Организация исследовательской деятельности учащихся. Из опыта работы
Оценка 4.9

Организация исследовательской деятельности учащихся. Из опыта работы

Оценка 4.9
doc
09.06.2020
Организация исследовательской деятельности учащихся. Из опыта работы
Организация исследоват.деят. учащихся.doc

 

Организация исследовательской  деятельности учащихся.

Павлова Елена Александровна, учитель родного языка и литературы,

русского языка и литературы МКОУ «Лаганская СОШ№3 им.Очирова Л-Г.Б.» г.Лагани Республики Калмыкия

                               

Скажи мне  - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Вовлеки меня - и я научусь.

(Китайская пословица)

 

« Раскинул широко мой  город у моря,/ Улицы – руки и зелень аллей,/ Здесь с каждой  травинкой мы с детства знакомы,/  И нету на свете Земли нам родней… - так о нашем маленьком славном городе писала местная поэтесса Варвара Чернова.

    Лагань – один из малых городов России. Таких тысячи на карте нашей необъятной страны. (Лагань – это маленькая капелька в составе огромной России). Но кто хоть раз побывал здесь, запомнит его улочки и переулочки, открытые лица людей, опьяняющий ветер древней степи.

                            Здесь чайки пируют в стихии своей

                       И царствует верность любви лебедей 

                            Здесь море приносит дары рыбакам,

                      Душа у которых, как степь, широка….

   Так начиналось сочинение на заданную тему, которое написала моя ученица к 130 – летию города Лагани. В этой работе отразилась любовь к родному краю, родному городу. Написанию этого сочинения предшествовала большая работа: изучение истории и культурного наследия родного края, ее природных богатств, народов, проживающих здесь. Работа была написана творчески, необычно, в ней описывалась прогулка по родному городу со многими остановками около достопримечательностей.

    Данное сочинение сыграло огромную роль в дальнейшей моей работе с детьми по развитию желания учиться, познавать мир. Я задумалась о том, что я делаю, что я умею, чему мне надо научиться, чтобы  мои ученики могли быть творческими личностями и были востребованы современным обществом, и пришла к выводу, что нельзя заставлять детей, а надо их заинтересовывать. Разные виды работ способствовали этому: и литературные игры по прочитанным произведениям, викторины, экскурсии, походы, конкурсы, большая краеведческая работа. Но  в современных условиях, когда произошёл пересмотр школьного  образования, моральных устоев и  принципов жизни нашего общества - происходит изменение содержания и методики преподавания, идёт активный поиск новых путей, стимулирующих самостоятельную деятельность школьников. Акцент переносится  на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать  принимаемые решения и чётко планировать действия.  Это требует широкого внедрения в  образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

    Основными изменениями в области преподавания родного языка являются преемственность обучения, приоритетность развивающей функции, личностно ориентированное обучение, использование нетрадиционных форм и методов обучения.

 Ключевая идея обновления – идея развития: создание необходимых условий для развития личности.

     Родной язык и культурное наследие народа является благодатной, естественной почвой для становления человека и формирования личности.

      Родной язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на уроках родного языка формируется мышление, прививается чувство любви к своему языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка. Воспитание и образование, направленное на развитие интереса к изучению родного языка, родной культуре,  развитие творческой личности стали составной частью моей педагогической деятельности. 

  Основной целью обучения считаю воспитание личности, знающей свой родной язык, культуру, традиции,  почитающей законы предков, гражданина, патриота

     Достижение намеченных целей реализуется мной в условиях урочной системы. На родном языке, через родную речь дети узнают и приобщаются к культурному наследию народа, через учебный предмет «калмыцкий язык» осваивают нормативные традиции и закономерности языка. Уже с начальных классов: дети усваивают, что они не только учатся и разговаривают на родном языке, но и сами являются носителями языка – самобытного, колоритного, живого, естественного.       

    За время работы я заметила, что традиционные методы передачи детям готовых знаний через учебное пособие, объяснение приводит к появлению стереотипов мышления, а для учащихся характерны, особенно в период становления личности,  стремление проявить индивидуальность, желание творить, исследовать.     Традиционный образовательный процесс строится по следующей логике: цель образования (знания, умения, отношения, ценности) – содержание образования – формы и методы обучения – приемы и средства обучения. Ключевой вопрос: «Чему учить?». Данная логика полностью соответствует «зуновской» (знания, умения, навыки) образовательной парадигме.

    Переход от «зуновской» к компетентностной (компетенция –это некий комплекс, связывающий воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать умения в конкретной ситуации) образовательной парадигме предполагает изменение традиционной логики. Новая образовательная парадигма выглядит следующим образом: цель образования (компетенции) – формы и методы образования – содержание образования – приемы и средства обучения. Формы и методы не подбираются под содержание, а наоборот, диктуют правила и принципы отбора содержания. Ключевыми становится не «Чему учить?», а «Как учить?». Именно он определяет способы деятельности учащегося, значит и характер опыта, которым ему предстоит овладеть в процессе обучения. Основой должна стать активная деятельность самих учащихся.

