Квест
- игра
«Эффективные формы взаимодействия с родителями»
(Слайд 1)
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Гусева Наталья Алексеевна.
Одним из приоритетных направлений в своей работе считаю работу с родителями. И сегодня, кроме теории, хочу показать вам практические упражнения и рассчитываю на вашу помощь.
( Слайд 2)
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.
(Слайд 3)
С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель).
В одностороннем порядке для школы трудно наладить диалог, если вторая сторона – семья – к нему либо не готова, либо не желает приступать. Однако, систематическая, последовательная работа ведет к возникновению связи между школой и семьей, которая выливается в партнерские отношения при условии, что семья видит заинтересованность школы в развитии детей и будет стремиться к контакту.
Формы взаимодействия педагогов и родителей - это способы организации их совместной деятельности и общения.
В научной педагогической литературе (Т. П. Елисеева, Н. К. Степаненков) выделяются две основные группы форм взаимодействия школы с родителями: традиционные и нетрадиционные формы.
По мнению специалистов (Н. Е. Щуркова, Ф.П. Черноусова, Т.А. Стефановская), на сегодняшний день целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия школы с родителями. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы и класса.
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия:
(Слайд 4)
Формы взаимодействия педагогов и родителей |
||
коллективные |
групповые |
индивидуальные |
|
|
|
Рассмотрим кратко каждую группу форм взаимодействия педагогов и родителей.
Коллективные формы взаимодействия
педагогов с родителями.
Родительское собрание
- основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного
и родительского коллективов.
Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания,
повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к
воспитанию детей.
Конференция по обмену опытом – это чаще всего мероприятие, где можно
обсудить один или несколько вопросов воспитания, представить положительный опыт
и традиции семейного воспитания.
Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей, когда уже
выявлены проблемы или различные вопросы по различным аспектам воспитания
учащихся.
Диспут-размышление по проблемам
воспитания -
размышление над проблемами воспитания, которые проходят в неформальной
обстановке, предполагает максимальное включение всех участников диспута.
Встречу родителей с администрацией школы, учителями класса проводят
ежегодно. На них педагогический коллектив знакомит родителей со своими
требованиями, нормативными документами, целями и задачами воспитания,
выясняются вопросы родителей и возможности сотрудничества и взаимодействия.
В практике работы школ широкое распространение получили «Дни открытых дверей», которые проводятся по-разному. В одних школах это совместный праздник педагогов и семьи, на котором организуются выставки работ учащихся, родителей, творческие отчеты коллективов, награждаются дети, родители, педагоги за различные достижения, проводятся соревнования, конкурсы коллективов, семей.
Групповые формы взаимодействия педагогов с родителями.
Эти формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам (актив родителей; родители-организаторы работы объединений по интересам; родители, разрабатывающие и решающие какие-либо проблемы в школе, или классе; и т.д.). Такие объединения имеют свои уставы, положения, планы работы.
Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием.
Взаимодействие педагогов с
творческими группами (советами дел). В этом случае педагог взаимодействует с различными группами
временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя,
при необходимости включаясь в активную совместную деятельность.
Групповые консультации, практические занятия для родителей с
привлечением специалистов, например, по оказанию помощи детям в овладении
навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут
носить исследовательский характер. Так, учителя и классный руководитель
приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в
учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с опорой на этих
учащихся. После посещения ряда уроков учителя и родители вместе пытаются
выявить причины трудностей детей, найти способы оказания им помощи.
Индивидуальные формы взаимодействия педагогов с родителями.
Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. В этой связи индивидуальные формы взаимодействия педагогов и родителей являются необходимыми и чаще всего наиболее эффективными в установлении контакта с семьей. К ним относят беседу, посещение на дому, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов больше усилий и изобретательности, но ее эффективность по сравнению с работой в большой группе значительно выше. Индивидуальные формы взаимодействия являются основными в работе с проблемными семьями и детьми. В современных условиях роль индивидуальных форм существенно возросла, и в реальности они становятся более востребованными со стороны родителей. Во время беседы важно расположить к себе родителей, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Посещение на дому - особенно полезна эта встреча у ребенка дома, так как есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка. Общение с родителями может осуществляться по телефону. Многие учителя используют переписку. Сегодня большие возможности для связи предоставляет электронная почта. Индивидуальная консультация - распространенная форма взаимодействия с родителями, которая может проводиться по инициативе учителя или по просьбе родителей.
