ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА «МЫ ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» группа общеразвивающей направленности детей 6-7 лет №2

  • doc
  • 22.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект Мы юные журналисты(1).doc

           Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 «Детский сад № 122»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                    

                         Тема «Мы юные журналисты»

 

образовательная область «ПОЗНОВАТЕЛЬНОе развитие»

группа общеразвивающей направленности детей 6-7 лет №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Выполнила:

Кельзина С.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Оренбург

                               Пояснительная записка

 

Если создать предметно-развивающую среду эффективную для

использования возможностей журналистики как формы детской субкультуры

 в педагогическом процессе, то возможно добиться коммуникации и

социализации детей – индивидуализации ребенка в группе сверстников,

осознания своего социального "Я" и формирование готовности к

позитивному принятию роли школьника в будущем. В результате реализации

проекта воспитанники научаться ориентироваться и продуктивно

взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом,

свободно вести диалог со сверстниками и взрослыми.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Дни недели

Вторник

1.10

Среда

2.10

Четверг

3.10

Пятница

4.10

 

1

Коммуникативная деятельность

Беседа: «Что такое журналистика?»

Беседа: «Что мы слышали о журналистике»

Беседа: «Кто такой журналист?», «Редактор», «Фоторепортер»

Беседа: «Журналист-профессия творческая»

 

2

Наблюдения (экскурсии, прогулки, презентации)

 

 

 

 

 

3

Чтение художественной литературы

Знакомство с разными газетами и журналами

 

Познакомить детей с историей создания печатной продукции

 

 

4

Игры  (настольно-печатные и дидактические, сюжетно –ролевые, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные)

Дидактические игры

«Профессии»

Дидактические игры

«Продолжи предложение»

 

«У меня зазвонил телефон», «Приветствие»

речевой этикет

 

5

Художественно-творческая деятельность:

 

 

 

 

 

6

рисование

 

 

 

 

 

аппликация

 

 

 

 

 

лепка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Дни недели

Понедельник

07.10

Вторник

08.10

Среда

09.10

Четверг

10.10

Пятница

11.10

1

Коммуникативная деятельность

Беседа: «Что такое интервью»

Беседа: «Что такое материал для интервью?»

Беседа: «Кто создает репортаж?»

 

Беседа: «Кто такой автор?»

2

Наблюдения (экскурсии, прогулки, презентации)

 

 

 

Просмотр презентации, в которой журналисты берут интервью

 

3

Чтение художественной литературы

Чтение произведений поэтов и писателей, опубликованных в детских журналах

 

 

 

Чтение газет и журналов для взрослых и детей. Сравнение.

4

Игры  (настольно-печатные и дидактические, сюжетно –ролевые, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные)

 

Сюжетно-ролевая игра

«Журналисты»

 

Дидактические игры «Дай описание», «Скажи грамотно»

 

5

Художественно-творческая деятельность:

 

 

 

 

 

6

рисование

 

 

 

 

 

аппликация

 

 

 

 

 

 

лепка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Дни недели

Понедельник

14.10

Вторник

15.10

Среда

16.10

Четверг

17.10

Пятница

18.10

1

Коммуникативная деятельность

Беседа: «Орудия труда журналистов»

 

Беседа: «Кто такой юнкор»? Объекты внимания юнкора.

Беседа: «Профессия телеоператора, диктора»

Беседа: О чём можно узнать по заголовку?

2

Наблюдения (экскурсии, прогулки, презентации)

 

Презентация “Они работают на ТВ”

 

 

Виртуальная экскурсия в редакцию «Оренбуржье»

3

Чтение художественной литературы

 

 

 

Заучивание стихотворений, крылатых выражений

 

4

Игры  (настольно-печатные и дидактические, сюжетно –ролевые, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные)

Дидактическая игра: «О ком я говорю»

 

Творческая игра «Какие предметы делают жизнь журналиста удобной?»