     Поэтому данные требования времени привели меня к использованию личностно ориентированной, проектной технологии на уроках, исследовательской деятельности школьников. Исследовательская деятельность является средством развития личности ребёнка, совершенствовании его интеллектуально-творческого потенциала. Особенно увлекательным, глубоким и интересным исследование становится тогда, когда в его основе лежит понимание социальной значимости этой работы, когда в его результате  можно добиться  практического эффекта, полезного для общества. Ребята начинают осознавать свою значимость в обществе, принадлежность к науке, формируют устойчивый познавательный интерес, учатся правильно работать с методической и научной литературой. Юные исследователи получают обширные знания и практические умения, навыки. Ведь знание нельзя дать – его можно только взять. Берется то, что действительно нужно. Задача нас учителей – создать такие условия, при которых ученик ощущает необходимость для себя новых знаний и  воплощения своих идей в жизнь. В ходе творческой деятельности учащихся реализуются следующие компетенции: умение исследовать проблему, осмысливать и представлять продукт; умение сотрудничать и работать в группе; умение извлекать пользу из опыта; умение занимать позицию в дискуссиях и выковывать собственное мнение. Как верно сказал Б.Шоу: «Деятельность - единственный путь к знанию», а Аль-Беруний отметил: «Знание – самое превосходное из владений, все стремятся к нему, само же оно не приходит».          Качественное образование невозможно без самообразовательной деятельности. На современном этапе перед школой ставится задача вооружить ученика способом самостоятельного получения знаний. Пробудить в нем стремление к самосовершенствованию.

  Для того  чтобы у ребенка появилось желание получать знания нужно увлечь, заинтересовать его своим предметом. Вот где открывается простор для творчества и фантазии учителя! Нужно показать общекультурную ценность родного языка  и его  ценность для каждого как средства интеллектуального и духовного развития.  Главное в учебной деятельности ребенка - понимание того, что он изучает и того, что с ним происходит в процессе изучения. Он должен ощущать свое развитие. Важно пробуждать в детях желание победить самих себя, подняться на ступеньку выше. Китайская мудрость гласит:  «Скажи мне - и я забуду, покажи мне- и я запомню,  вовлеки меня- и я научусь!». Работа над исследовательской работой способствует формированию критического и творческого мышления, умения работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию. Концепция самостоятельной работы учащихся, когда они трудятся над решением проблемных вопросов, позволяет по-новому раскрыть перед ними процессы развития нашего края, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления. В исследовательской деятельности удается, как правило, наладить диалог между мною, учителем-руководителем, и учеником, свободный от учительского давления и менторского назидания. В своем педагогическом поиске стремлюсь лучше узнать учеников, их внутренний мир, молодежные проблемы вообще, чтобы не только пробудить интерес к своему предмету, но и воспитать желание активной, ответственной деятельности в жизни.

    В планировании исследовательской работы очень важно учитывать  индивидуальные особенности каждого ребенка. Исходя из этого, и строить работу с обучающимися так, чтобы ребенку самому хотелось заниматься каким-либо исследованием, чтобы это затронуло струны его души. Ведь любая умственная работа требует душевных затрат. Значит, с одной стороны, он может проявить себя, а с другой, он сам будет развиваться, почувствует важность своей деятельности, своего труда.  У обучающегося формируется внутренняя мотивация, умение подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции

           Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Дело не в том, чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать на веру все, чему учили деды.  Поэтому, я стараюсь таким образом выстроить урок, внеурочное занятие,   чтобы маленькая недосказанность привела к большому сомнению, а оно, в свою очередь, побудило к действию, к желанию искать и находить ответ самому.

    Начиная с 5 класса, мои ученики составляют устный и письменный отзывы о прочитанном произведении, вдумываясь в отношения автора к героям и событиям. Развивая художественное воображение детей, практикую такие виды работ, как «защита» рисунков по теме изучаемого произведения, подбор эпиграфов к обсуждаемой проблеме, составление тем сочинений учащимися, подготовка вопросов для коллективного обсуждения, индивидуального творческого задания по тексту. В процессе вдумчивого чтения, исследования текста и активного обсуждения формируется исследовательская культура школьников, самостоятельность суждений.

  В работе над исследованием встает немало конкретных вопросов, имеющих методический и даже технологический характер. В своей практике на некоторые из них я нашла ответы.

  Как организовать работу над исследованием?

Выделяются следующие этапы работы.

1.       Выбор темы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует: литература, история, этнография, фольклор и т.д.

2.       Обоснование проблемы. Определить цель исследования.

3.       Распределение задач. Задачи исследования уточняет цели. Цель указывает общее направление, а задачи определяют основные шаги.

4.       Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.

5.       Самостоятельная работа по заданию.

6.       Промежуточное обсуждение полученных данных.

7.       Подготовка к защите исследования. Для этого требуется дать определения основным понятиям: классифицировать основные предметы, процессы; ранжировать основные идеи; выработать суждения и умозаключения; сделать выводы, указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы, которые исследовал ученик; приготовить схемы, иллюстрации результатов исследования.

8.       Презентация (защита)работы.

    Какие требования предъявляются к результатам исследования. Результаты могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты исследовательской деятельности:

1.представляются в виде реферата, альбома, работы.

