Организация диссеминации опыта работы педагогов в образовательной организации

  • doc
  • 17.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Научная статья Диссеминация педагогического опыта.doc

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

Организация диссеминации опыта работы педагогов в ОУ

 

Костяков Олег Степанович,

учитель МБОУ «Фрунзенская средняя школа»

Сакского района Республики Крым

 

Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды и  интеграция новых ИКТ - технологий в образовательный процесс.

Диссеминация (от лат. disseminatio - сеяние – распространение) – это процесс, направленный на распространение идей, методов осуществления, конечных продуктов или результатов опыта деятельности среди целевой аудитории, в результате которого обеспечивается достижение системных положительных эффектов в образовательном учреждении и повышение качества образования.

Инновационный опыт педагогической деятельности необходимо сделать доступным потенциальным ресурсом развития образования. Для этого важно мотивировать педагогов к анализу и систематизации форм и методов своей деятельности, соотнесению собственных педагогических находок с потребностями практики.

Инновации в образовании подразумевают создание новых образцов педагогической деятельности, способствующих повышению качества обучения и воспитания школьников. Исходя из определения понятия «инновация», стоит уточнить, что распространению подлежит опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.

Диссеминация позволяет распространить теоретический и практический опыт деятельности педагогов, адаптируя, редуцируя и развивая элементы инновационной разработки, что приводит  к доступности инновационного продукта и обеспечивает развитие системы образования. Как следствие возможно создание и разработка новых проектов на основе уже имеющихся  работ.

Таким образом, диссеминация позитивных образцов и результатов образовательной деятельности призвана способствовать:

·     расширению банка инновационных продуктов и интенсивности их внедрения;

·     экспансии партнерских связей в образовании;

·     стимулированию и углублению инновационной деятельности;

·     достижению высокого качества образования.

Рассмотрим возможные формы диссеминации инновационного управленческого и педагогического опыта

·     выпуск и издание тематической литературы;

·     создание лабораторий и банка инновационного педагогического опыта, организация и  проведение Мастер-классов, «круглых столов», семинаров-практикумов, педагогических студий, аукциона «педагогических идей»;

·     общедоступные презентации деятельности лучших педагогов и оформление их портфолио;

·     оценка и поддержка участников процесса диссеминации, а также осуществление педагогического наставничества;

·     создание персональных страниц на образовательных Интернет-сайтах, размещение учебно-методических ресурсов в Интернет-проектах, организация личных блогов и сайтов педагогов;

·     организация Интернет-педсоветов, форумов и т.п.;

·     создание единой школьной сети распространения инновационного педагогического и управленческого опыта. Под сетью подразумевается особый тип взаимодействия образовательных учреждений, основанный на их равном положении в системе относительно друг друга и на многообразии неиерархических связей между учреждениями. Благодаря наличию подобных связей между учреждениями происходит обмен недостающими ресурсами. Каждая школа, включенная в сеть, получает доступ ко всем ее объединенным ресурсам, что в значительной степени позволяет повысить образовательные возможности. Обмен опытом и конкуренция учреждений, включенных в сеть, способствуют повышению качества образования. Посредством сетевого взаимодействия, функционирование каждого учреждения в отдельности и всей системы в целом становится более надежным, так как сетевые системы обладают множеством взаимозаменяемых равноценных вариантов. Сети способны быстро реагировать как на чрезвычайные ситуации внутри самой сети, так и на изменение внешних условий.

На современном этапе развития образования необходимо постоянно совершенствовать формы диссеминации инновационного опыта с учетом актуальных новейших разработок в сфере возможности организации и распространения информации, ориентированных на массовость.

Основными принципами построения муниципальной модели распространения инновационного опыта должны стать добровольность, доступность и открытость.

В настоящее время практика реализации диссеминации позволяет выделить ряд серьезных проблем:

·     недостаточный уровень системности и динамичности работы по распространению инновационного опыта педагогов образовательных учреждений;

·     недостаточный уровень осведомлённости педагогических кадров, вследствие редкого участия в проектах, направленных на представление и распространение опыта;

·     низкий уровень мотивации потенциальных пользователей распространяемых продуктов;

·     формальный характер подхода к системной организации процессов диссеминации инновационного опыта в ряде случаев;

·     недостаточное совершенствование системы научно-методического сопровождения педагогов;

·     недостаточное использование средств мультимедиа и ИКТ-технологий как для формирования банка инновационного опыта, так и для его продвижения;

·     недостаточное информирование, экспансивное продвижение распространителями своих продуктов в другие образовательные учреждения на региональном уровне;

·     отсутствие совместной дистанционной работы над проектами и идеями, основанной на представляемом опыте;

·     Отсутствие квалифицированной общественной экспертизы предлагаемого опыта (нововведений).

