Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Оценка 5

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Оценка 5
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
22.03.2018
Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Организация индивидуальной работы с учащимися – необходимое условие качественного образования. Учителю на уроке приходится решать задачу одновременного обеспечения успешности каждого учащегося: и слабоуспевающего, и с ярко выраженными способностями. Эта проблема актуальна и в связи с необходимостью подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку.Решение этой проблемы я вижу в использовании разноуровнего и индивидуального подходов к обучению русскому языку, ориентированных на степень обученности школьников с учетом их личностных особенностей.Важным элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к более слабым и сильным по успеваемости учащимся.
Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы.docx
Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) Организация индивидуальной работы с учащимися – необходимое условие качественного образования. Учителю на уроке приходится решать задачу одновременного обеспечения успешности каждого учащегося: и слабоуспевающего, и с ярко выраженными способностями. Эта проблема актуальна и в связи с необходимостью подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку.Решение этой проблемы я вижу в использовании разноуровнего и индивидуального подходов к обучению русскому языку, ориентированных на степень обученности школьников с учетом их личностных особенностей. А это, согласитесь, невозможно без организации индивидуальной работы с учащимися, которая может быть проведена по следующим направлениям: 1. Занятия по индивидуальной программе; 2. Организация учебно-познавательной деятельности на уроке; 3. Во внеурочной деятельности. Каким образом нужно построить урок, чтобы появилась возможность работать со всем классом и одновременно с каждым учащимся? С этой целью при организации учебного процесса по каждой теме курса стараюсь придерживаться определенной последовательности проведения уроков, которая сложилась в процессе работы в школе: *Урок изучения нового материала. *Урок осмысления теоретических знаний. * Урок решения типовых заданий. *Практикумы. Самостоятельная работа обучающего характера. *Первичный контроль знаний. *Обобщение систематизация знаний. Коррекция знаний. * Урок-консультация. *Урок контроля знаний. * Анализ результатов. Коррекция знаний. Индивидуальный подход к учащимся осуществляется более успешно, если на уроках широко практикуется самостоятельная учебная работа, которую я стараюсь проводить при закреплении знаний. Самостоятельное выполнение заданий позволяет видеть те трудности, с которыми сталкиваются отдельные учащиеся, и своевременно оказывать им необходимую помощь в учебной работе. Что же касается более сильных школьников, то им обычно даются несколько усложненные или дополнительные задания, отвечающие более высокому уровню их подготовки и стимулирующие развитие их способностей. Такой же характер имеет индивидуальная работа с учащимися, когда организуются занятия с учебником, а также практические занятия по осмыслению нового материала и его закреплению. Важным элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к более слабым и сильным по успеваемости учащимся. Общее требование чуткого и заботливого отношения к улучшению успеваемости по- разному осуществляется применительно к различным категориям учащихся. Если слабый ученик проявляет леность и недостаточную усидчивость в учении, то надо тактично усилить контроль за его работой и соответствующим образом ориентировать его родителей. Ученик с недостаточным развитием и пробелами в знаниях нуждается не столько в контроле, сколько в оказании действенной индивидуальной помощи в учебе со стороны учителя. Школьникам же, которые учатся успешно, нужно давать больше материала для размышлений, рекомендовать для самостоятельного изучения дополнительную литературу с тем, чтобы и их учение проходило на высоком уровне трудности и развивались их способности. Индивидуальная работа с учащимися на уроке осуществляется в процессе проверки и оценки знаний. Она выражается прежде