ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ – МЕДИКОВ
Н.С. Башханова, преподаватель педиатрии "Усть-Ордынского медицинского колледжа им. Шобогорова М.Ш.", п. Усть-Ордынский
Подготовка специалистов нового качества, способных к самообразованию, ориентированных на творческий подход к делу, обладающих высокой культурой мышления способствовало поиску инновационных образовательных технологий в учебном процессе. Свою работу в этом направлении я начала с того, что попыталась отчетливо представить себе от чего бы хотелось избавиться в учебном процессе, и пришла к выводу, что на сегодня уже не приемлемы:
• фронтальные формы организации занятий, в ходе которых преподавателей и студентов разделяет «стена», отводящая преподавателю роль судьи, выносящей приговор;
• формы контроля знаний, сводящихся к элементарному воспроизведению ранее изученного материала;
• низкая активность студентов на занятиях, когда они большую часть времени фиксируют учебный материал;
• леность и безынициативность мышления студентов, готовых предпочесть простое запоминание материала процессу приобретения прочных знаний. Таким образом, в своих педагогических поисках я попыталась выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. Передо мной встали два основных вопроса. Чему учить и как учить? Вопрос чему учить - решился сам собой. Так как ФГОС СПО в качестве основного механизма, призванного обеспечить социальную защиту молодежи в условиях рыночной экономики, рассматривает компетентностный подход, ориентированный на формирование основных ключевых компетенций выпускника.
В нашем образовательном учреждении обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ. Ведущим понятием компетентностного подхода становится образовательный модуль, при этом итоговая компетентность в профессиональной сфере представляется совокупностью таких модулей, а каждый из них формируется как специфическая функция будущей профессиональной деятельности. А вот как учить? Какие выбрать методы обучения? Этот вопрос для меня долго оставался открытым и постоянно меняющимся. Методы обучения - это способ организации взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых в целях формирования знаний, навыков, умений, профессиональных, политических и нравственных качеств, необходимых для успешного выполнения производственных задач. Какой удельный вес будут занимать интерактивные методы, чтобы реализовать накопленный мною лечебный опыт и профессионально-педагогический потенциал. Ведь радикальное обновление системы образования предусматривало повышение профессиональной самостоятельности педагога, предоставляло ему право на конструирование содержания образования, выбор форм и методов обучения и контроля. Всё это увеличивало степень ответственности педагога за конечные результаты образовательного процесса. При данных обстоятельствах возрастала роль в совершенствовании профессиональной компетентности, подготовке к работе в новой образовательной ситуации, в создании условий для развития и самореализации. Передо мной сразу стала вырисовываться проблема - как увлечь обучающихся, как повысить их стремление учиться, как заинтересовать их выбранной профессией, как повысить их коммуникабельность и открытость, улучшить стиль их речи, уметь выразить свои мысли, научить их клиническому мышлению. Как целесообразнее сочетать репродуктивную и продуктивную их деятельность, продуманно и последовательно сочетать этапы учебной работы, благодаря чему оптимально распределить содержание. Как поддержать уровень активности студентов на протяжении всего занятия, обеспечить сочетание воспроизводящей и творческой, коллективной и индивидуальной работы. И, как мне кажется, на практических занятиях начального этапа педагогической деятельности помогли решить эти задачи такие методы активного обучения, как решение ситуационных задач и деловые игры. Ситуационные задачи - это задания репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала и умение правильно использовать имеющиеся знания в конкретных ситуациях, связанных с осуществлением профессиональной деятельности. Ситуационная задача представляет собой конкретную клиническую ситуацию, которая излагается кратко, но содержит достаточно информации для оценки и решения. Во время решения задачи студенты анализируют и обсуждают ситуацию. Преподаватель активизирует участие студентов отдельными вопросами. Ситуационные задачи используют для того, чтобы заинтересовать аудиторию, заострить внимание на отдельных проблемах, подготовить к творческому восприятию изучаемого материала. Чтобы сосредоточить внимание студентов, 30 ситуация подбирается достаточно характерная и острая, подходящая к тематике практического занятия. Разбор ситуационных заданий можно использовать для решения трех дидактических задач:
- закрепление новых знаний, полученных во время занятия;
-совершенствование уже полученных профессиональных умений;
-активизация обмена знаниями.
