я вам подскажу.                   Он – прозрачный невидимка,                   Легкий и бесцветный газ.                   Невесомою косынкой                   Он окутывает нас.                   Он в лесу – густой, душистый,                   Пахнет свежестью смолистой,                   Пахнет дубом и сосной.                   Летом он бывает тёплым, 2Веет холодом зимой,                    Когда иней красит стекла                    И лежит на них каймой,                     Мы о нём не говорим.                     Просто мы его вдыхаем –                     Он ведь нам необходим!                     (Дети отгадывают загадку) В: А что такое воздух давайте в этом разберёмся. II Основная часть. Опыт№1 Н: Ребята, кто выберет первый предмет из сундучка, который поможет определить нам свойство воздуха ? (Дети достают любой предмет, например, там лежат полиэтиленовые пакеты). В: Ребята, а вы видите воздух?  Д: Нет. Н: Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый? В: Сейчас проверим. Ребята, я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он. В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите , что в нём?  Д: Он пуст. В: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?  Д: Его надули. В: Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?  Д: На шарик… Н: Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке.  В: Давайте на него посмотрим? Как вы думаете воздух в пакете имеет цвет?  Д: Нет. В: Мы можем его увидеть? А почувствовать? Давайте сожмём пакет?  Покатаем его как колобок, но аккуратно, что бы не лопнул. Что происходит с воздухом в пакете? Д: Он сжимается.  В: Он поменяет форму. В: Из этого эксперимента мы можем сказать, что воздух сжимаем и упруг, невидимый и бесцветный. В: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?  Д: Пакет опять стал пустым.  3Н: Ребята, а вы верите, что воздух находится вокруг нас повсюду? Есть ли он вообще? Может, его придумали? Д: Мы не знаем. В: А давайте проверим! Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.  Н: Ой, ребята, что это происходит с водой? Д: Выходят пузырьки, вода бурлит. Н: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.  В: Я поняла, пузырьки ­ это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. В:             Через нос проходит в грудь,                  И обратный держит путь.                  Он не видимый, и всё же                  Без него мы жить не можем. Вывод: Воздух сжимаем и упруг, невидимый и бесцветный. Воздух находится вокруг нас повсюду. Опыт №2 Н: Ребята, давайте разберёмся с остальными предметами, посмотрим, что ещё есть в нашем сундучке. (Дети достают любой предмет, например баночки.)  Н: Что это?  Д: Баночки. Н: Посмотрите, а в них что ­ ни будь есть? Д: Они пусты.  В: В них воздух, давайте откроем их и понюхаем аромат. Н: Как  вкусно пахнет , понюхайте!(Дети открывают пустые баночки с разными запахами.) В: Действительно, пахнет апельсином, бананом, огурцом, луком. В: Как вы думаете, почему баночки пусты, а пахнут по – разному.Кто догадается? Д: Там лежали фрукты и овощи. В: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Н: А я то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Н: Можно ли попробовать воздух на вкус?  В: Лизните его. Он  имеет вкус? Какое свойство воздуха мы откроем? Д: Нет вкуса. В: Правильно, ребята, воздух не имеет вкуса. 4Вывод: Из нашего эксперимента выяснили, что чистый воздух не имеет запаха и вкуса. В: Давайте теперь немного отдохнём , и расскажем Незнайке стихотворение про воздушный шарик. Физминутка                       Я с утра сегодня встал.                       С полки шар воздушный взял.                       Начал дуть я и смотреть                        Стал мой шарик вдруг толстеть.                        Я всё дую – шар всё толще,                        Дую – толще, дую – толще.                        Вдруг услышал я хлопок.                        Лопнул шарик, мой дружок. Н: Молодцы! Давайте посмотрим, что ещё припасено в нашем сундучке. (Дети подходят и выбирают оттуда предметы, например, небольшой шарик и камушки) Опыт №3 Н: Ребята, я видел во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете? В: Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду? Д: Пузырьки. Н: Интересно, а почему камешки тонут?  Д: Они тяжёлые. Н: А вот интересно, если мы шарик опустим в воду, они утонут?  В: А давайте проверим (опускают шарики в чашку с водой). Н: Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете?  Д: Камни тяжёлые, а шарики лёгкие. Вывод: Оказывается шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки. Просмотр отрывка из позновательного мультфильма «Фиксики». Н:   Ребята,   а   давайте   посмотрим,   что   думают   о   воздухе   наши   друзья   Фиксики   (смотрим   отрывок   из   мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик). Н: Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он поднимится, а вы ребята, как думаете?  Д: Не знаем. В: А давайте проверим так ли это. Опыт №4 5В: Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим что произойдёт. В: Посмотрите, что происходит с шариком?  Д: Надувается. В: Действительно, шарик надулся. Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Правы наши друзья Фиксики. Вывод: Горячий воздух легче холодного. III Подведение итогов. В: Ребята, а давайте теперь ответим на самый последний вопрос. Чем полезен воздух? Какую пользу он приносит нам? Д: Мы им дышим… В: Если бы  мы закрыли рот и зажали нос, как мы себя чувствовали? Д: Плохо. В: Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо. Ребята, а как вы думаете, какой  воздух необходим для жизни человека чистый или грязный?  Д: Чистый. В: Мы сможем прожить в загрязнённом воздухе? Что надо делать, что бы он оставался чистым? Д: Не сможем, надо беречь его. В: Вот и опыты на сегодня у нас закончились. Молодцы, ребята, вы так хорошо мне сегодня помогали их проводить!  В:   А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать Незнайке всё, что узнали сегодня о воздухе. Н: Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? А на память я хочу   вам подарить воздушные шарики. До новых встреч! 6