ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
Важными принципами дошкольного образования, заложенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), являются: построение образовательной деятельности, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьей. Метод проекта – это модель воспитания и обучения ребенка, основанная на активном вовлечении детей в разные виды детской деятельности (на всех этапах проекта), а также с обязательным привлечением взрослых (воспитателей, родителей и др.) Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. В практике используются разные типы проектов (по Л.С.Киселевой): 1) Исследовательско-творческие. 2) Ролево-игровые. 3) Информационно-практико-ориентированные. 4) Творческие. 5) Смешанные типы проектов. Смешанные типы проектов: дети собирают информацию, изучают, исследуют, экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, самодельных книг, альбомов, драматизации, выставки рисунков, поделок, атрибутов для игр, в виде детского праздника, мультимедийной презентации. Организация смешанных проектов возможна при решении задач различных образовательных областей Программы (социально-коммуникативного развития, познавательного развития, речевого развития, художественно-эстетического развития, физического развития), а также в интеграции образовательных областей. Например: при организации смешанного проекта «Я и моя семья» решаются задачи социальнокоммуникативного развития, речевого, познавательного, художественно-эстетического развития. Познавательно-исследовательская деятельность детей заключается в изучении истории своей семьи (как зовут бабушек, дедушек, где и кем работают члены семьи). Творческая деятельность – в изготовлении семейных гербов, генеалогических древ совместно с родителями, в рисовании на тему «Моя семья» (см. приложение). Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?» Разработка проектов педагогами осуществляется в соответствии с основными этапами (по Л.С.Киселевой): 1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку (на основе изученных проблем детей) выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу (поставить цель) на определенный отрезок времени. 2. Разработка проекта – плана деятельности по достижению цели: - к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); - в каких источниках можно найти информацию; - какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); - с какими предметами научиться работать для достижения цели. 3. Выполнение проекта – практическая часть (сбор, накопление материала, организация различных видов детской деятельности). 4. Подведение итогов – презентация продукта проекта, определение задач для новых проектов. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (например, несколько месяцев). При реализации смешанных проектов могут использоваться различные виды детской деятельности (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность и др.): Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей 1 этап 1. Формулирует проблему (цель, при постановке цели определяется продукт проекта). 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу. 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. 2 этап 1. Разрабатывает план движения к цели. 2. Помогает детям спланировать деятельность. 3. Обсуждает план с родителями. 4.Организует деятельность. 1. Объединение детей в рабочие группы. 2. Распределение амплуа. 3 этап 1. Практическая деятельность (по необходимости). 2. Направляет и контролирует осуществление проекта. 3. Привлекает родителей, специалистов ДОО к осуществлению проекта. 4. Организует деятельность. 1. Игровая деятельность. 2. Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками). 3. Познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними). 4. Восприятие художественной литературы самообслуживание. 5. Элементарный бытовой труд. 6. Конструирование. 7. Изобразительная деятельность. 8. Музыкальная деятельность. 9. Двигательная активность. 4 этап 1. Подготовка к презентации, презентация 1. Продукт деятельности готовят к презентации 2. Представляют продукт деятельности Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, ненавязчиво направлять работу детей, организуя отдельные этапы проекта, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Положительные моменты технологии метода проектов: Ø увлеченность детей деланием помогает решать вопросы дисциплины; Ø организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность образовательного процесса; Ø максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Ø развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию – приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия. Ø социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута. Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который полностью соответствует требованиям ФГОС ДО, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении, а так же делает образовательную систему дошкольной организации открытой для активного участия родителей. Литература: 1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с. 2. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с. 3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с. 4. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с. 5. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с. 6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с. 7. Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. -№2. 8. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с. Приложение При организации смешанного проекта «Я имоя семья» решаются задачи социальнокоммуникативного развития, речевого, познавательного, художественно-эстетического развития: Название проекта: Задачи: Методы и приемы Итоги «Я и моя семья» (2 недели) Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, желание интересоваться историей своей семьи, интересами и профессиями членов своей семьи. Развивать коммуникативные навыки у воспитанников. Развивать монологическую и диалогическую речь. Дидактические игры, просмотр семейных фотографий, экскурсии на работу мам и пап, приглашение родителей с рассказами о своих профессиях, составление генеалогического древа, изготовление семейных гербов, рисование и составление творческих рассказов на тему «Моя семья». Оформление семейных фотоальбомов в группе, создание самодельной книги «Моя семья». Презентация и выставка генеалогических древ и семейных гербов, проведение совместного досуга с родителями «День семьи». При организации смешанного проекта «Русская Матрёшкка» решаются задачи познавательного, художественно-эстетического развития, речевого, социальнокоммуникативного развития: Название проекта: Цель: Методы и приемы Итоги «Русская матрёшка» (3 недели) Развивать познавательные способности (изучить историю матрёшки, выяснить, почему матрёшка разборная). Расширять представления о народных художественных промыслах (познакомить с разными видами матрёшек, с этапами изготовления матрёшки). Воспитывать чувство гордости за нашу страну. Беседа с демонстрацией разных по размеру, по количеству кукол, русских матрёшек. Домашнее задание по командам детей (сбор информации о разных видах матрёшек). Рассказ воспитателя, с показом слайдов, об этапах изготовления матрёшки. Продуктивная деятельность -рисование матрёшки. Музыкально-ритмическая деятельность детей. Оформление тематического альбома "Русские матрёшки" (семёновская, полхов-майданская, мериновская, загорская, вятская). Выставка детских рисунков «Матрёшка». Танцевальная композиция «Мы весёлые матрёшки». Мультимедийная презентация об истории, этапах изготовления, разных видах матрёшек. При организации смешанного проекта «Наш оркестр» решаются задачи художественноэстетического развития, познавательного, социально-коммуникативного развития: Название проекта: Цель: Методы и приемы Итоги «Наш оркестр» (1 месяц) Расширять знания детей о музыкальных инструментах симфонического оркестра и оркестра народных инструментов. Развивать основные музыкальные способности детей: - ладовое чувство, - чувство ритма, - музыкально -слуховые представления, воображение, образное мышление. Раскрыть индивидуальные исполнительские возможности ребенка. Воспитывать устойчивый интерес и потребность к коллективному музицированию. Слушание, беседы, рассматривание альбомов с фотографиями разных оркестров. Индивидуальные домашние задания – подобрать картинку с изображением народного музыкального инструмента, узнать название этого музыкального инструмента. Посещение концертов в Детской музыкальной школе г. Североморска. Практическая деятельность -индивидуальное исполнение, исполнение в ансамбле, исполнение всем составом детского оркестра. Рисование по теме «Мой любимый музыкальный инструмент». Оформление тематического альбома "Русские народные музыкальные инструменты". Выставка детских рисунков «Мой любимый музыкальный инструмент». Выступление на концерте для детей ДОО: - детская оркестровка русской народной мелодий «Во саду ли в огороде»; - совместная оркестровка детей и родителей «Марш из балета Щелкунчик» П.И.Чайковского. При организации смешанного проекта «Юные олимпийцы» решаются задачи физического и познавательного развития, художественно-эстетического и социальнокоммуникативного развития: Название проекта: Цель: Методы и приемы Итоги «Юные олимпийцы» (2 месяца: январь, февраль) Формировать у детей представления об Олимпийских играх, познакомить с историей Олимпийского движения, олимпийскими чемпионами нашей страны. Развивать у детей стремление к укреплению и сохранению своего собственного здоровья посредством занятий физической культурой. Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие. Беседы, дидактические игры, рассматривание фотографий об олимпийском движении, о разных видах спорта. Просмотр мультимедийной презентации о талисманах к Олимпийским играм 2014 года. Разгадывание ребусов, кроссвордов по теме. Домашнее задание по командам детей (сбор информации: иллюстраций, стихов, загадок о разных видах спорта, об олимпийском движении). Физическая активность детей: эстафеты, соревнования, спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья». Продуктивная деятельность детей. Оформление тематических альбомов: «Олимпийская символика», «Зимние виды спорта»; фоторепортажей «Спорт в моей семье»; Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья». Участие в «Малых олимпийских играх» в детском саду, в городской зимней «Спартакиаде». Выставка детского рисунка по впечатлениям от участия в соревнованиях «Юные олимпийцы». Советы воспитателю по работе над проектом 1. Глубоко изучить тематику проекта. 2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. 3. Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. 4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. 5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. 6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. 7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. 8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход. 9. Развивать творческое воображение и фантазию детей. 10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование наблюдений, знаний, впечатлений. 11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.