Ситуационные задачи, как активный метод обучения, представляет собой способ активизации учебно-познавательной деятельности студента, который побуждает к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. В этой ситуации активен не только преподаватель, но и студенты, что является неотъемлемой составной частью практического занятия. Задачи подбираются таким образом, чтобы при их решении студенты приобретали навыки клинического мышления, учились рассуждать и обосновывать свое решение. На примере задачи разбираются теоретические аспекты заболевания. Таким образом, применяя свои теоретические знания при решении задач, студенты лучше запоминают симптомы заболеваний, учатся решать проблемы пациентов.
Деловая игра - один из сложных видов обучающих игр, она представляет собой целенаправленно сконструированную модель реального процесса, имитирующего профессиональную деятельность и направленного на формирование и закрепление профессиональных умений и навыков. Деловые игры обладают большими образовательными и развивающими возможностями. Во-первых, в них моделируются профессиональные отношения, условия профессиональной деятельности, что обеспечивает включенность студента в имитируемую профессиональную среду, т.е. в деловой игре приобретаются необходимые умения и навыки правильного выполнения своих профессиональных функций, что способствует интенсивному профессиональному развитию и позволяет сократить разрыв между теорией и практикой. Во-вторых, эмоционально-творческий поисковый характер деловой игры служит дидактическим средством развития творческого, профессионального мышления, которое проявляется в способности к анализу производственных ситуаций, в четкости и обоснованности решений, умении эффективно взаимодействовать с партнером. В-третьих, деловая игра раскрывает личностный потенциал студента: позволяет раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытать себя на профессиональную пригодность, упражняться в профессиональной компетентности, а также прогнозировать свои собственные возможности для выполнения будущей профессиональной деятельности. Подобные занятия приучают студентов к самостоятельности, инициативности, вызывают чувство удовлетворенности и уверенности в себе. Наиболее благоприятный момент для применения деловых игр - завершающий этап обучения, так как на этом этапе студенты уже обладают достаточным уровнем знаний и умеют самостоятельно работать. Поэтому им легче справиться с ситуациями, возникающими в процессе проведения деловой игры. При таком методе обучения участникам игры предлагают конкретную ситуацию, с двумя вариантами распределения ролей:
При первом варианте роли распределяются между некоторыми обучаемыми, а остальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями или выполняют функции «арбитра»;
При втором - слушатели разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая группа берет на себя роль отдельного лица, участника ситуации или возглавляемого им подразделения. Мною создаются деловые игры к практическим занятиям, в зависимости от ПМ 01 или ПМ 02 Лечебное или Сестринское дело - формы проведения разные. По методике первого варианта деловая игра представляет собой имитационную игру, в ходе которой участники, имитируя деятельность того или иного служебного лица, на основе анализа данной ситуации принимают решения. Бригада делится на две малые группы. Первая подгруппа – «исполнители», вторая – «оппоненты» (оценивают действия «соперников» не имея перед собой эталонов ответов). В игре принимает участие и «арбитр», который, по эталонам ответов по теоретическим знаниям и практическим навыкам, оценивает действия студентов.
