Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«ШКОЛА № 88 г. ДОНЕЦКА»
Организация и осуществление внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях
Выполнил:
Белоконенко Александр Григорьевич,
учитель физической культуры
Донецк -2021
Здоровье подрастающего поколения – предмет пристального внимания государства, общества, системы образования. Постоянное усложнение образовательного процесса, требующее все большего умственного и нервно-психического напряжения, приводит к тому, что более 70% обучающихся образовательных учреждений ведут малоподвижный образ жизни, проводят большую часть времени за уроками и перед компьютером.
Современная школа по-прежнему ищет пути построения образовательного процесса, обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Предпосылки к построению такого образовательного процесса прослеживаются в нормативно-правовых документах последних лет, в частности, в Конституции ДНР, Законе ДНР «Об образовании», Законе «О физической культуре и спорте» (ст. 39), Приказе МОН ДНР «Об утверждении базисного учебного плана» и других.
Основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная деятельность), которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать творческий подход.
Актуальность. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: наблюдается резкое снижение процента здоровых детей.
Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др. Существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье ребёнка, определяется воздействием внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим воздействиям. Учащихся необходимо научить правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма.
Необходимость построения внеурочной деятельности нужна для того, чтобы ученик сохранил физическое и духовное здоровье, укрепил веру в свои силы, сформировал симпатию к людям, окружающим его в лицее, проявил интерес к содержанию школьной жизни.
Одним из главных факторов спортивной жизни школы является организация и проведение учебной и внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Дни здоровья
Дни здоровья проводятся один раз в четверть с охватом всех учащихся 1-11 классов. В программу соревнований входят спортивные и подвижные игры, «Веселые старты» и эстафеты. Выбирается лучший спортивный класс и лучший спортсмен школы.
Недели физической культуры
В течение недели проводятся различные спортивные мероприятия во всех классах. В рамки недели физкультуры включены следующие мероприятия:
Веселые старты» |
1-2 классы |
«Веселые старты» |
3-4 классы |
Конкурс спортивных стенгазет |
5-9 классы |
«Чемпионат веселого мяча» |
5-9 классы |
«А, ну-ка, парни!» |
10-11 классы |
Соревнования по настольному теннису |
5-11 классы |
Формы внеклассной работы
Важной составной частью и отличительной особенностью организации внеурочной деятельности в школе является подготовка и проведение спортивно - массовых мероприятий.
«Часы игр» проводятся во внеурочное время, а также и каникулярный период, причём сбор детей для участия в играх назначается в определенный день и час в школе или на площадке. В хорошую погоду осенью и зимой, а также в летнее время игры проводятся на открытом воздухе; лишь в ненастную, ветреную и холодную погоду они проводятся в закрытом помещении, где температурные условия для игр на воздухе те же, что и для занятий другими упражнениями. Проводимые игры всегда соответствуют возрасту и подготовленности играющих, доступны для мальчиков и девочек, просты по содержанию, легко объяснимы, интересны и увлекательны. Комплекс игр составляется так, чтобы в нем были игры с различным содержанием, и нагрузкой и эти игры правильно чередуются. В одно занятие вводятся игры спокойные и игры с большой подвижностью.
В начальных классах школы большое применение имеют командные игры, близкие по своему содержанию к спортивным. К ним относятся «Эстафеты», «Лапта», «Гонка мячей», «Охотники и утки» и многие другие.
Как любимое занятие детей во внеурочное время, игры проводятся не только в специальные «часы игр», но также на праздниках, прогулках, экскурсиях.
Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеурочной работы по физическому воспитанию в начальной школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе физкультуры, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив.
Соревнования, как и другие виды внеурочной работы, включаются в общий годовой план работы школы. В начале учебного года точно определяются сроки проведения, положение и программы соревнований. С учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка к соревнованиям. Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения и зачет, порядок награждения лучших участников команд, форма заявки и сроки ее представления.
С учащимися начальных классов школы проводятся соревнования по играм. В программу соревнований по играм включаются подвижные игры из школьной учебной программы и игры, которые были хорошо разучены на внеурочных занятиях.
Программа любых соревнований разрабатывается с учетом физической подготовленности учащихся. Спортивные соревнования в школе проводятся в классе между командами, а в школе между классами.
Спортивные праздники
Спортивные праздники обычно посвящены тематическим датам. В школе традиционно проводятся следующие мероприятия, посвященные знаменательным датам: «А, ну-ка, парни!», «Вперед, девчата!», Смотр строя и песни и другие.
Количество школьников, принимающих участие во внеурочных мероприятиях, с каждым годом увеличивается, что свидетельствует о возрастании интереса ребят к физической культуре лично, появлению целевой установки на здоровый образ жизни.
Работа школьного спортивного клуба «Виктория»
С целью реализации федеральных государственных образовательных стандартов в Донецкой Народной Республике определены новые подходы к реформированию учебного процесса в образовательных организациях и организации внеурочной деятельности обучающихся. Одним из важнейших направлений реформирования образовательного процесса является создание школьных спортивных клубов в каждой образовательной организации Донецкой Народной Республики до 2025 года.
