ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
Организация диссеминации опыта работы педагогов в ОУ
Костяков Олег Степанович,
учитель МБОУ «Фрунзенская средняя школа»
Сакского района Республики Крым
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды и интеграция новых ИКТ - технологий в образовательный процесс.
Диссеминация (от лат. disseminatio - сеяние – распространение) – это процесс, направленный на распространение идей, методов осуществления, конечных продуктов или результатов опыта деятельности среди целевой аудитории, в результате которого обеспечивается достижение системных положительных эффектов в образовательном учреждении и повышение качества образования.
Инновационный опыт педагогической деятельности необходимо сделать доступным потенциальным ресурсом развития образования. Для этого важно мотивировать педагогов к анализу и систематизации форм и методов своей деятельности, соотнесению собственных педагогических находок с потребностями практики.
Инновации в образовании подразумевают создание новых образцов педагогической деятельности, способствующих повышению качества обучения и воспитания школьников. Исходя из определения понятия «инновация», стоит уточнить, что распространению подлежит опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.
Диссеминация позволяет распространить теоретический и практический опыт деятельности педагогов, адаптируя, редуцируя и развивая элементы инновационной разработки, что приводит к доступности инновационного продукта и обеспечивает развитие системы образования. Как следствие возможно создание и разработка новых проектов на основе уже имеющихся работ.
Таким образом, диссеминация позитивных образцов и результатов образовательной деятельности призвана способствовать:
· расширению банка инновационных продуктов и интенсивности их внедрения;
· экспансии партнерских связей в образовании;
· стимулированию и углублению инновационной деятельности;
· достижению высокого качества образования.
Рассмотрим возможные формы диссеминации инновационного управленческого и педагогического опыта
· выпуск и издание тематической литературы;
· создание лабораторий и банка инновационного педагогического опыта, организация и проведение Мастер-классов, «круглых столов», семинаров-практикумов, педагогических студий, аукциона «педагогических идей»;
· общедоступные презентации деятельности лучших педагогов и оформление их портфолио;
· оценка и поддержка участников процесса диссеминации, а также осуществление педагогического наставничества;
· создание персональных страниц на образовательных Интернет-сайтах, размещение учебно-методических ресурсов в Интернет-проектах, организация личных блогов и сайтов педагогов;
· организация Интернет-педсоветов, форумов и т.п.;
· создание единой школьной сети распространения инновационного педагогического и управленческого опыта. Под сетью подразумевается особый тип взаимодействия образовательных учреждений, основанный на их равном положении в системе относительно друг друга и на многообразии неиерархических связей между учреждениями. Благодаря наличию подобных связей между учреждениями происходит обмен недостающими ресурсами. Каждая школа, включенная в сеть, получает доступ ко всем ее объединенным ресурсам, что в значительной степени позволяет повысить образовательные возможности. Обмен опытом и конкуренция учреждений, включенных в сеть, способствуют повышению качества образования. Посредством сетевого взаимодействия, функционирование каждого учреждения в отдельности и всей системы в целом становится более надежным, так как сетевые системы обладают множеством взаимозаменяемых равноценных вариантов. Сети способны быстро реагировать как на чрезвычайные ситуации внутри самой сети, так и на изменение внешних условий.
На современном этапе развития образования необходимо постоянно совершенствовать формы диссеминации инновационного опыта с учетом актуальных новейших разработок в сфере возможности организации и распространения информации, ориентированных на массовость.
Основными принципами построения муниципальной модели распространения инновационного опыта должны стать добровольность, доступность и открытость.
В настоящее время практика реализации диссеминации позволяет выделить ряд серьезных проблем:
· недостаточный уровень системности и динамичности работы по распространению инновационного опыта педагогов образовательных учреждений;
· недостаточный уровень осведомлённости педагогических кадров, вследствие редкого участия в проектах, направленных на представление и распространение опыта;
· низкий уровень мотивации потенциальных пользователей распространяемых продуктов;
· формальный характер подхода к системной организации процессов диссеминации инновационного опыта в ряде случаев;
· недостаточное совершенствование системы научно-методического сопровождения педагогов;
· недостаточное использование средств мультимедиа и ИКТ-технологий как для формирования банка инновационного опыта, так и для его продвижения;
· недостаточное информирование, экспансивное продвижение распространителями своих продуктов в другие образовательные учреждения на региональном уровне;
· отсутствие совместной дистанционной работы над проектами и идеями, основанной на представляемом опыте;
· Отсутствие квалифицированной общественной экспертизы предлагаемого опыта (нововведений).
