Организация предметно-пространственной развивающей среды.

  • docx
  • 02.04.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОППРС.docx

Организация предметно-пространственной развивающей среды.

В кабинете учителя - логопеда оформлена зона активности для детей старшего дошкольного возраста «Мир общения, эмоций, чувств».

Портфолио зоны активности для детей старшего дошкольного возраста «Мир общения, эмоций, чувств».

Как это выглядит и что необходимо.

1.Шкаф с двумя открытыми полками, персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран,

2 стола, стулья, доска магнитная коробочка со значком «Компьютер»,  каталог   компьютерных презентаций:  упражнений, этюдов, игр,  связанных с тематическим  планированием, схемы для снятия напряжения с глаз.

2.На первой открытой полке на уровне роста детей, размещены:  карточки – схемы (пиктограммы) различных эмоций, карточки - эмоции персонажей: людей, животных, сказочных героев, браслеты с эмоциями для обыгрывания игр, упражнений, этюдов,папки с мимическими и имитационными играми, эмоциями, набор цветных карточек - значков для определения настроения, разрезные – картинки различных эмоций, схемы частей лица, для составления эмоциональных состояний, кубики эмоций,картотека игр-минуток «вхождения в занятие», картотека портретов с различной мимикой и выдержками из разных стихов к ним, демонстрационный материал «Чувства. Эмоции» (проблемные вопросы, творческие задания, этюды, игры – миниатюры, стихотворения).

3.На второй  верхней полке размещены: карандаши, фломастеры, черно – белые картинки эмоциональных состояний  для раскрашивания, пиктограммы, листы цветной бумаги для изображения своих эмоций и настроения, схематические изображения из цветного картона лиц мальчиков и девочек с соответствующими эмоциями, заготовки «масок-настроений», незаконченные рисунки для дорисовывания, детали – шаблоны для аппликаций, музыкальная  шкатулка,говорящие игрушки:  Медвежонок, Хомячок, кукла Машенька, для  создания доброжелательной атмосферы, элемента новизны, неожиданности.

4.На  переносной магнитнойдоскеразмещены: магниты – смайлики, магнитные разрезные карточки с пиктограммами для закрепления навыков развития внимания и эмоционального восприятия, определения собственного настроения.

 

Как организованны дети.

1.     Совместный просмотр компьютерной презентации.

2.     Прослушивание и обсуждение инструкций к презентации под руководством педагога, участие в имитационных играх, упражнениях, этюдах.

3.     Совместное выполнение мимико - артикуляционных упражнений, релаксационных упражнений, упражнений по преодолению двигательной неловкости, жестикуляционных упражнений.

4.     Самостоятельная или организованная деятельность с карточками, схемами, кубиками эмоций, пиктограммами, разрезными картинками.

5.     Индивидуальное выполнение графических заданий.

6.     Проигрывание развивающих ситуаций.

 

Чем заняты дети.

1.     Дети смотрят презентацию, подобранную к теме недели.

2.     После просмотра – выполнение заданий, предложенных в презентации (мимико - артикуляционные упражнения, релаксационные упражнения, упражнения по преодолению двигательной неловкости, жестикуляционные упражнения). Могут использовать карточки - эмоции персонажей, браслеты с эмоциями.

3.     Дети играют с разрезными – картинками различных эмоций, со схемами частей лица, для составления эмоциональных состояний, кубиками эмоций.

4.     Дети выбирают и выполняют графические упражнения (раскрашивают черно – белые картинки эмоциональных состояний,подбирают цветовые обозначения для заготовок «масок-настроений», дорисовывают незаконченные рисунки,  выполняют аппликации из деталей– шаблонов и т.д.).

 

Какие результаты у детей.

1.     Развитие социально-коммуникативной сферы:

·        умеют излагать свою точку зрения,договариваться и находить общее решение;

·        умеют выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства других;

·        участвуют в совместной деятельности (в паре, в коллективе);

·        умеют выбирать родзанятий из предложенных на выбор.

2.     Развитие личностной сферы:

·        способны к адекватной критичной самооценке своих достижений в конкретных видах деятельности;

·        способны соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

·        способны осознавать свои возможности, умения, переживания.

3.     Развитие познавательной сферы:

·        умеют сосредоточить внимание на поставленной задаче;

·        используют воображениепри обыгрывании этюдов, упражнений;

·        устанавливают причинно-следственные связи между событиями;

·        умеют использовать наглядные модели (схемы, пиктограммы).

4.     Физическое развитие:

·        имеют развитую мимическую и артикуляционную моторику;

·        имеют развитую общую и  мелкую моторику рук;

·        координация движений;

·        способны к саморегуляции в двигательной сфере.

5.     Художественно-эстетическое развитие:

·        способны к продуктивной творческой деятельности (рисование, изготовление аппликаций).

