Организация и методическое сопровождение деятельности педагогов
Парамонова Татьяна Степановна,
методист высшей категории МБУ ДПО ЦЭМиИМС,
г.Дзержинск Нижегородской области
«Личность может воспитывать только личность»
(К.Д.Ушинский)
Процесс обновления и перестройки образовательной системы требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения и воспитания, но и совершенствования работы по организации и методическому сопровождению деятельности педагогов.
Новой школе нужен современный учитель. Способный модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого осмысления и применения в практике достижений науки и педагогического опыта. Каким же должно быть его методическое сопровождение?
Основополагающим в содержании и структуре методического сопровождения является определение педагогической позиции и развитие инновационного потенциала учителя. Учитель ключевая фигура в системе развития, обучения и воспитания учащихся, необходимо создать условия для развития его личности, ибо учитель живет до тех пор, пока он учится.
Появилась необходимость разработки вопросов организации и методического сопровождения обучение педагогов. Понятие «сопровождение», означает «следовать рядом» предоставляя, делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. Действуя по принципу «образовываюсь, образовывая», необходимо организовать не только собственное образование, но и сделать обучение педагога научно – организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию.
При этом необходимо создать процесс обучения как процесс сотрудничества. с равнозначными и равноправными ролями : преподавателя, методиста, учителя. Совместное сотрудничество деятельности апробируется через такие формы обучения как; квалификационные курсы, семинары, мастер-классы, консультации, наставничество.
Выдвинуты принципы организации и сопровождения образовательного процесса:
- системности в организации и сопровождении (соблюдении соответствия целей, содержания, методов, средств организации и сопровождения);
- развития образовательных потребностей: ( выявления реального состояния имеющихся потребностей);
- опоры на опыт педагогов, (как один из источников организации и сопровождения);
- закономерность единства управления методической работой;
- закономерное воздействие на конечный результат;
- принцип координации взаимодействия с основными, структурными подразделениями ( в планировании, реализации планов);
- принцип гибкости и вариативности, в соответствии с потребностями и интересами педагогов (вариативность предусматривает наличие максимального выбора и разнообразия структур).
Основная миссия методической службы – качественное решение задач развития системы образования.
Каковы основные предпосылки организации и методического сопровождения деятельности педагогов?
Учитель сталкивается с проблемами на всех уровнях его жизнедеятельности. Часть проблем связана с материальным обеспечением, часть с социальным статусом учителя, часть - с укладом и настроением сообщества. Столкнувшись с проблемами, учитель находятся в кризисе своего профессионального развития.
Учитель сталкивается и с трудностями, связанными непосредственно с его профессиональной деятельностью – с методическими проблемами. Среди методических проблем современного учителя можно выделить следующее.
Проблема ориентации и выбора (учебника, программы), так как существует
большое количество вариативных программ; различных, часто несоответствующих этим программам учебников.
Проблема связана со всеобщей компьютеризацией. Несмотря на то, что информационные компьютерные технологии (ИКТ) внедряются везде, большинство учителей не готово к использованию ИКТ.
Проблемой является отношения педагогов к инновациям (в связи с внедрениями управления инновационными процессами в образовательных учреждениях).
Не можем оперативно оценить эффективность оказанной методической помощи, так как не получаем ответную связь от педагогов. Педагог не включается в полноценное педагогическое общение. Не всегда выбранная тема МО интересна всем педагогам, так как имеет узконаправленную специфику.
Проблема не печатания информационно-методических материалов по обобщению опыта работы, приводит к недостаточной осведомленности о новшествах педагогов.
Помочь решить проблемы, а значит необходимо создание методических объединений, помогающих учителям стать профессионально – компетентными, отвечающими требованиям современной системы образования.
Основная задача - оказание помощи педагогам в улучшении организации образовательного процесса, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей.
Цель работы – организация и методическое сопровождение педагогов в проектировании и реализации системы профессиональной деятельности в условиях модернизации образования по следующим направлениям:
- повышение теоретического, научно - методического уровня подготовки педагогов;
- организации программно – методического сопровождения, способствующего совершенствованию и повышению эффективности работы в школе;
- обеспечение выполнения единых, принципиальных подходов, информировании о нормативно – правовой базе, регулирующей работу в рамках модернизации образования и приоритетного национального проекта «Образование»;
- формирование мотивационной сферы педагогов в целях совершенствования профессиональной компетентности;
- обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта;
- вооружение современными технологиями и знанием современных форм и методов работы.
- совершенствования методики преподавания;
- развитие интеллекта и творческих способностей педагогов;
- осуществление межпредметной связи.
Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий и оказания помощи педагогу в принятии каких – либо решений. Сопровождение подразделяется на: научно – методическое; организационно- управленческое; информационное.
Деятельность методических объединений учителей планируется с учетом использования нормативно-правовой и информационной базы; курсовой подготовки; новых технологий; информации о содержании, организации и состоянии УВП, запросов и потребностей заказчиков и педагогов, особенностей преподавания предметов и реализации городских и областных программ.
Распространенной формой профессиональных объединений педагогов, являются методические объединения. Работа с методическим объединением начинается с формирования банка данных о педагогах методического объединения через диагностику, что позволяет получить реальную картину состояния педагогического сообщества. Рекомендуется проведение ряда диагностических процедур:
- изучение кадрового обеспечения;
- изучение уровня профессиональной подготовки педагогов;
- изучение затруднений;
- изучение материальной базы.
- наличие УМК;
- наличие технического оснащения и материальной базы УВП.
Основные задачи методического объединения:
- создание организационно-педагогических условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов;
- оказание адресной методической помощи;
- систематизация, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта.
Приоритетными направлениями деятельности методических объединений выдвинуты:
- информационно-аналитическая экспертная работа, методическая деятельность;
- образовательная работа;
- организационно - методическая деятельность.
Основные направления деятельности методиста как координатора деятельности городского методического объединения:
1) аттестация педагогов;
2) обобщение и распространение опыта работы;
3) методические семинары;
4) диагностика деятельности педагогов.
Одним из направлений методического сопровождения является
сопровождение инновационной деятельности педагогов, участие в экспериментальной работе.
Важнейшим разделом работы ГМО является обмен опытом при посещении уроков с использованием инновационных технологий; интерактивной доски, компьютеров, DVD, мультимедийных проекторов и другой техники.
Особого внимания требует методическое сопровождение молодых педагогов. Для этой категории педагогов эффективной работой является форма наставничества, постоянно действующие семинары, консультации, «мастер – классы» и тд.
Обобщая опыт деятельности методических объединений в целом, можно отметить, что в настоящее время уже сложилась система методического сопровождения педагогов:
- в обучении педагогов на курсах повышения квалификации;
- в разработке инструментария изучения и анализа общественного мнения;
- в организации и проведении конкурсов, мастер-классов;
- в подготовке педагогов к аттестации и др.
Методическое сопровождение помогает найти оптимальную стратегию управления инновационными процессами и оказать практическую помощь педагогам, осваивающим новые педагогические технологии.
Каковы же перспективы методической работы?
Перспективная деятельность методического объединения заключается в достижении следующих результатов:
- обеспечения методических условий для реализации программ развития образования;
- создания научно обоснованной, гибкой системы непрерывного повышения квалификации педагогов через развитие творческих способностей личности учителя;
- создания банка данных по вопросам теоретических основ и результатов творческой деятельности педагогов в области содержания и методов образования с использованием всех современных видов носителей информации;
- продолжения работы по изучению и внедрению новых технологий в практику деятельности образовательных учреждений через повышение квалификации педагогов;
- разработки программы курсовой подготовки начинающих педагогов.
Методическая служба находится в постоянном поиске интересных методов организации образовательного процесса, инновационных технологий определения качества обучения, новых действенных форм передачи опыта, благоприятных условий для личностного развития педагогов и путей повышения престижности профессии.
И если образно представить методическую службу двигающимся под горку поездом, то ускорение ему придают современные условия и требования к образованию в государственном масштабе, энергетическую подпитку мы получаем от вас, педагогов, а вот наша задача - умело справляться с обязанностями диспетчера, чтобы поезд двигался в правильном направлении и избежал аварии. Наш поезд остановить невозможно и если достаточной будет ваша энергия, то мы благополучно и спустимся с горки и вновь на неё взберёмся
Список использованной литературы
1. Алферова Л.В. Муниципальная методическая служба: проблемы и опыт//Образование в регионе: опыт, проблемы, инновации. - М.,1996г.
2. Болотов В.В. Рекомендации об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования//ОвД.-2004.-№14.С.40-44.
3. Жуковский И.В. Методическая служба и адаптивная система управления//Наука и школа.-1999.-№6.-С.12-19.
4. Кирушева Т.В. Организация методического сопровождения учителей в условиях опытно-экспериментальной работы.
5. Лукина Н.А. Диагностическая основа управления муниципальной методической службой//Педагогическая диагностика.-2002.-№2.-С.147-160.
6. Певзнер М.Н., Зайченко О.М., Ширин А.Г. Сопровождение деятельности педагогов: теоретические истоки и современное понимание.
7. Седова Н.В. Научно-методическое сопровождение образовательной системы района//Методист.-2002.-№2.-С.48-50
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.