опыт самообразования по теме "Здоровьесбережение"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 09.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В материале даю описание некоторых форм организации обучения школьников с использованием здоровьесберегающих технологий. При построении своих уроков учитываю такие требования: 1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме. 2. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7. Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий. 3. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут. Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, на уроках использую передвижение по классу. Форма организации деятельности учащихся на уроках: - работа в группах; - работа в парах; - фронтальный опрос с использованием игровых ситуаций. 4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. 5. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. 6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы. 7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. 8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. 9. Наличие мотивации учебной деятельности. 10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
Иконка файла материала Использование здоровьесберегающих технологий.docx
«Использование  здоровьесберегающих технологий в  урочное время» Учитель ­ Крыжанков В.Н.                              1.  Актуальность темы.           «Здоровье ­ это еще не всё, но всё без здоровья ­ ничто», ­ гласит известный афоризм.             Общество   требует   новых   подходов   к   обучению   и   воспитанию учащихся.   Перед   школой   ставятся   очень   важные   задачи   максимального раскрытия в человеке его самостоятельности, активного деятельного начала, развитие индивидуального своеобразного творческого потенциала, развитие и воспитание   личности,   способной   к   самоопределению,   самореализации, саморазвитию.       В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью.  Показателями хорошего состояния здоровья человека являются: 1) постоянно высокий уровень его работоспособности, а также умение быстро восстанавливать этот уровень за счет внутренних резервов организма; 2)   способность   сохранять   внутренний   покой   или   эмоциональную устойчивость, а также умение быстро восстанавливать душевное равновесие после стрессовых ситуаций; 3) высокий уровень физического состояния здоровья учащихся.       В Концепции Модернизации Российского образования, в Федеральных государственных   образовательных   стандартов   второго   поколения,   в нормативных   документах,   медицинской   и   педагогической   литературе последнего   времени   одним   из   приоритетных   направлений   в   образовании учащихся   является   сохранение   и   укрепление   здоровья   детей.  Важно подчеркнуть,   что   сохранение   и   укрепление   здоровья   обучающихся   ­ необходимый фактор успешности в обучении. Только здоровый ребенок даст хороший результат в обучении. Но   главный   бич   сегодняшнего   образования   в   том,   что   дети   мало двигаются. Все школьные годы они большую часть дня сидят, хотя в этом возрасте   движение   необходимо   им   как   воздух,   это   их   физиологическая потребность, от недостатка движения они плохо развиваются.  Знание   здоровьесберегающих   технологий   –   важная   составляющая профессиональной   компетентности   современного   учителя.   Учитель, использующий   эти   технологии,   разрешает   проблему   перегрузки   и переутомления   учащихся   на   уроках.  У   них   развивается   внимание,  память, творческое воображение, формируется мышление, свобода суждений.3доровьесберегающие     образовательные     технологии     (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы: ­ организационно­педагогические   технологии   (ОПТ),  определяющие структуру   учебного   процесса,   частично   регламентированную   в   СанПиНах, способствующих  предотвращению состояния   переутомления,  гиподинамии и других дезаптационных состояний; ­ психолого­педагогические   технологии   (ППТ),  связанные   с непосредственной   работой   учителя   на   уроке,   воздействием,   которое   он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого­ педагогическое сопровождение  всех элементов образовательного процесса; ­ учебно­воспитательные   технологии   (УВТ),  которые   включают программы по обучению грамотной заботе о своем  здоровье  и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению   вредных   привычек,   предусматривающие   также   проведение организационно­воспитательной   работы   со   школьниками   после   уроков, просвещение их родителей.          Как дать качественное образование и при этом сохранить здоровье детей?      Поиск решения указанных противоречий определил основную  цель:      достижение высокого уровня качества обучения учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий. Для   достижения   поставленной   цели   необходимо   решить  следующие задачи:  ­   Показать   значимость   здоровьесберегающих   технологий   в   процессе обучения.  ­ Показать различные здоровьесберегающие технологии.  ­ Рассказать о мероприятиях, которые уменьшают риск возникновения заболеваний.  Формы   организации   обучения     школьников   с   использованием здоровьесберегающих технологий.     При построении своих уроков учитываю такие требования:             1.   Обстановка   и   гигиенические   условия   в   классе   должны соответствовать   норме   (температура   и   свежесть   воздуха,   рациональность освещения   класса   и   доски,   наличие/отсутствие   монотонных,   неприятных звуковых раздражителей).             2.   