Организация детского исследования в начальной школе.
Из опыта работы учителя начальных классов МАОУ «СОШ 91» г.Перми
Аликиной н.Н.
В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе перед каждым учителем очень чѐтко обозначен вопрос: «Как научить младшего школьника учиться!» Отличительной особенностью ФГОС является его деятельностный характер , ставящий главной целью развитие личности учащегося. Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает включение обучающихся в собственную деятельность, «открытие» учеником нового знания. Существует множество технологий реализующих системно - деятельностный подход.
Одной из приоритетных является технология проблемно-исследовательского метода. Данная технология является универсальной, так как она может быть применима как во внеурочной деятельности, так и на уроке. Применение проблемно-исследовательского метода на уроках позволяет поставить ребѐнка в активную позицию исследователя, познающего мир. Дети дошкольного возраста очень наблюдательны и любознательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения. Задача учителя – поддержать и развить детскую любознательность, помочь сделать первые шаги в науку. Дети - прирождѐнные исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования. Как же организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений. Что будет первым шагом для учителя?
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок , дополнительное образование , защиту проектов и рефератов , поисково- творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
1) мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий: конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;
2) умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
3) умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
4) специальных исследовательских умений и навыков.
Рассмотрим последовательность работы.
I класс
1. Учим разделять целое на элементарные составные части в несложных практических действиях, в логических играх (типа «Разрежь картинку»). Выделять на слух основные компоненты ритмически организованного текста. Разделять целостное изображение на элементы. Коротко пересказывать основные этапы действия сказки, детского рассказа.
Учим выделять предмет мысли, отвечая на вопрос о ком, о чем говорится в несложном рассказе (сказке). Выделять смысловой центр картинки, основные действующие лица.
2. Учим соотносить два предмета, два живых организма, картинки по форме, величине, целевому назначению. Соотносить кружочки, счетные палочки, слоги и слова; короткие песенки, поступки персонажей сказок. Приводить сравнение на однотипном материале, преимущественно по внешним признакам в одном направлении (отличие или сходство), завершая эмоциональной оценкой детей.
3. Сравнивая и классифицируя картинки, знакомые предметы, учебные принадлежности, делать вывод о принадлежности к общему родовому понятию. То же самое – с изображениями на картинках, аппликациях. Учиться делать элементарный вывод из сравнения двух несложных объектов, несложных практических действий. Отвечать на ряд вопросов по общей теме.
4. Накапливать опыт определения и объяснения понятий через практический показ определяемого предмета, указание, описание. Выделять внешние признаки знакомых предметов, явлений. Для облегчения понимания определений используем наглядность.
5. Расшифровывать родовое понятие («Какие предметы у вас на столе?», «Какие учебные принадлежности?»). Уметь привести примеры, понимать картинный план, отражающий объекты и их порядок.
6. Отвечать на вопросы типа «Почему?» на учебных занятиях, в играх, практических действиях, на экскурсиях, накапливая опыт доказательства. Использовать средства наглядности как образную опору.
Под руководством педагога учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе поступков действующих лиц сказок, рассказов. Высказывать простое предположение, отвечая на вопросы типа «А как вы думаете?», «Как это можно сделать?» и др. Намечать последовательность действий, проверять результат разрешения простейших противоречий по образцам.
II.
1. Внимательно слушать чтение учителем или товарищем художественных, научно-популярных текстов (соответствующих требованиям программы). Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей. Уметь слушать, а затем пересказывать содержание и давать простейшую оценку.
2. Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить произведения, названия учебных текстов в оглавлении и на определенной странице книги; пользоваться заданиями и вопросами к тексту, упражнению, задаче, работать по образцам.
3. Ориентироваться в порядке расстановки книг в библиотеке, находить нужную книгу, пользуясь открытым доступом к книгам, рекомендательными списками или картотекой, тематическим каталогом.
III.
1. Уметь отвечать на отдельные вопросы и вопросы, объединенные темой, уметь самостоятельно формулировать вопрос к картинке, предложению, слову; вести простейший диалог на основе картинки, подробно, выразительно пересказывать содержание учебного текста, сказки, басни, рассказа; передавать содержание иллюстрации к произведению; нарисовать словами картинку
к части текста; связно передать содержание фрагмента детской радио- и телепередачи; пересказать условие и ход решения задачи.
2. Осваивать основные виды письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение текста, сочинение рассказа, стихотворения. Правильно списывать текст с доски и учебника (с постепенным ускорением связного, ритмичного письма); писать под диктовку текст под руководством учителя, писать по вопросам небольшое изложение, составить и записать 2–3 предложения на заданную тему на основе просмотренного диафильма или картинок, правильно оформлять тетради и письменные работы.
II класс
1. Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Учить выделению существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Различать основные действующие лица сказки, рассказа, видеть последовательность действий в диа-, теле-, мультфильме для второклассников. Учиться разделять условие задачи на известное и неизвестное. Выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чем) говорится? Что говорится об этом? Различать смысловой центр картинки, основные действующие лица сказки, рассказа из диа-, теле-, мультфильма. Выделять основное в несложном практическом задании.
2. Сопоставлять на однотипном материале два предмета, два живых организма, картинки по количеству, форме, величине, цвету, целевому назначению. Сопоставлять отрывки, слова, слоги, числа, геометрические фигуры, поступки, мотивы действия героев сказок. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе находить сходство или отличие. Производить одновременное сравнение на основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность, завершать эмоциональной и простейшей логической оценкой.
