Организация инклюзивного образовательного процесса в школе со сложными социальными контекстами в условиях малого города

  • Исследовательские работы
  • Образовательные программы
  • Повышение квалификации
  • Работа с родителями
  • Особые потребности
  • pptx
  • 31.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Организация инклюзивного образовательного процесса в школе со сложными социальными контекстами в условиях малого города
Иконка файла материала shkola_3_pereslavl_opit.pptx

Малый город

Особенности территориально-пространственного положения, обуславливающие диффузирование разнокачественных элементов образа жизни

(городского и сельского)

Определенная изолированность

Удаленность от культурных центров

Ограниченные возможности образовательного и профессионального выбора детей с ОВЗ

Кадровый голод

Остаточное финансирование

370 обучающихся
54 воспитанника
30 чел. – семейное образование
3 чел. –дистанционное образование 9 чел. - домашнее обучение
32 чел.-воспитанники детского дома
1чел.-очно-заочное обучение 57 чел. –дети-мигранты
12 чел. –дети-инофоны 40% - малообеспеченные и малоимущие

Служба
сопровождения опекунов и попечителей (законых предст. (структурное
подразделение)

2
нормативные дошкольные группы

Дошкольная группа «Особый ребенок»

3 класса
1-4, 5-6, 7-9
ОВЗ
(VIII вид)

12 классов
ОВЗ
(VII вид)

9 чел. с ОВЗ в общеобраз- х классах.

Школа, работающая
в сложных социальных контекстах

Обеспечение равного доступа к получению
того или иного вида образования и
создание необходимых условий для
достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и
экономического статуса родителей, психических и физических возможностей

Построение обучения в адаптивном режиме, разработка программно- методических
материалов

Формирование толерантного восприятия и отношения

Координация и взаимодействие специалистов, повышение
профессиональной компетентности педагогов

Обеспечение
индивидуального педагогического подхода

Создание
адаптивной
образовательной среды

Обеспечение психолого-
педагогического сопровождения

Результат - обеспечение инклюзивных и интегративных процессов по включению детей с ОВЗ в единое образовательное пространство

Миссия (цель)
инклюзивной школы

Контингент обучающихся МОУ ОШ № 3
с ограниченными возможностями здоровья.

1

Всего воспитанников/обучающихся

2

С задержкой психического развития (ЗПР)

3

С нарушением интеллекта (ЛУО)

4

С нарушением интеллекта (УУО)

5

С нарушением слуха (слабослышащие и позднооглохшие с I-II ст. т.)

6

С нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП)

7

С нарушением зрения (слабовидящие)

8

С нарушением речи

9

С расстройством аутистического спектра (РАС)

10

Дети-инвалиды

11

Обучающиеся, находящиеся на индивидуальном обучении (обучение на дому)

12

Обучающиеся (воспитанники) со сложным дефектом развития

2

2

2
2

1

1

1

1

Кадры дошкольного и школьного отделений

26

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Кадровый потенциал МОУ ОШ № 3

Численность работников

62

1

Учитель, воспитатель

26

2

Учитель-дефектолог

2

3

Учитель-логопед

4

Педагог-психолог

5

Социальный педагог

6

Сурдопедагог

1

7

Тьютор, ассистент

8

Инструктор по адаптивной
физической культуре

9

Координатор по инклюзии,
прошедший профессиональную переподготовку в области инклюзивного образования

Профессиональная переподготовка
«Дефектология» - 83% пед. состава

Организационное обеспечение

Созданы условия

для работы специалистов (кабинеты для

коррекционных занятий, сенсорная комната, тренажерный зал). Обновлена МТБ учебных кабинетов, оборудовано ТСО. Имеется оборудование для слабовидящих детей.
Имеется оборудование для детей-инвалидов (стол и стул)

Обеспеченность кадрами, наличие специалистов: педагог-психолог, социальный педагог, учитель - логопед, учитель-дефектолог.
Курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию.

Обеспечение учебниками и учебными пособиями, программными комплексами для специалистов. Адаптированные образовательные программы, программы коррекционной работы, индивидуальные образовательные маршруты, программно- методическое обеспечение.

Распространение опыта работы в периодических изданиях (издательская фирма «Сентябрь» и др.), проведение на базе школы курсов повышения квалификации, дней открытых дверей, обучающих семинаров и практикумов, участие в конкурсах.

