Орфографические сказки
Оценка 4.8

Орфографические сказки

Оценка 4.8
pdf
19.08.2021
Орфографические сказки
orfograficheskie-skazki.pdf

Татьяна ЛОБЕНЦОВА,

преподаватель педагогического колледжа № 12, г.Москва 

Орфографические сказки

К обучению в начальной школе как нельзя лучше подходят слова из песни:

Учиться надо весело,

Учиться будем весело, Чтоб хорошо учиться.

На уроках русского языка этот девиз помогут выполнить орфографические сказки, которые предлагает преподаватель педагогического колледжа № 12 Москвы Татьяна ЛОБЕНЦОВА. Они развивают фантазию детей, помогают им устанавливать ассоциативные связи при изучении орфографических правил, то есть являются как бы элементами мнемотехники, системы приемов, облегчающих запоминание; создают особую творческую атмосферу сотрудничества.

А еще сказки пополняют словарный запас детей как пассивный, так и активный, учат их сочинять, придумывать.

О ТОМ, КАК БУКВЫ ПОССОРИЛИСЬ, КАК ПРАЗДНОВАЛИ НОВЫЙ

ГОД, И ЧТО ИЗ ЭТОГО ВСЕГО ВЫШЛО

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были буквы. Еще там жили знаки препинания. Вот такая вот страна была. Жили там все дружно, ходили друг к другу в гости, дарили подарки. Особенно дружили буквы е, ё, ю, я с буквами д, т, б, з, ну теми, что стояли в конце приставок. Да вот беда, повадился Твердый Знак между ними вставать, дружбу их разбивать. Обиделись на него буквы, перестали с ним дружить.

И вот наступил Новый год. Буквы е, ё, ю и я решили устроить праздничный бал. Пригласили всех жителей своей веселой страны, но Твердому Знаку приглашение не прислали, не хотели праздник себе испортить. Обиделся Твердый Знак, топнул ногой и сказал: "Вот уйду я, узнаете, что тогда будет!" И стал собираться в дорогу.

 

А в доме букв-подружек е, ю, я и ё царило веселье. Отпраздновав Новый год, буквы решили разнести подарки тем, кто не смог придти на праздник. Взяли подарки и вышли на улицу. "Вот шарф для Восклицательного Знака, – сказала буква ю. – А живет он... – она посмотрела на адрес. – "Обездная улица, дом 5, подезд 2, кв. 3".

"Но у нас нет такой улицы! – удивилась буква з. А что такое подезд?" – спросила буква е. Бедные буквы очень расстроились, что не смогут отнести подарок Восклицательному Знаку, но ничего не поделаешь.

Буква я достала следующий подарок. "А это шапочка для Вопросительного знака, – молвила она. – А адрес его... Разездной переулок, дом 6, подезд 1, кв. 5".

"Но ведь у нас нет и такой улицы!" – закричала буква т.

"А что такое подезд?" – заплакала буква е.

"Никто не может нам помочь!" – в отчаянии сказала буква ю.

"А может, все-таки может?! – прокричала буква я. – Смотрите, Твердый Знак идет!" Твердый Знак услышал отчаянные крики букв и решил подойти.

"Я, кажется, поняла, – сказала буква е. – Мы обидели Твердый Знак, вот он и ушел из всех слов, в которых он был. Попробуйте подставить его во все названия и посмотрите, что получится!"

Буквы взяли конверты:

"Объездная улица!" – прочитала буква т.

"Оказывается, это подъезд!" – закричала буква е.

"И это Разъездной переулок", – молвила буква ё.

Ну, вот все и встало на свои места. Буквы попросили прощения у Твердого Знака. Он простил их и сказал: "Вы меня уж тоже извините. Я же не специально встаю между вами, я вовсе не хочу мешать вашей дружбе. Но так уж повелось, что я должен стоять после согласной в приставке и перед гласными е, ё, ю, я. Такова моя судьба – разделять эти буквы.

Ведь я – Разделительный знак! Вы уж меня поймите".

Буквы все поняли и стали дружить с Твердым Знаком. А вы поняли, ребята?

 

УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ШИ-ЖИ

На высоком берегу,

Возле леса на лугу,

В домиках живут два брата – Очень дружные ребята.

Первый брат зовется Жи,

Дружат с ним в лесу стрижи; А второго малыши Величают братцем Ши. Раз проснулся утром Жи, За окном поют стрижи:

Захотел прибить дощечку

Перед домом на крылечко. Стал он думать да гадать:

"Как же имя написать?"