В каждом реальном случае педагог выбирает разные формы взаимодействия с родителями, учитывая их потребности и предложения. Главное - сделать родителей своими союзниками. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесет это общение.
(Слайд 5)
Одним из уникальнейших, на мой взгляд, методов общения трио: родитель-ребенок-педагог является квест. Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения пo сюжету. Как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. Задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Принцип игры простой: собравшиеся получают записку или устное сообщение о первом месте, приходя в это место, они находят записку о следующем месте, в следующем месте их ждет сообщение о другом пункте их маршрута. В финале их будет ждать какой-то приз.
Квест – это совершеннo нoвая фoрма взаимoдействия, кoтoрая позвoляет участникам пoлнoстью пoгрузиться в прoисхoдящее. В нем происходит усиление способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность. Учителя получают обратную связь от родителей и детей, расширяют взгляды на собственный педагогический опыт. Многие родители меняют родительские позиции в воспитании своих детей.
Практическая часть
Наша встреча будет проходить в форме квеста, который я проводила на одном из родительских собраний. В нем вам отводится роль родителей.
Ваши дети приготовили для вас послание, части которого вы будете получать по мере квест-путешествия.
- Итак, начинаем? Поехали…
Вот вам первая подсказка. Определите название станции
(даю конверт, участники квеста читают вслух). (Слайд 6)
Нос курносый,
В глазках блеск,
И на месте не сидит,
Изучает всё вокруг,
Маме, папе лучший друг!
(Ребёнок. Название станции «Ребенок»).
- Отправляемся на станцию «Ребенок». (Слайд 7)
- Возьмите в руки вот этого маленького человечка. Его зовут Петя. Давайте проживем день с этим маленьким Петей.
- Утром мама подошла к Пете и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его непослушание... Пете стало так грустно, что его не понимают...
- Оторвите кусочек от мальчика.
- Но мальчик все же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его наряд. Но папа не заметил новой рубашки, оттолкнул Петю, сделав замечание, что тот не садится завтракать... На душе у Пети стало еще грустнее...
- Оторвите кусочек от мальчика.
- Позавтракав, Петя собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и напрыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это Пете не прибавило...
- Оторвите кусочек от мальчика.
- На крыльце школы Петя встретил своего друга Ваську. Васька шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия сильно пнул портфель Пети, что у портфеля оторвалась ручка. Наш Петя мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок.
- Оторвите кусочек от мальчика.
- А на уроке сегодня была контрольная работа. Петя так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на двойку. Здесь настроение мальчика совсем упало...
- Оторвите кусочек от мальчика.
- Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с портфелем без ручки и огромной двойкой шел Петя домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома. Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный портфель и двойку по математике. А вдруг мама с папой не заметят?! Сердце ребенка билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира... Дверь была открыта, Петя страшно испугался – родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама...
- оторвите кусочек от мальчика. А теперь посмотрите, что осталось от этого ребенка только за один день.
-Кто виноват в этом?
- А с чего начался день?
- Уважаемые родители, проанализируйте, пожалуйста, какое у вас было состояние во время проведения этого упражнения.
-Видите ли вы здесь проблему? Необходимо ли ее решать?
-Может быть, на другой станции маршрута вы найдете способ решения этой проблемы.
-Получите за успешную работу на этой станции часть детского послания («Мы хотим,) и конверт с подсказкой (участники открывают, читают)
(Слайд 8)
Лепит разные фигуры,
и ваяет он скульптуры.
Кто это? (Слайд 9)
(Скульптор. Название станции «Скульптор»)
- Отправляемся на станцию «Скульптор».
Послушайте загадочную историю.
Гончар сидел на табуретке и уныло смотрел на осколки любимой кружки. Кому, как не ему, знать, что кружки разбиваются? И гончар, вздохнув, стал сметать осколки.
