Организация диссеминации опыта работы педагогов в образовательной организации
Оценка 4.8

Организация диссеминации опыта работы педагогов в образовательной организации

Оценка 4.8
doc
17.05.2020
Организация диссеминации опыта работы педагогов в образовательной организации
Научная статья Диссеминация педагогического опыта.doc

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

Организация диссеминации опыта работы педагогов в ОУ

 

Костяков Олег Степанович,

учитель МБОУ «Фрунзенская средняя школа»

Сакского района Республики Крым

 

Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды и  интеграция новых ИКТ - технологий в образовательный процесс.

Диссеминация (от лат. disseminatio - сеяние – распространение) – это процесс, направленный на распространение идей, методов осуществления, конечных продуктов или результатов опыта деятельности среди целевой аудитории, в результате которого обеспечивается достижение системных положительных эффектов в образовательном учреждении и повышение качества образования.

Инновационный опыт педагогической деятельности необходимо сделать доступным потенциальным ресурсом развития образования. Для этого важно мотивировать педагогов к анализу и систематизации форм и методов своей деятельности, соотнесению собственных педагогических находок с потребностями практики.

Инновации в образовании подразумевают создание новых образцов педагогической деятельности, способствующих повышению качества обучения и воспитания школьников. Исходя из определения понятия «инновация», стоит уточнить, что распространению подлежит опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.

Диссеминация позволяет распространить теоретический и практический опыт деятельности педагогов, адаптируя, редуцируя и развивая элементы инновационной разработки, что приводит  к доступности инновационного продукта и обеспечивает развитие системы образования. Как следствие возможно создание и разработка новых проектов на основе уже имеющихся  работ.

Таким образом, диссеминация позитивных образцов и результатов образовательной деятельности призвана способствовать:

·     расширению банка инновационных продуктов и интенсивности их внедрения;

·     экспансии партнерских связей в образовании;

·     стимулированию и углублению инновационной деятельности;

·     достижению высокого качества образования.

Рассмотрим возможные формы диссеминации инновационного управленческого и педагогического опыта

·     выпуск и издание тематической литературы;

·     создание лабораторий и банка инновационного педагогического опыта, организация и  проведение Мастер-классов, «круглых столов», семинаров-практикумов, педагогических студий, аукциона «педагогических идей»;

·     общедоступные презентации деятельности лучших педагогов и оформление их портфолио;

·     оценка и поддержка участников процесса диссеминации, а также осуществление педагогического наставничества;

·     создание персональных страниц на образовательных Интернет-сайтах, размещение учебно-методических ресурсов в Интернет-проектах, организация личных блогов и сайтов педагогов;

·     организация Интернет-педсоветов, форумов и т.п.;

·     создание единой школьной сети распространения инновационного педагогического и управленческого опыта. Под сетью подразумевается особый тип взаимодействия образовательных учреждений, основанный на их равном положении в системе относительно друг друга и на многообразии неиерархических связей между учреждениями. Благодаря наличию подобных связей между учреждениями происходит обмен недостающими ресурсами. Каждая школа, включенная в сеть, получает доступ ко всем ее объединенным ресурсам, что в значительной степени позволяет повысить образовательные возможности. Обмен опытом и конкуренция учреждений, включенных в сеть, способствуют повышению качества образования. Посредством сетевого взаимодействия, функционирование каждого учреждения в отдельности и всей системы в целом становится более надежным, так как сетевые системы обладают множеством взаимозаменяемых равноценных вариантов. Сети способны быстро реагировать как на чрезвычайные ситуации внутри самой сети, так и на изменение внешних условий.

На современном этапе развития образования необходимо постоянно совершенствовать формы диссеминации инновационного опыта с учетом актуальных новейших разработок в сфере возможности организации и распространения информации, ориентированных на массовость.

Основными принципами построения муниципальной модели распространения инновационного опыта должны стать добровольность, доступность и открытость.

В настоящее время практика реализации диссеминации позволяет выделить ряд серьезных проблем:

·     недостаточный уровень системности и динамичности работы по распространению инновационного опыта педагогов образовательных учреждений;

·     недостаточный уровень осведомлённости педагогических кадров, вследствие редкого участия в проектах, направленных на представление и распространение опыта;

·     низкий уровень мотивации потенциальных пользователей распространяемых продуктов;

·     формальный характер подхода к системной организации процессов диссеминации инновационного опыта в ряде случаев;

·     недостаточное совершенствование системы научно-методического сопровождения педагогов;

·     недостаточное использование средств мультимедиа и ИКТ-технологий как для формирования банка инновационного опыта, так и для его продвижения;

·     недостаточное информирование, экспансивное продвижение распространителями своих продуктов в другие образовательные учреждения на региональном уровне;

·     отсутствие совместной дистанционной работы над проектами и идеями, основанной на представляемом опыте;

·     Отсутствие квалифицированной общественной экспертизы предлагаемого опыта (нововведений).