Пример: ПМ 02.Лечебная деятельность МДК 02.04.Лечение пациентов детского возраста. Ребенок 6 мес. в тяжелом состоянии с диагнозом: «Острое расстройство пищеварения» поступает в приемное отделение детской инфекционной больницы. В данной игре студенты ставят проблему, оценивают ситуацию, выдвигают возможные варианты решения, и, проанализировав каждый вариант, выбирают наиболее оптимальный. По условиям данной игры, бригада студентов должна оказать неотложную помощь в приемном покое, и, согласно установленному алгоритму, показать определенные практические манипуляции (промывание желудка, очистительная клизма, внутрикожная проба для определения чувствительности к антибиотику, внутримышечное, внутривенное, подкожное введение лекарственного препарата). Затем один из участников игры должен определить программу лечения пациента с острой кишечной инфекцией в стационаре. Другая игра «Судорожный синдром» составлена по той же методике, но имеет некоторые особенности. Преподаватель делит бригаду на три подгруппы, каждая из которых имеет свое название и во время игры должна выполнить три задания по определенному алгоритму действия. Первая - «Фельдшер» получает ситуационную задачу, по условиям которой у ребенка помимо других симптомов, будут судороги. Но тактика фельдшера будет зависеть от определения этиологии судорог, поэтому данная подгруппа, обращается ко второй подгруппе «Информатор», которая имеет дополнительные сведения о ребенке из анамнеза жизни, истории развития заболевания, данных объективного обследования. Подгруппа 3-«Арбитр», получает эталон правильных диагнозов по задачам. Эта подгруппа должна назначить лечение основного заболевания при судорожном синдроме в условиях стационара: задача № 1 - «Эклампсия на фоне спазмофилии»; задача № 2 – «Фебрильные судороги на фоне перинатального гипоксического поражения ЦНС»; задача № 3 – «Менингококцемия». По методике второго варианта составлена деловая игра «Специфическая профилактика детских инфекций». В игре принимает участие вся бригада (на очередном этапе игры в роли фельдшера ФАП выступает новый студент), но контролирует, направляет и активизирует работу внутри бригады «ведущий фельдшер», из числа способных студентов. В ходе игры фельдшер должен: составить индивидуальный план прививок, осмотреть ребенка перед прививкой и дать рекомендации его матери, ответить на многочисленные вопросы матери по специфической профилактике детских инфекций, поставить прививку, также правильно оценить ситуацию при потере сознания, которое возникло при постановке прививки ребенку и оказать ему неотложную помощь. Можно усложнить задание, например, что к тому же в этот день ФАП посетил врач - эпидемиолог районной СЭС для контроля расположения прививочных препаратов на полках холодильника. Этот вариант деловой игры позволяет выявить способности студентов, их активность, создать на занятии атмосферу сотрудничества, выявить, какие вопросы усвоены лучше, а в каких имеются проблемы. Включение в учебный процесс игр позволяет удовлетворять познавательные, коммуникативные, эстетические и творческие потребности студентов и делает сам процесс обучения радостным, эмоционально наполненным. Ситуационные задачи и деловые игры практически применимы на всех этапах образовательного процесса любых клинических дисциплин, междисциплинарных курсах, курсах повышения квалификации специалистов среднего звена. Задачи, выдвигаемые работодателем перед кадрами, настолько сложны, что их решение требует творческого поиска, исследовательских навыков. Молодой квалифицированный специалист должен быть способным к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям, должен владеть не только необходимой суммой специальных фундаментальных знаний, но и определенными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, обладать стремлением к самопознанию, самооценке, саморазвитию, стремиться к творческой самореализации. Молодой специалист должен творчески мыслить, уметь адаптироваться