Потом он сел и задумался. Говорят, что кружки, как и всякая посуда, бьется к счастью. Но никакого счастья гончар не испытывал. На следующий день он первым делом полез на чердак. А потом спустился, держа в руках старую шкатулку со своими детскими «богатствами». Он нашел в ней много всего интересного, вспомнил своё детство. А потом раскрутил свой гончарный круг и начал лепить. И в каждый кувшин, кружку, вазочку или горшочек он старательно упрятывал какое-то из детских сокровищ: монетку с дыркой, цветной камешек, стеклянную бусину или обкатанное морем стеклышко, перламутровую ракушку...
Теперь люди в деревне, разбив глиняную посудину, не сильно расстраивались. Ведь среди черепков всегда находилось что-нибудь интересное. А гончар всё лепил свои горшки и кружки, запекая в них не только монетки, но и грибные дожди, хорошие сны, запах свежескошенной травы, аромат цветов…. Говорят, он запек даже упавшую с неба звездочку.
Так что, если у вас разобьется любимая кружка, посмотрите внимательно в осколках и там обязательно найдется что-то хорошее. Недаром в народе говорят, что посуда бьется к счастью.
-Можно ли сказать, что гончар совершил чудо? (Да! Он напомнил людям о том, что безвыходных ситуаций не бывает).
-Иногда родители в воспитании своих детей попадают в тупик, им кажется, что дети не оправдывают их ожидания, эгоистичны. Чтобы восстановить утраченную гармонию в семье, необходимо родителям снова ощутить себя детьми. Давайте и мы попробуем вернуться в свое детство.
-Я предлагаю каждому из вас стать волшебником и совершить чудо…. Гончарного круга нет. Но есть наши волшебные пальчики, которые могут превратить простой пластилин в горшочек, кружку, вазочку.
-Возьмите пластилин и начинайте лепить. Но помните обязательное условие – чтобы ваше творение приобрело волшебную силу, в него надо вложить ваши самые светлые детские воспоминания: ласковые слова, которые говорила вам мама, папа или бабушка с дедушкой, самый веселый праздник, минуты счастья, радужные мечты, любимые игрушки, неожиданные подарки.
Практическая работа
(Звучит музыка)
Учитель подходит к участникам, задавая вопросы:
Какие замечательные получились сосуды, наполненные самым лучшим и сокровенным. Эти изделия неповторимы, уникальны, как и наши с вами дети.
- Спасибо за плодотворную работу. Получите часть послания
(«чтобы нас» и конверт с подсказкой маршрута). (Слайд 10)
Кто на солнышке цветет?
Кто пчеле подарит мед?
(Станция «Цветок»)
- Отправляемся на станцию «Цветок». (Слайд 11)
Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание ребенка к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к нему по имени. А как вы называете своего ребенка?
Предлагаю заполнить лепестки. В сердцевине предложенного вам цветка, запишите имя своего ребенка. На листочках - положительные качества ребенка, а на лепестках - ласковые слова.
Насколько трудно было выполнять задание?
Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?
А может было легко с этим справиться?
Ласковые слова или «Я люблю тебя», ребенок хочет слышать всегда от своих самых близких людей. Именно эти слова питают все существование и развитие личности ребёнка.
Получите третью часть послания («чаще обнимали»).
- Давайте соберем все кусочки нашего послания и прочитаем его.
(«Мы хотим, чтобы нас чаще обнимали»). (Слайд 12)
- Действительно, кто, если не мы, обнимет нашего ребенка.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир. Она рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день. И считает, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день!
Для того, чтобы ребёнок развивался интеллектуально, - 12 раз в день!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рефлексия «Наполни бочонок» (Слайд 13)
- Мое выступление подошло к концу. Я благодарю всех педагогов за активность. Мне очень важно знать ваше мнение, а помогут мне в этом жетоны. (На столе лежат желтые и красные кружочки на всех участников.)
- Если вас заинтересовал квест – «добавьте ложку меда» (желтый жетон). Если не заинтересовал – «добавьте ложку дёгтя» (красный жетон).
- Спасибо всем за работу! Желаю всем творческих успехов! (Слайд 14)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.