Профессиональные компетенции мастера производственного обучения

  • Рабочие листы
  • docx
  • 21.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Профессиональные компетенции мастера производственного обучения
Иконка файла материала Должностная инструкция мастер Лейдеров Н.М..docx

Лейдеров Николай Михайлович, мастер производственного обучения ФКП ОУ № 142

 

 

Должностная инструкция мастера производственного обучения

 

1.   Общие положения

1.1.         Мастер   производственного   обучения   относится   к   категории специалистов.

1.2.     На должность мастера производственного обучения принимается лицо:

1)   отвечающее одному из указанных в подпунктах «а» - «б» настоящего пункта требований:

а) имеющее среднее профессиональное образование программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;

б) имеющее дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;

2)            имеющее при отсутствии педагогического образования дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения (дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства);

3)     имеющее опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;

4)    не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;

5)       прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6)      прошедшее аттестацию на соответствие занимаемой должности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

7)   имеющее уровень (подуровень) квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы.

1.3.   Мастер производственного обучения должен знать:

1)    локальные акты по организации образовательного процесса и работы учебно-производственной мастерской (иного места занятий);

2)        основы организации и методика профессионального обучения, современные технологии практического обучения;

3)    требования ФГОС, примерных (типовых) программ (при наличии) и рабочих программ к практической подготовке по профессии, содержание соответствующих учебников, учебных пособий;

4)       особенности организации труда, современные производственные


технологии, производственное оборудование и правила его эксплуатации, правовая и нормативная документация по профессии, нормы времени на выполнение технологических операций (при наличии);

5)          возрастные особенности обучающихся, особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения;

6)               особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья);

7)     педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида;

8)   психолого-педагогические основы и методика применения в процессе подготовки рабочих (служащих) и (или) квалифицированных рабочих (служащих) технических средств обучения и информационно- коммуникационных технологий;

9)           требования, предъявляемые профессией к человеку, набор медицинских и иных противопоказаний при выборе профессии, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии, возможности и перспективы карьерного роста по профессии;

10)       эффективные приемы общения и организации деятельности в процессе практики (практического обучения), ориентированные на поддержку профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития обучающихся; методика построения беседы с обучающимися, обучающимися и их родителями (законными представителями) по данным вопросам;

11)               педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебно-производственной мастерской в соответствии с ее предназначением и характером реализуемых программ;

12)           требования охраны труда при организации деятельности обучающихся на учебной и производственной практике (практическом обучении) по освоению профессии рабочего, должности служащего в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации;

13)       меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством;

14)    основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и (или) профессионального образования, и (или) ДПП;

15)    современные подходы к контролю и оценке результатов освоения профессии (квалификации);


16)            методика разработки и применения оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания освоения профессии (квалификации);

17)     нормы педагогической этики, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий;

18)     теория и практика практического обучения по соответствующим профессиям, в том числе зарубежные исследования, разработки и опыт;

19)    основы законодательства об образовании Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения и (или) профессионального образования и (или) ДПО, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных);

20)   требования ФГОС, примерных (типовых) программ (при наличии) к практической подготовке по профессии, содержание соответствующих учебников, учебных пособий;

21)                  требования профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик по соответствующему виду профессиональной деятельности;

22)                 требования к программно-методическому обеспечению практического обучения;

23)         требования к современным учебникам, учебным и учебно- методическим пособиям, электронным образовательным ресурсам и иным методическим материалам в области практического обучения;

24)       локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные;

25)           современное состояние соответствующей профессиональной деятельности;

26)   основные источники и методы поиска информации, необходимой для разработки программно-методического обеспечения;

27)     возрастные особенности обучающихся, стадии профессионального развития; особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения;

28)             особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья);

29)    педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности в процессе практического обучения рабочих (служащих) и (или) квалифицированных рабочих (служащих);

30)         психолого-педагогические основы и методика применения в процессе практического обучения рабочих (служащих) и (или)


квалифицированных рабочих (служащих) технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий;

31)           требования охраны труда при организации деятельности обучающихся на учебной и производственной практике процессе практического обучения) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации;

32)        возможности использования информационно-коммуникационных технологий для ведения документации;

33)      порядок ведения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и порядке его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам;

1.4.   Мастер производственного обучения должен уметь:

1)          выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися на учебной и производственной практике (в процессе практического обучения): решение профессиональных задач, выполнение отдельных трудовых функций, технологических операций и отдельных приемов технологических операций;

