ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ).

  • docx
  • 16.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 16.02.22.docx

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация: г. Москва – г. Санкт-Петербург –

г. Петрозаводск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Лауреат премии им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ)

     Содержание программы организации и проведения опытно-экспериментальной работы по педагогической технологии проблемно-модульного обучения включает следующие темы:

     1.1. Педагогическая технология как инновационная категория:

- Эволюция понятия «педагогическая технология».

- Определение понятия «технология обучения».

- Существенные признаки педагогической технологии: гарантированная результативность, воспроизводимость, целостность, экономия, визуализация и др.

- «Древо» педагогических технологий развития мышления.

     1.2. Проектирование технологии проблемно-модульного обучения:.

- Сущность проблемно-модульного обучения.

- Слагаемые технологии: концепция «инженерии знаний», теория проблемного и модульного обучения.

- Нейропсихологические основы проблемно-модульного обучения.

- Границы применимости технологии.

     1.3. Целевая компонента и ведущие принципы технологии:

- Таксономия целей. Целевая установка технологии проблемно-модульного обучения: мобильность знания, гибкость метода и критичность мышления. Уровень минимальной компетентности. Отражение целевой компоненты в учебных планах и программах.

- Ведущие принципы технологии: «системного квантования», модульности, проблемности и др.

- Гибкость - стержневая характеристика проблемно-модульного обучения.

     1.4. Проблемно-модульное конструирование содержания обучения:

- Анализ содержания и характера профессиональной деятельности. Выделение укрупненных профессионально значимых проблем.

- Общая структура проблемного модуля. Наполнение блоков проблемного модуля предметным содержанием.

- Построение учебной проблемно-модульной программы.

     1.5. Система средств реализации технологии проблемно-модульного обучения:

- Выбор и сочетание методов проблемно-модульного обучения. Ведущие формы проблемно-модульного обучения.

- Построение картотек и создание фондов: психолого-педагогических закономерностей, активных форм и методов обучения, эвристических приемов мышления.

- Конструирование системы упражнений в технологии проблемно-модульного обучения.

     1.6. Техника проблемного модулирования:

- Кодирование и декодирование информации. Модели представления знаний: логические, продукционные модели, фреймы, сенантические сети и др. Когнитивная графика.

- Приёмы когнитивной визуализации.

- Контрольные, обобщающие, информационные, проблемные учебные элементы.

     1.7. Контроль и оценка в технологии проблемно-модульного обучения:

- Недостатки традиционной системы контроля.

- Рейтинговая система оценки учебных достижений. Преимущества и недостатки рейтинговой системы.

- Приёмы построения тестов и тестовых заданий. Отражение элементов профессиональной компетентности в тестовых заданиях.

      Тематическое планирование включает распределение указанного содержания по различным формам организации переподготовки: лекции, семинары, практические занятия, консультации.

     Требования к профессионально-педагогической компетентности преподавателей, прошедших переподготовку по технологии проблемно-модульного обучения, отражают минимальный уровень компетентности, необходимый для успешного внедрения данной технологии в практику работы. Этот уровень определён по каждой теме программы.

     1. Педагогическая технология как инновационная категория.

     Уровень минимальной компетентности:

- иметь представление о существенных признаках педагогической технологии;

- знать определение педагогической технологии;

- уметь различать педагогическую технологию от родственных понятий: методика, дидактическая система и т.д.;

- знать основные особенности новых педагогических технологий развития мышления учащихся.

     2. Проектирование технологии проблемно-модульного обучения. 

     Уровень минимальной компетентности:

- понимать смысл проблемно-модульного обучения;

- иметь представление о дидактически адаптированной концепции инженерии знаний;

- знать особенности «обучения на ошибках»;

- чётко представлять преимущества и недостатки проблемно-модульного обучения.

     3. Целевая компонента и ведущие принципы технологии. 

     Уровень минимальной компетентности:

- иметь представление о таксономии целей в когнитивной области;

- знать компоненты профессиональной компетентности;

- уметь определять уровень минимальной компетентности изучения конкретной дисциплины;

- понимать смысл ведущих принципов проблемно-модульного обучения;

- знать особенности проявления гибкости технологии.

     4. Проблемно-модульное конструирование содержания обучения.

      Уровень минимальной компетентности:

- знать определение проблемного модуля;

- чётко представлять общую структуру проблемного модуля;

- уметь выделять укрупненные проблемы в учебном материале;

- знать основы конструирования проблемно-модульной учебной программы.

     5. Система средств реализации технологии. 

