ОРФОГРАММА И ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма, то есть написание, требующее провер- ки. Орфограммой может быть отдельная буква, сочетание букв, мор- фема, позиция между словами, место разделения слова при переносе на другую строку" "Для проверки каждой отдельной орфограммы требуется опреде- ленное пространство - орфографическое поле. Так, для проверки буквы "У" в слове "ЧУВСТВО" достаточно сочетание "чу", то есть минимальное орфографическое поле - сочетание из двух букв.
Иконка файла материала ОРФОГРАММА И ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО.doc
ОРФОГРАММА И ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО.      "Основной орфографической единицей,  принятой в  современной методике, служит орфограмма, то есть написание, требующее провер­ ки.  Орфограммой может быть отдельная буква, сочетание букв, мор­ фема,  позиция между словами, место разделения слова при переносе на другую строку"[29,c.17].      "Для проверки  каждой отдельной орфограммы требуется опреде­ ленное пространство ­ орфографическое  поле.  Так,  для  проверки буквы  "У"  в слове "ЧУВСТВО" достаточно сочетание "чу",  то есть минимальное орфографическое поле ­ сочетание из  двух  букв.  При проверке  безударного  гласного  в личном окончании глагола мини­ мальное орфографическое поле должно обеспечить определение време­ ни, лица и числа глагола. В предложении "Быстро тает рыхлый снег" для проверки орфограммы в слове  "тает"  необходимое  поле  "тает снег",  так как это сочетание достаточно для определения времени, лица,  числа глагола.  Термин "орфографическое поле" учащимся  не сообщается, но в практической работе по проверке орфограмм учащи­ еся пользуются полем, не осознавая этого"[29,c.33].      "Орфографическое правило  представляет  собой семантическую, фонетическую,  грамматическую характеристику соответствующих  ор­ фографических явлений"[3,c.4].      "Орфографическое правило было объяснено индуктивным методом. Суть  этого  метода  заключается в том,  что учитель ставит перед классом ряд вопросов и добивается самостоятельного ответа на  них учащихся. Вопросы учителя ­ это тоже проблемы ­ задачи"[3,c.5].      В начальных классах в  орфографической  работе  используются правила,  которые  эффективны  в  случае их точного,  уместного и быстрого применения.       1Существует следующая классификация правил:       _1.Правило ­ указание или запрещение.      Оно не требует рассуждения и сложного действия. Пример тако­ го правила ­ правописание  гласных  после  шипящих:  "жи",  "ши", "ча", "ща", "чу", "щу". Алгоритм его состоит из одного действия ­ "шага".       _2.Правило ­ результат наблюдения над языком.      Оно соединяет в себе и грамматическое и орфографическое наб­ людение. Пример такого правила: "Общая часть родственных слов на­ зывается корнем.  Общая часть родственных слов  пишется  одинако­ во." (2 класс)       _3.Правило ­ указание для выбора написания из двух  предпола­  _гаемых написаний.      Для выбора необходимы рассуждения,  нужна опора либо на зна­ чение слова,  либо на разбор слова, на грамматический или фонети­ ческий анализ.  Правило данного типа имеет свой алгоритм ­ не ме­ нее двух действий ­ "шагов".  Пример:  "Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы."( 2 класс )      Алгоритм: 1 шаг:  Прочитать предложение.  О ком, о чем в нем говорится? 2 шаг: Назвать имя, отчество или фамилию. Какая первая буква в имени? отчестве? фамилии?       _4.Грамматические правила ( определения ).      Такие правила орфографических указаний не содержат,  но соз­ дают грамматическую основу для орфографии. Грамматические правила имеют свои алгоритмы,  подчас весьма сложные ­ из 3­5 шагов. При­ мер алгоритма: распознавание приставки с целью ее правильного на­ писания.( 3 класс ) 1 шаг:  Найти в слове корень.  2 шаг: Опреде­ лить,  есть ли в слове приставка,  назвать ее. 3 шаг: Определить, какое слово образовано с помощью приставки, от какого слова обра­зовано?  4 шаг:  Проговорить приставку отчетливо ­ по буквам. За­ помнить: она пишется всегда одинаково ( 4 шаг­орфографический ).       _5.Правило ­ предписание к выполнению действия.      Правило не указывает написания или его вариантов,  а показы­ вает прием проверки. Алгоритмы правил 5­й группы наиболее сложны, например, по проверке безударной гласной в корне:      1 шаг:  Проверить, в какой части слова находится проверяемая гласная буква.  2 шаг:  Еще раз проверить, безударный ли звук она обозначает ( найти в слове ударяемый слог ).  3 шаг:  Подобрать к слову  несколько родственных слов или изменить форму этого слова. 4 шаг:  Сравнить проверяемое слово и проверочное. Определить пра­ вильное написание. 5 шаг: Написать слово, проверить написанное.      Правила могут быть усвоены школьниками в  готовом  виде,  по учебнику, но могут быть выведены самими учащимися индуктивным пу­ тем. Например, перед учащимися ставится проблема: " У Коли собач­ ка,  она такая кругленькая, он ее назвал Шарик." "Как же надо на­ писать слово "Шарик", кличку собаки, чтобы сразу отличить от сло­ ва  "шарик"­игрушка?"  Первоклассники  догадываются:  "Пишется  с большой буквы!"      ­ Что пишется с большой буквы?      ­ Клички животных, имена людей. Затем правило "выверяют" по учебнику и запоминают.      Работа с орфографическим правилом  способствует  умственному развитию учащихся, ибо она требует постоянного анализа и синтеза, сопоставлений и противопоставлений,  обобщения  и  конкретизации, рассуждений и доказательств.