2)            устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучающимися, создавать условия для воспитания и развития обучающихся, мотивировать их деятельность по освоению профессии, привлекать к целеполаганию, обучать самоорганизации и самоконтролю;

3)   использовать средства педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся, проводить консультации по этим вопросам на основе наблюдения за освоением обучающимся профессиональной компетенции в процессе прохождения учебной и производственной практики (практической подготовки);

4)            разрабатывать мероприятия по модернизации материально- технической базы учебно-производственной мастерской (иного места занятий), выбирать учебное оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом:

-      требований ФГОС и (или) задач обучения, воспитания и развития обучающихся;

-   особенностей отрасли (профессиональной деятельности);

-   современных требований к учебно-производственному оборудованию;

5)   использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом:

-   специфики осваиваемой профессии;

-   задач занятия (цикла занятий);

-        возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);

-   стадии профессионального развития;


-         возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания;

6)      проводить проверку исправности технологического оборудования, количественную и качественную проверку поступающих материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий), составлять заявки на техническое обслуживание и ремонт учебно- производственного оборудования, контролировать качество выполнения работ;

7)     согласовывать все виды работ на практике, результаты и объекты практики (практической подготовки) с работодателями (руководителями практики от организации);

8)    организовывать выполнение работ (услуг) и контроль их качества в соответствии с требованиями технической документации и нормами времени на выполнение соответствующих работ; проводить количественную и качественную приемку готовой продукции (услуги), вести индивидуальный учет производительности труда, продукции, сданной с первого предъявления; планировать улучшение качества продукции (услуг) зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля));

9)      контролировать и оценивать готовность обучающихся к занятию, работу, выполняемую ими, оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения в освоении профессии, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения и воспитания;

10)      обеспечивать на занятиях порядок и сознательную дисциплину, проводить инструктаж по охране труда, контролировать санитарно-бытовые условия выполнение правил пожарной безопасности, электробезопасности, применять средства пожаротушения и средства индивидуальной защиты; анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью обучающихся в учебно-производственной мастерской;

11)  соблюдать требования охраны труда;

12)       знакомить обучающихся с опытом успешных профессионалов, работающих в осваиваемой сфере профессиональной деятельности, и (или) корпоративной культурой организаций-партнеров;

13)    разрабатывать задания, участвовать в работе оценочных комиссий, готовить обучающихся по программам профессионального образования к участию в конкурсах профессионального мастерства и аналогичных мероприятиях (в зависимости от преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля));

14)     консультировать обучающихся по программам профессионального образования и их родителей (законных представителей) и (или) обучающихся по программам профессионального обучения по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации;

15)           анализировать   проведение    занятий    на    учебной    практике,


организацию производственной практики (практического обучения), вносить коррективы в рабочую программу, план практической подготовки, образовательные технологии, собственную профессиональную деятельность;

16)             соблюдать процедуры оценивания, взаимодействовать с представителями организации, на базе которой проходит практика, и (или) представителями работодателей при проведении аттестации;

17)   использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки освоения квалификации (компетенций), применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки, охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания:

-    соблюдать предусмотренную процедуру контроля и методику оценки квалификации (компетенций);

-    соблюдать нормы педагогической этики, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися для обеспечения достоверного оценивания;

-           корректно интерпретировать результаты контроля и оценки квалификации (компетенций);

18)            анализировать применение выбранных форм и методов педагогической диагностики, оценочных средств, разрабатывать и представлять предложения по совершенствованию аттестации обучающихся и выпускников;

19)      анализировать примерные (типовые) программы (при наличии), оценивать и выбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы и иные материалы, разрабатывать и обновлять рабочие программы (разделы программ), планы занятий (циклов занятий), оценочные средства и другие методические материалы по практической подготовке (самостоятельно или совместно с преподавателем(- ями)) с учетом:

-   порядка, установленного законодательством Российской Федерации об образовании;

-     требований ФГОС (для программ профессионального образования), профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик, запросов работодателей;

-     развития соответствующей области профессиональной деятельности, требований рынка труда;

-           образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития;

-        возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);

-       роли практической подготовки в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС и (или) образовательной программой;

-         возможности освоения   образовательной   программы   на   основе


индивидуализации ее содержания;

-                современного развития технических средств обучения, образовательных технологий;