     Уровень минимальной компетентности:

- уметь составлять и пользоваться картотекой и фондом активных форм и методов обучения;

- знать критерии выбора методов обучения;

- уметь составлять и применять картотеку психолого-педагогических закономерностей;

- владеть картотекой эвристических приемов решения задач;

- иметь представление о классификации методов обучения в проблемно-модульной технологии;

- знать основные типы упражнений и уметь их подбирать к проблемному модулю.

     6. Техника проблемного модулирования. 

     Уровень минимальной компетентности:

- знать основные приёмы когнитивной визуализации;

- уметь конструировать контрольные учебные элементы;

- владеть способами построения обобщающих учебных элементов;

- уметь строить фреймы проблемы;

- иметь представление о роли цвета в технике проблемного модулирования.

     7. Контроль и оценка в технологии проблемно-модульного обучения.

     Уровень минимальной компетентности:

- знать преимущества и недостатки рейтинговой системы;

- уметь составлять рейтинг-лист;

- уметь строить тесты и подбирать к ним задания;

- владеть методикой подсчета рейтинга и перевода его в традиционную систему оценки.

     По данной программе прошли переподготовку около 120 преподавателей колледжей, лицеев, гимназий и школ в рамках Международного Инновационного Научно-Исследовательского Образовательного Дистанционно-Сетевого Педагогического Комплекса (МИНИОДСПК) «ПЕДКАМПУС» (Москва – Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск).   

     Результаты переподготовки показывают, что у преподавателей, прошедших обучение по данной программе, в среднем на 20-23% (по сравнению с их первоначальным уровнем) повысилась профессионально-педагогическая компетентность по следующим основным позициям:

- знание существенных признаков педагогической технологии;

- знание чёткой разницы между технологией обучения и методикой;

- понимание идеи проблемно-модульного обучения;

- владение технологией постановки учебных целей на основе компетентности;

- знание общей структуры проблемного модуля;

- умение составлять проблемно-модульную учебную программу;

- владение критериями выбора методов обучения;

- владение приемами когнитивной визуализации;

- умение применять рейтинговую систему контроля и оценки учебных достижений.

     Успешная подготовка и переподготовка преподавателей во многом гарантирует эффективное внедрение технологии проблемно-модульного обучения в учебно-познавательный и воспитательный процесс.

     Комплексное решение вопросов и проблем организации и проведении опытно-экспериментальной работы по педагогической технологии проблемно-модульного обучения  – одна из актуальных проблем современной педагогики.

     Не претендуя на целостное решение этой проблемы, мы сосредоточили свои усилия на одном из вариантов проектирования гибкой технологии обучения, базирующейся на проблемно-модульном подходе. По нашему мнению, данный подход обладает широкими возможностями и богатым потенциалом в обеспечении, именно гибкости процесса обучения. Потенциал предлагаемой нами технологии проблемно-модульного обучения заложен в теоретических концепциях, составляющих методологическую основу технологии.

     В первую очередь, -  это общая теория функциональных систем и ведущие ее принципы: системного квантования, модульности и проблемности. Во-вторых, – это интеграция дидактически адаптированных теорий, вытекающих из перечисленных принципов: теории «сжатия» знаний, теории проблемного и модульного обучения.

     Целостным качеством, возникающим в результате интеграции этих теорий, и является гибкость, а технология, сконструированная на основе данной интеграция, получила название гибкой технологии проблемно-модульного обучения.

     В процессе изложения основных особенностей предлагаемой технологии мы попытались ответить на следующие важные вопросы:

- Как отбирать и структурировать содержание учебного материала?

- Как выделять базовый необходимый минимум знаний и умений учащихся?

- Что ставить во главу угла: описательные знания (информацию) или познавательные методы (инструмент для получения информации и её переработки)?

- Как обеспечить уровневую и профильную дифференциацию обучения?

- Как наглядно и компактно конструировать учебные элементы и дидактические материалы?

- Как выбирать и сочетать целесообразные методы и формы обучения?

- Как стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся при помощи рейтинговой системы контроля и оценки?

     Мы постоянно держим в поле зрения самый главный вопрос любой технологии обучения: «Как учить результативно?»

 

Литература

1. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. — М., 1973. - С. 5-61.

2. Балашов Ю. К., Рыжов В. А. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма. - М.: Высшая школа, 1987.

3. Балк М. Б., Балк Г. Д. О привитии школьникам навыков эвристического мышления // Математика в школе. - 1985. - № 2. -С. 55-60.

4. Башмаков М. И. Математика. - М.: Высшая школа, 1987.