И решил спросить про это  Жи у брата Ши совета. Вот пошел наш храбрый Жи К доброму братишке Ши.

Лес темнеет, лес густеет,

Жи до ночи не успеет.

В сумраках идет наш Жи,

На камнях лежат ужи,

Рядом с ними малыши, Да и взрослые ежи. Долго к брату Жи идет, А дороги не найдет. Вот подходит к речке Жи, Видит – плавают ерши. Обращается к ним Жи: "Славные мои ерши,

Не подскажите ли мне, Путь к далекой стороне,

Где живет мой старший брат? Повстречаться б с ним я рад". И ответили ерши:

"По дороге, Жи, спеши  На поляну выйдешь ты,

Там растут одни цветы.

И у них спроси ты, Жи, Где же домик брата Ши". На поляну Жи пришел, Много там цветов нашел: Вдалеке кусты растут,

То шиповники цветут.

У цветов спросил наш Жи: "Где найти мне брата Ши?" Сам шиповник отвечает:

"Ши нас часто поливает,

Дам тебе клубок я, Жи, Приведет тебя он к Ши". Побежал по лесу Жи, Слышит – сетуют чижи:

"Где же нам найти, скажи,

На обед колосьев ржи?"

Накормил их добрый Жи, Подлетели к Жи чижи:

"Там живет братишка Ши".

Дальше двигается Жи.

Видит – взрослые ежи. Собирают рыжики –  Веселятся чижики.

Жи спросил у них дорогу, И ответили ежи:

"Ой! В лесу грибов так много.

Помоги собрать их, Жи". Жи помог, ежи сказали:

"Брата твоего видали, Недалече он живет, Только сделай поворот".

Жи пришел к лесной глуши, Где и жил его брат Ши. Вот обрадовался Ши, Что увидел снова Жи. Жи тут брату рассказал, Для чего его искал.

Ши позвал своих друзей: "Собирайтесь поскорей".

Соскочили мыши с печки, Белка с шишкой – на крылечке. Вдруг, раздвинув камыши, Появились и ерши.

И спросил тогда их Жи:

"Подскажите мне, друзья, Как писаться должен я?" И ответил брату Ши:

"С буквой и и ты дружи, Потому что жи и ши Пишут только с буквой и".

Тут и вспомнил братец Жи,

Что чижи, стрижи, ужи,

И ужи, и камыши,

И ерши, карандаши,

Уши, лужи, этажи, Мыши, крыши, шалаши Пишут только через и.

СКАЗКА О ТОМ, КАК ЧА И ЩА ПОДРУЖИЛИСЬ

В чаще леса, у ручья, Жили-были Ча и Ща.

Ча – резвушка, хохотушка, Ща – сварлива, как старушка. Вот однажды у ручья Появилась саранча.

Ща сказала: "Ах, как страшно!

Выходить сейчас опасно! Лучше дома посидим

Да в окошко поглядим!" Ча ответила ей тихо:

"Что боишься ты, трусиха! Лучше перестань трещать И зверей вокруг стращать!

Ну а я пойду к ручью

Прогоню ту саранчу!"

Подошла она к ручью

И, увидев саранчу, Как овчарка зарычала, Так, что роща задрожала. Саранча перепугалась И по чаще разбежалась.

С той поры, забыв печали,

Ча и Ща дружнее стали,

Ща дала всем обещанье,

Что забудет про трещанье, Ну а если вдруг беда,

То поможет всем всегда!

СКАЗКА О РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ь И Ъ

Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3-м классе.

Однажды Незнайкин писал диктант. "Сел" кашу; "пю" воду; веду "семку" ; забить "коля", – старательно выводил, он.

  Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!

  А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.

  Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я. – В этих словах мы обозначаем по два звука [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и.

Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук [э], [о], [y], [a], и читают "сел", "пю", "семку", "коля" вместо съел, пью, съемку, колья! Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.

НОВОСЕЛЬЕ ДРУЗЕЙ* ЖИ И ШИ

На берегу очень дикой реки

Жили два друга: друг Жи и друг Ши.

Решили они: "Надо выстроить дом,

Чтоб дружно и счастливо жить было в нем!" Собрали бамбук, камыши и листву, Наметили план – сей работы канву. И вот подниматься строение стало, И вышла их хижина просто на славу! Осталось немного украсить снаружи, Да шифер приделать, чтоб не было стужи. Решили друзья новоселье устроить И в гости созвать населенье лесное.

Жи шишки еловые стал собирать, Ши скатерть широкую стал вышивать. Потом скороспелые дрожжи достали,

Коржики сладкие Жи и Ши выпекали.

