Формирование элементарных математических представлений
Количество и счет. Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.
Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).
Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1). Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).
Совершенствовать умение называть в прямом и обратном порядке (в пределах 10).
Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 1 О).
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «который?» («какой?») и правильно отвечать на них.
Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин - всех игрушек поровну по 5).
Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).
Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 - это один, еще один, еще один, еще один и еще один.
Величина. Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента - самая широкая, фиолетовая - немного уже, красная - еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.
Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно - с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).
Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
Форма. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.
Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.
Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов - прямоугольные, поднос и блюдо - овальные, тарелки - круглые и т. д.
Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.
Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху- внизу, впереди (спереди)- сзади (за), слева - справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками-указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т.п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади - мишка, а впереди – машина».
Учить ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху- внизу, в середине, в углу).
Ориентировка во времени. Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.
Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Конспект НОД по РЭМП
Ход НОД:
Дети становятся в круг:
Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе «Привет!» Улыбнись скорей в ответ. Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг, Здравствуй весь наш дружный круг.
( дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)
(В группу влетает шар, к ниточке привязан конверт)
Воспитатель: Посмотрите, ребятки, нам в окно залетел шарик. Он не простой, а с письмом. Интересно, кто же нам его прислал. Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано. Давайте откроем его. Мы его прочитаем и узнаем от кого оно.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я, профессор математики. Я знаю, что вы многому научились за этот учебный год. И я приготовил вам подарок
– сокровища, спрятанные в сундуке. Чтобы открыть сундук, вам
необходимо пройти испытания и собрать 6 ключей, но лишь последний,
волшебный ключ поможет открыть сундук. Только умные и дружные ребята смогут получить мои сокровища. Вы готовы к поискам? Тогда удачи!»
1.Чтобы отправиться на поиски нам нужно провести разминку. И так внимательно слушаем вопросы:
«Мозговой штурм»
Какой сегодня день недели?
Какой был вчера день недели?
Какой будет завтра день недели?
В сказке волк и … козлят. Сколько было козлят?
Сколько гномов приютили Белоснежку?
Сколько углов у квадрата?
Яблоко круглое или треугольное?
Что больше: пять или восемь?
Сколько пальцев у перчатки?
Сколько огоньков у светофора?
Что меньше шесть или три?
В.- Молодцы, вы очень внимательны, правильно ответили на все вопросы, и мы отправляемся на поиски сокровищ.
Воспитатель:- Чтобы выполнить первое задание надо преодолеть
препятствие - нужно пройти по узенькой дорожке (в уголке математики)
А вот и задание.
Задание №1 «Перепутанные цифры»
Воспитатель:- Дорогие ребята, в конвертах перепутались все цифры. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему. (дети делятся на 2 команды) Ребята, давайте проверим,
какое число между числами 3 и 5.
какое число между числами 7 и 9
какое число между числами 1 и 3
какое число между числами 4 и 6;
Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием. И добыли первый ключ, вперед за следующим!
Задание №2: «Назовите время суток»
Физкультминутка:
Задание №4 «Числовые домики» (в уголке математики)
Воспитатель:- Предлагаю вам разделится на две команды и подойти к
мольбертам, надо заселить в числовые домики жильцов. А сколько жильцом можно поселить на каждом этаже вам покажет цифра на крыше дома. Задание понятно? Приступаем.
Молодцы, еще на один ключ мы стали ближе к сокровищам!
Воспитатель: Через мостик мы пойдем цифру 5 мы там найдём (Дети проходят по мешочкам) (за столами)
Задание.№5 « Веселый диктант».
Вы будете работать двумя командами. Необходимо внимательно слушать, что бы выполнить задание, потом команды меняются и проверяем
правильность выполнения задания Молодцы ребята! Справились с заданием.
Воспитатель: - Теперь в путь! Мы уже близко к нашим сокровищам! У нас осталось ещё задание. Змейкой мы сейчас пойдем цифру шесть мы здесь
найдём. ( пройти змейкой между кеглями не задев ни одну.)
Задание№6 Занимательные задачки.
Рефлексия:
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
Что больше всего вам понравилось во время путешествия? (Ответы детей)
Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей)
Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми
заданиями, которые встречались нам во время путешествия. Я думаю, что вы всегда так будете стараться
Тестовые вопросы
1.Обучение выкладыванию сериационных рядов до 10
предметов начинается:
а) во 2 младшей группе;
б) в средней группе;
в) в старшей группе;
г) в подготовительной группе
2.Для ознакомления с сезонными явлениями в старшей
группе используется:
а) песочные часы;
б) изображение состояний природы;
в) картинки о деятельности детей;
г) картинки о животных
.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.