Организация и методическое сопровождение деятельности педагогов
Оценка 5

Организация и методическое сопровождение деятельности педагогов

Оценка 5
doc
16.01.2020
Организация  и методическое сопровождение деятельности педагогов
Статья Парамоновой Т.С..doc

Организация  и методическое сопровождение деятельности педагогов

 

 Парамонова Татьяна Степановна,

методист высшей категории МБУ ДПО ЦЭМиИМС,

г.Дзержинск Нижегородской области

 

«Личность может воспитывать только личность»

                                                                                     (К.Д.Ушинский)

           

      Процесс обновления и перестройки образовательной системы требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения и воспитания, но и совершенствования работы по организации и методическому сопровождению деятельности педагогов.

      Новой школе нужен современный учитель. Способный модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого осмысления и применения в практике достижений науки и педагогического опыта. Каким же должно быть его методическое сопровождение?

      Основополагающим в содержании и структуре методического сопровождения является определение педагогической позиции и развитие инновационного потенциала учителя. Учитель ключевая фигура в системе развития, обучения и воспитания учащихся, необходимо создать условия  для развития его личности, ибо  учитель живет до тех пор, пока он учится.

     Появилась необходимость разработки вопросов организации и методического сопровождения обучение педагогов. Понятие «сопровождение», означает «следовать рядом» предоставляя, делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. Действуя по принципу «образовываюсь, образовывая», необходимо организовать не только собственное образование, но и сделать обучение педагога   научно – организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию.

      При этом необходимо создать процесс обучения как процесс сотрудничества.  с равнозначными и равноправными ролями : преподавателя, методиста, учителя. Совместное сотрудничество деятельности апробируется через такие формы обучения как; квалификационные курсы, семинары, мастер-классы, консультации, наставничество.

Выдвинуты принципы организации и сопровождения образовательного процесса:

- системности в организации и сопровождении (соблюдении соответствия целей, содержания, методов, средств организации и сопровождения);

- развития образовательных потребностей: ( выявления реального состояния имеющихся потребностей);

- опоры на опыт педагогов, (как один из источников организации и сопровождения);

 - закономерность единства управления методической работой;

- закономерное воздействие на конечный результат;

- принцип координации взаимодействия с основными, структурными подразделениями ( в планировании, реализации планов);

- принцип гибкости и вариативности, в соответствии с потребностями и интересами педагогов (вариативность предусматривает наличие максимального выбора и разнообразия структур).

      Основная миссия методической службы – качественное решение задач  развития системы образования.

      Каковы основные предпосылки организации и методического сопровождения деятельности педагогов?

      Учитель сталкивается с проблемами на всех уровнях его жизнедеятельности. Часть проблем связана с материальным обеспечением, часть с социальным статусом учителя,  часть - с укладом и настроением сообщества. Столкнувшись с проблемами, учитель находятся в кризисе своего профессионального развития.

       Учитель сталкивается  и с трудностями, связанными непосредственно с его профессиональной деятельностью – с методическими проблемами. Среди методических проблем современного учителя можно выделить следующее.

Проблема ориентации и выбора (учебника, программы), так как существует

большое количество вариативных программ; различных, часто несоответствующих этим программам учебников.

       Проблема связана со всеобщей компьютеризацией. Несмотря на то, что информационные компьютерные технологии (ИКТ) внедряются везде, большинство учителей не готово к использованию ИКТ. 

     Проблемой является отношения педагогов к инновациям (в связи с внедрениями управления инновационными процессами в образовательных учреждениях).

       Не можем оперативно оценить эффективность оказанной методической помощи, так как не получаем ответную связь от педагогов. Педагог не включается в полноценное педагогическое общение. Не всегда выбранная тема МО интересна всем педагогам, так как имеет узконаправленную специфику.

       Проблема не печатания информационно-методических материалов по обобщению опыта работы, приводит к недостаточной осведомленности о новшествах педагогов.

       Помочь решить проблемы, а значит необходимо  создание методических объединений, помогающих учителям стать профессионально – компетентными, отвечающими требованиям современной системы образования.

      Основная задача - оказание помощи педагогам в улучшении организации образовательного процесса,  обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей.

Цель работы – организация и методическое сопровождение педагогов в проектировании и реализации системы профессиональной деятельности в условиях модернизации образования по следующим направлениям:

- повышение теоретического, научно - методического уровня подготовки педагогов;

- организации программно – методического сопровождения, способствующего совершенствованию и повышению эффективности работы в школе;

- обеспечение выполнения единых, принципиальных подходов, информировании о нормативно – правовой базе, регулирующей работу в рамках модернизации образования и приоритетного национального проекта «Образование»;

- формирование мотивационной сферы педагогов в целях совершенствования профессиональной компетентности;

- обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта;

- вооружение современными технологиями и знанием современных форм и методов работы.

- совершенствования методики преподавания;

- развитие интеллекта и творческих способностей педагогов;

- осуществление межпредметной связи.

    Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий   и оказания помощи педагогу в принятии каких – либо решений.   Сопровождение подразделяется на: научно – методическое; организационно- управленческое; информационное. 