 

 

5

Художественно-творческая деятельность:

 

 

 

 

 

6

рисование

Рисование «Портрет журналиста»

 

 

 

 

аппликация

 

 

 

 

 

 

лепка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Дни недели

Понедельник

21.10

Вторник

22.10

Среда

23.10

Четверг

24.10

Пятница

25.10

1

Коммуникативная деятельность

Беседа: «Кто издает журнал?»

Беседа: “Что

необходимо иметь для выпуска печатного органа?”

Беседа: «Фотокамера и журналистика»

Знакомство с работой фотокамеры

Беседа : «Как правильно собирать материал для репортажа»

 

2

Наблюдения (экскурсии, прогулки, презентации)

 

 

 

 

Экскурсии по саду для сбора информации для дальнейшего написания репортажа

3

Чтение художественной литературы

Рассказывание по картинке «Юные журналисты»

 

 

Выразительное рассказывание стихотворений. Улучшение дикции

 

4

Игры  (настольно-печатные и дидактические, сюжетно –ролевые, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные)

Проведение пальчиковых игр, дыхательной гимнастики по теме проекта

 

Игра в «Глухой телефон»

 

Дидактические игры:  «Скажи наоборот», «Что лишнее»

5

Художественно-творческая деятельность:

 

 

 

 

 

6

рисование

 

 

 

Рисование «Заголовок в журнале»

 

аппликация

 

Изготовление мини стенгазеты «Орудие труда журналистов»

 

 

 

 

лепка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Дни недели

Понедельник

28.10

Вторник

29.10

Среда

30.10

Четверг

31.10

Пятница

01.11

1

Коммуникативная деятельность

Беседа: «Какие бывают виды интервью»

Беседа-обсуждение «Что мы узнали о журналистах?»

Беседа : «Когда я вырасту буду работать…»

 

Беседа: «Придумывание названий рубрик и их содержания»

2

Наблюдения (экскурсии, прогулки, презентации)

Презентация

“Так работает типография”

 

 

 

 

3

Чтение художественной литературы

 

Подготовка к интервью

«Какие вопросы можно задавать?»

 

Знакомство с планом-схемой описательного рассказа на тему «Семья»

 

4

Игры  (настольно-печатные и дидактические, сюжетно –ролевые, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные)

 

 

Сюжетно-ролевая игра «Мое интервью»

 

Проведение пальчиковых игр, дыхательной гимнастики по теме проекта

5

Художественно-творческая деятельность:

 

 

 

 

 

6

рисование

Рисование «Фотоаппарат»

 

 

 

 

аппликация

 

 

 

Изготовление вспомогательных карточек  по теме «Детская журналистика»

 

 

лепка

 

 

 

 

 

 


Актуальность.

 

   Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. Одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка, умеющего вести диалог, находить выход из проблемной ситуации, умению общаться, быть социализированным и коммуникативным, так же направлена на раннюю профориентацию детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Матрица проекта

 

 

Название проекта:  «Мы юные журналисты»

 

Тема проекта: «Любимое место в городе Оренбурге»

 

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта

(игровые технологии, рассказ педагога,  беседа, чтение художественной литературы, исследование)

 

 

Проблемное поле проекта:

 

Неумение детьми вести диалог друг с другом и с взрослыми, не богатым словарным запасом детей, монотонностью и невыразительностью детской речи.  Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в общении, в реализации  своих творческих задумок, мы должны научить их этому, так как  общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

 

Цель:   

Формирование и дальнейшее развитие связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ профессии журналиста.

 

Задачи:

-овладение связной диалогической и монологической речью посредством изучения основ профессии журналиста;

- обучение их построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развернуто, связно, логично, обоснованно, со смысловой завершенностью, грамматической оформленностью, выразительность;

- расширение и активизация словарного запаса;

- развитие коммуникативных навыков и эффективного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада;

- формирование чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела;

- развитие жизненно необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решение.