всего в том, что слабоуспевающие школьники подвергаются более частой проверке усвоения изучаемого материала. Это делается с целью побуждения их к регулярным занятиям и повышения упорства в учебной работе. Некоторая дифференциация требуется также в самом характере проверки знаний и степени ее трудности. Более сильным ученикам, как правило, ставятся более сложные вопросы, проверка их знаний чаще всего проводится по более трудному материалу. Для менее успевающих школьников ставятся вопросы попроще, а учитель чаще прибегает к наводящим и уточняющим вопросам. Все это, конечно, учитывается при выставлении оценок. Очень важной, хотя и весьма сложной, является проблема индивидуализации воспитательной работы с учащимися в процессе урочных занятий.Так,например, учащихся, проявляющих индивидуалистические наклонности, чаще вовлекаю в коллективные формы работы, даю им задания по оказанию помощи в учебе своим товарищам. Не меньшее значение имеет индивидуальная воспитательная работа по формированию здоровых мотивов учения у тех учащихся, которые не проявляют старания в овладении знаниями. Только умелое сочетание коллективной (фронтальной) и индивидуальной работы с учащимися на уроке обеспечивает надлежащую педагогическую действенность учебно- воспитательного процесса. Самой эффективной формой подготовки к ГИА, ЕГЭ по русскому языку считаю индивидуальную работу с учащими,где отмечаю все правила, которые повторяли, фиксирую ошибки, которые допустил школьник, словом, записываю все «удачи и поражения» ученика. Поэтому индивидуальные задания разрабатываю для всех учащихся без исключения, учитывая их индивидуальные способности. Перед тем, как начинать готовиться к прохождению итоговой аттестации, учащимся можно предложить диагностический тест на выявление уровня знаний, затем разработать индивидуальный образовательные задания. Таким образом,индивидуальная работа даёт положительные результаты: * уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы; * решается проблема неуспеваемости, потому что каждый ребенок учится так, как может, в классе улучшается психологический климат; *становится реальностью усвоение каждым образовательного минимума. Выступление на районном МО учителей русского языка и литературы на тему «Индивидуальная работа с учащимися как одно из условий успешного обеспечения качественного образования» подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с. Чёрный Яр» Торопова Ирина Александровна Чёрный Яр 24 марта 2016 год Система внеклассного чтения в средней школе В современной школе, к сожалению, слабо поставлена работа по внеклассному чтению (по личным наблюдениям). Возможно, это связано с тем, что большое внимание уделяется подготовке к ГИА и ЕГЭ. Но низкие оценки за экзамен обычно получают ученики, у которых неосознанное чтение с низким темпом (к сожалению, такие дети есть и в девятом классе). Одно из условий успешной сдачи экзаменов в новой форме – осознанное чтение. В данное понятие мы вкладываем умение понимать и пересказывать любые тексты, отвечать на вопросы по содержанию, понимать подтекст. У современных учащихся нет мотивации к чтению и индивидуального читательского опыта. Дети не знают, что им читать, где брать книги, как их выбирать. Они привыкли, что читать нужно только то, что задают на уроках литературы или (в лучшем случае) что купят родители. Одним из условий улучшения техники чтения является увеличение объёма чтения, формирование читательского интереса учеников. Для этого нужна систематическая работа учителя в сотрудничестве с учениками. В работе по внеклассному чтению детям нужно предоставлять больше творческой свободы, чем на уроках литературы. ЦЕЛЬ уроков внеклассного чтения: 1.Приучить учеников к систематическому самостоятельному чтению. 2.Стимулирование читательского интереса. 3.