«Организация исследовательской деятельности как средство социализации школьников».

  • docx
  • 01.06.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выступление Организация исслед деят..docx

Организация исследовательской деятельности как средство социализации школьников

                                        

                                   Развитие и образование ни одному человеку

                                   не могут быть даны или сообщены.

                                   Всякий, кто желает к ним приобщиться,                   

                                    должен достигнуть этого собственной                           

                                    деятельностью, собственными силами, 

                                      собственным напряжением.

                                             А. Дистервег

 

     На современном этапе развития общества востребована  личность, обладающая не столько обширными знаниями из различных областей, сколько целым комплексом социальных и интеллектуальных умений, позволяющих ей быстро адаптироваться к условиям изменяющейся действительности. Выпускник школы должен уметь не только адаптироваться к новым условиям жизни, уметь анализировать ситуацию и адекватно изменять свою деятельность, но и уметь жить, сосуществовать в обществе. 

В педагогической литературе представлены различные подходы к проблеме социализации. Поскольку главной составляющей психолого-педагогического механизма социального опыта выступает деятельность, то именно исследовательская деятельность, а особенно такая её форма,  как научно- исследовательская работа, на мой  взгляд, создает определенные организационные возможности и условия для формирования у личности собственного социального опыта. Нужно отметить, что в современном обществе  умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку, так как  творческий, исследовательский подход становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому перед школой стоят вопросы: как помочь вчерашним школьникам не ошибиться в выборе жизненного пути, как подготовить их к выполнению различных социальных ролей, как обеспечить успешную социализацию учащихся? Решить данную проблему можно через  организацию научно – исследовательской деятельности обучающихся. 

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождается ещё на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить учеников, которым недостаточно только одного учебника. Они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в других областях науки. Поэтому именно в школе важно выявить тех учащихся, чьи интересы выходят за рамки школьных программ. Исследования в области психологии мышления показывают, что поздно начинать учить человека заниматься исследовательской деятельностью, когда он является студентом или аспирантом. Начинать этот процесс следует гораздо раньше, уже в школе закладываются главные умения и навыки исследовательской деятельности, ведь школьникам свойственна  склонность к проведению исследований, так как  её движущими силами являются любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Поэтому приобщение учащихся к исследованиям, а также организация научно-исследовательской деятельности  является одним из перспективных путей совершенствования обучения в современной школе.

Мне близко известное изречение А. Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить». Также и современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей далеко за рамки учебной программы.

Учитывая это, при организации исследовательской деятельности я стараюсь довести до уч-ся то, что знания мы должны «открывать» вместе, ведь наибольшую ценность имеют знания, которые приобретены самостоятельным путём.

Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания,  где важно  помочь детям найти тему  по душе, нацелить на определенный вид деятельности, убедить их в собственных возможностях, помочь сделать первый шаг. Даже если ребята не сделают новых открытий,  они повторят путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. Нельзя забывать и о том, что исследовательская деятельность позволяет не только научиться ориентироваться в современном потоке информации, но и даёт возможность овладеть на более высоком уровне приемами и навыками интеллектуальной деятельности, а также способствует повышению качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.      

У нас в школе созданы все условия для максимальной реализации творческих исследовательских способностей школьников. Вот уже несколько лет действует  научное общество учащихся, где с большим интересом работают  учащиеся 5-9 классов.

В процессе подготовки и защиты исследовательских работ заметно повысилось интеллектуальное развитие и личностный рост каждого ученика. Кроме того, дети получили ценный опыт, имеющий большое социальное значение - опыт взаимодействия, опыт публичного выступления, опыт целеполагания, опыт планирования. Дети научились работать с информацией, применять новые информационные технологии, у них заметно расширился кругозор, интенсивнее стало развиваться мышление, повысилось развитие эмоциональной сферы.

