Организация поисково-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.6

Организация поисково-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.6
docx
24.07.2020
Организация поисково-исследовательской деятельности на уроках русского языка и  литературы
Организация поисково-исследоват деят-сти.docx

Методическая статья

«Организация поисково-исследовательской деятельности 
учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»

        Отличительная особенность стандартов второго поколения- ориентация на результаты образования , которые сейчас рассматриваются с позиции системно- деятельностного подхода к образованию.
      Это означает, что образовательный процесс должен ориентироваться на развитие личностных качеств обучающихся на основе овладения ими обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного учебного материала. 
     В мировой и российской образовательной практике в последние годы в качестве одного из центральных понятий выступает понятие компетентности как способности разрешать реальные практические ситуации, достигать цели на основе применения имеющихся и получения отсутствующих средств (знаний, умений и навыков). При компетентностно-ориентированном образовании акцент делается на практическую направленность обучения, умение применять знания в различных ситуациях. 
     В условиях формирования общеучебных компетенций принципиально меняется позиция учителя. Он перестаёт быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое пытается передать ученику. Он формирует не отвлечённые знания, умения и навыки (как раньше) , а ключевые и предметные компетенции, характеризующие готовность учащихся к деятельности и дальнейшему развитию. Его главной задачей становится мотивирование учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он организует самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. 
        Проблема воспитания познавательной самостоятельности (стремления и умения учащихся самостоятельно познавать новое в процессе поисковой и исследовательской деятельности), проблема активизации мыслительной деятельности учащихся не может быть решена без включения в обучение русскому языку и литературе  заданий поискового и исследовательского характера, в число которых входят проблемные задачи, предполагающие исследовательскую деятельность учащихся .
       Важно привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. 
        Развивая познавательные и творческие способности детей  особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении русскому языку и литературе . На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.           Развивается умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Большое значение в этом случае уделяется  исследовательскому методу. Сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.. В этом заключается большая обучающая сила таких проблем. 
        В поисковом и исследовательском обучении предъявляются конкретные требования к деятельности учителя, который должен: 

-побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде;

-сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями; 

-побуждать учащихся выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки;

-давать учащимся возможность исследовать свои предположения, например, путем проведения опыта или обсуждения в малых группах;

-давать учащимся возможность применить новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций для того, чтобы они поняли и оценили их прикладное значение. 
        Исследовательские и проектные работы детей имеют немалую практическую ценность: они представляют собой полезный материал для уроков, классных часов, занятий внеурочной деятельности.
      Элементы поисково-исследовательской  можно применять как на этапах проверки домашнего задания и обобщения знаний, так и на этапе сообщения новых знаний и способов действий. В данном случае подготовленные дети выступают в роли источника информации для сверстников.
    Организацию деятельности по предварительному поиску, исследованию и систематизации дополнительной информации, можно предложить в поисково- исследовательских группах постоянного или сменного состава, парах, или же индивидуально, на усмотрение учителя и по желанию детей. 
      Обучение, основанное на поисковом подходе, характерно тем, что: осмысливаются и анализируются процесс мышления, возникающие эмоции и то, что дает такое обучение для развития личности. 
      Сущностной характеристикой такого обучения, является рефлексия учащихся, которая идет по трем направлениям: осмысливаются и анализируются процесс мышления, возникающие эмоции и то, что дает такое обучение для развития личности. 
      В ходе процесса поискового и исследовательского обучения у учащихся формируются общеучебные компетентности: 

-поиска знания; 

-обучение основным мыслительным действиям и операциям – анализу, синтезу, обобщению;

-формирование культуры рефлексивного мышления; 

-формирование навыков выбора направления деятельности и принятия решений; 

-обучение процедурам обсуждения, формирование дискуссионной культуры; 

-эмоциональное и личностное развитие в процессе учебной деятельности.

Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, школьники овладевают нормами взаимоотношений с разными умениями переходить от одного вида деятельности и общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Используемая литература:

1.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.-816 с.

2.Сердюкова, Н.С. , Линник- Ботова С. И… Реализация ФГОС второго поколения в системе урочной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству ( методические рекомендации)/ Н. С .Сердюкова, С. И. Линник- Ботова… –Белгород,2012.-131 с.


 

Методическая статья «Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»

Методическая статья «Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»

Сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем

Сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем

Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, школьники овладевают нормами взаимоотношений с разными умениями переходить от одного вида деятельности и…

Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, школьники овладевают нормами взаимоотношений с разными умениями переходить от одного вида деятельности и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2020