"Основной орфографической единицей, принятой в современной
методике, служит орфограмма, то есть написание, требующее провер-
ки. Орфограммой может быть отдельная буква, сочетание букв, мор-
фема, позиция между словами, место разделения слова при переносе
на другую строку"
"Для проверки каждой отдельной орфограммы требуется опреде-
ленное пространство - орфографическое поле. Так, для проверки
буквы "У" в слове "ЧУВСТВО" достаточно сочетание "чу", то есть
минимальное орфографическое поле - сочетание из двух букв.
ОРФОГРАММА И ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО.
"Основной орфографической единицей, принятой в современной
методике, служит орфограмма, то есть написание, требующее провер
ки. Орфограммой может быть отдельная буква, сочетание букв, мор
фема, позиция между словами, место разделения слова при переносе
на другую строку"[29,c.17].
"Для проверки каждой отдельной орфограммы требуется опреде
ленное пространство орфографическое поле. Так, для проверки
буквы "У" в слове "ЧУВСТВО" достаточно сочетание "чу", то есть
минимальное орфографическое поле сочетание из двух букв. При
проверке безударного гласного в личном окончании глагола мини
мальное орфографическое поле должно обеспечить определение време
ни, лица и числа глагола. В предложении "Быстро тает рыхлый снег"
для проверки орфограммы в слове "тает" необходимое поле "тает
снег", так как это сочетание достаточно для определения времени,
лица, числа глагола. Термин "орфографическое поле" учащимся не
сообщается, но в практической работе по проверке орфограмм учащи
еся пользуются полем, не осознавая этого"[29,c.33].
"Орфографическое правило представляет собой семантическую,
фонетическую, грамматическую характеристику соответствующих ор
фографических явлений"[3,c.4].
"Орфографическое правило было объяснено индуктивным методом.
Суть этого метода заключается в том, что учитель ставит перед
классом ряд вопросов и добивается самостоятельного ответа на них
учащихся. Вопросы учителя это тоже проблемы задачи"[3,c.5].
В начальных классах в орфографической работе используются
правила, которые эффективны в случае их точного, уместного и
быстрого применения.
1Существует следующая классификация правил:
_1.Правило указание или запрещение.
Оно не требует рассуждения и сложного действия. Пример тако
го правила правописание гласных после шипящих: "жи", "ши",
"ча", "ща", "чу", "щу". Алгоритм его состоит из одного действия
"шага".
_2.Правило результат наблюдения над языком.
Оно соединяет в себе и грамматическое и орфографическое наб
людение. Пример такого правила: "Общая часть родственных слов на
зывается корнем. Общая часть родственных слов пишется одинако
во." (2 класс)
_3.Правило указание для выбора написания из двух предпола
_гаемых написаний.
Для выбора необходимы рассуждения, нужна опора либо на зна
чение слова, либо на разбор слова, на грамматический или фонети
ческий анализ. Правило данного типа имеет свой алгоритм не ме
нее двух действий "шагов". Пример: "Имена, отчества и фамилии
пишутся с большой буквы."( 2 класс )
Алгоритм: 1 шаг: Прочитать предложение. О ком, о чем в нем
говорится? 2 шаг: Назвать имя, отчество или фамилию. Какая первая
буква в имени? отчестве? фамилии?
_4.Грамматические правила ( определения ).
Такие правила орфографических указаний не содержат, но соз
дают грамматическую основу для орфографии. Грамматические правила
имеют свои алгоритмы, подчас весьма сложные из 35 шагов. При
мер алгоритма: распознавание приставки с целью ее правильного на
писания.( 3 класс ) 1 шаг: Найти в слове корень. 2 шаг: Опреде
лить, есть ли в слове приставка, назвать ее. 3 шаг: Определить,
какое слово образовано с помощью приставки, от какого слова образовано? 4 шаг: Проговорить приставку отчетливо по буквам. За
помнить: она пишется всегда одинаково ( 4 шагорфографический ).
_5.Правило предписание к выполнению действия.
Правило не указывает написания или его вариантов, а показы
вает прием проверки. Алгоритмы правил 5й группы наиболее сложны,
например, по проверке безударной гласной в корне:
1 шаг: Проверить, в какой части слова находится проверяемая
гласная буква. 2 шаг: Еще раз проверить, безударный ли звук она
обозначает ( найти в слове ударяемый слог ). 3 шаг: Подобрать к
слову несколько родственных слов или изменить форму этого слова.
4 шаг: Сравнить проверяемое слово и проверочное. Определить пра
вильное написание. 5 шаг: Написать слово, проверить написанное.
Правила могут быть усвоены школьниками в готовом виде, по
учебнику, но могут быть выведены самими учащимися индуктивным пу
тем. Например, перед учащимися ставится проблема: " У Коли собач
ка, она такая кругленькая, он ее назвал Шарик." "Как же надо на
писать слово "Шарик", кличку собаки, чтобы сразу отличить от сло
ва "шарик"игрушка?" Первоклассники догадываются: "Пишется с
большой буквы!"
Что пишется с большой буквы?
Клички животных, имена людей.
Затем правило "выверяют" по учебнику и запоминают.
Работа с орфографическим правилом способствует умственному
развитию учащихся, ибо она требует постоянного анализа и синтеза,
сопоставлений и противопоставлений, обобщения и конкретизации,
рассуждений и доказательств.