Для осуществления успешной диссеминации инновационных педагогических систем и педагогического опыта необходимо формирование профессионального экспертного сообщества, осуществляющего следующие функции:

- локализация опыта - описание опыта в формате, позволяющем снять информацию об инновационных идеях и способах изменения педагогической практики;

- мультипликация опыта - мероприятия и действия по проектированию и конструированию сети пилотных и стажёрских площадок для адаптации опыта и его передачи в массовую практику;

- координация, в том числе сетевого, взаимодействия;

- консультирование и обучение субъектов инновационного опыта - оказание им методической помощи в технологизации обобщения и представления опыта;

- оценка качества результатов диссеминационной деятельности.

Для осуществления всего выше перечисленного необходимо создать эффективную и саморегулирующуюся экосистему для осуществления диссеминации:

·     создать универсальные и эффективные механизмы диссеминации инновационного управленческого и педагогического опыта;

·     разработать современные модели диссеминации, позволяющие сделать инновационный опыт достоянием педагогов;

·     создать систему, предоставляющую возможность любому члену профессионального сообщества выносить на обсуждение свои разработки в унифицированном и доступном для дальнейшего освоения и локализации виде

·     организовать внедрение новых идей, образовательных технологий, образовательных моделей в массовую практику;

·     обеспечить освоение руководящими и педагогическими работниками современных образовательных ресурсов;

·     организовать мониторинг использования инновационных ресурсов и полученных системных положительных эффектов.

·     Обеспечить прозрачность в принятии управленческих решений в области диссеминации педагогического опыта и возможность профессионального сообщества влиять на принятие этих решений, то есть урегулировать взаимоотношения «административный персонал – профессиональное экспертное сообщество», что позволит исключить формализм в процессе инновационной деятельности в образовании;

·     Урегулировать правовые взаимоотношения в области охраны авторского права на продукты индивидуального интеллектуального труда, коими и являются инновации. Итак, рассмотрим шаги, обеспечивающие успешность диссеминации инновационного педагогического опыта:

1. Определить субъекты диссеминации, в числе которых основными являются:

·     авторы инновационного педагогического опыта;

·     пользователи инновационного педагогического опыта;

·     профессиональное экспертное сообщество, осуществляющее вышеописанные функции;

·     административный персонал диссеминации (управленческие кадры и методисты всех уровней), способствующий упрощению процесса диссеминации и тесно взаимодействующий с экспертным сообществом.

2. Определить объекты диссеминации, то есть те продукты, которые будут подлежать распространению, то есть такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям.

3. Определить формы и этапы распространения педагогического опыта на различных уровнях: региональном; муниципальном; образовательного учреждения.

4. Определить формы осуществления защиты авторских прав при распространении педагогического опыта

Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно наметить следующие основные этапы, из которых складывается процесс диссеминации:

·     представление участниками профессионального сообщества собственных педагогических разработок

·     ознакомление членов профессионального сообщества с педагогическим опытом, разъяснение авторами преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными, представление кейсов внедрения методики;

·     активная оценка и обсуждение членами профессионального экспертного сообщества представленного опыта;

·     практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (опорные школы, курсы, семинары, практикумы, мастер-классы и т.д.);

·     свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения членов профессионального сообщества.

 

Список использованных ресурсов

http://consul.apkpro.ru/consul/25-metod-rabota/52-2-1.html

http://prutschool.ucoz.ru/Proekt/setevoe_vzaim/proekt_disseminazii.ppt

http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Opyt-raboty-uchitelej/003-Obobscheniju-i-opisaniju-pedagogicheskogo-opyta-podlezhit.html

http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Opyt-raboty-uchitelej/002-Obobschenie-pedagogicheskogo-opyta.html

http://vanino-3.ucoz.ru/load/o_pedagogicheskom_opyte/disseminacija_pedagogicheskogo_opyta/11-1-0-14

 

 


Скачано с www.znanio.ru