Организация проектной деятельности учащихся как ресурс оценивания метапредметных результатов

  • docx
  • 17.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РМО физики 26.03.2021.docx

Организация проектной деятельности учащихся как ресурс оценивания метапредметных результатов

 

Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача — помочь им раскрыться, развить собственные идеи.

И. Г. Песталоцци

 

В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В основу  ФГОС второго поколения положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ.

Определены следующие  результаты освоения обучающимися образовательных программ: личностные, метапредметные и предметные.

Напомним, что личностные результаты отражают систему ценностных ориентаций обучающихся, их самоопределение, смыслообразование и отношение к различным сторонам окружающего мира.

Требования к предметным результатам освоения образовательной программы заключаются в овладении обучающимися основы системы научных знаний по предмету,  в умении осуществлять предметную деятельность по получению, преобразованию и применению нового знания; в умении совершать предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

Что представляет собой оценка метапредметных результатов? Это достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые в свою очередь представлены в междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий.

В рамках предмета физики метапредметными результатами обучения выступают:

1.Возможность самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, самостоятельная постановка целей и задач, планирования, самоконтроля, возможность оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

2.Формирование умения  выделять главное из всей полученной информации, сопоставлять её с выдвинутыми задачами, находить ответы на поставленные вопросы, уметь излагать свои мысли.

3.Самооценка своей деятельности.

4.Умение применять полученные знания в новой ситуации.

5.Выделение главного материала в прочитанном тексте и многое другое.

 

УУД как основа освоения образовательных программ

     Достижение вышеперечисленных метапредметных результатов, наряду с личностными и предметными происходит "на основе освоения обучающимися универсальных учебных действий".  Само понятие “универсальные учебные действия” как раз и означает желание и умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебных действий прослеживается в том, что они являются "метапредметными". Это означает, что каждый учебный предмет, каждое занятие в рамках внеурочной деятельности  в зависимости от его содержания, применяемых педагогических технологий, способов и форм организации учебной деятельности обучающихся предоставляет широчайшие возможности для активного формирования у обучающихся универсальных учебных действий.                  

     В соответствии с ФГОС в метапредметных результатах освоения основной образовательной программы представлены три вида УУД:  коммуникативные, регулятивные и познавательные.

·         Регулятивные - это организационные действия, которые позволяют обучающимся осуществлять организацию своей учебно-познавательной деятельности.

·         Познавательные действия обеспечивают способность к активному познанию и преобразованию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

·         Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное сотрудничество в совместной деятельности, проявлять толерантность к партнерам, соблюдать правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной речевой ситуации.

       Формирование данных УУД происходит посредством активной деятельности, а не пассивным усвоением фактических знаний, поэтому в новом стандарте перечислены виды деятельности, которыми должен овладеть обучающийся. Следовательно, приоритетными становятся педагогические технологии деятельностного типа, к которым относится проектная технология.  

 

     Проектная деятельность – эффективное средство достижения высоких метапредметных результатов

При реализации проекта ученик получает уникальную возможность раскрыть свой творческий потенциал, проявляет себя с разных сторон, пробует свои силы. Такая деятельность значима для детей, так как позволяет находить оптимальный способ решения проблем.

 

Особая  роль проектной деятельности обучающихся в формировании  УУД

     В проекте достигаются все УУД на разных этапах.

 

 

Что даёт работа над проектом?

Этапы проекта

Содержание:

Результат

УУД

1этап.

Информационно-организационный

-информирование обучающихся, родителей;

-определение тематического поля учителем и предметной области обучающимися;

-определение количества участников.

выбор обучающимися предметной области

 

формируются регулятивные УУД.

 

2 этап.

Подготовительный

 

-выбор темы;

-анализ имеющейся информации;                       

-составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ, построение алгоритма действий.

заполнение технологической карты проекта

 

формируются регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД.

3  этап.

Практический

-выполнение обучающимися запланированных технологических операций;

-текущий контроль качества, консультации.

оформление проектной работы, готовый продукт

формируются регулятивные, коммуникативныепознавательные и межпредметные УУД.

4 этап. Презентационный

-презентация проекта;

-организация проведения круглого стола по результатам. 

 

оценка проектной деятельности, публикации, рефлексия

формируются коммуникативные УУД.

 

5этап. Контрольный

-изучение  возможностей использования  результатов проекта.

 

участие в конкурсах,  презентация на сайте школы

формируются коммуникативные УУД.

 

 

Проектная деятельность.

            Проектная деятельность обеспечивает обучающимся самостоятельность и свободу действий, предоставляет возможность реализовать свои творческие замыслы. Использование проектной деятельности позволяет целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. 

            Не могу сказать, что работаю по методу проектов, пока я лишь использую элементы проектной деятельности

Самым важным и на первых порах самым трудным для учеников является постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности, хорошим опытом является работа  над проектом, тему которого выбирает сам по своему желанию.

Основная помощь учителя необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.

Следующий шаг — как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент.

