Организационно – содержательная модель деятельности педагога – психолога.
Оценка 4.9

Организационно – содержательная модель деятельности педагога – психолога.

Оценка 4.9
Документация
docx
психологическая работа +1
Детсад
14.10.2018
Организационно – содержательная модель деятельности педагога – психолога.
Работа психолога в ДОУ выстраивается как определенная система действий, направленных на решение поставленных задач с помощью целенаправленно выбранных средств. Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса- педагоги и родители.
модель работы.docx
Организационно – содержательная модель деятельности педагога – психолога  МБДОУ «Детский сад № 9» Сатановой Марии Владимировны            В МБДОУ «Детский сад №19» 225 детей: 11 групп, из них 2 группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Деятельностью психолога в  ДОУ  охвачен  не  весь  контингент   детей. Основная  работа направлена  на детей: I младших групп в период адаптации к ДОУ II младших групп по раннему выявлению отклонений в развитии    подготовительных групп по подготовке к школе      группы компенсирующей направленности ЗПР     С   остальными   возрастными   группами   ведется   просветительско­ профилактическая работа, а также диагностика и консультации с родителями по запросу.           Работа   психолога   в   ДОУ   выстраивается   как   определенная   система действий,   направленных   на   решение   поставленных   задач   с   помощью целенаправленно   выбранных   средств.   Деятельность   психолога   ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются   и   другие   участники   воспитательного   процесса   –   педагоги   и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные   рекомендации   по   работе   с   ребенком   и   оказывает поддержку.      Работать с ситуацией – не всегда означает работу с ребенком. Все зависит от причин возникновения проблемы. Во многих случаях важнее работать с окружением   ребенка,   его   социальной   ситуацией   развития.   Проблемы,   не входящие   в   профессиональную   компетенцию   психолога,   решаются посредством   переадресации   запроса   на   работу   с   ребенком   и   его   семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)        Цель   работы  психолога   в   ДОУ   –   сохранение   и   укрепление   психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.       Задачи:  Выявление   и   определение   причин   нарушений   эмоционально   ­ личностного   и   познавательного   развития   детей   посредством диагностического обследования;  Преодоление нарушений в развитии ребенка  Разработка  и  реализация  индивидуальных   коррекционно –  развивающих программ  Психологическое   сопровождение   детей   в   период   адаптации   к   ДОУ  и попавших в трудные жизненные ситуации;  Психологическое   сопровождение   детей   подготовительных   групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития  Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;  Оказание консультативной помощи родителям и педагогам  Повышение   психолого   –   педагогической   культуры   и   компетенции взрослых     Деятельность   психолога   ДОУ   направлена   на   всех   участников       воспитательно ­ образовательного процесса: 1. Оказание психологической помощи детям:  Психологическая диагностика    Коррекционно – развивающая работа  Психологическое сопровождение ребенка 2. Сотрудничество   с   родителями  в   решении   психологических   проблем детей:  Консультирование по проблемам развития  Информирование   по   итогам   психологической   диагностики   и коррекционно – развивающей работы  Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей 3. Сотрудничество   с   педагогами  и   другими   специалистами   в   решении психологических проблем воспитанников:  Консультирование   и   информирование   педагогов   по психологическим вопросам воспитания;  Психологическое просвещение  Взаимодействие с другими специалистами 4. Консультирование   администрации  по   результатам   анализа   данных психологического скрининга Спектр психологических проблем, с которыми работает психолог:  Выраженные   трудности   у   ребенка   в   интеллектуальной,   эмоционально   ­ регуляторной или коммуникативной деятельности, которые препятствуют его гармоничному развитию.  Противоречия   между   требуемым   от   ребенка   и   его   возможностями: противоречия   между   возрастными   потребностями   и   возможностями ребенка,   возрастные   кризисы   3   и   7   лет,   несоответствие   родительских требований возрастным психофизиологическим возможностям ребенка.  Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана  Сложности   адаптации   или   взаимодействия   ребенка   с   окружающими людьми     Деятельность   психолога   ДОУ   осуществляется   в   следующих       направлениях:  Психологическая диагностика  Коррекционно – развивающая работа  Психологическое просвещение и профилактика  Консультирование   Организационно – методическая работа      Психологическая диагностика в работе психолога.           Психологическая   диагностика   проводится,   прежде   всего,   с   целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения.            