и успешно трудиться в динамично развивающемся обществе. И поэтому у педагога в связи с реформами образования происходит постоянный поиск эффективных методов обучения. Для решения этой задачи преподаватель должен использовать новые педагогические и информационные технологии, главный смысл которых заключатся в том, чтобы пассивному обучению противопоставить методы активного обучения, значительно активизирующие мыслительную, познавательную, творческую деятельность студентов в овладении ими профессиональными компетенциями. Среди форм и методов активного обучения весьма эффективным является метод проектного обучения. В течение последних восьми лет в нашем колледже активно используется этот метод, в том числе как групповой, так и индивидуальный. По длительности времени проектный метод подразделяется на краткосрочный (180-360 мин - на практическом занятии), долгосрочный (до 2-х лет), так и средней продолжительности (от 4-х до 5 месяцев). Проектное 33 обучение широко применяется при учебно-исследовательской работе студентов (УИРС) как по специальности 34.02.01. Сестринское дело, так и по специальности 31.02.01. Лечебное дело. Метод проектного обучения в колледже применяется не только на учебных занятиях и УИРС по междисциплинарным курсам профессиональных модулей, а также и в социально-значимой деятельности, так волонтёрский проект команды «Альтаир» и студентка 3-го курса специальности Лечебное дело со своим проектом «Старость в радость» заняла в 2018 году 1 место в областном фестивале для лучших добровольцев (волонтёров Иркутской области) с приглашением ее в г. Москва для участия во Всероссийском фестивале лучших добровольцев - волонтеров. В долгосрочной проектной работе «Гармоничное физическое развитие школьников - основа здорового детства» приняли участие 5 студентов специальности Сестринское дело и 18 студентов специальности Лечебное дело. Работа проводилась в течение 2-х лет, тема проекта была выбрана актуальная, так как проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время всё большее значение. Для общества большое значение имеет формирование школьника с гармоничным физическим развитием, здорового психически и нравственно, с развитым мышлением, адекватно оценивающего своё место и предназначение в жизни. Работа студентов над длительным проектом включала три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Практическим выходом данной проектной работы было следующее:
1) защита выпускных квалификационных работ в 2016-2017 годах;
2) участие 2-х студентов ОГБПОУ «УМК им. Шобогорова М.Ш.» с материалом первого этапа проекта (осмотрено 598 чел) в областном очном студенческом конкурсе студенческих проектов в 2016 году;
3) проведен анализ оздоровления детей школьного возраста в условиях стационаров, детских поликлиник, санаториев, оздоровительных площадок и пришкольных летних лагерей – 2017 г.;
4) результаты работы по проекту были доведены до сведения общественности, медицинских и педагогических работников округа – 2017 г.;
5) выпущено и распространено 897 методичек, 196 брошюр, 600 памяток и буклетов по здоровому образу жизни, рекомендаций для учителей школ, школьников, для родителей школьников, имеющих отклонения в физическом развитии – 2017 г.;
6) по итогам работы над проектом проведено 2 общешкольных собрания (в школе №1 и школе №2) с привлечением педагогического коллектива, родителей и родительского комитета. Метод проектов можно использовать на практических занятиях, в исследовательской, кружковой работе. Использование метода проектов по педиатрии в учебно-исследовательской работе студентов - выпускников начали применять в колледже с 2014 года. Темы исследования были различные. На Таблице 1 представлены результаты оценки проектной работы студентов-выпускников колледжа на ГИА. Конечно, бесспорно, что результаты их работы разные и во многом зависели от прилежания студентов, индивидуальных интеллектуальных способностей, условий выполнения работы и многих других причин.
