«Организация исследовательской и проектной деятельности в области краеведения через организацию серии походов по окрестностям с. Великое»
Работу выполнила Сидорович Светлана Николаевна
2017
Актуальность
Гражданином человек становится тогда, когда знает историю своей семьи, своего края, когда он стремится быть представителем культуры своего народа, когда включается в деятельность по улучшению жизни своего населённого пункта. Краеведение и социальное проектирование способствуют воспитанию гражданственности, социализации ребёнка в обществе.
Проблемы
отток молодежи из сельской местности
неблагоприятная социокультурная среда
недостаточность учреждений культуры
потребительское отношение к окружающим и экологии
низкая успеваемость школьников, снижение интереса к учению
Научный аппарат
Объект исследования – воспитательный процесс.
Предмет исследования - организация внеурочной работы в классе по патриотическому и гражданскому воспитанию средствами краеведения и социального проектирования.
Целью данного проекта является организация серии мероприятий по формированию гражданских и патриотических качеств, социализации обучающихся на основе проектно-исследовательской деятельности
Гипотеза исследования
краеведение и социальное проектирование способствуют решению задач социальной адаптации учеников, формированию у них готовности жить и трудиться в пределах района, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении, а также развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Теоретическое обоснование реализации проекта
Великосельская школа имеет богатую историю, в следующем году будет праздновать свой 150-летний юбилей.
Школа является социокультурным центром на селе, для которого характерно:
- расширение функций: создание условий для самореализации школьников, организация досуга детей, культурно-просветительская работа;
- сотрудничество с сельскими учреждениями при сохранении ведущей позиции школы;
- работа, направленная на социализацию обучающихся и адаптацию их в обществе;
- включение детей и родителей в работу, направленную на улучшение жизни села.
Педагогические технологии
проектно–исследовательская деятельность;
КТД (коллективные творческие дела);
личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
деятельностный подход в обучении и воспитании;
педагогика сотрудничества;
технология проблемного обучения;
игровые технологии;
ИКТ (информационно-комуникативные технологии).
Методологическая основа:
системный подход к построению воспитательного процесса;
деятельностный подход в воспитании учащихся;
личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности;
основные психологические принципы организации внеклассной работы;
теоретические основы организации воспитательной работы в процессе туристско-краеведческой деятельности;
культурологический подход, используется как принцип и средство приобщения личности к традиционной народной культуре;
теоретические основы метода социального проектирования;
технологическое проектирование педагогического процесса;
психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности обучающихся
Таблица 1. Показатели по критерию « Компетенции самостоятельной и познавательной деятельности, самосовершенствования»
Показатели | Средства диагностирования | |
На начальном этапе | На этапе мониторинга | |
1.Самоактуализация личности обучающегося. | Анализ достижений | Дневник личных достижений обучающегося (портфолио) |
2.Нравственная направленность личности | Ценностные ориентации, изучение воспитанности (тест М.И.Шиловой) | Наблюдение. |
3. Креативность личности. | Диагностика уровня творческой активности (методика М.И.Рожкова) | Анализ результатов творческой активности детей |
4. Потребность в проектно-краеведческой деятельности. | Наблюдение |
Таблица 2. Показатели по критерию «Компетенции, обеспечивающие взаимодействие субъектов исследовательской деятельности»
Показатели | Средства диагностирования | |
На начальном этапе | На этапе мониторинга | |
1.Взаимоотношения между учащимися в классе и школе. | Классная социометрия | Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (по Л.Г. Жедуновой). |
2. Участие в общественно-значимых мероприятиях. | Тест «Выявление мотивов участия в делах классного и школьного коллективов» (методика О.В. Лишина). | Наблюдение. |
3.Взаимодействие педагогов и обучающихся. | Методика Л.В. Байбородовой. | Наблюдение |
4.Уровень развития самоуправления. | Методика М.И.Рожкова. | Методика М.И.Рожкова |
5.Взаимоотношения в проектной группе. | Социометрия. |
Таблица 3. Критерии сформированности образовательного результата
Степень обобщенности содержания образования | Форма проявления образовательного результата | Показатель | Критерий сформированности результата в проекте | |||
Учебный материал (содержание программы проекта) | Компетентность | Ключевой элемент содержания опыта) | знания | умения | Творческое мышление | Отношение к делу |
Социальный опыт | Опыт обучающегося | Способ деятельности | формальный | репродуктивный | творческий | субъектный |
Культура | Образованность (деятельностный аспект) | Позиция личности по отношению к деятельности | Формальнфый исполнитель | Грамотный исполнитель | творец | Субъект своей деятельности |
Результат | ФР | СР | Пр | С-О |
Краеведческая и проектная деятельность способствуют:
- активному и творческому использованию свободного времени;
- создает возможности для формирования круга общения на основе общих интересов и духовных ценностей;
- созданию благоприятных условий для формирования нравственных качеств личности ребенка: коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка
Таблица 6. Межпредметные связи в проекте
Структура содержания | Содержание |
Учебные предметы: | Изучение истории родного края, быта, традиций, труда и обрядов жителей с. Великое в 16-18 вв. |
Иобразительное искусство | Изучение декоративно-прикладного искусства родного края, технологии художественной обработки различных материалов |
Технология | Изучение промыслов родного края, технологии художественной обработки различных материалов |
ОБЖ | Изучение основ правильного поведения в природе, норм экологического поведения и правил выживания, правил поведения в походе, на дороге, в природе. |
География | Изучение приемов работы с картой, ориентированием на местности, работы с координатами. |
Физическая культура | Изучение правил ходьбы на дальние расстояния, ходьбы на лыжах без лыжни, спуска и подъема на лыжах. Игры с мячом, скакалкой на свежем воздухе. |
Информатика | Практические занятия по созданию мультимедийных презентаций, съемки и цифровой и художественной обработке фотографий, поиску информации в системе Интернет |
[1] Геокешинг - это туристическая игра, в которой при помощи ориентирования по GPS-координатам на местности ищутся тайники по логическим подсказкам.
