Организация оценивания на основе ФГОС как средство формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся
Оценка 4.9

Организация оценивания на основе ФГОС как средство формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся

Оценка 4.9
docx
Взрослым
14.12.2022
Организация оценивания на основе ФГОС как средство формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся
Проблема профессионального образования на современном этапе в конкурентоспособности выпускника профессиональной организации. Готовность выпускника к работе во многом зависит от глубины овладения профессией, его готовности решать самостоятельно сложные технологические задачи. Одним из механизмов решения данной проблемы является введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, построенных на основе компетентностного подхода.
статья на конференцию Павлова С.Ф..docx

Павлова Светлана Фёдоровна преподаватель

 ОБЛАСТНОЕ Государственное автономное образовательное учреждение СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« иркутский техникум авиастроения и материалообработки»

(ОГАУ СПО ИТАМ)

 

Проблема разработки контрольно оценочных материалов для диагностики итоговых знаний обучающихся

Главная цель введения Федеральных государственных образовательных стандартов  в профессиональное образование заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования, повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Проблема профессионального образования на современном этапе в  конкурентоспособности выпускника профессиональной организации. Готовность выпускника к работе  во многом зависит от глубины овладения профессией, его готовности решать самостоятельно сложные технологические задачи. Одним из механизмов решения данной проблемы является введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, построенных на основе компетентностного подхода.

Важная роль в формировании основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС отводится отбору содержания в рамках профессионального модуля, внедрению современных педагогических технологий, реализации целей обучения, воспитания и развития обучающихся. Важнейшим условием, позволяющим реализовать ФГОС профессионального образования, является организация и управление полноценной учебно-познавательной деятельностью обучающихся, а также качественная оценка ее результатов.

Наиболее сложным во внедрении ФГОС является разработка контрольно-оценочных средства (КОС), которые призваны определить готовность обучающегося к выполнению конкретного вида деятельности, отраженного в профессиональном модуле (дисциплине). Организация оценивания на основе ФГОС как средство формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся должна включать в себя использование разнообразных технологий оценивания и самооценивания в процессе подготовки будущего квалифицированного рабочего. Поэтому к разработке и содержанию комплекса контрольно-оценочных средств  предъявляются следующие требования:

·          разработка и оформление проводится в соответствии с макетом;

·          особое внимание следует обращать на корректность формулировки показателей;

·          перечень показателей КОС должен быть составлен с учетом имеющихся в структуре программы дисциплины умений и знаний, соответствующих данному виду деятельности;

·          задания для проверки теоретических знаний обучающихся по дисциплине и экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю должны носить компетентностно-ориентированный, комплексный характер и оценивать как профессиональные, так и общие компетенций.

Показателем освоения компетенции является продукт или процесс практической деятельности. Учитывая, что компетенция проявляется в готовности применять знания, умения и навыки в ситуациях нетождественных тем, в которых они формировались, следует содержание заданий максимально приблизить к ситуациям профессиональной деятельности.

Основная особенность федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования  третьего поколения – ориентация не на содержание, а на результат образования, выраженный через компетентности специалистов. Структура и содержание  отдельной дисциплины (модуля), образовательные технологии, включая планирование и оценку качества подготовки специалистов, должны быть нацелены на формирование и достижение заявленного результата обучения. Оценивание направлено на систематическое установление соответствия между планируемыми и достигнутыми результатами обучения. Акцент образовательного процесса переносится на контрольно-оценочную составляющую, которая позволяет систематически отслеживать, диагностировать, корректировать процесс обучения. Уже на этапе проектирования основной образовательной программе (ООП)  необходимо планировать, какими способами и средствами будут оцениваться результаты обучения, что будет служить доказательством достижения целей образовательных программ.

В соответствии с требованиями ФГОС  профессионального образования для аттестации обучающихся на соответствие их учебных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной образовательной программе (ООП) создаются контрольно оценочные средства (КОС) для проведения входного и текущего оценивания, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. КОС является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения ООП  профессионального образования, входит в состав учебно-методических комплексов соответствующей дисциплины.

Комплект оценочных средств – фонд  методических материалов, нормирующих процедуры оценивания результатов обучения, т.е. установления соответствия учебных достижений запланированным результатам обучения и требованиям образовательных программ, рабочих программ модулей (дисциплин).

