Методическая статья
«Организация
поисково-исследовательской деятельности
учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью
формирования общеучебных компетенций»
Отличительная особенность стандартов
второго поколения- ориентация на результаты образования , которые сейчас
рассматриваются с позиции системно- деятельностного подхода к образованию.
Это означает, что образовательный процесс
должен ориентироваться на развитие личностных качеств обучающихся на основе
овладения ими обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного
учебного материала.
В мировой и российской образовательной
практике в последние годы в качестве одного из центральных понятий выступает
понятие компетентности как способности разрешать реальные практические
ситуации, достигать цели на основе применения имеющихся и получения
отсутствующих средств (знаний, умений и навыков). При
компетентностно-ориентированном образовании акцент делается на практическую
направленность обучения, умение применять знания в различных ситуациях.
В условиях формирования общеучебных
компетенций принципиально меняется позиция учителя. Он перестаёт быть вместе с
учебником носителем «объективного знания», которое пытается передать ученику.
Он формирует не отвлечённые знания, умения и навыки (как раньше) , а ключевые и
предметные компетенции, характеризующие готовность учащихся к деятельности и
дальнейшему развитию. Его главной задачей становится мотивирование учащихся на
проявление инициативы и самостоятельности. Он организует самостоятельную
деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и
интересы.
Проблема воспитания познавательной
самостоятельности (стремления и умения учащихся самостоятельно познавать новое
в процессе поисковой и исследовательской деятельности), проблема активизации
мыслительной деятельности учащихся не может быть решена без включения в
обучение русскому языку и литературе заданий поискового и
исследовательского характера, в число которых входят проблемные задачи,
предполагающие исследовательскую деятельность учащихся .
Важно привить умение самостоятельно
пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.
Развивая познавательные и творческие
способности детей особое внимание надо направлять на формирование
положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями,
творческий подход в обучении русскому языку и литературе . На первое место
выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении
полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.
Развивается умение ориентироваться в информационном
пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Большое значение в этом случае уделяется исследовательскому
методу. Сущность исследовательского метода следует определить как способ
организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для
них проблем.. В этом заключается большая обучающая сила таких проблем.
В поисковом и исследовательском
обучении предъявляются конкретные требования к деятельности учителя, который
должен:
-побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и
представления, высказывать их в явном виде;
-сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие
с имеющимися представлениями;
-побуждать учащихся выдвигать альтернативные объяснения,
предположения, догадки;
-давать учащимся возможность исследовать свои предположения,
например, путем проведения опыта или обсуждения в малых группах;
-давать учащимся возможность применить новые представления к
широкому кругу явлений, ситуаций для того, чтобы они поняли и оценили их
прикладное значение.
Исследовательские и проектные работы
детей имеют немалую практическую ценность: они представляют собой полезный
материал для уроков, классных часов, занятий внеурочной деятельности.
Элементы поисково-исследовательской
можно применять как на этапах проверки домашнего задания и обобщения
знаний, так и на этапе сообщения новых знаний и способов действий. В данном
случае подготовленные дети выступают в роли источника информации для
сверстников.
Организацию деятельности по предварительному
поиску, исследованию и систематизации дополнительной информации, можно
предложить в поисково- исследовательских группах постоянного или сменного
состава, парах, или же индивидуально, на усмотрение учителя и по желанию
детей.
Обучение, основанное на поисковом подходе,
характерно тем, что: осмысливаются и анализируются процесс мышления,
возникающие эмоции и то, что дает такое обучение для развития личности.
Сущностной характеристикой такого обучения,
является рефлексия учащихся, которая идет по трем направлениям: осмысливаются и
анализируются процесс мышления, возникающие эмоции и то, что дает такое обучение
для развития личности.
В ходе процесса поискового и
исследовательского обучения у учащихся формируются общеучебные
компетентности:
-поиска знания;
-обучение основным мыслительным действиям и операциям – анализу,
синтезу, обобщению;
-формирование культуры рефлексивного мышления;
-формирование навыков выбора направления деятельности и принятия
решений;
-обучение процедурам обсуждения, формирование дискуссионной
культуры;
-эмоциональное и личностное развитие в процессе учебной
деятельности.
Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной,
поисковой, творческой и продуктивной деятельности, школьники овладевают нормами
взаимоотношений с разными умениями переходить от одного вида деятельности и
общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и
сотрудничества в коллективе.
Используемая литература:
1.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К.
Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.-816 с.
2.Сердюкова, Н.С. , Линник- Ботова С. И… Реализация ФГОС второго
поколения в системе урочной и внеурочной деятельности по изобразительному
искусству ( методические рекомендации)/ Н. С .Сердюкова, С. И. Линник- Ботова…
–Белгород,2012.-131 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.