Психодиагностика   в   учреждении   осуществляется   по   следующим направлениям:  Познавательная сфера  Эмоционально – волевая сфера  Коммуникативная сфера       Психологическое обследование детей в возрасте 3 – 4 лет (2­я младшая группа)   проводится   с   целью   раннего   выявления   отклонений   в   развитии   и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям.        В группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старшая и подготовительная) посредством диагностики выявляется актуальный уровень развития   детей,   а   также   определяются   направления   коррекционно   – развивающей работы.       Диагностика в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает   выявить   детей,   недостаточно   готовых   к   школе,   и   организовать развивающие   мероприятия.   В   конце   учебного   года   проводится   скрининг   – обследование   (проверка)   готовности   детей   к   обучению   в   школе   с   целью прогнозирования   школьных   трудностей.   Результаты   итоговой   диагностики отражаются в школьных картах детей.          Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности. Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов.         Данная   деятельность   включает   наблюдение,   групповой   скрининг   и   индивидуальную   углубленную   диагностику.   составившие   по результатам   скрининга   «проблемную»   группу,   проходят   углубленную   Дети, диагностику,   позволяющую   определить   причины   возникших   трудностей   и определить стратегию оказания помощи.            Коррекционно – развивающая работа.      Адресатом психологической помощи является ребенок. Психологическая помощь   организуется   по   запросу   (и   его   обоснованности)   педагогов   и родителей   или   на   основании   результатов   психологической   диагностики   и рекомендаций   ПМПК.   Коррекционно   –   развивающая   работа   проводится   в форме   индивидуальных   или   подгрупповых   занятий   (или   занятий   в   малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы. Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий   зависит   от   объема   коррекционно   –   развивающей   программы. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.      Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:  Игровая терапия  Арт­терапия  Куклотерапия  Песочная терапия  Психогимнастика  Элементы нейропсихологической коррекции  Релаксационные упражнения  Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности  Упражнения для развития познавательных процессов        В работе используются коррекционно – развивающие программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам коррекции.             Консультативная помощь.         Консультативная   помощь   оказывается   родителям   и   педагогам   в   индивидуальной   форме.   Консультации   организуются   в   ДОУ   следующими способами:  по   приглашению   (по   итогам   диагностики)   с   предварительным согласованием   удобного   для   родителей   времени   с   целью   осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,  по   самостоятельному   обращению   родителей   и   педагогов   по   проблемам воспитания и развития детей, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния  активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ.           Итогом   психологического   консультирования   становятся   варианты прогнозов   развития   и   рекомендации,   изложенные   в   понятной   для   клиента форме   с   описанием   практических   и   коммуникативных   действий,   которые направлены   на   решение   проблемы   или   снижение   ее   интенсивности. Рекомендации оформляются памяткой для родителей.      Психологическое просвещение и профилактика      Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении   личности,   а   также   повышение   психологической   культуры педагогов и родителей. С этой целью подбирается актуальная и необходимая стендовая   информация,   организовываются   тематические   встречи   с родителями   и   выступления   на   родительских   собраниях,   разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности           Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:  стендовая   информация   об   индивидуальных   различиях   и   возрастных особенностях   детей,   о   влиянии   семейного   воспитания   и   его   типах,   о возрастных кризисах и т.д.  памятки   для   родителей   о   возрастных   особенностях   детей   и   другой тематики  беседы и лекции с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов в работе с детьми и родителями  сотрудничество   в   подборе   доступных   игр   по   развитию   психических процессов и коррекции поведения детей.  выступления на родительских собраниях  Организационно – методическая работа  Оформление   и   заполнение   рабочей   документации.   Анализ   и   обработка результатов   диагностических   обследований,   написание   заключений   (в течение учебного года)  Составление и написание индивидуально – ориентированных развивающих или коррекционных программ  Подготовка   протоколов   и   бланков   диагностического   обследования, стимульного   и   демонстрационного   материала   к   коррекционно   – развивающим занятиям (в течение учебного года)  Оформление   информации   для   стендов,   памяток   и   буклетов   для родителей,   к   семинарам,   родительским   собраниям,   педсоветам, консультациям (в течении учебного года)  Посещение городских методических объединений (2­я и 4­я среда каждого месяца)  Повышение уровня самообразования и квалификации, посещение курсов, семинаров и т.