5. Бескин Н.М. Методика геометрии. - М.; Л.: Учпедгиз, 1947.

6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989.

7. Боголюбов В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Сов. педагогика. - 1991. - № 9. - С. 123-128.

8. Б р а д и с В. М. Методика преподавания математики в средней школе. - М.: Учпедгиз, 1954.

9.Буш Г. Я. Основы эвристики для изобретателей. - Рига, 1977.

10. Васильева Т. В. Модули для самообучения // Вестник высшей 'школы. - 1988. - № 6. - С. 86-87.

11. Вевдровская Р. Б. Очерки истории советской дидактики. -— М.: Педагогика, 1982.

12.Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991.

13. Гареев В. М. и др. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. - 1987. - № 8.

14. Германович П. Математика в школах профотбора // Просвещение на транспорте. - 1927.-№ 7-8.

15. Гнеденко Б. В., Черкасов Р. С. О курсе математики в школах Японии // Математика в школе. - 1988. - № 5.

16. Грегори Р. Л. Разумный глаз. - М.: Мир, 1972.

17. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.

18.3арецкий М. И. За качество урока в школе ФЗУ // За промышленные кадры. - 1933. - № 12.

19. Зенкин А. А. Когнитивная компьютерная графика. - М.: Наука, 1991.

20. Кандрашина Е. Ю. и др. Представление знаний о времени и пространстве в интеллектуальных системах / Под ред. Д. А. Поспелова - M.: Мир, 1989.

21. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989.

22. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.

23. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: вопросы образования. - 1988. - № 1.

24. Ланков А. В. Математика в трудовой школе: Очерки по методике математики. - М.: Работник просвещения, 1924.

25. Лебединцев К. Ф. Введение в современную методику математики. - Киев: Гос. изд-во Украины, 1925.

26. Лобачевский Н. И. Научно-педагогическое наследие / Отв. ред. П. С. Александров и Б. Л. Лаптев. - М.: Наука, 1976.

27. Марев И. Методологические основы дидактики. - М.: Педагогика, 1987.

28. Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975.

29. М а х м у т о в М. И. Современный урок. - М.: Педагогика, 1985.

30. Метельский Н. В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. - Минск: Высшая школа, 1977.

31. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика / Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. - Ml: Просвещение,

32. Минский М. Фреймы для представления знаний. - М.: Энергия,

33. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. - М.: Педагогика, 1981.

34. Моро М. И., Пышкало A.M. О. совершенствовании методов обучения математике // О совершенствовании методов обучения математике. - М.: Просвещение, 1978. - С. 7-51.

35. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990.

36. Петрусинский В. В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. - М.: Высшая школа, 1987.

37. Пойа Д. Математическое открытие. - М.: Наука, 1976.

38. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. — М.: Наука, 1975.

39. Приобретение знаний / Пер. с япон. / Под ред. С. Осуги, Ю. Саэки. - М.: Мир, 1990.

40. Представление и использование знаний / Пер. с япон. / Под ред. X. Уэно. - М.: Мир, 1989.

41. Программа-минимум единой трудовой школы. Вторая ступень. - Л., 1925.

42. Рабочая книга по математике: Пособие для изучения математики по лабораторному плану и по аккордной системе / Под ред. Г. А. Понперека. - Ч. 1-3. - М.: Госиздат, 1923.

43. Рогинский В. М. Азбука педагогического труда. - М.: Высшая школа, 1990.

44. Рыбаков А. Система проектов в школе ФЗУ // Жизнь рабочей Школы. - 1930. - № 1. - С. 30-35.

45. Сагалович Г. Математика в комплексной системе преподавания в школе первого концерта. - Минск, 1928.

46. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

47. Системный анализ процесса мышления / Под ред. К. Д. Судакова. - М.: Медицина, 1989.

48. Третьяков М. Иллюстрированный метод на уроках математики //Жизнь рабочей школы. - 1929. - № 5. - С. 41-48.

49. Ф о р м ы и методы общеобразовательной подготовки / Под ред. М. И. Махмутова. - М.: Педагогика, 1986.

50. Хамблин Д. Формирование учебных навыков. - М.: Педагогика, 1986.

51. Цирюльников А. Чему учиться: Заметки на полях истории педагогики // Учительская газ. - 1988. - 19,20,21 апр.

52. Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. - М.: просвещение, 1988.

53. Черкасов Р. С, Отани М. Новая программа по математике в школах Японии // Математика в школе. - 1991. - № 1. - С. 73-75.

54. Шатих Л.Г. Структурные матрицы и их применение для исследования систем, - М.: Машиностроение, 1991.