-развивать способность к анализу и синтезу, самоконтролю.

- развивать творческие способности.

- активизировать и расширять словарь, словотворчество детей.

 

Обозначить ключевые моменты проекта (согласно задачам):

Формы работы по введению участников проекта в тему (детей, родителей)

-беседы;

-консультации для родителей

-на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.

-в познавательном развитии (как часть занятия).

-в  самостоятельной деятельности детей.

 

Содержание деятельности каждой группы участников проекта по реализации проекта (детей, родителей, коллег)

•наличие фотоаппарата, микрофона, магнитофона

•заинтересованность всех участников проекта

•привлечение родителей к участию в проектной деятельности

•совместная подготовка к интервью детей и взрослых

 

 

Описание продукта, полученного в результате проекта

1. Собственно речевые умения:

вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора, сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

говорить выразительно в умеренном темпе, пользоваться интонацией диалога.

 

2. Умения речевого этикета:

 

использовать в речи обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьбу, согласие и отказ, извинение, жалобу, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

6. Умение владеть элементарными знаниями особенностей профессии журналиста:

-этика поведения, права и обязанности;

-виды информации, методы сбора информации (наблюдения, интервью, беседа, опрос, анкетирование);

-основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж;

-принципы оформления газеты, альманаха;

-анализировать полученную информацию;

-составлять вопросы для беседы, опроса, интервью, анкетирования;

-сочинять газетные заметки, репортажи;

-составлять фоторепортаж.

 

Вид проекта творческий, развивающий, информационный, практико-ориентированный

 

Состав участников

Дети группы 6-7лет №2, родители, педагоги.

 

Для воспитанников:

1. Повышение уровня познавательного развития

2. Развитие творческого мышления

3.Закрепление навыков самостоятельной работы.

 

Для педагогов:

1. Видеоролик

 

Для родителей:

Консультация для родителей  «Мы  юные  журналисты»

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы реализации проекта

 

1этап: Организационный

1. Определение темы, цели и задачи по выбранной теме.

2. Подобрать методической, научно – популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

3. Подобрать дидактические, творческие, сюжетно - ролевые игры.

4. Отбор художественной литературы: рассказы, сказки, загадки.

5.Составить проектную карту по реализации проекта.

7.Разработать приложение.

 

2 этап: Основной

1. Реализация проектной карты с детьми и их родителями.

2. Дидактические игры: «Профессии», «Продолжи предложение», «У меня зазвонил телефон», «Приветствие», «Дай описание», «Скажи грамотно», «О ком говорю», «Какие предметы делают журналиста удобной?», «Скажи наоборот», «Что лишнее».

3. Сюжетно – ролевые игры: «Журналисты», «Мое интервью».

4. Пальчиковые игры, дыхательная гимнастика по теме проекта.

5. Рисование «Портрет журналиста», «Заголовок в журнале», «Фотоаппарат».

6. Аппликация изготовление мини стенгазеты «Орудие труда журналистов», изготовление вспомогательных карточек по теме «Детская журналистика».

7. Чтение произведений поэтов и писателей, опубликованных в детски журналах, чтение журналов и газет для взрослых и детей. Сравнение.

8. Заучивание стихотворений, крылатых выражений, выразительное рассказывание стихотворений. Улучшение дикции.

9. Рассказывание по картинке «Юные журналисты».     

10. Беседы: «Что такое журналистика», «Что мы слышали о журналистике», «Кто такой журналист, редактор, фоторепортер?», «Журналист – профессия творческая», «Что такое интервью?», «Что такое материал для интервью?», «Кто создает репортаж?», «Кто такой автор?», «Орудия труда журналистов», «Кто такой юнкор?», «Профессия телерепортера, диктора», «О чем можно узнать по заголовку?», «Кто издает журнал?», «Что необходимо иметь для выпуска печатного номера?», «Фотокамера и журналистика», «Как правильно собирать материал для репортажа», «Какие бывают виды интервью», «Что мы узнали о журналистах?», «Когда я вырасту буду работать…», «Придумывание названий рубрик и их содержания».