КОС как система оценивания состоит из трех частей:

1.       Структурированного перечня объектов оценивания (кодификатора/  структурной матрицы формирования и оценивания результатов обучения ООП, дисциплины),

2.       Базы учебных заданий,

3.       Методического оснащения оценочных процедур.

При планировании и разработке КОС как системы оценивания используется ограниченный набор элементов:

·          цели/ результаты обучения;

·          индикаторы и критерии оценивания;

·          содержательная область контроля;

·          функции и цели контроля;

·          виды, методы и формы контроля;

·          средства оценивания/ учебные задания.

КОС помимо выполнения оценочных функций наилучшим образом характеризует образовательный уровень техникума. Качество фонда оценочных средств и технологий является ярким показателем образовательного потенциала, своеобразной  визитной картой техникума реализующий образовательный процесс по соответствующим направлениям.

 Таким образом ,компетентный специалист это не просто знающий и владеющий способами профессиональной деятельности выпускник ОУ СПО, это человек, способный к самостоятельному решению проблем в новых условиях и ситуациях, использующий для этого разнообразные возможности, мотивированный на поиск решения проблем и профессиональное, т.е.

карьерный и личностный рост. Таким образом, можно обозначить следующие идеи, способствующие эффективному формированию компетенций и позволяющие достигнуть названных целей : интеграция различных результатов образования и самообразования при решении проблем; САМО деятельность, САМО развитие, САМО контроль; ориентация на перспективные личностные цели.

Главным условием формированием  компетенций является развитие ресурсов образовательной организации. В первую очередь необходимо привести в соответствие все нормативные и локальные акты. Всё учесть и прописать. Педагогические работники мотивированные на переобучение. И как следствие педагог сам решает, какая материальная база ему необходима для развития компетенций. При планировании результатов деятельности образовательной организации учитывается не только запрос государства, выраженный в Государственном образовательном  стандарте, но и запрос общественных групп и субъектов образовательного процесса, т.е. ориентирование образовательного процесса на формирование общих компетентностей. Формирование и развитие компетентностей является частью содержания учебной деятельности, вполне законной для каждого педагога.

 

Список литературы

1. Развитие эффективного взаимодействия систем профессионального образования и рынка труда в условиях индустриально развитого региона [Текст]: монография / Н.В. Костюк, А.В. Фаломкин. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2011. – 120 с.

2. Педагог и обучающийся: жизненные и профессиональные ценности в условиях интеграции начального и среднего профессионального образования [Текст]: монография / Руднева Е.Л., Костюк Н.В., Кузнецова. – Кемерово И.Ю.: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2009. – 132 с.

3. Давыдов Ю.С. Болонский процесс и российские реалии – МПСИ, М., 2004.

4. Ефимова С.А. Проектирование образовательных программ профессионального образования на основе модульно-компетентностного

подхода. Дис. канд.пед.наук. – М., 2006.

5. Красильникова О. М. Проектирование фонда оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС СПО [Текст] / О. М. Красильникова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 231 – 234.

6. Михайлова Н.С., Муратова Е.А., Минин М.Г. Разработка фонда оценочных средств в проектировании образовательных программ. Учебное пособие. – Томск: Томский политехнический университет, 2010. – 217 с.

7. Педагогическое проектирование / Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. – М., 2007.

. Интернет-ресурсы

1. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - http://минобрнауки.рф/.

2. Официальный сайт Федерального агентства по образованию - http://www.ed.gov.ru/.

3. Информационно-справочный портал - http://www.library.ru/

4. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». //http://mon.gov.ru/dok/fgos/7197/.


 

Павлова Светлана Фёдоровна преподаватель

Павлова Светлана Фёдоровна преподаватель

КОС должен быть составлен с учетом имеющихся в структуре программы дисциплины умений и знаний, соответствующих данному виду деятельности; · задания для проверки теоретических знаний обучающихся…

КОС должен быть составлен с учетом имеющихся в структуре программы дисциплины умений и знаний, соответствующих данному виду деятельности; · задания для проверки теоретических знаний обучающихся…

Комплект оценочных средств – фонд методических материалов , нормирующих процедуры оценивания результатов обучения, т

Комплект оценочных средств – фонд методических материалов , нормирующих процедуры оценивания результатов обучения, т

И как следствие педагог сам решает, какая материальная база ему необходима для развития компетенций

И как следствие педагог сам решает, какая материальная база ему необходима для развития компетенций
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2022