И вот началось у друзей новоселье:

Плясали и пели, чтоб было веселье. А после устали все, сели за стол,

Жи, Ши угощали, вели разговор:

"Мы знали, что вкусы весьма привередливы ваши, Вам, серые мыши, мы сделали каши.

Ерши, вы берите осоку речную,

А вы, свиньи-хрюшки, – баланду мучную.

Ужи, испейте жирного молока!

Стрижи, ешьте шиповник пока.

А вам, журавли, мы в кувшинчик налили Похлебки гороховой, хлеб накрошили.

Вы же, ежики колюче-пушистые, Попробуйте груши душистые.

И вдруг в тишине рев мотора раздался, С таким люд лесной никогда не встречался.

В шикарной машине волчище катит И что-то невнятное слугам кричит.

А слуги-то едут, держа за вожжи Гуся краснолапого, тот глухо шипит.

Подъехали, встали у хижины новой.

Пажи сняли волка манером особым.

  Что здесь за собрание? – волк говорит.

(А сам весь от ярости так и дрожит.)

  Как смели меня обойти стороной,

Ведь уши большие имею я..."

"Стой! Послушай меня, – говорит ему Жи, – Сначала, волк серый, с нами сдружись.

Не надо кричать и топорщить усы,

Тогда мы, конечно, тебя пригласим!"

Вот волк призадумался, понял ошибку И, шлепая в лужи, не прятал улыбку.

Вокруг, под и над закружили стрижи, И, в ландыши спрятавшись, пели чижи. Наверное, все малыши себе впрок Увидели в сказке хороший урок.

СКАЗКА О ТОМ, КАК ПОССОРИЛИСЬ ДВА БРАТА ГЛАГОЛА

За тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в деревне Глаголии жилибыли два брата-глагола. Глагол совершенного и Глагол несовершенного вида.

Глагол совершенного вида был очень трудолюбивым, всегда все доводил до конца. А Глагол несовершенного вида был нетерпеливым и бросал дело на половине пути. Решили они както нарубить дров и истопить печку. Глагол несовершенного вида говорит: "Рублю". А глагол совершенного вида: "Нарубил". Глагол несовершенного вида: "Топлю", а Глагол совершенного вида: "Истопил".

Так они и жили. Глагол совершенного вида работал за двоих, а Глагол несовершенного вида так никакую работу до конца и не довел.

Надоело это Глаголу совершенного вида, он и говорит:

               Как же тебе, братец, не стыдно? Я работаю-работаю, а ты только обещаешь. На их счастье шел мимо их домика старичок по имени Вид.

               Вы бы лучше не ссорились, – молвит старичок братьям-Глаголам, – а поделили бы лучше работу между собой, чтобы никому обидно не было.

Так они и сделали.

Глагол несовершенного вида готовил, убирал в доме, мыл посуду, поливал огород. А Глаголу совершенного вида оставалось нарубить дров, истопить печку, вскопать огород и посадить овощи. С тех пор Глагол несовершенного вида выполняет многократную работу, а Глагол совершенного вида – завершает.

Так и стали они жить-поживать и больше никогда не ссорились.

САД ЦАРЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Русский язык. Жил он в чудесном дворце. И решил он однажды вырастить сад вокруг дворца.

Созвал он своих подданных – частей речи и говорит: "Надо бы вокруг дворца моего вырастить сад, да не простой, а вечнозеленый. Посему повелеваю: именам существительным решать, что сажать – деревья, цветы, травы, кусты. Именам прилагательным решать, какие деревья, цветы, травы, кусты сажать: красивые, прекрасные, вечнозеленые. Наречиям – как сажать: быстро, аккуратно и качественно. А глаголы должны выполнить эту работу – посадить растения".

И началась работа. Долго ли, скоро ли, решил Русский язык посмотреть, как выполняют его приказ. Пошел он в сад и видит – половина сада посажена: растут деревья, цветут прекрасные цветы, журчат ручейки, поют птицы, а другая половина сада не закончена.

Решил царь узнать, в чем же дело. Подошел он к глаголам, сделавшим свою работу, и услышал, что все они задают вопросы именам существительным что сделать? А потом незаметно подошел к глаголам в другой половине сада. Они задавали вопрос что делать? Тогда царь Русский язык решил, что всю работу должны делать глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, а остальные глаголы ничего не будут делать.

Однажды захотелось Русскому языку прогуляться по своему любимому саду. Пришел он в сад и видит – половина сада ухожена, а другая... о кошмар, что стало с этой половиной сада!

Стал царь выяснять, в чем дело.