Главный результат на сегодняшний день, я считаю, - это интерес уч-ся к исследованиям, к изучению истории родного края. Мне удалось заинтересовать своих учеников историей малой Родины и результаты говорят сами за себя: у нас было немало достижений в различных районных, республиканских творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях. Вот лишь некоторые результаты творческих успехов наших ребят:

1) 2012 год -  1 место в районном конкурсе исследовательских работ с работой «Татарский национальный костюм» - ученица Гайсина Н. Р..;

2) 2012 год – Хайбуллин Алмаз стал дипломантом Республиканского конкурса исторических сочинений;

3)  2013 год – Гайсина Н. Р. заняла 1 место на конкурсе на лучшее знание государственной символики РФ, РБ;

4)  2013 год – Хайбуллин Алмаз стал лауреатом республиканской заочной викторины «Страна заповедная – Башкортостан»;

5)  2014 год  - Маннапова Ариана – ученица 6 класса заняла 2 место, награждна грамотой за работу «Патриот своей малой родины»;

6)  2014 год – Файзллин Алмаз занял 2 место, работа называлась «Наш земляк на сцене театра Нур»;

7) 2014 год – Гайсина Назгуль, ученица 6 класса участвовала во всероссийском дистанционном конкурсе «История моей семьи», награждена дипломом и т. д.

 

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование исследовательских навыков:

*  умений навыков работы с различными источниками информации;

*  мыслительных умений и навыков, т. е. выделение главного, сравнение, систематизация, конкретизация доказательства и опровержение и т. д.;

*  специальных исследовательских навыков и умений.

Также передовой педагогический опыт показывает, что одним из условий эффективного проведения исследований на уроке является организация проблемного обучения, которое содержит элементы исследовательского поиска. Применение проблемного обучения развивает умение выдвигать гипотезу, подбирать аргументы и делать выводы, формулировать собственную точку зрения на проблему. Для формирования навыков исследовательской деятельности учащихся кроме технологии проблемного обучения, используется  технология критического мышления, личностно-ориентированного обучения, при которых на первый план выходят активные формы, методы и средства обучения, такие как: лекции, игры, уроки - «путешествия», «размышления», «версии», «экспертизы» и др. Эффективность таких занятий заключается в том, что пробуждается творческое мышление, познавательный интерес, достигается высокая степень усвоения материала на основе эмоционального воздействия. Такие уроки служат началом для самовыражения личности ученика и являются благодатной почвой для его дальнейшего развития во внеурочной работе по предмету.

     Наиболее плодотворно, на мой взгляд,  исследовательская работа ведется в историко-краеведческом кружке. У нас в школе действует кружок «Юные следопыты», руководителем которого я являюсь.  В течение года с уч-ся была проведена большая работа: побывали в музеях Ш. Худайбердина, З. Биишевой, М. Джалиля, посетили краеведческие  музеи Стерлибашевского района, г. Мелеуз, г. Стерлитамака. Ребята получили огромное удовольствие от экскурсий, собрали богатый материал для написания исследовательских работ. В работе с уч-ся необходимым условием я считаю формирование чувства сопричастности к истории, следуя от частного к общему: от любви к своей семье, от физической привязанности к месту своего рождения, месту жительства до любви к Родине.

В результате работы по формированию навыков исследовательской деятельности учащихся:

- достигается максимальная самодисциплина и    самостоятельность   учащегося-исследователя;

- формируются нравственные ценности и морально-волевые качества учащегося;

- происходит формирование успешности и продолжение исследовательской деятельности вне школы бывшими учениками;

- наблюдается позитивная динамика результатов творческих достижений учащихся.

 Таким образом, исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет школьникам  расширить знания и представления об окружающем мире, увидеть бесконечность его познания, самоутвердиться, воспитать не знатока-исполнителя, а творца, а также будет способствовать формированию такого качества, как самостоятельность, и поможет  социализироваться в нашем мире.

 

Библиографический список:

    

1. Гаев П.А. и др. Научно-исследовательская деятельность школьников. Сборник статей и материалов. - Пенза. 2011

2. Интернет – портал «Исследовательская деятельность школьников»

3. Иванов Г. Готовим юных исследователей//Народное образование. - № 6. - 1999

4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: Сентябрь, 2009