20)   взаимодействовать с преподавателем профессионального модуля или преподавателями смежных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) при разработке программно-методического обеспечения учебно- производственного процесса, обсуждать разрабатываемые документы;

21)           вести на бумажных и электронных носителях учебную, планирующую документацию, документацию учебной мастерской (иного места занятий), в том числе журналы инструктажа обучающихся по охране труда;

22)         вести учет   выпущенной   обучающимися   продукции   и   (или)

использованных материалов и ресурсов;

23)  создавать отчетные (отчетно-аналитические) материалы;

24)    заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами; предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц;

25)                 обрабатывать персональные данные с соблюдением законодательства Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные;

1.5.      Для преподавания по основным программам профессионального образования обязательно обучение по ДПП программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года.

1.6.      Мастеру производственного обучения рекомендуется проходить обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года.

1.7.           Мастер производственного обучения обязан проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

1.8.         Мастеру производственного обучения в своей деятельности руководствуется:

1)     Конституцией Российской Федерации;

2)       Законом РФ «Об образовании в РФ»;

3)       Конвенцией о правах ребенка;

4)       учредительными документами колледжа (Уставом колледжа);

5)       приказами директора колледжа;

6)     распоряжениями и указаниями заместителя директора по учебной работе и иными локальными нормативными и распорядительными актами администрации колледжа;

7)       Правилами внутреннего трудового распорядка;

8)       Правилами по охране труда и пожарной безопасности;

9)       Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН;


10)                            настоящей должностной инструкцией.

 

 

2.  Трудовые функции

2.1. Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности:

1)   организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и (или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

2)    педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся;

3)             разработка программно-методического обеспечения учебно- производственного процесса.

 

3.   Должностные обязанности

3.1.          Мастер производственного обучения исполняет следующие обязанности:

3.1.1.    В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 1 пункта 2.1

настоящей должностной инструкции:

1)    осуществляет формирование в учебно-производственной мастерской (на полигоне, площадке, в лаборатории, ином месте занятий) образовательно- производственной среды, разработку мероприятий по модернизации их оснащения;

2)    организует и проводит учебные и (или) производственные практики

(практического обучения);

3)             консультирует обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональной компетенции в процессе прохождения учебной и производственной практики (практической подготовки);

4)    осуществляет текущий контроль, оценку динамики подготовленности и мотивацию обучающихся в процессе учебной и производственной практики (практического обучения).

3.1.2.    В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2 пункта 2.1

настоящей должностной инструкции:

1)           проводит оценку полноты и своевременности выполнения обучающимися задания на практику и (или) результатов освоения компетенций в период прохождения практики (практического обучения);

2)      проводит оценку освоения программы профессионального модуля (учебного предмета, курса, дисциплины, иного компонента программы, обеспечивающего освоение квалификации рабочего, служащего) в части практической подготовки при проведении промежуточной аттестации в составе экзаменационной комиссии;

3)          проводит   оценку    освоения    образовательной    программы    при


проведении итоговой (государственной итоговой) аттестации в составе экзаменационной комиссии.

3.1.3.    В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 3 пункта 2.1

настоящей должностной инструкции:

1)    разрабатывает и обновляет основные программы профессионального обучения и (или) рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основных программ профессионального обучения, обеспечивающие практическую подготовку, и (или) программ практики, обеспечивающей освоение квалификации рабочего, служащего, основных профессиональных образовательных программ;

2)          осуществляет разработку и обновление учебно-методического обеспечения профессионального обучения и (или) программ учебной и производственной практики (практического обучения);

3)       осуществляет планирование занятий и (или) учебной практики (практического обучения): разработка и обновление планов, технологических карт, сценариев занятий по освоению профессии рабочего, должности служащего;

4)       ведет документацию, обеспечивающую учебно-производственный процесс.

3.1.4.        В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

 

4.   Права

Мастер производственного обучения имеет право:

4.1.     Участвовать в обсуждении проектов документов по организации образовательного процесса.

4.2.       Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

4.3.        Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.4.     Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.5.      Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.6.    По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников.

4.7.            Инициировать и проводить совещания с подчиненными работниками по организационным вопросам. Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.

 

5.   Ответственность

5.1.                Мастер     производственного      обучения      привлекается      к


ответственности:

-     за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством об образовательной деятельности;

-     за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации;

-      за причинение ущерба образовательной организации в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

 

5.2.     Ознакомление работника с настоящей должностной   инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

 

 

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.