Создание самостоятельного читательского опыта. ЗАДАЧИ: •Образовательная: научить самостоятельному и осознанному(!) чтению. •Развивающая: развитие интеллекта, совершенствование навыка чтения, развитие познавательных процессов, творческих способностей, навыков устной речи. •Воспитательная: расширение кругозора, воспитание думающего и размышляющего читателя, нравственное и эстетическое воспитание. Теперь нужно разобрать определение «система внеклассного чтения». В нашем понимании это не 1-2 урока в течение года, а ежемесячная (еженедельная - в зависимости от уровня подготовки класса) работа со второго класса, а с четвёртого класса необходимо сотрудничество учителя начальных классов и учителя средней школы, у которого будут учиться дети, для разработки списка чтения на лето. Без преемственности система развалится. Для каждого класса (5-11) составлен вариативный список внеклассного чтения. Это значит, что не нужно строго придерживаться порядка и количества рекомендуемой литературы. В зависимости от уровня подготовленности класса можно заменять книги или пропускать их (естественно, не во всех классах нужно читать «Моби Дика» или «Записки Пиквикского клуба»). ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ При выборе литературы для внеклассного чтения нужно помнить о следующих условиях: 1.В 2-6 классах нужно подбирать интересную ДЕТЯМ литературу и проводить по ней игровые уроки. 2.При изучении литературы применять историко - литературный аспект (там, где возможно). 3.Интегрировать уроки русского языка и внеклассного чтения. Особенно удачен с этой точки зрения учебник Г.Г. Граник (большое спасибо авторам за рекомендованную в упражнениях литературу, которую дети читают с огромным удовольствием). 4.В 7-11 классах применять проблемно-поисковый метод. 5.Начиная с 9 класса постепенно уменьшать список внеклассного чтения. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В начале учебного года ученикам предоставляется список внеклассного чтения на текущий учебный год. В классе проходит обсуждение, кто именно из учеников будет проводить урок по каждому произведению из списка (если возникают трудности, группы назначает учитель). В каждой группе должны быть сильные и слабые ученики. Первое занятие проводит группа сильных учеников с целью дать больше времени для подготовки группам со слабыми учениками. К каждому уроку ВСЕ учащиеся (2-7 классы) готовят иллюстрации к прочитанным книгам, составляют тесты и кроссворды, которые используются на уроках. Учителем совместно с группой учеников составляется конспект урока (сильным ученикам можно доверить в 5-11 классах и самостоятельную подготовку). Из опыта проведённых уроков можно сделать вывод о том, что чем больше детям предоставлено свободы при подготовке к уроку, тем интереснее проходят уроки. Это объясняется тем, что дети очень ответственно относятся к таким заданиям, особенно в младшем школьном возрасте, когда у них ещё сохраняется ведущая деятельность игра. Одна из главных задач таких занятий – развитие устной речи, творческих способностей, навыка публичных выступлений. Когда ребёнок оказывается в роли ведущего урока, он становится намного собраннее, больше внимания уделяет правильно построенному устному ответу. Естественно, чем старше становятся дети, тем меньше становится игровых занятий и тем больше становится уроков, направленных на морально- этическое и эстетическое воспитание, большую часть которых проводит учитель. Уроки проводятся на классных часах, консультациях, спецкурсах, резервных часах - не жалейте времени на внеклассное чтение. Также практикуется проведение викторин учениками средней школы для начальной школы. И в качестве пожелания. Не надо забывать про советскую литературу. ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС 1.Д. Даррелл «Говорящий свёрток», «Моя семья и другие звери» 2.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» 3.В. Драгунский «Денискины рассказы» 4.В. Коржиков «Мореплавание Солнышкина» 5.В. Медведев «Баранкин, будь человеком» 6.Е. Велтистов «Приключения Электроника» 7.Л. Лагин «Старик Хоттабыч» 8.В. Губарев «Королевство кривых зеркал» 9.П. Треверс «Мери Поппинс» 10.М. Твен «Приключения Тома Сойера» 11.А. Гайдар «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика» 12.Н. Носов «Приключения Толи Клюквина», «Незнайка»(все книги) 13.Д. Мамин-Сибиряк «Рассказы» 14.К.М. Станюкович «Максимка», «Побег» и др.рассказы 15.А.П. Чехов «Каштанка», «Белолобый», «Мальчики», «Беглец» 16.А.И. Свирский «Рыжик» 17.М. Прилежаева «Семиклассницы» 6 КЛАСС 1.Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо» 2.А. Гайдар «Школа», «Клятва Тимура» 3.Дж.Свифт «Гулливер» 4.