Для осуществления успешной диссеминации инновационных педагогических систем и педагогического опыта необходимо формирование профессионального экспертного сообщества, осуществляющего следующие функции:

- локализация опыта - описание опыта в формате, позволяющем снять информацию об инновационных идеях и способах изменения педагогической практики;

- мультипликация опыта - мероприятия и действия по проектированию и конструированию сети пилотных и стажёрских площадок для адаптации опыта и его передачи в массовую практику;

- координация, в том числе сетевого, взаимодействия;

- консультирование и обучение субъектов инновационного опыта - оказание им методической помощи в технологизации обобщения и представления опыта;

- оценка качества результатов диссеминационной деятельности.

Для осуществления всего выше перечисленного необходимо создать эффективную и саморегулирующуюся экосистему для осуществления диссеминации:

·     создать универсальные и эффективные механизмы диссеминации инновационного управленческого и педагогического опыта;

·     разработать современные модели диссеминации, позволяющие сделать инновационный опыт достоянием педагогов;

·     создать систему, предоставляющую возможность любому члену профессионального сообщества выносить на обсуждение свои разработки в унифицированном и доступном для дальнейшего освоения и локализации виде

·     организовать внедрение новых идей, образовательных технологий, образовательных моделей в массовую практику;

·     обеспечить освоение руководящими и педагогическими работниками современных образовательных ресурсов;

·     организовать мониторинг использования инновационных ресурсов и полученных системных положительных эффектов.

·     Обеспечить прозрачность в принятии управленческих решений в области диссеминации педагогического опыта и возможность профессионального сообщества влиять на принятие этих решений, то есть урегулировать взаимоотношения «административный персонал – профессиональное экспертное сообщество», что позволит исключить формализм в процессе инновационной деятельности в образовании;

·     Урегулировать правовые взаимоотношения в области охраны авторского права на продукты индивидуального интеллектуального труда, коими и являются инновации. Итак, рассмотрим шаги, обеспечивающие успешность диссеминации инновационного педагогического опыта:

1. Определить субъекты диссеминации, в числе которых основными являются:

·     авторы инновационного педагогического опыта;

·     пользователи инновационного педагогического опыта;

·     профессиональное экспертное сообщество, осуществляющее вышеописанные функции;

·     административный персонал диссеминации (управленческие кадры и методисты всех уровней), способствующий упрощению процесса диссеминации и тесно взаимодействующий с экспертным сообществом.

2. Определить объекты диссеминации, то есть те продукты, которые будут подлежать распространению, то есть такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям.

3. Определить формы и этапы распространения педагогического опыта на различных уровнях: региональном; муниципальном; образовательного учреждения.

4. Определить формы осуществления защиты авторских прав при распространении педагогического опыта

Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно наметить следующие основные этапы, из которых складывается процесс диссеминации:

·     представление участниками профессионального сообщества собственных педагогических разработок

·     ознакомление членов профессионального сообщества с педагогическим опытом, разъяснение авторами преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными, представление кейсов внедрения методики;

·     активная оценка и обсуждение членами профессионального экспертного сообщества представленного опыта;

·     практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (опорные школы, курсы, семинары, практикумы, мастер-классы и т.д.);

·     свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения членов профессионального сообщества.

 

Список использованных ресурсов

http://consul.apkpro.ru/consul/25-metod-rabota/52-2-1.html

http://prutschool.ucoz.ru/Proekt/setevoe_vzaim/proekt_disseminazii.ppt

http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Opyt-raboty-uchitelej/003-Obobscheniju-i-opisaniju-pedagogicheskogo-opyta-podlezhit.html

http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Opyt-raboty-uchitelej/002-Obobschenie-pedagogicheskogo-opyta.html

http://vanino-3.ucoz.ru/load/o_pedagogicheskom_opyte/disseminacija_pedagogicheskogo_opyta/11-1-0-14

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Интернет-сайтах, размещение учебно-методических ресурсов в

Интернет-сайтах, размещение учебно-методических ресурсов в

Отсутствие квалифицированной общественной экспертизы предлагаемого опыта (нововведений)

Отсутствие квалифицированной общественной экспертизы предлагаемого опыта (нововведений)

Определить объекты диссеминации, то есть те продукты, которые будут подлежать распространению, то есть такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям

Определить объекты диссеминации, то есть те продукты, которые будут подлежать распространению, то есть такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2020