11.Экскурсии по саду для сбора информации для дальнейшего написания репортажа.

 

3 этап - заключительный: видеоролик «Любимое место в городе Оренбурге»

 

Организация в группе выставки «Юные журналисты».

 

 

 

Интеграция образовательных областей

 

пп

Название образовательной области

Содержание

(краткое)

Задачи

1

Познавательное развитие

 

Экскурсии по саду для сбора информации для дальнейшего написания репортажа.

Дидактические игры: «Профессии», «Продолжи предложение», «У меня зазвонил телефон», «Приветствие», «Дай описание», «Скажи грамотно», «О ком говорю», «Какие предметы делают журналиста удобной?», «Скажи наоборот», «Что лишнее».

Учить умению наблюдать и сравнивать, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, способствовать использованию невербальных средств общения.

Расширение и закрепление представлений о профессиях, их особенностях и важности для общества, используемых рабочих инструментах, производимой продукции.

2

Речевое развитие

 

Чтение произведений поэтов и писателей, опубликованных в детски журналах, чтение журналов и газет для взрослых и детей. Сравнение.

Заучивание стихотворений, крылатых выражений, выразительное рассказывание стихотворений. Улучшение дикции.

Рассказывание по картинке «Юные журналисты».        

Учить детей внимательно слушать и слышать; принимать участие в групповой беседе; отвечать на вопросы более развёрнуто, а не односложно. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

 

3

Социально-коммуникативное развитие

 

Беседы: «Что такое журналистика», «Что мы слышали о журналистике», «Кто такой журналист, редактор, фоторепортер?», «Журналист – профессия творческая», «Что такое интервью?», «Что такое материал для интервью?», «Кто создает репортаж?», «Кто такой автор?», «Орудия труда журналистов», «Кто такой юнкор?», «Профессия телерепортера, диктора», «О чем можно узнать по заголовку?», «Кто издает журнал?», «Что необходимо иметь для выпуска печатного номера?», «Фотокамера и журналистика», «Как правильно собирать материал для репортажа», «Какие бывают виды интервью», «Что мы узнали о журналистах?», «Когда я вырасту буду работать…», «Придумывание названий рубрик и их содержания».

Познакомить детей с профессией журналист, с инструментами, необходимыми для работы.

Показать роль и значение профессии журналиста в освещении событий в стране и мира.

Вызвать чувство уважения к людям – представителям журналистской профессии, помогающим делать нашу жизнь интереснее и лучше.

Способствовать развитию умения слушать и понимать информацию.

Развивать кругозор, мышление, связанную речь.

4

Художественно-эстетическое развитие

 

Рисование «Портрет журналиста».

Рисование «Заголовок в журнале».

Рисование «Фотоаппарат». Аппликация изготовление мини стенгазеты «Орудие труда журналистов». Аппликация изготовление вспомогательных карточек по теме «Детская журналистика».

 

Формировать умение рисовать портрет человека. Развивать воображение, чувство цвета, умение передавать колорит цветов. Закреплять умение правильно держать кисть.

Закрепить знания детей о строении и пропорциях человеческого лица.

Учить составлять из деталей аппликации стенгазету.

Воспитывать бережное отношение к результатам труда сверстников и своего труда.

5

Физическое развитие

 

Проведение пальчиковых игр, дыхательной гимнастики по теме проекта

 

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Формирование дыхательного аппарата, укрепление физиологического дыхания у детей.

 

Литература:

1. Кудрявцев В., Алиева Т.  Еще раз о природе детской субкультуры// Дошкольное воспитание, 1997, № 3,4.

2. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003.

3.Корконосенко С.Г. «Основы журналистики». М., 2002.

4.Табашникова И.Н. «Газета делается по модели». М., 1980.

5.Интернет - ресурс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также