 

 

Часть зоны

Чем заняты дети

Интеграция

Детские компетенции

Компьютер, проектор,интерактивная доска,на которой демонстрируется презентация, стулья.

- вспоминают правила работы с интерактивной доской;

- смотрят презентацию, подобранную к теме недели;

- прослушивают и обсуждают инструкций к презентации:

- выполняют задания, предложенные в презентации (мимико - артикуляционные упражнения, релаксационные упражнения, упражнения по преодолению двигательной неловкости, жестикуляционные упражнения);

 

Приоритетная ОО

«Социально-коммуникативное развитие»

 

 

 

 

В интеграции

ОО «Речевое развитие»

 

 

 

ОО «Физическое развитие»

 

ОО «Познавательное развитие»

- владеют культурными способами деятельности (при просмотре презентации не шумят и не мешают другим);

- следуют социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со сверстниками(договариваются, учитывают интересы и чувства других, не перебивают друг друга, соблюдают очередность);

- проявляют инициативу в организованной беседе.

-используют речь для выражения своих мыслей, чувств;

- умеют вести диалог (задать интересующий вопрос, построить понятное для партнера высказывание и т.д.).

 

- соотносят свои действия (двигательную активность) с поставленной задачей.

 

 

- устанавливают причинно-следственные связи между событиями;

- умеют использовать наглядные модели (схемы, пиктограммы);

- концентрируют внимание при просмотре презентации, запоминают увиденное;

- используют воображение при обыгрывании этюдов, упражнений.

Полка с играми,

 

Индивидуально или в парах:

- выбирают карточки – схемы (пиктограммы), карточки - эмоции персонажей: людей, животных, сказочных героев, браслеты с эмоциями для обыгрывания игр,

-  подбирают  цветные карточки - значков для определения настроения,

- собирают разрезные – картинки различных эмоций, схемы частей лица;

- бросают и изображают выпавшую на кубике эмоцию, 

- просят и оказывают помощь (по необходимости)

- приглашают в игру партнера (если необходимо);

- осуществляют самопроверку или взаимную проверку (контроль –зеркало);

 

 

Приоритетная ОО – «Познавательное развитие»

 

 

 

 

 

В интеграции

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

 

 

 

 

 

 

 

 

ОО «Речевое развитие»

 

 

- имеют устойчивое внимание;

- способны к смысловому запоминанию;

- способны обобщать, классифицировать по основному признаку, устанавливать логическую последовательность;

- умеют следовать согласно заданной инструкции.

 

- участвуют в совместной деятельности со сверстниками (могут выбрать партнера по игре и пригласить его в игру, могут попросить о помощи при затруднении, не навязывают свое мнение);

- проявляют доброжелательное и отзывчивое отношение друг к другу (оказывают помощь, принимают чужие успехи);

- способны к  выполнению разныхсоциальных ролей («помощник», «наблюдатель»);

 

- владеют речью как средством общения (умеют обратиться к собеседнику, задать вопросы, построить понятные высказывания).

Полка продуктивной деятельности:

- карандаши,

фломастеры;

- черно – белые картинки эмоциональных состояний  для раскрашивания;

- пиктограммы;

- листы цветной бумаги для изображения своих эмоций и настроения;- схематические изображения из цветного картона лиц мальчиков и девочек с соответствующими эмоциями;

- заготовки «масок-настроений»;

- незаконченные рисунки для дорисовывания;

- детали – шаблоны для аппликаций;

 

 

Индивидуальная или совместная деятельность:

- раскрашивают черно – белые картинки эмоциональных состояний;

- подбирают цветовые обозначения для заготовок «масок-настроений»;

- дорисовывают незаконченные рисунки;

- выполняют аппликации из деталей – шаблонов;

- отражают свое настроение с помощьюсхематических изображений, изготовленных из цветного картона;

- дорисовывают незаконченные рисунки,передающие настроение и переживания.

 

 

Приоритетная ОО – «Физическое развитие»

В интеграции

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

 

ОО «Познавательное развитие»

 

 

 

 

 

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

 

- имеют развитую мелкую моторику рук;

- имеют развитую зрительно-моторную координацию;

 

- способны к самостоятельной творческой  деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной);

- способны проявлять воображение и творческую активность;

 

- способны концентрировать и удерживать внимание длительное время;

- сформированы первичные представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форма, цвет, размер, материал, часть и целое и др.)

 

- способны к самостоятельному выбору;

- умеют планироватьсобственную деятельность, сохранять заданную цель, действовать по образцу или правилу;

- умеют взаимодействовать со сверстниками (соблюдать очередность, договариваться, уступать, обращаться за помощью);

- проявляют доброжелательное и отзывчивое отношение друг к другу (оказывают помощь, принимают чужие успехи).