Павлов Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация: г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат
премии им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ)
Содержание программы организации и проведения опытно-экспериментальной работы по педагогической технологии проблемно-модульного обучения включает следующие темы:
1.1. Педагогическая технология как инновационная категория:
- Эволюция понятия «педагогическая технология».
- Определение понятия «технология обучения».
- Существенные признаки педагогической технологии: гарантированная результативность, воспроизводимость, целостность, экономия, визуализация и др.
- «Древо» педагогических технологий развития мышления.
1.2. Проектирование технологии проблемно-модульного обучения:.
- Сущность проблемно-модульного обучения.
- Слагаемые технологии: концепция «инженерии знаний», теория проблемного и модульного обучения.
- Нейропсихологические основы проблемно-модульного обучения.
- Границы применимости технологии.
1.3. Целевая компонента и ведущие принципы технологии:
- Таксономия целей. Целевая установка технологии проблемно-модульного обучения: мобильность знания, гибкость метода и критичность мышления. Уровень минимальной компетентности. Отражение целевой компоненты в учебных планах и программах.
- Ведущие принципы технологии: «системного квантования», модульности, проблемности и др.
- Гибкость - стержневая характеристика проблемно-модульного обучения.
1.4. Проблемно-модульное конструирование содержания обучения:
- Анализ содержания и характера профессиональной деятельности. Выделение укрупненных профессионально значимых проблем.
- Общая структура проблемного модуля. Наполнение блоков проблемного модуля предметным содержанием.
- Построение учебной проблемно-модульной программы.
1.5. Система средств реализации технологии проблемно-модульного обучения:
- Выбор и сочетание методов проблемно-модульного обучения. Ведущие формы проблемно-модульного обучения.
- Построение картотек и создание фондов: психолого-педагогических закономерностей, активных форм и методов обучения, эвристических приемов мышления.
- Конструирование системы упражнений в технологии проблемно-модульного обучения.
1.6. Техника проблемного модулирования:
- Кодирование и декодирование информации. Модели представления знаний: логические, продукционные модели, фреймы, сенантические сети и др. Когнитивная графика.
- Приёмы когнитивной визуализации.
- Контрольные, обобщающие, информационные, проблемные учебные элементы.
1.7. Контроль и оценка в технологии проблемно-модульного обучения:
- Недостатки традиционной системы контроля.
- Рейтинговая система оценки учебных достижений. Преимущества и недостатки рейтинговой системы.
- Приёмы построения тестов и тестовых заданий. Отражение элементов профессиональной компетентности в тестовых заданиях.
Тематическое планирование включает распределение указанного содержания по различным формам организации переподготовки: лекции, семинары, практические занятия, консультации.
Требования к профессионально-педагогической компетентности преподавателей, прошедших переподготовку по технологии проблемно-модульного обучения, отражают минимальный уровень компетентности, необходимый для успешного внедрения данной технологии в практику работы. Этот уровень определён по каждой теме программы.
1. Педагогическая технология как инновационная категория.
Уровень минимальной компетентности:
- иметь представление о существенных признаках педагогической технологии;
- знать определение педагогической технологии;
- уметь различать педагогическую технологию от родственных понятий: методика, дидактическая система и т.д.;
- знать основные особенности новых педагогических технологий развития мышления учащихся.
2. Проектирование технологии проблемно-модульного обучения.
Уровень минимальной компетентности:
- понимать смысл проблемно-модульного обучения;
- иметь представление о дидактически адаптированной концепции инженерии знаний;
- знать особенности «обучения на ошибках»;
- чётко представлять преимущества и недостатки проблемно-модульного обучения.
3. Целевая компонента и ведущие принципы технологии.
Уровень минимальной компетентности:
- иметь представление о таксономии целей в когнитивной области;
- знать компоненты профессиональной компетентности;
- уметь определять уровень минимальной компетентности изучения конкретной дисциплины;
- понимать смысл ведущих принципов проблемно-модульного обучения;
- знать особенности проявления гибкости технологии.
4. Проблемно-модульное конструирование содержания обучения.
Уровень минимальной компетентности:
- знать определение проблемного модуля;
- чётко представлять общую структуру проблемного модуля;
- уметь выделять укрупненные проблемы в учебном материале;
- знать основы конструирования проблемно-модульной учебной программы.
5. Система средств реализации технологии.