Для осуществления успешной диссеминации инновационных педагогических систем и педагогического опыта необходимо формирование профессионального экспертного сообщества, осуществляющего следующие функции:
- локализация опыта - описание опыта в формате, позволяющем снять информацию об инновационных идеях и способах изменения педагогической практики;
- мультипликация опыта - мероприятия и действия по проектированию и конструированию сети пилотных и стажёрских площадок для адаптации опыта и его передачи в массовую практику;
- координация, в том числе сетевого, взаимодействия;
- консультирование и обучение субъектов инновационного опыта - оказание им методической помощи в технологизации обобщения и представления опыта;
- оценка качества результатов диссеминационной деятельности.
Для осуществления всего выше перечисленного необходимо создать эффективную и саморегулирующуюся экосистему для осуществления диссеминации:
· создать универсальные и эффективные механизмы диссеминации инновационного управленческого и педагогического опыта;
· разработать современные модели диссеминации, позволяющие сделать инновационный опыт достоянием педагогов;
· создать систему, предоставляющую возможность любому члену профессионального сообщества выносить на обсуждение свои разработки в унифицированном и доступном для дальнейшего освоения и локализации виде
· организовать внедрение новых идей, образовательных технологий, образовательных моделей в массовую практику;
· обеспечить освоение руководящими и педагогическими работниками современных образовательных ресурсов;
· организовать мониторинг использования инновационных ресурсов и полученных системных положительных эффектов.
· Обеспечить прозрачность в принятии управленческих решений в области диссеминации педагогического опыта и возможность профессионального сообщества влиять на принятие этих решений, то есть урегулировать взаимоотношения «административный персонал – профессиональное экспертное сообщество», что позволит исключить формализм в процессе инновационной деятельности в образовании;
· Урегулировать правовые взаимоотношения в области охраны авторского права на продукты индивидуального интеллектуального труда, коими и являются инновации. Итак, рассмотрим шаги, обеспечивающие успешность диссеминации инновационного педагогического опыта:
1. Определить субъекты диссеминации, в числе которых основными являются:
· авторы инновационного педагогического опыта;
· пользователи инновационного педагогического опыта;
· профессиональное экспертное сообщество, осуществляющее вышеописанные функции;
· административный персонал диссеминации (управленческие кадры и методисты всех уровней), способствующий упрощению процесса диссеминации и тесно взаимодействующий с экспертным сообществом.
2. Определить объекты диссеминации, то есть те продукты, которые будут подлежать распространению, то есть такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям.
3. Определить формы и этапы распространения педагогического опыта на различных уровнях: региональном; муниципальном; образовательного учреждения.
4. Определить формы осуществления защиты авторских прав при распространении педагогического опыта
Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно наметить следующие основные этапы, из которых складывается процесс диссеминации:
· представление участниками профессионального сообщества собственных педагогических разработок
· ознакомление членов профессионального сообщества с педагогическим опытом, разъяснение авторами преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными, представление кейсов внедрения методики;
· активная оценка и обсуждение членами профессионального экспертного сообщества представленного опыта;
· практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (опорные школы, курсы, семинары, практикумы, мастер-классы и т.д.);
· свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения членов профессионального сообщества.
Список использованных ресурсов
http://consul.apkpro.ru/consul/25-metod-rabota/52-2-1.html
http://prutschool.ucoz.ru/Proekt/setevoe_vzaim/proekt_disseminazii.ppt
http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Opyt-raboty-uchitelej/003-Obobscheniju-i-opisaniju-pedagogicheskogo-opyta-podlezhit.html
http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Opyt-raboty-uchitelej/002-Obobschenie-pedagogicheskogo-opyta.html
http://vanino-3.ucoz.ru/load/o_pedagogicheskom_opyte/disseminacija_pedagogicheskogo_opyta/11-1-0-14
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.