Организация детской проектной деятельности «Знакомство с культурой и традициями татарского народа»

  • doc
  • 14.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПроекТ.doc

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 122»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация детской проектной деятельности

«Знакомство с культурой и традициями татарского народа»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

группа общеразвивающей направленности детей 6 – 7 лет №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

воспитатель КельзинаС.Ю.,

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург

Проектная карта

 

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Дни недели

 

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

 

1

Коммуникативная деятельность:

Беседа: «Знакомство с татарской культурой»

 

Беседа: «Оренбургский пуховый платок»

Беседа: «Муса Джалиль. Поэт и герой»

Беседа: «Праздники, которые отмечают татары»

2

Художественно-творческая деятельность:

 

Рисование татарского костюма «Знакомство с татарским национальным костюмом»

Рисование «Узоры на пуховом платке»

 

 

Рисование

Лепка

 

 

 

 

Лепка «Татарская выпечка»

3

Чтение художественной литературы:

Чтение татарской сказки «Медведь и находчивый мальчик»

Чтение татарской сказки «Бедняк и два бая»

 

Чтение поэзии Муса Джалиля

 

4

Игровая деятельность:

Татарская народная игра «Кто дальше бросит?»

Татарская народная игра «Тюбетейка»

 

Татарская народная игра «Спутанные кони»

Развлечение «Наш веселый Сабантуй»

5

Музыкальная деятельность:

Слушание народной татарской музыки

 

Слушание песни «Оренбургский пуховый платок»

Татарская народная песня «Сабантуй»

 

6

Познавательно-исследовательская деятельность:

 

 

Исследование козьего пуха

 

 

Пояснительная записка

 

         На современном этапе развития общества проблема воспитания толерантности становится особенно актуальной. Первые шаги в социум связаны с приобщением ребенка к народной культуре. Чтобы понять и принять иного, другую национальную культуру, необходимо изначально приобщиться к истокам своей, осознать ее духовное богатство и социальную ценность.

Традиции каждого народа неповторимо своеобразны. По своей социальной сущности, они были специфической формой передачи знаний и опыта предшествующих поколений, т.е. особым педагогическим процессом, охватывающий в первую очередь, нравственные нормы, наколенную веками мудрость, жизненный уклад окружающей микросреды.

         Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Матрица проекта

 

Название проекта: «Знакомство с культурой и традициями татарского народа»

Тема проекта: «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Оренбургского края»

 

Проблемное поле проекта: Воспитание в детях толерантного отношения к другим народностям.

 

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта

(игровые технологии, рассказ педагога,  беседа, чтение художественной литературы, исследование)

 

Цель:

Приобщать детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям татарского народа.

 

Задачи:

Формировать представления детей о культуре и традициях татарского народа.

Реализовать потребность детей старшего дошкольного возраста в знаниях о культуре и традициях народов нашей Родины.

Развивать у детей чувство причастности к традициям и бытовой культуре татарского народа.

 

Ожидаемые результаты:

-способен самостоятельно играть в народные татарские игры;

-проявляет устойчивый интерес к истории и традициям татарской культуры;

-способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения -информации о татарской культуре;

-способен привлечь родных к созданию татарской куклы;

-способен совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение);

-способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания -образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;

-способен довести работу до конца.

 

Описание продукта, полученного в результате проекта

Кукла (изготовление куклы татарки);

Рисование татарского костюма;

Рисование узора на пуховом платке;

Лепка  татарской выпечки.

 

 

Итоговое мероприятие

Развлечение «Наш веселый Сабантуй»

 

Вид проекта творческий (оформление результата в виде детского развлечения)

 

Состав участников: дети группы общеразвивающей направленности  6-7 лет, воспитатели, родители.

 

Планируемое время на реализацию проекта

Краткосрочный проект (одна неделя)

 

Этапы реализации проекта

 

1этап: Организационный

1. Определение темы, цели и задачи по выбранной теме.

2. Подобрать методической, научно – популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

3. Подобрать, подвижные и хороводные игры.

4. Отбор художественной литературы: стихи, поговорки, рассказы, сказки.

5.Составить проектную карту по реализации проекта.

7.Разработать приложение.

2 этап: Основной

1. Реализация проектной карты с детьми и их родителями.

2. Беседы «Знакомство с татарской культурой» «Оренбургский пуховый платок», «Муса Джалиль. Поэт и герой», «Праздники, которые отмечают татары».

3. Чтение татарской сказки «Медведь и находчивый мальчик», «Бедняк и два бая», чтение поэзии Муса Джалиля.

4. Слушание народной татарской музыки, слушание песни «Оренбургский пуховый платок», татарская народная песня «Сабантуй».

5. Художественное творчество (рисование, лепка).

6. Работа с родителями беседы с родителями по изготовлению русского национального костюма для куклы, консультация «Культура, обычаи и традиции татарского народа».

 7. Подвижные татарские народные игры: «Кто дальше бросит?» (Ыргыту уены), «Тюбетейка», «Спутанные кони».

3 этап - заключительный: пополнение патриотического уголка материалом о татарском народном костюме. Изготовление традиционной народной куклы. Организация в группе выставки по итогам детских работ. Развлечение «Наш веселый Сабантуй».

 

 

 

 

 

 

 

 

Интеграция образовательных областей

 

пп

Название образовательной области

Содержание

(краткое)

Задачи

1

Познавательное развитие

 

Исследование козьего пуха

Познакомить детей со способами получения козьего пуха; обработки пуха.

 

2

Речевое развитие

 

Чтение татарской сказки «Медведь и находчивый мальчик»

Чтение татарской сказки «Бедняк и два бая»

Чтение поэзии Муса Джалиля

Учить детей внимательно слушать и слышать воспитателя; принимать участие в групповой беседе; отвечать на вопросы более развёрнуто, а не односложно.

3

Социально-коммуникативное развитие

 

Беседа: «Знакомство с татарской культурой»

 Беседа: «Оренбургский пуховый платок»

Беседа: «Муса Джалиль. Поэт и герой»

Беседа: «Праздники, которые отмечают татары»

Ознакомление детей с особенностями татарской национальной культуры;

Познакомить детей с татарским поэтом Муса Джилилем.

4

Художественно-эстетическое развитие

 

Рисование татарского костюма Рисование «Узоры на пуховом платке»

Лепка «Татарская выпечка»

Слушание народной татарской музыки

Слушание песни «Оренбургский пуховый платок»

Татарская народная песня «Сабантуй»

Обогащать представление детей о народностях, населяющих Оренбургскую область;

Познакомить детей с кухней и бытом татар;

Познакомить детей с татарским национальным костюмом;

Знакомство с музыкой   Татарстана

5

Физическое развитие

 

Игра «Кто дальше бросит?» (Ыргыту уены)

Татарская народная игра «Тюбетейка»

Игра «Спутанные кони»

Развлечение «Наш веселый Сабантуй»

Познакомить детей с традициями и обычаями татарского народа: дать представления о празднике сабантуй, вызвать интерес и желание участвовать в играх.

 

 

Литература:

1.     Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2004 г.

2.     Зиганшина Р.Г. «Чишмэ» (Родник) методическое пособие по ознакомлению дошкольников с языком и культурой татарского народа. Ульяновск, 2010.

3.      «Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста». УИПК ПРО г. Ульяновск. 2004 г.


4.