Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
301446, Тульская область, Одоевский район, с. Говоренки, ул. Киселевка д. 26ИНН7131002893/КПП713101001/ОГРН1027103472450
Тел.:8(48736)5-31-17/E-mail: govorenkovskaya.oosh@tularegion.org
Материалы регионального конкурса
лучших практик в системе дополнительного
образования Тульской области
Номинация «Профориентация и наставничество»
Конспект мастер- класса на тему:«В мастерстве учителя-успех ученика!»
Подготовила
Кузьмина Мария Анатольевна,
учитель начальных классов
село Говоренки
2023 г.
Аннотация
В методической разработке приведен план-конспект проведения мастер-класса, в ходе которого обобщается и распространяется опыт применения методов обучения на различных этапах занятия для создания ситуации успеха. Материалы разработки предназначены для преподавателей образовательных учреждений.
Мастер-класс - это особая форма обобщения и распространения педагогического опыта, эффективная форма передачи знаний и умений, обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных практических методов освоения определенного содержания, передачи педагогического мастерства практик в ином взаимодействии всех участников занятия. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поисково - творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны педагога, ведущий мастер-класс).
Цель: познакомить с приёмами, которые повышают учебную мотивацию и способствуют успеху.
1 . Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха, учащихся на уроке.
2 . Проанализировать влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся.
3 . Развитие коммуникативной компетентности педагогов.
4 . Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
• Расширение знаний о возможностях использования различных методов мотивации в образовательном процессе.
• Получение участниками мастер-класса практических навыков и использования перечисленных методов в образовательном процессе.
Целевая аудитория мастер-класса: педагогические работники школ.
Форма проведения: деловая имитационная игра.
Время:45минут.
Материально-техническое оснащение мастер-класса: компьютер, интерактивная доска.
Методическое сопровождение: презентация, раздаточный материал.
№ п/п |
Этапы, время |
Задачи, решаемые на этапе |
Содержание этапа |
Методы |
Средства обучения |
Предполагаемый результат |
I. |
Организационный момент (5 мин) |
Создание позитивной атмосферы для деятельности |
Приветствие. Представление. Проверка готовности к мастер-классу. |
Слово преподава-теля |
Презентация.
Слайд
1-5 |
Готовность к работе всех участников мастер-класса |
II. |
Актуализация (5 мин.) |
Мотивация слушателей к участию в мастер-классе |
Актуальность темы. Постановка цели мастер-класса. |
Беседа |
Презентация. Слайд
5-14 |
Сформированы представления о понятии «Успех» и его составляющих. |
III. |
Практическая часть (15 мин)
|
Объяснение алгоритма действий в ситуации |
Демонстрация и отработка приемов работы. Создание ситуации успеха. |
Практическая работа
(мини-проект, игра)
творческая игра "Волшебные калоши" Составление синквейна |
Презентация. Слайд15 |
Познавательный интерес к теме мастер-класса передача педагогического опыта на практике.
Осознание каждым частником эффективности использования форм |
IV.
|
Рефлексия
(10 мин)
|
Подведение итогов мастер-класса |
Самооценка деятельности участников мастер-класса.
|
Беседа
(просмотр притчи и выводы)
|
Презентация. Слайд 16-20 Высказывание собственного мнения участниками мастер-класса по результатам совместной деятельности
|
Удовлетворенность участников своей проделанной работы
|
Ход мастер–класса
Сегодня здесь собрались самые талантливые и умные, смелые и энергичные, дерзкие и в хорошем понимании слова, учителя. Сегодня в наших силах «оживить» нашу обстановку, наполнить музыкой добра, энергией вашего задора, окутать аурой взаимопонимания и поддержки, создать атмосферу успеха.
Прежде чем мастер-класс начинать,
Предлагаю нам всем вместе встать.
Топнуть ногами, хлопнуть руками,
вместе ура прокричать!
Поднимите руки вверх,
Хлопните в ладоши!
Дружно за руки возьмитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Наш забор – крепче он скалистых гор.
Это символ единения, дружбы всех присутствующих здесь учителей!
И дружно скажем: «Я знаю свою формулу успеха».