Уровень минимальной компетентности:
- уметь составлять и пользоваться картотекой и фондом активных форм и методов обучения;
- знать критерии выбора методов обучения;
- уметь составлять и применять картотеку психолого-педагогических закономерностей;
- владеть картотекой эвристических приемов решения задач;
- иметь представление о классификации методов обучения в проблемно-модульной технологии;
- знать основные типы упражнений и уметь их подбирать к проблемному модулю.
6. Техника проблемного модулирования.
Уровень минимальной компетентности:
- знать основные приёмы когнитивной визуализации;
- уметь конструировать контрольные учебные элементы;
- владеть способами построения обобщающих учебных элементов;
- уметь строить фреймы проблемы;
- иметь представление о роли цвета в технике проблемного модулирования.
7. Контроль и оценка в технологии проблемно-модульного обучения.
Уровень минимальной компетентности:
- знать преимущества и недостатки рейтинговой системы;
- уметь составлять рейтинг-лист;
- уметь строить тесты и подбирать к ним задания;
- владеть методикой подсчета рейтинга и перевода его в традиционную систему оценки.
По данной программе прошли переподготовку около 120 преподавателей колледжей, лицеев, гимназий и школ в рамках Международного Инновационного Научно-Исследовательского Образовательного Дистанционно-Сетевого Педагогического Комплекса (МИНИОДСПК) «ПЕДКАМПУС» (Москва – Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск).
Результаты переподготовки показывают, что у преподавателей, прошедших обучение по данной программе, в среднем на 20-23% (по сравнению с их первоначальным уровнем) повысилась профессионально-педагогическая компетентность по следующим основным позициям:
- знание существенных признаков педагогической технологии;
- знание чёткой разницы между технологией обучения и методикой;
- понимание идеи проблемно-модульного обучения;
- владение технологией постановки учебных целей на основе компетентности;
- знание общей структуры проблемного модуля;
- умение составлять проблемно-модульную учебную программу;
- владение критериями выбора методов обучения;
- владение приемами когнитивной визуализации;
- умение применять рейтинговую систему контроля и оценки учебных достижений.
Успешная подготовка и переподготовка преподавателей во многом гарантирует эффективное внедрение технологии проблемно-модульного обучения в учебно-познавательный и воспитательный процесс.
Комплексное решение вопросов и проблем организации и проведении опытно-экспериментальной работы по педагогической технологии проблемно-модульного обучения – одна из актуальных проблем современной педагогики.
Не претендуя на целостное решение этой проблемы, мы сосредоточили свои усилия на одном из вариантов проектирования гибкой технологии обучения, базирующейся на проблемно-модульном подходе. По нашему мнению, данный подход обладает широкими возможностями и богатым потенциалом в обеспечении, именно гибкости процесса обучения. Потенциал предлагаемой нами технологии проблемно-модульного обучения заложен в теоретических концепциях, составляющих методологическую основу технологии.
В первую очередь, - это общая теория функциональных систем и ведущие ее принципы: системного квантования, модульности и проблемности. Во-вторых, – это интеграция дидактически адаптированных теорий, вытекающих из перечисленных принципов: теории «сжатия» знаний, теории проблемного и модульного обучения.
Целостным качеством, возникающим в результате интеграции этих теорий, и является гибкость, а технология, сконструированная на основе данной интеграция, получила название гибкой технологии проблемно-модульного обучения.
В процессе изложения основных особенностей предлагаемой технологии мы попытались ответить на следующие важные вопросы:
- Как отбирать и структурировать содержание учебного материала?
- Как выделять базовый необходимый минимум знаний и умений учащихся?
- Что ставить во главу угла: описательные знания (информацию) или познавательные методы (инструмент для получения информации и её переработки)?
- Как обеспечить уровневую и профильную дифференциацию обучения?
- Как наглядно и компактно конструировать учебные элементы и дидактические материалы?
- Как выбирать и сочетать целесообразные методы и формы обучения?
- Как стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся при помощи рейтинговой системы контроля и оценки?
Мы постоянно держим в поле зрения самый главный вопрос любой технологии обучения: «Как учить результативно?»
Литература
1. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. — М., 1973. - С. 5-61.
2. Балашов Ю. К., Рыжов В. А. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма. - М.: Высшая школа, 1987.
3. Балк М. Б., Балк Г. Д. О привитии школьникам навыков эвристического мышления // Математика в школе. - 1985. - № 2. -С. 55-60.
4. Башмаков М. И. Математика. - М.: Высшая школа, 1987.
5. Бескин Н.М. Методика геометрии. - М.; Л.: Учпедгиз, 1947.
6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989.