Школьный спортивный клуб - общественная организация учителей, родителей и учащихся, способствующая развитию физической культуры, спорта и туризма в школе.
Школьный спортивный клуб в МБОУ «Школа №88 г. Донецка» создан с целью организации и проведения спортивно-массовой работы во внеурочное время. Общее руководство клубом осуществляется Советом клуба. Клуб имеет название, свой флаг, спортивную форму и эмблему .
Задачами спортивного клуба «Виктория» являются:
· активизация физкультурно-спортивной работы и участие всех учащихся в спортивной жизни школы;
· укрепление здоровья и физическое совершенствование учащихся на основе систематически организованных внеклассных спортивно-оздоровительных занятий для детей, учителей, родителей;
· закрепление и совершенствование умений и навыков, полученных на уроках физической культуры, формирование жизненно необходимых физических качеств;
· воспитание общественной активности и трудолюбия, творчества и организаторских способностей;
· привлечение к спортивно-массовой работе в клубе известных спортсменов, ветеранов спорта, родителей учащихся;
· профилактика таких асоциальных проявлений в детской и подростковой среде как наркомания, курение, алкоголизм, сексуальная распущенность, выработка потребности в здоровом образе жизни.
Спортивный клуб ежегодно на собрании представителей классов избирает совет из 5-9 человек (председатель, его заместитель, секретарь, председатель коллегии судей и члены клуба), который непосредственно руководит его работой. Между членами совета распределяются обязанности по руководству комиссиями:
Комиссия по спортивно-массовой работе помогает руководству школы, классным руководителям и учителям ФК в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, «Дня здоровья»;
Комиссия по пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни организует свою работу через стенную печать, лекционную работу, спортивные праздники, показательные выступления спортсменов. Она создает уголок физической культуры, помещая в нем иллюстрированные и печатные материалы о спорте, организует беседы на темы о значении физической культуры, правилах гигиены, режима питания, двигательной активности, привлекая для этого педагогов, родителей, представителей медицинского персонала;
Комиссия по подготовке общественных инструкторов и судей помогает учителю физической культуры готовить и направлять общественных инструкторов, судей и физоргов для организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в школе;
Хозяйственная комиссия содействует руководству школы в благоустройстве спортивных сооружений, обеспечении сохранности и пополнении спортивного оборудования и инвентаря.
Совет клуба отчитывается один раз в году перед конференцией представителей классов. Свою работу совет организует с помощью представителей классов и спорторгов, являющихся непосредственными организаторами физкультурных мероприятий в классах.
Среди членов школьного спортивного клуба есть ребята с различными заболеваниями, в том числе, хроническими: ослабленное зрение, сколиоз и другие. Программа работы клуба помогает каждому ребенку (здоровому и не совсем здоровому) активно жить, достигать успехов в разнообразной деятельности, отдавая свои силы на созидание и решение задач, связанных с творчеством и спортом. Членство в клубе способствует закладыванию в учащихся понятия «здоровый образ жизни» со школьных лет.
Как особые виды социальной деятельности, физкультура и спорт связаны с воспитанием ребенка в широком смысле слова. Вовлечение в спорт детей через масштабную работу школьных спортивных клубов определяет такую устойчивую позицию юных членов, которая делает их склонными к тому, чтобы взять на себя какие-то определенные обязательства, и выполнять их не только по личному желанию, а в силу необходимости этих действий для коллектива. Одновременное существование этих двух моментов (личное желание и долг перед коллективом) оказывает существенное влияние на воспитание человека, особенно школьника подросткового возраста, так как именно в этот период в характере закрепляются качества, которые становятся основополагающими всей его жизни.
Отношения, складывающиеся в процессе спортивной деятельности ШСК, становятся источником формирования у школьников таких нравственных качеств, как: гармония общественного и личного, оценка значимости личности по заслугам перед обществом. Общественная значимость - явление специфическое для спортивной деятельности. Оно связано с большим общественным влиянием физкультуры и спорта на воспитание общественной активности, под которой понимается процесс включения человека в общественно-значимую деятельность, усвоение опыта социальной жизни, образцов поведения, социальных норм.
Выводы
Физическое воспитание часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и, в конечном итоге, на достижение физического совершенства.
Главным целевым ориентиром ставят достижение интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития школьника, становление и проявление их индивидуальности организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию самих себя и окружающей действительности.
Список литературы
1. Культура здоровья школьников. 5-11 классы: комплексно-тематические занятия/ К.Е. Безух – Волгоград: Учитель, 2011.-263 с.
2. Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации/А.Н. Каинов.- Волгоград: Учитель, 2011.-167 с.
3. Справочник учителя физической культуры/П. А. Киселев, С.Б. Киселева- Волгоград: Учитель, 2010.-239 с.
4. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
5. Брыкин А.Т. Гимнастика. Оздоровительные виды гимнастики и программированное обучение упражнениям: метод.разработки для ИФК.-М.,1980.Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физкультуры. – М.: Физкультура и спорт, 1998.
6. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений/ Пер. с польск. – М.: Физическая культура и спорт, 1998.
7. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: Пособие для учителя/ В.П. Богословский, М.Н. Дробышев и др. М.: Просвещение, 1985. (Б-ка учителя физической культуры).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.