Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы
Оценка 4.8

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
16.03.2018
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Большой проблемой для учителя литературы на современном этапе обучения является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученикам на уроках скучно: однообразные уроки, домашние задания, которые совершенно не хочется выполнять. Пресытившаяся фраза: «Надо читать!» Всё это вызывает негативное отношение у ребёнка к процессу обучения. Как же повысить мотивацию ученика к изучаемому предмету?Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания учащихся в интересной для них форме. Это позволяет детям активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.
Проектная деятельность.docx
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой Большой проблемой для учителя литературы на современном этапе обучения является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученикам на уроках скучно: однообразные уроки, домашние задания, которые совершенно не хочется выполнять. Пресытившаяся фраза: «Надо читать!» Всё это вызывает негативное отношение у ребёнка к процессу обучения. Как же повысить мотивацию ученика к изучаемому предмету? Продуктивный путь решения данной проблемы, на мой взгляд,– это проектная деятельность. Метод можно использовать в любом классе. Хочется отметить, что проектная деятельность оправдывает себя: все ученики, даже «слабые», с удовольствием и интересом выполняют задания. В подготовке проектов могут принимать участие и родители, что, по моему мнению, является очень хорошим воспитательным моментом. Раскрепостить ребенка – задача важная и нелегкая. Мы часто замечаем зажатость, скованность детей, которая с возрастом усиливается. А ведь это особенности наших школьников, особенности, которые находят выражение прежде всего во внешних проявлениях (неподвижные, напряженные лица, «деревянные» губы, невнятная речь, неловкие движения), влекут за собой неспособность ребенка свободно мыслить, чувствовать, а значит – познавать, радуясь. Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие. Современные требования к обучению ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное участие в уроке, а формирование умения работать самостоятельно, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. "Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности". Поэтому проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создаётся автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта. Осуществление плана работы над проектом , как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы её решения. Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создаётся проектный продукт,который на решение которого и был направлен данный проект. Виды учебных проектов по литературе В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов. По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Практико-ориентированный проект по литературе нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Проект заранее определен и может быть использован в жизни класса и школы. Так, например, результатом разработки темы «Так говорили былинные герои» может быть подборка материалов или составление словаря . Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Исследовательский проект по литературе включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. Проекты по литературе классифицируются и по продолжительности. Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках развития речи. Краткосрочные проекты по литературе занимают 4 – 6 уроков. Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя, на их выполнение требуется 30 – 40 учебных часов. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъёмки). Годичные проекты по литературе могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Это серьёзное исследование, защита которого чаще всего проводится на научно-практических конференциях. Надо заметить, что возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида проекта. Так, учащиеся 5 - 6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам. 7 – 8–классники любят работать над практико-ориентированными проектами, их уже значительный школьный опыт гарантирует успех в такой работе. Старшие подростки, учащиеся 9-х и 10-х классов, успешно справляются с исследовательскими проектами, у них хорошо развито теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской работе. Ну и практически все учащиеся 5 – 10 классов охотно выполняют творческие проекты. Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания учащихся в интересной для них форме. Это позволяет детям активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебнойработы.

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018