7. Боголюбов В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Сов. педагогика. - 1991. - № 9. - С. 123-128.
8. Б р а д и с В. М. Методика преподавания математики в средней школе. - М.: Учпедгиз, 1954.
9.Буш Г. Я. Основы эвристики для изобретателей. - Рига, 1977.
10. Васильева Т. В. Модули для самообучения // Вестник высшей 'школы. - 1988. - № 6. - С. 86-87.
11. Вевдровская Р. Б. Очерки истории советской дидактики. -— М.: Педагогика, 1982.
12.Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991.
13. Гареев В. М. и др. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. - 1987. - № 8.
14. Германович П. Математика в школах профотбора // Просвещение на транспорте. - 1927.-№ 7-8.
15. Гнеденко Б. В., Черкасов Р. С. О курсе математики в школах Японии // Математика в школе. - 1988. - № 5.
16. Грегори Р. Л. Разумный глаз. - М.: Мир, 1972.
17. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.
18.3арецкий М. И. За качество урока в школе ФЗУ // За промышленные кадры. - 1933. - № 12.
19. Зенкин А. А. Когнитивная компьютерная графика. - М.: Наука, 1991.
20. Кандрашина Е. Ю. и др. Представление знаний о времени и пространстве в интеллектуальных системах / Под ред. Д. А. Поспелова - M.: Мир, 1989.
21. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989.
22. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.
23. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: вопросы образования. - 1988. - № 1.
24. Ланков А. В. Математика в трудовой школе: Очерки по методике математики. - М.: Работник просвещения, 1924.
25. Лебединцев К. Ф. Введение в современную методику математики. - Киев: Гос. изд-во Украины, 1925.
26. Лобачевский Н. И. Научно-педагогическое наследие / Отв. ред. П. С. Александров и Б. Л. Лаптев. - М.: Наука, 1976.
27. Марев И. Методологические основы дидактики. - М.: Педагогика, 1987.
28. Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975.
29. М а х м у т о в М. И. Современный урок. - М.: Педагогика, 1985.
30. Метельский Н. В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. - Минск: Высшая школа, 1977.
31. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика / Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. - Ml: Просвещение,
32. Минский М. Фреймы для представления знаний. - М.: Энергия,
33. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. - М.: Педагогика, 1981.
34. Моро М. И., Пышкало A.M. О. совершенствовании методов обучения математике // О совершенствовании методов обучения математике. - М.: Просвещение, 1978. - С. 7-51.
35. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990.
36. Петрусинский В. В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. - М.: Высшая школа, 1987.
37. Пойа Д. Математическое открытие. - М.: Наука, 1976.
38. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. — М.: Наука, 1975.
39. Приобретение знаний / Пер. с япон. / Под ред. С. Осуги, Ю. Саэки. - М.: Мир, 1990.
40. Представление и использование знаний / Пер. с япон. / Под ред. X. Уэно. - М.: Мир, 1989.
41. Программа-минимум единой трудовой школы. Вторая ступень. - Л., 1925.
42. Рабочая книга по математике: Пособие для изучения математики по лабораторному плану и по аккордной системе / Под ред. Г. А. Понперека. - Ч. 1-3. - М.: Госиздат, 1923.
43. Рогинский В. М. Азбука педагогического труда. - М.: Высшая школа, 1990.
44. Рыбаков А. Система проектов в школе ФЗУ // Жизнь рабочей Школы. - 1930. - № 1. - С. 30-35.
45. Сагалович Г. Математика в комплексной системе преподавания в школе первого концерта. - Минск, 1928.
46. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. - М.: Изд-во МГУ, 1989.
47. Системный анализ процесса мышления / Под ред. К. Д. Судакова. - М.: Медицина, 1989.
48. Третьяков М. Иллюстрированный метод на уроках математики //Жизнь рабочей школы. - 1929. - № 5. - С. 41-48.
49. Ф о р м ы и методы общеобразовательной подготовки / Под ред. М. И. Махмутова. - М.: Педагогика, 1986.
50. Хамблин Д. Формирование учебных навыков. - М.: Педагогика, 1986.
51. Цирюльников А. Чему учиться: Заметки на полях истории педагогики // Учительская газ. - 1988. - 19,20,21 апр.
52. Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. - М.: просвещение, 1988.
53. Черкасов Р. С, Отани М. Новая программа по математике в школах Японии // Математика в школе. - 1991. - № 1. - С. 73-75.
54. Шатих Л.Г. Структурные матрицы и их применение для исследования систем, - М.: Машиностроение, 1991.