Работают ребята над проектом попарно или индивидуально, чтобы максимально освоить все «тонкости» каждого этапа работы.

Одной из особенностей работы над персональным проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах - это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью и т.п.), проанализировать их и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным, а его, к сожалению, часто не хватает не только школьникам, но и вполне взрослым людям.

Замечательный опыт самопрезентации дает ребятам процедура защиты проекта. Автор должен подготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней присутствующих, позаботиться об оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т.п. Конечно, на первых порах во всем этом большую помощь оказывает учитель.

 

Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьной программы, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты.

Так, рабочая программа Филонович Н.В. к линии УМК Перышкина А.В. и учебники Перышкина А.В. содержат задания для выполнения мини-проектов или мини-исследований. Учащимся предлагаются темы исследовательских работ, прописанные как задания в учебнике к изученным параграфам.

 

 

 

 

 

Метод проектов ориентирован на развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения по поводу направления и методов поиска решения проблемы, развитие критического мышления.

Практически все проектные работы выполнены с использованием информационных технологий и ресурсов Интернет

Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинить свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

 

Представляю тематику проектов, которые мои учащиеся выполняли на уроках физики и во внеурочной деятельности.

7 класс

Тема проекта

Тип проекта

Продукт

Где реализуется.

Где искать диффузию?

Исследовательский

межпредметный

индивидуально-групповой

Сообщение

выставка

На уроке

Измерение скорости движения из школы до дома.

Практико-ориентированный

межпредметный

индивидуально-групповой

Доклад

буклет

Во внеурочное время

Определение в домашних условиях плотности вещества (мыла, плитки шоколада, кусочка сахара-рафинада и т.д)

Практико-ориентированный

межпредметный

индивидуально-групповой

Презентация

Буклет

доклад

Во внеурочное время

Силы вокруг нас

Исследовательский

межпредметный

индивидуально-групповой

Буклет

Во внеурочное время

Зачем бензовозу металлическая цепь?

Исследовательский

межпредметный

индивидуально-групповой

Сообщение

схема

На уроке

Изготовление поилки для птиц

Практико-ориентированный

межпредметный

индивидуально-групповой

Модель

доклад

Во внеурочное время

Загадка воздушного змея

Исследовательский

межпредметный

индивидуально-групповой

Презентация

буклет

доклад

Во внеурочное время

 

8 класс

Тема проекта

Тип проекта

Продукт

Где реализуется.

Разнообразие температур в природе

Исследовательский

межпредметный

индивидуально-групповой

Доклад таблица графики

Во внеурочное время

Исследование влияния размеров, формы и цвета чайника на скорость остывания воды в нем.

Исследовательский

межпредметный

индивидуально-групповой

Таблица доклад

Во внеурочное время

Влияние влажности воздуха на организм человека

Исследовательский

межпредметный

индивидуально-групповой

Презентация буклет доклад

Во внеурочное время

Физика за чашкой чая

Исследовательский

межпредметный

индивидуально-групповой

Презентация буклет доклад

Во внеурочное время

Почему кастрюлю закрывают крышкой?

Исследовательский

межпредметный

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

На уроке

Почему лед прозрачный, а снег белый?

Исследовательский

межпредметный

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

На уроке

Физика на кухне

Исследовательский

межпредметный

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

Во внеурочное время

Тепловые двигатели и окружающая среда

Исследовательский

межпредметный

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

На уроке

Как возникает молния?

Исследовательский

межпредметный

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

Во внеурочное время

Магнитные бури и их влияние на организм человека

Исследовательский

межпредметный

индивидуально-групповой

Презентация буклет доклад

Во внеурочное время

 

9 класс

Тема проекта

Тип проекта

Продукт

Где реализуется.

Что произойдет, если исчезнет гравитация?

Исследовательский

межпредметный

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

Во внеурочное время

Виды часов

Исследовательский

межпредметный

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

Во внеурочное время

Законы физики на уроках физкультуры

Исследовательский

межпредметный

индивидуально-групповой

Альбом презентация буклет

Во внеурочное время

Экологические и нравственные проблемы атомной энергетики

Информационный межпредметный

групповой

Устный журнал

Во внеурочное время

Иллюзии, миражи и парадоксы зрения

Исследовательский

межпредметный

индивидуально-групповой

Презентация доклад выставка

Во внеурочное время

 

Если каждый ученик класса время от времени будет выполнять индивидуальные проекты по тому или иному учебному предмету, то подготовиться к итоговому проекту на выходе из старшего звена учащемуся будет намного легче.

 

Заключение

Итак, применение проектной педагогической технологии создает условия для развития практико-значимого  деятельностного мышления, которое позволяет эффективно решать поставленные задачи/проблемы.  Публичная защита своих проектов формирует способность и готовность к осуществлению коммуникации. Свобода выбора и ответственность за конечный результат ведут к формированию гражданской позиции, социальной ответственности перед собой, обществом, государством.

Таким образом, проектная технология является эффективным педагогическим инструментом для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что и требует ФГОС второго поколения.