2. выполняются в едином стиле (структура: введение, глава, заключение);

3. содержат приложение, источники информации.

   Выбор формы исследования определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной форме можно было наилучшим образом представить на защите результаты проведенной работы.

Об организации работы дает представление технологическая карта.

 

Содержание работы

Работа учащихся

консультации

Вводный этап

(установочное занятие; цели, задачи, тематика, жанр будущей работы)

Изучение материала по теме, поиск информации, встречи

По технологии выполнения работ, структурирование, общие требования. Помощь учащимся в подборе индивидуального стиля

Поисково-исполнительский этап

Сбор и систематизация материалов

Изучение материала по теме, поиск информации, встречи

Регулярные организационные консультационные занятия по содержанию работы.

Обобщающий этап

Оформление результатов работы

Подготовка публичной защиты

Репетиция защиты. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

Заключительный этап

Защита работы. Анализ выполненной работы

Обобщение материалов.

 

    Творческая деятельность школьников позволяет проникать в суть вопроса, вызывает у детей познавательный интерес, способствует привлечению внимания к уроку. Благодаря правильно организованной творческой исследовательской деятельности ученик учиться преодолевать трудности. В результате такой деятельности происходит развитие психики человека,  формируется творческое и критическое мышление, умение работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы - воспитанию социально активной  личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

   В своей работе я применяю нетрадиционные формы работы: урок –память, урок - игра, урок- исследование,  урок –экскурсия, урок –путешествие, интегрированные уроки, урок-конференция и т.п.

   Урок – путешествие в страну Бумба, на котором ребята знакомятся с обычаями, традициями своего народа. Приглашаю на уроки носителей родного языка и знатоков традиций калмыцкого народа, которые ярко и эмоционально рассказывают о быте, обычаях калмыков. В начальных классах  провожу дидактические игры «Үгин урлдан» (Словесное состязание), «Алтн шаһа» (Золотой альчик), которые развивают любознательность, память, обогащают словарный запас.

  Средоточием всех воспитательных начал у калмыков, как и у других народов, была и есть семья. С этой целью провожу уроки  по теме «Моя родословная». Раскрыть эту тему мне помогает обращение к героическому эпосу «Джангар», где ярко выражена идея формирования знаний своей родословной. Ребята предварительно проводят исследовательскую работу и затем по рассказам своих дедушек и бабушек составляют генеалогическое древо своего рода.

  На уроках – беседах «Человек в беде спешит к родителям, а птица – к гнезду», широко раскрывается любовь к родителям,  дети учатся искренне воспринимать заботы, тревоги и строгость родителей.

  Уроки – экскурсии по теме: «Не говорите плохо о степи» провожу на свежем воздухе, знакомлю детей с разнотравьем степи. Как итог - сочинения  –миниатюры.

  Достижение намеченных целей по воспитанию творческой личности в условиях урочной системы недостаточно, поэтому оно реализуется в системе внеурочных и внеклассных занятий. Ежегодно проводятся конкурсы творческих, исследовательских работ, конференции, викторины, фестивали, в которых самое активное участие принимают мои ученики. 

  Данная система работы дает определенные результаты: учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, школьных, районных и республиканских конференциях,  также участвуют в различных творческих и предметных  конкурсах исследовательских работ района и республики, добиваясь на них успехов.

 «Учитель и ученик растут вместе», - говорил известный китайский философ Конфуций.   Уверена в том, что настоящий педагог должен оценивать  свои успехи успехами своих учеников. «Учитель - тот, кто наставляет, тот, кто учит, тот, кто пробуждает человеческое в человеке», - эти слова Ф. Мориак остаются актуальными и сегодня.   Поэтому  нам,  учителям,  необходимо выявлять и развивать природные задатки детей на всех ступенях их воспитания, обеспечивать детям условия, способствующие максимальному раскрытию их потенциальных  возможностей.

 

Литература:

1.      Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1.

2.      Васильева Е. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве// «Народное образование, № 4, 2004

3.      Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998.

4.      Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Прометей, 2006

 

      


Скачано с www.znanio.ru

Организация исследовательской деятельности учащихся

Организация исследовательской деятельности учащихся

Воспитание и образование, направленное на развитие интереса к изучению родного языка, родной культуре, развитие творческой личности стали составной частью моей педагогической деятельности

Воспитание и образование, направленное на развитие интереса к изучению родного языка, родной культуре, развитие творческой личности стали составной частью моей педагогической деятельности

Для того чтобы у ребенка появилось желание получать знания нужно увлечь, заинтересовать его своим предметом

Для того чтобы у ребенка появилось желание получать знания нужно увлечь, заинтересовать его своим предметом

Распределение задач . Задачи исследования уточняет цели

Распределение задач . Задачи исследования уточняет цели

В начальных классах провожу дидактические игры «Үгин урлдан» (Словесное состязание), «Алтн шаһа» (Золотой альчик), которые развивают любознательность, память, обогащают словарный запас

В начальных классах провожу дидактические игры «Үгин урлдан» (Словесное состязание), «Алтн шаһа» (Золотой альчик), которые развивают любознательность, память, обогащают словарный запас
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020