Оказалось, что за половиной сада ухаживали глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, и их половина была ухожена, а за другой половиной – глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? – они только раз полили растения и решили, что больше не нужно.

Тогда царь Русский язык разделил все глаголы на два вида: те, которые обозначают, что действие происходит один раз и закончено и отвечают на вопрос что сделать?, были названы глаголами совершенного вида; а те, которые обозначают, что действие происходит многократно, продолжается во времени и не закончено и отвечают на вопрос что делать?, были названы глаголами несовершенного вида. С тех пор существует два вида глаголов.

* * *

Не за синими морями,

Не за дальними лесами, В стране слов Словарик Жил да был один старик.

Жил-был много тысяч лет назад старик-корень лес. Пожил он уже много и за это время стал очень богатым. Все бы хорошо, да был он одинок. Скучно ему было и грустно. И домов в его стране много было, да жить некому в них.

И вот однажды проходил мимо суффикс ок. Залюбовался он необычной страной и присел отдохнуть. А старик-корень уже навстречу бежит, радуется гостю. Поздоровался с ним и рассказал про свое житье-бытье. Пожалел суффикс старика и согласился погостить денекдругой. Привел его старик-корень в дом, и стали они дружно и весело жить. Суффикс ок к корню лес в гости ходил, чай пил. Так и жили лес да ок, лесок. А вскоре и не разлучить их стало. Да так суффиксу понравилось у старика, что остался он у него навсегда жить. А тем временем мимо проходила приставка под. Идет, удивляется: не раз проходила она мимо этой страны, и всегда тихо и грустно было вокруг, а на этот раз смех и шутки слышны аж от самой границы. Интересно ей стало, решила она заглянуть на огонек. А лес да ок ей уже навстречу выходят. Эти друзья всегда гостям рады. Обогрели, накормили они приставку. Предложили ей погостить немного. А приставка, видя ласку да доброту, и сама рада остаться. Так и зажили они втроем: приставка под, корень лес и суффикс окподлесок. Хорошо им втроем живется. Никто ни на кого не ругается, сплошной мир и покой. Жили они долго и счастливо.

Но в одно солнечное утро появился у границ страны Словарик суффикс ник. Удивился шуму и веселью. А когда узнал, в чем дело, страшно рассердился: "Что это? Почему в моем доме живут какие-то посторонние суффиксы и приставки, когда только я – ближний родственник старику-корню?" Топнул ногой и выгнал всех, а сам рядышком встал: лес ник. Бедные суффиксы и приставки побрели своей дорогой. Но старик-корень догнал их и вернул. "Как же тебе не стыдно, – сказал он суффиксу ник. – Ты же сводных братьев своих выгнал. И для тебя, и для них я старик-корень лес один, а поэтому вы – слова лесок, подлесок, лесник – родственники. И называетесь одним словом – "однокоренные". Помирились приставки и суффиксы и стали дружно жить. А потом к ним еще много других приставок и суффиксов в гости заходило.

А вы, ребята, придумайте еще однокоренные слова с корнем лес.

                                                                                    

* Эта сказка является эффективным средством обучения младших школьников орфографии, так как игра – ведущий вид деятельности в этом возрасте. Она создает эмоциональный фон радости, заинтересовывает, привлекает внимание детей к важным моментам, а также имеет воспитательное значение.

 

 

 

Татьяна ЛОБЕНЦОВА, преподаватель педагогического колледжа № 12, г

Татьяна ЛОБЕНЦОВА, преподаватель педагогического колледжа № 12, г

А в доме букв-подружек е , ю , я и ё царило веселье

А в доме букв-подружек е , ю , я и ё царило веселье

УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ШИ -

УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ШИ -

Дам тебе клубок я, Жи, Приведет тебя он к

Дам тебе клубок я, Жи, Приведет тебя он к

В чаще леса, у ручья, Жили-были

В чаще леса, у ручья, Жили-были

НОВОСЕЛЬЕ ДРУЗЕЙ* ЖИ И ШИ

НОВОСЕЛЬЕ ДРУЗЕЙ* ЖИ И ШИ

В шикарной машине волчище катит

В шикарной машине волчище катит

Так и стали они жить-поживать и больше никогда не ссорились

Так и стали они жить-поживать и больше никогда не ссорились

Стал царь выяснять, в чем дело

Стал царь выяснять, в чем дело

Эта сказка является эффективным средством обучения младших школьников орфографии, так как игра – ведущий вид деятельности в этом возрасте

Эта сказка является эффективным средством обучения младших школьников орфографии, так как игра – ведущий вид деятельности в этом возрасте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2021