3. На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умения элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, учебные принадлежности, изображения, подводить их под общее родовое понятие. Осваивать картинный план, отражающий объекты обобщения и обобщающее понятие, знакомиться с обобщением в стихотворной форме. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом. Придумывать заголовки, составлять картинный план, проводить практическую систематизацию.
4. Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх. 5. Уметь расшифровать данное родовое понятие, привести 2–3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок. Осваивать картинный план, отражающий объекты и порядок конкретизации, формулировать вопрос к картинам.
6. Отвечать на вопросы типа «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
7. Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предположение о возможном решении, намечать план действияпод руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знаний.
II.
1. Слушать чтение художественных и научно-популярных текстов, выделяя основные смысловые компоненты, последовательность и причинность событий в несложном рассказе, сказке. Слушать рассказ, объяснение учителя, производя элементарный смысловой анализ. Слушать и оценивать ответ товарища (по содержанию и выразительности речи). Слушать детскую радиопередачу, учиться кратко передавать ее содержание, давать оценку прослушанному.
2. Ориентироваться в структуре учебника, самостоятельно знакомиться с содержанием учебных текстов, разбираться в заданиях, вопросах к текстам, упражнениям, задачам; пользоваться простейшими схемами, таблицами; использовать образцы, данные в учебниках, при выполнении работы и контроле.
3. Соблюдать правила пользования библиотекой: уметь различать основные элементы книги: переплет (обложка), корешок, страницы, иллюстрации, уметь самостоятельно знакомиться с детской книгой, находить фамилию автора, название произведения, по иллюстрациям составить представление о примерном содержании книги, учиться производить несложный ремонт книги.
III.
1. Уметь отвечать на вопросы по тексту; отвечать на отдельные и связные вопросы по теме, уметь формулировать вопросы к тексту, ответу ученика, вести простейший диалог по несложной теме на основе картинки; подробно пересказывать содержание прочитанного и выслушанного текста (рассказа, сказки, басни); пересказывать учебные тексты, содержание и ход решении задачи; рассказывать о своих наблюдениях за природой в связи с чтением, связно (по вопросам учителя) пересказывать содержание фрагмента детской радио- и телепередачи.
2. Владеть основными видами письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение текста по готовому плану, сочинение рассказа. Совершенствовать технику связного, ритмичного, ускоренного письма, правильно списывать текст с доски и учебника, писать под диктовку текст, писать изложение текста по коллективно составленному или готовому плану, составить под руководством учителя и записать небольшой рассказ о детских играх на основе серии картинок, диафильма, детской теле- и радиопередачи, вести записи в «дневнике наблюдений». Регулярное использование заданий на уроках помогает подготовить учащихся к дальнейшей успешной исследовательской деятельности.
При организации работы с учащимися используем материалы следующих авторов: А.И. Савенков «Методика организация игр по исследовательской деятельности с младшими школьниками», «Содержание и организация исследовательского обучения школьников», Л.В. Ляхова «Организация исследовательской деятельности учащихся».
С первых дней занятий в школе знакомлю учащихся с методами исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.
Впоследствии , провожу уроки-тренинги, на которых учу детей собирать всю доступную информацию и обрабатывать еѐ так, как это делают учѐные. Например, предлагаем задание: приготовить сообщение о своѐм любимом животном. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдѐт дело. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок. Способность ребѐнка делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывают родители. Они совместно с детьми подбирают литературу, читают статьи по теме. Затем, перед уроком, собранные сведения мы анализируем и обобщаем, после чего ученики на уроке делают сообщения. После выступления обязательно проводим его обсуждение: удачно ли подобран материал, логично ли выстроен рассказ, особо обращаем внимание на то, прочитан материал по книге или рассказ ведѐтся своими словами. Даѐм слушателям возможность задать вопросы.Вопрос - важное умение в исследовательской деятельности. Именно вопросы помогут в процессе подбора материала при написании исследовательской работы в дальнейшем. Вопросы: уточняющие (верно ли…, надо ли…, должен ли…, правда ли…), восполняющие (Где? Когда? Кто? Почему? Как?..) Самое распространѐнное упражнение: «Задай как можно больше вопросов». На данном этапе учитель выступает в роли консультанта-помощника.Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы , которые применяем на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для этого выполняем следующие упражнения: продолжи неоконченный рассказ; составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали снежинкой, животным в лесу, капелькой росы; определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела); назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолѐта, книги и т. д.). Вслед за выявлением проблемы идѐт поиск еѐ решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу , т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логичных рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена. "Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещѐ древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. В умении выработать гипотезы используем следующие упражнения: «Давайте вместе подумаем: почему летом снег в горах не тает?», «Почему весной появляются почки на деревьях?», «Как птицы узнают дорогу на юг?», «Почему не все птицы улетают осенью?» и т.д. Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.
Гипотезы, предположения позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты.
Эксперимент – это важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты на уроках окружающего мира – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Эксперименты проводим при изучении свойств воды, полезных ископаемых, влияния разных условий на рост и развитие растений и т.д. Также на уроках окружающего мира учу детей давать определения понятиям, обобщать, классифицировать. Ещѐ мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения. Так постепенно к четвѐртому классу ученики приобретают опыт поисково-исследовательской деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.