На фоне музыки «Может быть, пора угомонится…»
Можно в жизни всему научиться,
Воплотить много новых идей,
А учитель, как птица стремится,
Окрылять полетом детей.
Уважаемые мои, коллеги! Перед вами карточки С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПТИЦ.
- Выберите, пожалуйста, птицу, которая больше всего подходит вашему образу, отражает ваш внутренний мир.
- Какую птицу вы выбрали и почему?
- Совершенно верно, любая птица ассоциируется с полетом, стремлением ввысь. Так и учитель всю жизнь учится и постигает новое, стремится к вершинам. В каждом из нас есть что-то неповторимое, мудрое, доброе, светлое. Нет птицы, обладающей всеми качествами, но есть мифический образ с иней птицы, птицы удачи, птицы успеха, птицы счастья, под крылом которой мы все собрались. Пусть синяя птица и будет символом нашего занятия.
И сегодня мы попытаемся, найти ответ на вопрос «Из чего слагается успех педагога?»
Назовите слова, ассоциирующиеся у вас со словом “успех”.
(Победа, счастье, удача, достижение.)
Маленькое, но такое веское и важное слово– «успех». Предлагаю вам попытаться «разложить» его по полочкам, пусть каждая буква станет целым словом, а полученные слова покажут внутреннее содержание понятия
«успех»:
«у» упорство
«с» смелость
«п» принципиальность
«е» единство
«х» храбрость
Что же у нас получилось? (Мы перечислили качества человека, которые помогут ему достичь успеха.)
Я думаю, что все согласятся, что каждый урок - это открытие. В работе учителя важно все: и свой методический почерк, и искусство общения, и безупречное знание своего предмета, любовь к детям.
Один из мудрых учителей сказал: «Вершины достигаются не сразу, нужно идти не по горизонтали, а по вертикали. Счастье в находках».
Уважаемые коллеги, я предлагаю объединиться в группы и создать мини-проект «Лестница успеха» и затем защитить его. Предлагаю группам, расположить на ступеньках лестницы самые важные, на Ваш взгляд, качества
учительского мастерства, которые приведут к вершине.
Учитель: А как вы думаете, какими качествами должен обладать учитель, чтобы прикоснуться к синей птице? Для этого я хочу предложить вам выполнить мини-проект «Лестница успеха учителя» и затем защитить его.
Посмотрите внимательно на этих людей и скажите, что общего между ними? Что их объединяет (Демонстрация портретов известных людей)
Действительно все эти люди добились успеха в жизни. Я могла бы показать портрет каждого из вас ,и была бы права ,ведь вы тоже успешные люди.
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем размышлять? (об успехе). Итак, тема моего мастер класса «Путь к успеху: успешный учитель – успешный ученик»
Леонардо да Винчи (итальянский живописец15века)
Воспитание вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде ученика – одна из основных задач, стоящих сегодня перед школой. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне. А если он кто муже свободен от боязни ошибиться, то всё это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности.
Так что же такое успех? Какие качества мы должны воспитывать в наших детях, чтобы в будущем они стали успешными людьми?
Что является ключом к успеху? На этот вопрос пытались ответить многие известные личности, достигшие успеха. И вашему вниманию я предлагаю 6 высказываний об успехе. Попробуйте догадаться, кто является автором этих высказываний и в чем секрет успеха этих людей? Выделите в их словах «зёрна» успешности.
«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя и…радость успеха может померкнуть» |
|
Сухомлинский Василий Александрович |
уверенность |
Успех - это успеть. |
|
Марина Цветаева |
активность |
Каждый должен мотыжить, как святой Франциск, свой участок, бум - бум, ежедневно, и тогда успех будет обеспечен. |
|
Владимир Путин |
упорство |
«Ухоженная женщина всегда добивается того, чего не может добиться женщина в халате» |
|
Эвелина Хромченко |
организованность |
«Единственное условие, от которого зависит успех, есть терпение» |
|
Лев Николаевич Толстой
|
терпение |
Успех - это когда ты девять раз упал, но десять раз поднялся. |
|
Джон Бон Джов
|
настойчивость |
Конечно, качеств, которыми должен обладать успешный человек, намного больше.