Среди активных методов обучения в профессионально-педагогической деятельности чаще использую комбинацию технологий. Особенно эффективна комбинация методов и технологий у студентов старших курсов, когда они уже более раскрепощены, владеют медицинскими терминами, имеют багаж накопленных знаний. Это такие методы, как Кейс-технологии, технология развития критического мышления (РКМЧП), базовой моделью которой является вызов, осмысление новой информации, рефлексия. Широко использую исследовательский метод, метод проблемного изложения лекций, метод развития критического мышления с использованием комбинации методов РКМЧП, решения ситуационной задачи, деловой игры, "Мозгового штурма" у студентов 3 курса Лечебное дело. Метод развития критического мышления также широко применяю на практических занятиях у студентов специальности Лечебное дело начальных курсов, когда только-только начинаем учиться выставлять диагноз. В этом большую помощь оказывает "Ромашка Блума". Центром ромашки выступает неизвестный диагноз, а лепестки - множество симптомов пациента, которые нельзя оставить без внимания, пропустить мимо своего зрения анамнез, жалобы, ни один клинический симптом. Из симптомов складываются синдромы, далее проводим дифференциальную диагностику, где студент показывает теоретическую 35 подготовку, свою мыслительную способность и постепенно логическое мышление перерастает в клиническое. Работая в парах или в небольших группах, студенты общаются, проявляют любознательность, используют исследовательские методы, ставят перед собой вопросы и осуществляют планомерный поиск ответов. Критическое мышление предполагает выработку индивидуальной точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Учитывая современную санитарно-эпидемиологическую обстановку по Ковид-19, шире стала использовать ИКТ на дистанционном портале. Очень удобна на дистанционном обучении образовательная платформа http://moodle.uo-med.ru/. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «Консультант», "Лань", групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике можно применять различные комбинации этих приемов. ИКТ, включающие формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию обучающихся к изучению профессиональных дисциплин. Информатизация обучения привлекательна для обучающегося еще в том, что снимается психологическое напряжение путем перехода от субъективных отношений "преподаватель-студент” к наиболее объективным отношениям "студент-компьютер-преподаватель”, повышается эффективность труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету дисциплин. Кроме того, применение такой технологии, как информационно - аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого обучающегося в отдельности, группы, образовательного учреждения в целом. Информатизация привлекательна для преподавателя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру, позволяет провести анализ и диагностику качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. Компьютерные модели оживляют изложение материала, обеспечивают демонстрацию того, что не удается показать в натуральном эксперименте и трудно воспринимается на статичных рисунках. Электронные учебники применяются также при закреплении (повторении) учебного материала, при подготовке к экзаменам. При этом учебник выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения. Все это дает возможность повысить мотивацию обучения. На уроках преподаватель может использовать интерактивные средства в следующих вариантах: - подбор текстового и графического материала по теме урока; - создание презентации; - создание наглядного раздаточного материала, - создание теста по изучаемой теме.
Наряду с достоинствами ИКТ следует отметить и такие недостатки их применения, как: - снижение роли эмоциональных средств общения, отсутствие связи с первоисточниками информации, снижение мотивации к формированию навыков общения и работы в команде; -значительные умственные, зрительные и эмоциональные нагрузки. Но надо признать то, что ИКТ остаются, и видимо долго будут являться неотъемлемой частью современного образовательного процесса. В то же время применение ИКТ требует от преподавателя наличия знаний и компетенций, необходимых в этой сфере. Таким образом, опыт современного образовательного процесса располагает большим арсеналом инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в образовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации. Инновационные методы обучения, безусловно, способствуют развитию познавательного интереса у обучающихся, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, студенты приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно то, что инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, так как они способствуют развитию индивидуума, учат его самостоятельности в познании и принятии решений, что так важно в будущей профессии медика.
Литература
1. Аюшиева Л.В., Башханова Н.С. Инновационные виды обучения в системе СПО медицинского профиля. Сборник статей межрегиональной заочной конференции по обмену опытом "Современная модель методической деятельности профессионального образовательного медицинского и фар мацевтического образования", г. Иркутск, 2019.
2. Гончарова Н.А. Методическое сопровождение педагогического процесса в условиях реализации ФГОС СПО нового поколения. Сборник статей Инновационные подходы в здравоохранении и образовании. Кяхта, 2014.
3. Истомина, М. В. Применение игровых технологий обучения при преподавании юридических дисциплин регионального компонента/М.В. Истомина// Среднее профессиональное образование. – 2011. -№2. С. 128-138.
4. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя// Педагогика, 2011.
5. Тетенев Ф.Ф., Бодрова Т.Н., Калинина О.В. Формирование и развитие клинического мышления - важнейшая задача медицинского образования //Сестринское дело. – 2018. –№ 4 – С. 63-6
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.