55.Шохор-Троицкий СИ. Геометрия на задачах: (Основной курс). - М.: Изд-во т-ва И. Д. Сытина, 1913.

56. Эйнштейн А. Физика, и реальность. - М.: Наука, 1965.

57. Эделмак Дж., Маунткастл В. Разумный мозг. - М.: Мир, 1981.

58. Эрдниев П. М. Системность знаний и укрупнение дидактической единицы // Сов. педагогика. - 1975. - № 4. - С. 72-80.

59. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989.

60. Ястребинецкий Г. А., Блох А. Я. О математическом образовании в средних школах США. // Математика в школе. - 1988. - J* 4. - С. 73-76.

61. Вi11stein R., Lott T. Mathematics for Liberal arts: A problem solving approach. - Menlo Park: Benjamin Cummings, 1986.

62. В1аnк W. Е. Handbook for developing Competency-Based Training Programs. - New-Jersey: Prentice Hall, 1982.

63. Bloom B. S., Broder L. Problem solving processes of college students. Supplementary Education Monograph. - Chicago: University of Chicago Press, 1950.

64. Bransford J. D., Stein S. B. The IDEAL problem solver.-" N-Y.: W.H. Freeman & C, 1984. -U .

65. Вгite11 Т. К. Competency and Exellence Minimum Competency Achivment Testing/Taeger R. M. & Title C.K. (eds). - Berkeley, 1980. -P. 23-29.

66. Сuгсh C. Modular courses in British higher education // A critical yassesment in higher education bulletin. - 1975, Vol. 3. - P. 65-84.

67. Goldschmidt В., Goldschmidt M. Modular Instruction in Higher Education // Higher Education. - 1972. - № 2. - P. 15-32.

68.International Annual on educational technology. - London, 1978-1979.

69. Кilpatriс Т. A retrospective account of the past twenty-five years of research on teaching mathematical problem solving // Teaching and Learning Mathematical Problem Solving: Multiple research perspectives. -London: LEA, 1985. - P. 1-16.

70. Lange V. Geometry in modules: Teacher's Manual. - London: Addison-Wesley P. C, 1986.

71. MadiganS., Rоuse M. Picture memory and visual-generation processes//The American Journal of Psychology.-1974, Vol. 87.-P. 151-158.

72. Modularization and progression: Issues in the 14-19 curriculum: Working Paper. - London: London Univ. Press. - 1989. - № 6.

73. Modularization and the new curricular. - London: FESC Report, 1986; Vol. 19. - № 4.

74. Moon B. Introducing the modular curriculum // The modular curriculum. - London, 1988. - P. 9-21.

75. Noddings N. Small groups as a setting for research on mathematical problem solving // Teaching and Learning Mathematical problem solving. -London; 1985. - P. 345-360.

76. Riss1and E. L. Artificial intelligence and the learning of mathematics: A tutorial sampling // Teaching and Learning Mathematical-problem solving. - London, 1985. - P. 147-176.

77. Russell J. D. Modular Instruction // A Guide to the Design, Selection, Utilization and Evaluation of Modular Materials. - Minneapolis; BPC, 1974.

78. Sсhoenfeld A. H. Mathematical problem solving. - London: Academic Press, 1985.

79.Watkins P. Modular approaches to the secondary curriculum // SCDC. - London, 1986. - P. 12-18.

86. Барабан М.А. О проведении уроков "Анализ контрольной работы" // Математика в школе. - 1988. - № 3. - С. 24-25.

81. Башмаков М.И., Резник Н.А. Развитие визуального мышления на уроках математики // Математика в школе. - 1991. -М 1. - С 4-8.

82. Векслер С. И. Найтии преодолеть ошибку // Математика в школе. - 1989. - № 5. - С. 40-42.

83. Вивюрский В.Я. Обнаружение и исправление ошибок по химии//Сред. спец. образование. - 1989. - № 1. - С. 22-23.

84. 3ив Б . Г. Быстротечные минуты урока // Математика в школе. - 1988. - № 3. - С. 13-17.

85. Методика блочно-модульного обучения / Под ред. О.Е. Лисейчикова и М.А. Чошанова. - Краснодар: Сов. Кубань, 1989. - 123 с.

86. Тетерина Д. Д. Модульная система изучения органической химии//Специалист. - 1992. -№ 3. - С. 5-6.

87. Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей / Сост. Э.М. Браверман. Под ред. В.Г. Разумовского. - М.: Просвещение, 1993.- 288 с

88. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 1992. - 175 с.