– Я вижу, что вы же справились с заданием, поэтому давайте посмотрим, что у вас получилось.
Учитель: Спасибо! Наша группа готова к защите своего мини - проекта.
Слово имеет: (творчество, вера, настойчивость, профессионализм, любовь к детям и т.д.)
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя - т. е. развить мотив достижения успеха.
Успех воспитаннику может создать педагог, который сам переживает радость успеха. Счастливого человека может воспитать только счастливый. Успешный учитель – успешный ученик!
Каждый учитель знает, что заинтересовать маленького школьника учебной деятельностью трудно, но если интерес есть, то результат будет обязательно.
Учитель должен создать такие условия, в которых ребёнок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Поэтом особенно в
младших классах учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. Для этого нужно знать и использовать в работе наиболее эффективные формы и средства мотивации школьников.
На разных этапах урока я использую различные методы мотивации.
В начале нашей беседы мы с вами провели психологический тренинг, который может быть использован учителем для создания благоприятного настроя на урок.
У Ганса Христиана Андерсена есть сказка с таким названием. Согласно этой сказке камеристке - фее счастья подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы они помогли им стать счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю Вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача состоит в том, чтобы, надев эти калоши найти в ситуации, предложенной Вам позитивные стороны. Другими словами, посмотреть на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Участники игры должны надеть «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Задание№ Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Калоши счастья»:
Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок. В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
Есть возможность попробовать свои силы в работе по совместительству. У меня появилось больше свободного времени.
Хороший повод отдохнуть. Заняться наконец - то своим здоровьем.
Это ужасно, но зато потом 5 лет можно работать уверенно и с категорией. Зарплату раньше начислят по категории.
Мне придётся дальше идти, что способствует поддержанию фигуры.
Её можно доработать и подать на экспертный совет.
Оказывается, уважаемые педагоги, почувствовать себя счастливым возможно в любой ситуации, при этом достаточно лишь найти правильный способ.
Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть, чем – то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребёнка.
Вы замечательно потрудились, я хочу вам подарить Золотые правила учительской похвалы, а также небольшой банк приемов и методов для использования на ваших уроках для мотивации к успешному обучению.
Кроме этих приемов создание ситуации успеха я использую и другие активные методы.
Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в учебном заведении? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?
Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их
сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень
учебной мотивации младших школьников.
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать -и я пойму» эта китайская пословица должна стать девизом для педагога на каждом проводимом им уроке.
В структуре урока предусматриваю своевременную смену деятельности, чтобы поддерживать интерес обучающихся к изучаемому материалу. Для наглядности на занятиях использую различный дидактический материал. Также на уроке применяю информационно - компьютерные технологии. На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания.
В начальных классах одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра.
Каждый ребёнок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
На этапе оценивания ученик должен четко понимать, за что и как его будут оценивать. Рисунок «Дом»
Сейчас я предлагаю вам нарисовать за минуту ДОМ.
· Поставьте себе оценку за выполненную работу.
· Теперь поменяйтесь с соседом по парте рисунками и оцените работу соседа. Оценки совпали?
· А теперь я зачитаю вам критерии оценивания: 1балл–труба,1балл–крыльцо,1 балл–ступеньки,1 балл–окно,1 балл–дверь.
· Соответственно, общее количество баллов–5. Поставьте себе оценку в соответствии с критериями. Теперь совпали?
·Какой делаем вывод? Критерии оценивания должны быть понятны, знакомы. Должна присутствовать самооценка и анализ оценки.
· Составление синквейна.
В конце урока часто использую составление синквейнов. Синквейн—это один из приемов активизации познавательной активности. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Написание синквейна является, требующей от учащихся умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В отличие от сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Синквейн—это необычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
Сегодня на нашем мастер-классе мы пытались разобраться, чтоже такое успех? Какие качества мы должны воспитывать в наших детях, чтобы в будущем они стали успешными людьми? В конце нашей встречи мне бы хотелось узнать насколько полезным оказался мастер-класс?
Составим синквейн.
Напоминаю
Первая строка–одно ключевое слово (имя существительное), определяющее содержание синквейна.
Вторая строка–два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка–три глагола, описывающих действие понятия.