Организация образовательного процесса

Дошкольное отделение

Школьное отделение

Группа «Особый ребенок»

Инклюзивная группа


Нормативная группа

Ресурсная группа

Краткосрочное пребывание

Семейное образование
Домашнее обучение Классы - комплекты

Коррекционные классы

Инклюзивные классы

Нормативные классы

Дистанционное обучение

Дополнительное
образование

Внеурочная
деятельность

Специальные образовательные условия

Заключение договора о совместной деятельности с ГБУЗ «Переславская ЦРБ»

Организация и улучшение специальной образовательной среды

Адаптация системы оценки планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы

Реализация комплексного сопровождения всеми специалистами учреждения

Разработка адаптированной
образовательной программы от результата и ее реализация

Служба сопровождения

Психолого-педагогическая служба сопровождения

Психолого-медико- педагогический консилиум

Сопровождение
образовательного процесса;
Организация и проведение индивидуальных и групповых; коррекционно-развивающих
занятий;
Организация специальных
образовательных условий.

Выявление и ранняя диагностика
нарушений развития ребенка;
Оказание индивидуальной педагогической, психологической и социальной помощи детям,

испытывающим трудности в освоении образовательной программы и (или) адаптации к организации;
Составление индивидуальной программы сопровождения;
Корректировка

программы при
определение ее

необходимости,
продолжительности

реализации в

и рамках

средств данного

образовательного учреждения.

Схема работы специалистов ПМПк по сопровождению ребенка

Заседание комиссии ПМПк

Протокол заседания,
коллегиальное решение

Определение маршрута,
организация сопровождения
специалистами

Направление на ЦПМПК


Рекомендации/заключение

Обследование
(по согласованию с родителями)

Реализация программ индивидуального сопровождения совместно с родителями;
Проведение коррекционно- развивающих занятий;
Вовлечение во внеурочную деятельность и дополнительное образование;
Мониторинг развития ребенка;
Корректировка программ.

Сотрудничество с родителями

Работа с родителями включает в себя:
привлечение родителей в школу,
проведение совместных мероприятий;
привлечение родителей в
образовательный процесс совместно с детьми;
привлечение в работу службы сопровождения и консилиума;
совместное ведение индивидуально- образовательного маршрута ребенка;
сопровождение семьи,
психологическая помощь;
консультирование родителей, помощь семьям, имеющим ребенка с ОВЗ,
семьям-мигрантам.

Социальное партнерство образовательной организации

Отделение ЯОО ВОИ
г. Переславля-Залесского и
Переславского МО Ярославской области. Совместные проекты
«Крылья добра», «Тропа
здоровья» и др.

ЛПУМГ ООО «Газпром
трансгаз Ухта»

Благотворительная помощь:
Оборудование сенсорной

комнаты;

Приобретение

мебели

специализированной для детей-инвалидов;

Приобретение

спортивной формы;

Оборудование

санитарных комнат.

Переславский
музей-
заповедник

Проведение интерактивных
занятий на базе школы и музея.
Договор о совместной
деятельности

Грантовая деятельность образовательного учреждения

Совместный проект «ГОРОД БЕЗ ГРАНИЦ»
МОУ ОШ № 3, МУ «КЦСОН» «Надежда», МУ ДО «Ювента».
Цель проекта: «Создание и эффективная реализация комплексной программы реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья»


Результаты:

адресная социальная помощь детям-

инвалидам и детям с ОВЗ;


активный отдых участников проекта; инновационные методики и формы

работы с детьми-инвалидами;

обучающие семинары для

специалистов учреждений города и
области;

электронный банк успешных методик;
эффективное взаимодействие с КСК

«Свечинский» по иппотерапии и анималотерапии.

Новые формы работы с детьми Целевой группы:

школа верховой и экипажной езды;
контактные занятия с животными;
детская студия «Цыпа - TV»;
инклюзивная школа-студия бального

танца «Рука в руке»;

мастер-классы по прикладным видам

творчества;

занятия лечебной физкультурой в

Центре «Надежда».

Распространение опыта по инклюзивному
образованию

Волонтерская
деятельность

Акция «Дети-детям»

Посмотрите также