55.Шохор-Троицкий СИ. Геометрия на задачах: (Основной курс). - М.: Изд-во т-ва И. Д. Сытина, 1913.
56. Эйнштейн А. Физика, и реальность. - М.: Наука, 1965.
57. Эделмак Дж., Маунткастл В. Разумный мозг. - М.: Мир, 1981.
58. Эрдниев П. М. Системность знаний и укрупнение дидактической единицы // Сов. педагогика. - 1975. - № 4. - С. 72-80.
59. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989.
60. Ястребинецкий Г. А., Блох А. Я. О математическом образовании в средних школах США. // Математика в школе. - 1988. - J* 4. - С. 73-76.
61. Вi11stein R., Lott T. Mathematics for Liberal arts: A problem solving approach. - Menlo Park: Benjamin Cummings, 1986.
62. В1аnк W. Е. Handbook for developing Competency-Based Training Programs. - New-Jersey: Prentice Hall, 1982.
63. Bloom B. S., Broder L. Problem solving processes of college students. Supplementary Education Monograph. - Chicago: University of Chicago Press, 1950.
64. Bransford J. D., Stein S. B. The IDEAL problem solver.-" N-Y.: W.H. Freeman & C, 1984. -U .
65. Вгite11 Т. К. Competency and Exellence Minimum Competency Achivment Testing/Taeger R. M. & Title C.K. (eds). - Berkeley, 1980. -P. 23-29.
66. Сuгсh C. Modular courses in British higher education // A critical yassesment in higher education bulletin. - 1975, Vol. 3. - P. 65-84.
67. Goldschmidt В., Goldschmidt M. Modular Instruction in Higher Education // Higher Education. - 1972. - № 2. - P. 15-32.
68.International Annual on educational technology. - London, 1978-1979.
69. Кilpatriс Т. A retrospective account of the past twenty-five years of research on teaching mathematical problem solving // Teaching and Learning Mathematical Problem Solving: Multiple research perspectives. -London: LEA, 1985. - P. 1-16.
70. Lange V. Geometry in modules: Teacher's Manual. - London: Addison-Wesley P. C, 1986.
71. MadiganS., Rоuse M. Picture memory and visual-generation processes//The American Journal of Psychology.-1974, Vol. 87.-P. 151-158.
72. Modularization and progression: Issues in the 14-19 curriculum: Working Paper. - London: London Univ. Press. - 1989. - № 6.
73. Modularization and the new curricular. - London: FESC Report, 1986; Vol. 19. - № 4.
74. Moon B. Introducing the modular curriculum // The modular curriculum. - London, 1988. - P. 9-21.
75. Noddings N. Small groups as a setting for research on mathematical problem solving // Teaching and Learning Mathematical problem solving. -London; 1985. - P. 345-360.
76. Riss1and E. L. Artificial intelligence and the learning of mathematics: A tutorial sampling // Teaching and Learning Mathematical-problem solving. - London, 1985. - P. 147-176.
77. Russell J. D. Modular Instruction // A Guide to the Design, Selection, Utilization and Evaluation of Modular Materials. - Minneapolis; BPC, 1974.
78. Sсhoenfeld A. H. Mathematical problem solving. - London: Academic Press, 1985.
79.Watkins P. Modular approaches to the secondary curriculum // SCDC. - London, 1986. - P. 12-18.
86. Барабан М.А. О проведении уроков "Анализ контрольной работы" // Математика в школе. - 1988. - № 3. - С. 24-25.
81. Башмаков М.И., Резник Н.А. Развитие визуального мышления на уроках математики // Математика в школе. - 1991. -М 1. - С 4-8.
82. Векслер С. И. Найтии преодолеть ошибку // Математика в школе. - 1989. - № 5. - С. 40-42.
83. Вивюрский В.Я. Обнаружение и исправление ошибок по химии//Сред. спец. образование. - 1989. - № 1. - С. 22-23.
84. 3ив Б . Г. Быстротечные минуты урока // Математика в школе. - 1988. - № 3. - С. 13-17.
85. Методика блочно-модульного обучения / Под ред. О.Е. Лисейчикова и М.А. Чошанова. - Краснодар: Сов. Кубань, 1989. - 123 с.
86. Тетерина Д. Д. Модульная система изучения органической химии//Специалист. - 1992. -№ 3. - С. 5-6.
87. Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей / Сост. Э.М. Браверман. Под ред. В.Г. Разумовского. - М.: Просвещение, 1993.- 288 с
88. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 1992. - 175 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.