Практическая реализация проекта
Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого – качества, которые участник туристского похода проявляет постоянно. Подросток приобретает опыт общения: практические умения устанавливать положительные отношения в коллективе, поддерживать коммуникативные контакты в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок, опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Таблица 7. Возможности разрешения проблем средствами проектной деятельности
Проблема | Возможности решения проблем с помощью краеведения и социального проектирования |
Низкая успеваемость школьников, снижение интереса к учению | Применение краеведческого материала на уроках всегда вызывает интерес детей к предмету, что ведёт к повышению успеваемости. Этому же способствует введение метода проектов в урок. Участие в краеведческой и проектной деятельности способствует развитию логического мышления, учит детей планировать свою работу, оценивать результат. Участие в различных краеведческих конференциях, в конкурсах проектов делает ребёнка более успешным, он начинает верить в свои силы и способности. У детей появляется желание стать успешным не только во внеклассной работе, но и на уроке. |
Снижение авторитета школы, нежелание выпускников оставатся на родине | Краеведческая и проектная деятельность учеников совместно с педагогами делает школу более открытой для общественности и родителей. Включаясь вместе с ребёнком в эту работу, родители уже не могут не видеть роль педагога в успехах их ребёнка. Через местную прессу и школьный сайт итоги работы школы становятся известны. Нашим победам радуются все жители. |
Таблица 8. Критерии выполнения этапов проектной деятельности ученика.
Этап полноценной учебной деятельности | Критерии прохождения этапа учеником |
Мотивационный | Хочу сделать что-то свое, в первом приближении называет цели своего проекта |
Установочный | Цели присвоены. Оформлена тема, определился круг людей и временной период проекта |
Проектный | Понятен результат и средства, положенные в основу его достижения, ясна общая организация выполнения, группы людей, которые будут привлекаться, время и место выполнения. |
Реализация | Работы выполнены детьми, присутствует продукт их деятельности. Ответственность педагога за предоставление обучающимся поддержки его деятельности и обеспечение осознанности выполнения всех её этапов |
Презентационный | Общее представление результатов, получение отношения социума к проекту и рефлексия личной удовлетворенности ученика |
Рефлексивный | Субъекты поекта осмыслили прошедшее, соотнесли с изначальными мотивами, сделали выводы для себя, задумались о перспективах. |
Таблица 9. Планирование проектной работы
№ п/п | Деятельность по проекту |
1 | Определение целей и задач проекта, целей и задач для каждого участника проекта. Постановка проблемного и основополагающего вопроса. Разбивка проекта на подтемы. Разработка плана работы проекта. |
2 | Сбор материалов об истории и современном развитии села . |
3 | Обоснование выбора маршрутов и объектов исследования |
4 | Экскурсии в библиотеку, в администрацию, по улицам села |
Таблица 10. Ресурсное обеспечение проекта
Вид ресурсов | Перечень действий |
Кадровые | Обозначить ответственным за реализацию проекта актив класса |
Нормативно – правовые | Создание пакета документов по реализации проекта |
Программно - методические | Сделать подборку литературы в школьной библиотеке и медиатеке для педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию, краеведению, методу проектов, для детей – по истории, географии, экологии и культуре родного края. |
Материально – технические | Доступ к ресурсам кабинета информатики |
Финансовые | Не требуется |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно работать с различными источниками информации, слушать и принимать мнения других, самостоятельно принимать решение, анализировать, синтезировать, планировать и анализировать, структурировать, проводить самоанализ и рефлексию.
Конечным результатом реализации проекта должно стать:
Расширение образовательного информационного пространства, широкое внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы для обеспечения взаимодействия с родителями, общественными организациями.
Пополнение фондов школьного музея.
Риски реализации проекта
|
|
Нежелание некоторых педагогов работать по данным направлениям | Убедить в необходимости воспитания школьников через краеведение, в ценности метода проектов как одного из путей социализации личности ребёнка. Учителя биологии заинтересовать работой по экологическому краеведению. |
Препятствие родителей | Осуществление разъяснительной работы. Соблюдение принципа добровольности. |
Условия выполнения проекта:
1) помещение для занятий
2) обеспечение материалами и инструментами для выполнения сувениров
3) обеспечение доступа к Интернет-ресурсам и ресурсам ПК для оформления результатов проектной работы
4) использование ресурсов социума;
5) помощь родителей.
Предлагаемый проект имеет открытый и динамичный характер, отличается разнообразием и взаимосвязанностью направлений, форм и видов деятельности и базируется на следующих принципах:
- открытость
- доступность
- динамичность
- вариативность
- эффективность
- многофункциональность.
Ссылки
http://www.ppt-backgrounds.net/border-frames/4302-elegant-black-frame-backgrounds
http://foto-albom.spb.ru/i/album_skazka/21.jpg
Автор шаблона
Пасечник Елена Аркадьевна,
учитель истории МБОУ «СОШ №6»
г. Братска Иркутской области
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.