Норма   видов   учебной   деятельности   на   уровне   –   4­7   (опрос учащихся,   письмо,   чтение,   слушание,   рассказ,   рассматривание   наглядных пособий,   ответы   на   вопросы,   решение   примеров   и   задач).   Однообразность урока   способствует   утомлению   школьников.   Частая   же   смена   одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.3. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7­10 минут. Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой,  на уроках использую передвижение по классу.  Форма организации деятельности учащихся на уроках:  ­ работа в группах;  ­ работа в парах;  ­ фронтальный опрос с использованием игровых ситуаций.         4.   Количество   видов   преподавания   (словесный,   наглядный, самостоятельная   работа)   должно   быть   не   менее   трех.   Чередование   видов преподавания не позже чем через 10­15 минут.           5.   На   урок   следует   выбирать   такие   методы,   которые   бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.          6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.           7.   Должны   присутствовать   оздоровительные   моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для   глаз.   Норма:   на   15­20   минут   урока   по   одной   минуте   из   3­х   легких упражнений с 3­4 повторениями каждого.         8.   В   урок   следует   включать   вопросы,   связанные   со   здоровьем   и здоровым образом жизни.        9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка,   похвала,   поддержка,   соревновательный   метод.   Стимуляция внутренней   мотивации:   стремление   больше   узнать,   радость   от   активности, интерес к изучаемому материалу.      10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние   эмоциональные   разрядки:   шутка,   улыбка,   музыкальная   минутка, небольшое стихотворение.         Наряду с традиционными уроками в своей практике   применяют и нетрадиционные   формы   организации   урока.  В   основной   школе   можно использовать   следующие   виды   нетрадиционных   уроков:   уроки   в   форме соревнований   и   игр   (конкурсы,   КВН,   викторины,   аукционы);   уроки­ путешествия; уроки­фантазии;   урок­сюрприз; урок­отчет; урок­зачет; урок здоровья; уроки с использованием  компьютерной техники, урок­экскурсия. Все они имеют здоровьесберегающую направленность.            В   подготовке   и   проведении   нетрадиционных   уроков   помогают творческие принципы: 1Отказ от шаблона в организации урока, формализма в проведении. 2Максимальное вовлечение учащихся класса в активное взаимодействие на уроке с использованием различных форм групповой работы на уроке.3Занимательность   и   увлечение,   а   не   развлекательность   ­   основа эмоционального тона урока. 4Поддержка альтернативности, учет множества мнений. 5Развитие   функции   общения   на   уроке,   как   условия   обеспечения взаимопонимания,   побуждения   к   действию,   ощущение   эмоционального удовольствия. 6«Скрытая»   дифференциация   учащихся   по   учебным   возможностям, интересам, способностям, склонностям. 7Использование   оценки   в   качестве   формирующего,   а   не   только результирующего инструмента.          Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует: Повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. Сохранению и укреплению физического здоровья детей. Созданию   положительного   эмоционального   фона   и   атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах.  Снижению заболеваний опорно­двигательной системы. Развитию   познавательных   процессов,   повышению   работоспособности, творческой активности учащихся. Ожидаемые результаты:   1. Снижение заболеваемости среди детей.   2. Создание сплоченного коллектива учащихся.   3. Личностный рост учащихся.   4. Повышение качества обучения.    5.   Принятие   учащимися   здорового   образа   жизни   как   осознанной необходимости. Веселые физкультминутки Тренинг­настрой в начале первого урока. Слова произносятся негромко, но быстро. Приложение Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты.Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. “Считалочка” (Выполняется стоя у парты) Раз – подняться на носки и улыбнуться. Два – руки вверх и потянуться. Три – согнуться, разогнуться. Четыре – снова все начать. Пять – поглубже всем вздохнуть. Шесть – на пояс руки ставим. Семь – повороты туловища начинаем. Восемь – столько раз присядем. Девять – и урок наш продолжаем. Упражнения для снятия общего или локального утомления    Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме «В лес по ягоды пойдём», «Лягушки», «Веселые матрешки» и другие. Лягушки На болоте две подружки, Две зелёные лягушки, Ножками топали, Ручками хлопали. Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкультпривет! Котенок Котёнок крадётся (движение на цыпочках). Котёнок бежит (движение с пятки на носок). Котёнок танцует (различные танцевальные движения). Для   тренировки   зрения   применяют   зрительно ­двигательных траекторий («восьмёрка»). Рисование носом Посмотреть  на   табличку   и   запомнить   слово,   букву   или   какой­нибудь элемент. Затем   закрыть   глаза.   Представить   себе,   что   нос   стал   таким   длинным,  что достаёт   до   таблички.   Написать   носом   выбранный   элемент.   Открыть   глаза, посмотреть на табличку. Далеко – близко  цветотерапию,   плакат   –   схемуУчитель   называет   вначале   удалённый   предмет,   а   через   2­3   с   –   предмет, расположенный близко. Учащиеся быстро отыскивают предметы и называют их. Упражнения, корректирующие осанку Самокоррекция (упражнения выполняются стоя) Выпрямиться; 1 – посмотреть налево; 2 – посмотреть направо; подравняться. Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко. Смотрим влево, смотрим вправо. Спинка ровная у нас!