п., консультации с руководителями ГМО и супервизорами  Написание статистического и аналитического годового отчетов. Итоги работы за год отражаются в статистическом и аналитическом отчете за   учебный   год.   В   аналитическом   отчете   также   намечаются   перспективы работы на будущий год  Циклограмма деятельности психолога в ДОУ     вид деят­ти месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь диагностика адаптация I мл.гр.1,2 подг.гр.1,2, ЗПР подг.гр.1,2, ЗПР коррекционо­ развивающая работа адаптация I мл.гр.1,2 адаптация I мл.гр.1,2 подг.гр.1,2, ЗПР консультации просвещение адаптация I мл.гр. адаптация I мл.гр. подг.гр.1,2, ЗПР адаптация I мл.гр.1,2 подг.гр.1,2 подг.гр.1,2, подг.гр.1,2, подг.гр. ЗПР ЗПР ЗПР подг.гр.1,2, инд. по запросам стар.гр.1,2 Февраль стар.гр.ЗПР Март  Апрель Май  млад.гр.1,2 подг.гр.1,2, ЗПР ЗПР подг.гр.ЗПР стар.гр.ЗПР стар.гр.ЗПР стар.гр.ЗПР стар.гр.ЗПР стар.гр.ЗПР стар.гр.ЗПР млад.гр.1,2 млад.гр. 1,2 подг.гр. 1,2, ЗПР млад.гр.1,2 сред.гр.1,2 подг.гр. 1,2, ЗПР      Список диагностических методик, используемых в работе: 1. «Диагностическое   обследование   детей   раннего   и   младшего дошкольного возраста» под ред. Н.В. Серебряковой 2. Велиева С.В. «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста» 3. Венгер   Л.А.   «Психолог   в   дошкольном   учреждении.   Методические рекомендации к практической деятельности 4. Веракса  А.Н. «Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5 – 7 лет» 5. Левченко   И.Ю.,   Киселева   Н.А.   «Психологическое   изучение   детей   с нарушениями развития» 6. Марцинковская   Т.Д.   «Диагностика   психического   развития   детей. Пособие по практической психологии» 7. Осипова А.А., Малашинская Л.И. «Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5 – 9 лет» 8. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.  «Экспресс – диагностика в детском саду. Комплект   материалов   для   психологов   детских   дошкольных учреждений».  9. Семаго   Н.Я.,   Семаго   М.М.     «Диагностический   комплект   психолога (методическое руководство). Диагностический альбом. Дошкольный и младший школьный возраст».       Список психокоррекционных программ: 1. Журбина О.А. «Дети с задержкой психического развития: подготовка к 2. школе», 2007  Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» М – 2009 3. Лебеденко   Е.Н.   «Развитие   самосознания   и   индивидуальности»,   М   – 2007 4. Мамайчук   И.И.   «Психокоррекционные   технологии   для   детей   с проблемами в развитии». СПб – 2010 5. Наревская И.Н., Сабирова Н.Г. «Профилактика нарушений в поведении дошкольника», М ­ 10 6. Осипова А.А., Малашинская Л.И. «Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5 – 9 лет», М – 2001 7. Панфилова М.А. «Игротерапия общения», М – 2002 8. Петрусинский   В.В.,   Е.Г.   Розанова   «Психотехнические   игры   и упражнения. Техники игровой психокоррекции», М ­ 2010 9. Рябцева   С.В.,   Спиридонова   И.В.   «Формирование   психологической готовности   к   школе.   Тренинговые   занятия   для   детей   старшего дошкольного возраста», М ­ 2011 10.Семаго   Н.Я.   «Методика   формирования   пространственных представлений у детей дошкольного возраста». М – 2007 11.Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» 12.Ткач Р.М. «Сказкотерапия детских проблем», СПб ­ 2010 13.Хухлаева   О.В.   «Коррекция   нарушений   психологического   здоровья дошкольников» М – 2003 14.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Петрушина И.М. «Тропинка к своему я. Дошкольники». М – 2007 15.Шарохина   В.Л.   «Коррекционно   –   развивающие   занятия   в   младшей группе», М – 2007 16.Шарохина   В.Л.   «Коррекционно   –   развивающие   занятия   в   средней группе», М ­ 2005 17.  Шарохина   В.Л.   «Коррекционно   –   развивающие   занятия   в   старшей группе», М – 2005 18.Шарохина В.Л. «Психологическая подготовка детей к школе», М ­ 2009

Организационно – содержательная модель деятельности педагога – психолога.

Организационно – содержательная модель деятельности педагога – психолога.

Организационно – содержательная модель деятельности педагога – психолога.

Организационно – содержательная модель деятельности педагога – психолога.

Организационно – содержательная модель деятельности педагога – психолога.

Организационно – содержательная модель деятельности педагога – психолога.

Организационно – содержательная модель деятельности педагога – психолога.

Организационно – содержательная модель деятельности педагога – психолога.

Организационно – содержательная модель деятельности педагога – психолога.

Организационно – содержательная модель деятельности педагога – психолога.

Организационно – содержательная модель деятельности педагога – психолога.

Организационно – содержательная модель деятельности педагога – психолога.

Организационно – содержательная модель деятельности педагога – психолога.

Организационно – содержательная модель деятельности педагога – психолога.

Организационно – содержательная модель деятельности педагога – психолога.

Организационно – содержательная модель деятельности педагога – психолога.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2018