Д. Даррелл «Зоопарк в багажнике» 5.В. Крапивин «Оруженосец Кашка», «Мушкетёр и фея» 6.В. Осеева «Динка» 7.Р. Фраерман «Повесть о первой любви» 8.А. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 9.Л. Толстой «Детство», «Кавказский пленник » 10.Ф. Достоевский «Мальчики» («Братья Карамазовы» т.2 ч.4 кн.10), «Мальчик у Христа на ёлке» 11.Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» 12.А.Н. Толстой «Детство Никиты» 13.Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик» 14.Н.С. Лесков «Зверь» 15.В. Гюго «Козетта» 16.Ф. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» 17.Л. Андреев «Кусака», « Петька на даче», «Ангелочек», «Гостинец» 18.А. Куприн «Белый пудель», «Тапёр», «В недрах земли», «Чудесный доктор» 19.А.С. Пушкин «Дубровский» 7 КЛАСС 1.Ч. Диккенс «Рождественские истории», «Приключения Оливера Твиста» 2.А. Конан-Дойль «Шерлок Холмс»(рассказы, «Собака Баскервилей»), «Затерянный мир» 3.Л. Кассиль «Будьте готовы, Ваше высочество!» 4.В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» 5.Дж. Лондон «Белый клык», «На берегах Сакраменто» 6.А. Беляев «Голова профессора Доуля», «Человек-амфибия» 7.Кир Булычёв 2 книги на выбор ученика 8.Л. Буссенар «Капитан Сорви-голова» 9.М. Твен «Принц и нищий» 10.А. Линдгрен «Расмус-бродяга» 11.Ж. Верн «Таинственный остров», «15-летний капитан» 8 КЛАСС 1.Ч. Диккенс «Большие надежды» 2.В. Гюго «Отверженные» 3.А. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел» 4.В. Каверин «Два капитана» 5.А. Дюма «Три мушкетёра» 6.В. Крапивин 2 книги по выбору учащихся 7.А. Фадеев «Молодая гвардия» 8.В. Скотт «Айвенго» 9.М. Рид «Всадник без головы» 10.Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «За 80 дней вокруг света», «80 лье под водой» 11.Л. Кассиль «Чаша гладиатора», «Ход белой королевы» 12.А. Грин «Алые паруса», «Зелёная лампа», «Золотая цепь» 13.К. Федин «Необыкновенное лето» 14.Р. Стивенсон «Остров сокровищ» 9 КЛАСС 1.А. Рыбаков «Приключения Кроша» (все книги) 2.А. Дюма «Граф Монте-Кристо» 3.Ф. Достоевский «Бедные люди» 4.В. Железняков «Чучело», «Чучело-2, или игра мотыльков» 5.А. Беляев «Старая крепость» 6.А. Кронин «Замок Броуди» 7.У. Коллинз «Лунный камень» 8.Г. Троепольский «Белый Бим чёрное ухо » 9.В. Обручев «Земля Санникова» 10.Г. Мельвин «Моби Дик» (по желанию). 11.Ч. Диккенс «Записки Пиквикского клуба 10-11 КЛАСС 1.Э.М. Ремарк «Искра жизни», «Три товарища» 2.Л. Улицкая «Рассказы» 3.Д. Селинджер «Над пропастью во ржи» 4.Г. Щербакова «Вам и не снилось» 5.П. Санаев «Похороните меня за плинтусом» Уточняю ещё раз, что список вариативный. ПЛАН УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А. ДЮМА «ТРИ МУШКЕТЁРА» ЭТАП УРОКА СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА (КРАТКОЕ) Организационный момент Ученики делятся на три группы по спискам, которые составили ведущие Знакомство с биографией А.Дюма и прототипами главных героев Мультимедийная презентация, приготовленная ведущими + устные комментарии «Шарики» По одному человеку из команды получают по два воздушных шарика с заданиями «Имена» Вычеркнуть имена героев, которых нет в романе Конкурс кроссвордов Каждой группе ведущие выдают кроссворды Театральный конкурс Изображение сцен из романа по группам «Самый умный» Ответы на вопросы по темам: «Любовные интриги», «Дуэли», «Спасения», «Кот в мешке». ТЕСТ 1.События в романе происходят во времена правления: – Карла 9; – Генриха 4; – Франциска 1; – Людовика 13. 2.Королева Анна Австрийская, жена короля Франции, по национальности была: – испанкой; – англичанкой; – француженкой; – немкой. 3.События в книге начинаются: – в первый понедельник апреля 1625 года; – в первый понедельник апреля 1635 года; – в первое воскресенье 1625 года; – в первый понедельник 1623 года. 4.Что посоветовал приобрести Портос главному герою, когда он получил деньги о короля? – слугу; – коня; – сменить одежду; – шпагу. 5.Сколько подвесок приказал кардинал срезать Миледи у герцога Бэкингема? – 1; – 3; – 2; – 4. 6.Как звали слугу Арамиса? – Базен; – Планше; – Гримо; – Мушкетон. 7.В какую сумму английский ювелир оценил срезанные подвески? – 1,5 тыс. пистолей каждая; – 2 тыс. пистолей за все; – 2 тыс. пистолей каждая; – 1,5 тыс. пистолей все.

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2018