Четвертая строка–короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к описываемому предмету.
Пятая строка –одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Эту работу я предлагаю не только фокус-группе, но и всем, присутствующим в этом зале
У кого из зала есть желание прочитать свой синквейн? А вот что получилось у меня:
1. Успех
2. Желательный, долгожданный.
3. Развивает, окрыляет, вдохновляет.
4. Успех делает человека счастливым.
5. Радость.
Заключительный этап
Учитель: Спасибо! Мы увидели мини-путь, ведущий к вершинам педагогического мастерства.
А давайте вместе выведем формулу учительского успеха: Формула успеха: ЦЕЛЬ––> РЕСУРСЫ––> СРЕДСТВА––> РЕЗУЛЬТАТ= УСПЕХ
Педагогу должно быть присуще три «У»:
удивить, увлечь, убедить
Педагог должен уметь работать в сотрудничестве,
Быть профессионалом в своем деле,
Соблюдать принцип единства обучения и воспитания,
И конечно обладать яркой харизмой.
РЕФЛЕКСИЯ
· Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя - т.е. развить мотив достижения успеха.
· Сейчасяпредлагаювампосмотретьипослушатьпритчуизадуматьсянадеёсмыслом.
ПРИТЧА О ЛЯГУШКЕ, КОТОРАЯ ДОШЛА ДО ЦЕЛИ.
- В чём вы увидели смысл этой притчи?
Наверное, вы со мной согласитесь, она отражает основную проблему многих взрослых людей, в том числе и учителей, которые изначально проектируют ребёнка на неудачу.
Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия - залог успешного воспитания.
- Каждый ребёнок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Скажите, пожалуйста, считаете ли Вы себя счастливыми людьми?
Я тоже себя считаю счастливым человеком. А значит каждый из нас является успешным человеком. Путь к успеху найден. И как бы ни считали окружающие, только каждый из нас сам определяет, на каком участке сложного пути находится.
В заключении, чтобы наша встреча завершилась на позитиве предлагаю получить в подарок необычный рецепт.
Памятка «рецепт приготовления хорошего занятия, мероприятия» (можно просто раздать)
Возьмите дюжину самых лучших и полновесных эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарований и злости. После того, как вы отобрали, разделите эмоции на части. И обязательно пойте!
Непременно добавьте в каждое свое мероприятие:
III. 12порций мудрости,
IV. 11порций терпения,
V. 10порций храбрости,
VI. 9 порций работоспособности,
VII. 8 порций оптимизма,
VIII. 7 порций преданности своему делу,
IX. 6 порций вольнодумия и свободомыслия,
X. 5 порций доброты,
XI. 4 порции отдыха и заботы о здоровье,
XII. 3порции юмора,
XIII. 2 порции такта,
XIV. 1порцию веры в каждого своего воспитанника.
Для того чтобы придать остроты и сладости вашему мероприятию, добавьте в него ложечку хорошего настроения, щепотку безрассудства, по вкусу развлечения, обязательно добавьте игры и обильно посыпьте все хорошим добрым юмором. А теперь налейте любовь к детям и взбейте все энергичными движениями, не допуская застоя. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте все блюдо улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей мероприятие сервируется спокойствием, самоотверженностью и профессионализмом.
Следуйте четко этому рецепту, в точности соблюдая ингредиенты блюда, при подготовке каждого своего мероприятия. Приятного вам аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к своему труду и творчеству! До новых встреч!
Список литературы
1. Гузеев В.В. Методы обучения и организационные формы уроков. Москва,2007.
2. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2011. – 272 с.
3. Селевк Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. –М.: Народное образование, 2013.–256с.
4. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие.
–СПб.: Издательство «МихаилСизов»,2002.–320с.
Источники
1.. Мастер - класс "Формула успеха"
https://kopilkaurokov. ru/vneurochka/meropriyatia/mastier-klass-formula-uspiekha
2.. Классный час «Формула успеха»
ht3tp://xn--i1abbnckbmcl9fb. xn-p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649006/
3.Методическая разработка на тему: Мастер - класс "Формула успеха учителя» https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2017/03/23/master-klass-formula-uspeha-uchitelya
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.