      Деятельность методических объединений учителей планируется с учетом использования нормативно-правовой и информационной базы; курсовой подготовки; новых технологий; информации о содержании, организации и состоянии УВП, запросов и потребностей заказчиков и педагогов, особенностей преподавания предметов и  реализации городских и областных программ.

      Распространенной формой профессиональных объединений педагогов, являются методические объединения. Работа с методическим объединением  начинается с формирования банка данных о педагогах методического объединения через диагностику, что позволяет получить реальную картину состояния педагогического сообщества. Рекомендуется проведение ряда диагностических процедур:

- изучение кадрового обеспечения;

- изучение уровня профессиональной подготовки педагогов;

- изучение затруднений;

- изучение материальной базы.

- наличие УМК;

- наличие технического оснащения и материальной базы УВП.

       Основные задачи методического объединения:

- создание организационно-педагогических условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов;

-  оказание адресной методической помощи;

- систематизация, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта.     

     Приоритетными направлениями деятельности методических объединений  выдвинуты:

- информационно-аналитическая экспертная работа, методическая деятельность;

- образовательная работа;

- организационно - методическая деятельность.

        Основные направления деятельности  методиста  как координатора деятельности городского методического объединения:

1)  аттестация педагогов;

2)  обобщение и распространение опыта работы;

3)  методические семинары;

4)  диагностика деятельности педагогов.

         Одним  из направлений   методического    сопровождения    является

сопровождение инновационной деятельности педагогов, участие в экспериментальной работе.

     Важнейшим разделом работы ГМО является обмен опытом при посещении уроков с использованием инновационных технологий;  интерактивной доски, компьютеров, DVD, мультимедийных проекторов и другой техники.

      Особого внимания требует методическое сопровождение молодых педагогов.  Для этой категории педагогов эффективной работой является форма  наставничества, постоянно действующие семинары, консультации, «мастер – классы» и тд.                                                    

     Обобщая опыт деятельности методических объединений  в целом,  можно отметить, что в настоящее время уже сложилась система  методического сопровождения  педагогов:

 - в обучении педагогов на курсах повышения квалификации;

 - в разработке инструментария изучения и анализа общественного мнения;

 - в организации и проведении конкурсов, мастер-классов;

 - в подготовке педагогов к аттестации и др.

        Методическое сопровождение помогает найти оптимальную стратегию управления инновационными процессами и  оказать практическую помощь педагогам, осваивающим новые педагогические технологии.

        Каковы же перспективы  методической работы?

  Перспективная деятельность методического объединения заключается в достижении следующих результатов:

 - обеспечения методических условий для реализации программ развития образования;

 - создания научно обоснованной, гибкой системы непрерывного повышения квалификации педагогов через развитие творческих способностей личности учителя;

 - создания банка данных по вопросам теоретических основ и результатов творческой деятельности педагогов в области содержания и методов образования с использованием всех современных видов носителей информации;

 - продолжения работы по изучению и внедрению новых  технологий в практику деятельности образовательных учреждений через повышение квалификации педагогов;

- разработки программы курсовой подготовки начинающих педагогов.

         Методическая служба находится в постоянном поиске интересных методов организации образовательного процесса, инновационных технологий определения качества обучения, новых действенных форм передачи опыта, благоприятных условий для личностного развития педагогов и путей повышения престижности профессии.

И если образно представить методическую службу двигающимся под горку поездом, то ускорение ему придают современные условия и требования к образованию в государственном масштабе, энергетическую подпитку мы получаем от вас, педагогов, а вот наша задача - умело справляться с обязанностями диспетчера, чтобы поезд двигался в правильном направлении и избежал аварии. Наш поезд остановить невозможно и если достаточной  будет ваша энергия, то мы благополучно и спустимся с горки и вновь на неё взберёмся

 

 

 

Список использованной литературы

 

      1.  Алферова  Л.В.  Муниципальная методическая служба: проблемы и опыт//Образование в регионе: опыт, проблемы, инновации. - М.,1996г.

2. Болотов В.В.  Рекомендации об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования//ОвД.-2004.-№14.С.40-44.

3. Жуковский И.В.  Методическая служба и адаптивная система управления//Наука и школа.-1999.-№6.-С.12-19.

4. Кирушева Т.В.  Организация методического сопровождения учителей в условиях опытно-экспериментальной работы. 

5. Лукина Н.А.  Диагностическая основа управления муниципальной методической службой//Педагогическая диагностика.-2002.-№2.-С.147-160.

6. Певзнер М.Н., Зайченко О.М., Ширин А.Г.  Сопровождение деятельности педагогов: теоретические истоки и современное понимание.

7. Седова Н.В. Научно-методическое сопровождение образовательной системы района//Методист.-2002.-№2.-С.48-50

 

Организация и методическое сопровождение деятельности педагогов

Организация  и методическое сопровождение деятельности педагогов

Организация и методическое сопровождение деятельности педагогов

Организация  и методическое сопровождение деятельности педагогов

Организация и методическое сопровождение деятельности педагогов

Организация  и методическое сопровождение деятельности педагогов

Организация и методическое сопровождение деятельности педагогов

Организация  и методическое сопровождение деятельности педагогов

Организация и методическое сопровождение деятельности педагогов

Организация  и методическое сопровождение деятельности педагогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020