Организация исследовательской деятельности младшего школьника в курсе «Окружающего мира».
Любознательность, жажда новых впечатлений лежат в основе организации исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность – это научная деятельность, основанная на познавательной творческой работе обучающихся.
В методике изучения окружающего мира в начальных классах организация исследовательской деятельности школьника занимает значительное место. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, защиту проектов, поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Исследовательский подход представляет собой такой способ организации процесса познания, который обеспечивает поисковую деятельность учащихся в открытии фактических знаний и взаимосвязей между ними.
Учитель должен организовывать поисковую деятельность учащихся, став одним из ее участников.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
1) мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;
2) умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
3) умений и навыков, связанных с культурой устной речи и письменной речи.
Рассмотрим реализацию каждого компонента исследовательской культуры младшего школьника в рамках курса «Окружающий мир».
Развитие умения наблюдать — это и есть освоение учащимися приемов логического мышления.
Как правило, учащиеся младших классов встречаются с большими трудностями при выделении главных признаков предмета, поскольку они легко определяют черты различия, но не умеют находить черты свойства. Вместе с тем, без умений выделять существенный признак предмета невозможно провести его отнесение к определенному понятию.
Трудности сравнения связаны с тем, что детям этого возраста очень трудно найти основание для сравнения. В данном случае целесообразно использовать различные методические приемы, одним из которых является использование трех предметов. Рядом с двумя предметами, у которых дети не могут найти общих признаков, надо поместить третий, отличающийся именно по этому признаку.
Например, тема: «Насекомые и паукообразные».
Цель: формировать представление о насекомых и паукообразных.
На уроке в классе или на экскурсии показываю детям муравья и бабочку (капустницу). Сначала идет рассматривание каждого насекомого: определяется цвет, форма, размер, наличие или отсутствие крыльев. Затем предлагаю сравнить их, найти признаки различия (муравей меньше бабочки; у него нет крыльев; он черный, а капустница белая с черными полосками; он не умеет летать и т. д.).
Затем задача усложняется: нужно найти признаки сходства. Здесь возникают трудности, так как школьники должны опираться на существенные признаки понятия «насекомые» (наличие 6 ног, пары усиков и трех частей тела — голова, грудь, брюшка). Тогда включаю в процесс сравнения третий объект: предлагаю рассмотреть паука, определить части его тела, количество ног и наличие усов. В результате коллективного обсуждения учащиеся называют существенные признаки каждого вида, и формируют кратко характеристику понятий «насекомое» и «паук».
Завершить обсуждение можно так: дети выполняют рисунок-схему: муравей, бабочка и паук.
Постепенно дети приучаются к выделению существенных признаков предметов и явлений окружающего мира, и работа может переходить на более высокий уровень исследовательской деятельности. Учащиеся могут самостоятельно проводить наблюдения, я только предлагаю им план наблюдения (инструкции к наблюдениям).
Очень эффективны различные виды практических работ: посев и посадка, размножение растений разными способами, уход за ними.
Например, при изучении условий произрастания растений предлагаю детям провести такой эксперимент: сравнить сроки появления всходов и их характеристики при трех разных условиях: семена предварительно замачиваются; семена замачиваются в специальном питательном растворе; семена высеваются сухими. Перед экспериментом обязательно выдвигается гипотеза: «Давайте подумаем, что получится, если...». В данном случае предлагаю предположить, при каких условиях растение будет развиваться лучше, записать все гипотезы и заполнить таблицу для наблюдения.
Организация экологических исследований с младшими школьниками
|
Дата посева |
Дата появления всходов |
Дата появления 3,4 листа |
Дата появления цветочного бутона |
Посев сухих семян |
|
|
|
|
Посев, замоченных семян |
|
|
|
|
Посев семян, замоченных в питательном растворе |
|
|
|
|
По ходу эксперимента и по его окончании учащиеся обсуждают, какая гипотеза оказалась верной, какие для этого есть доказательства.
Основным методом создания исследовательской ситуации является постановка проблемных вопросов, заданий, задач.
Очень продуктивны так называемые «запутывающие» задания, которые уже в формулировке содержат ложное умозаключение, ошибку, сомнение.
Например: «Докажите, что пауки— насекомые»; «Правда ли, что крокодилы и черепахи относятся к земноводным?»; «Звери и млекопитающие— это одно и то же или разное?».
Следующим компонентом исследовательской культуры школьника является «умение и навыки работы с книгой и другими источниками информации». На конец обучения в начальной школе предполагаются следующие умения и навыки: слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, ответы учащихся, выделяя основные мысли, определяя их взаимосвязь, логическую последовательность, языковое оформление; воспроизводить основные мысли прослушанного в ходе беседы, сохраняя, если необходимо, особенности стиля высказывания; анализировать и рецензировать ответы учеников по определенному плану; учиться слышать и исправлять свою речь; слушать учебные и детские радиопередачи, использовать их содержание в учебной работе.
Под руководством учителя учиться выделять главное в текстах различного характера и назначения, работать с понятиями, выделяя существенные и второстепенные признаки предметов; использовать прием сравнения на однотипном материале учебника; пользоваться приемом составления простого плана при усвоении содержания учебника. Составлять схемы, таблицы, диаграммы, овладевать простейшими формами систематизации учебного материала (на основе установления причинно-следственных, временных пространственных связей, элементарной логической последовательности).
Привлекать материалы дополнительного (внеклассного) чтения на уроках и во внеклассной работе.
Важным компонентом исследовательской культуры школьника является развитие умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
Критерием оценки рассказа-описания является умение ученика дать последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. Учитывается полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету.
Особенно важно оценить стремление ученика отступить от текста учебника, рассказать «своими словами», привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Целью рассказа-рассуждения является проверка умения учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в необычной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот опрос очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
Применение учителем методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит ученика в положение (на доступном для него уровне), требующее не только усвоения готовых знаний, но и проведения самостоятельного исследования. Познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого, и пусть учащиеся не сделают новых открытий, но они повторяют путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не изменяет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции школьника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
Список литературы:
1. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся.- Волгоград: Учитель, 2009.
2. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся//Народное образование. – 2004. – №2
3. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук». – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2004..
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.