Организация работы педагогического коллектива школы с неблагополучными семьями

  • Памятки
  • doc
  • 30.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рекомендации по работе педагогического коллектива с неблагополучными семьями
Иконка файла материала Организация работы пед коллектива с неблагополучными семьями.doc

Организация работы педагогического коллектива с неблагополучными семьями.

 

 

Основные виды неблагополучных семейных отношений

·  Деструктивная семья - отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости.

·  Распадающаяся семья - характеризуется острым конфликтом между родителями, в который вовлечены дети. Назревает распад семьи.

·  Распавшаяся семья - семья, в которой один из родителей

·  Неполная семья - отсутствие одного из родителей.

·  Ригидная псевдосолидарная семья - отличается наличием доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняется все. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота, царствует деспотизм.

Основные типы неправильного воспитания

В неблагополучных семьях:

·  Гиперпротекция проявляется в мелочной опеке, жестком контроле за поведением, чрезмерном навязывании собственной воли.

·  Гипопротекция проявляется в отсутствии внимания, интереса родителей к увлечениям и переживаниям подростка.

·  Условия эмоционального отвержения характеризуются жестким обращением или подчеркнутым вниманием к подростку, за которым скрывается полное равнодушие.

·  Условия жестких взаимоотношений проявляются частыми наказаниями, побоями, истязаниями (физическими и моральными) за малейшие проступки и непослушание.

·  Условия повышенной моральной ответственности возникают там, где родители ожидают или требуют от ребенка больших результатов, чем он может достичь.

 

Влияние неправильного воспитания в неблагополучных семьях на поведение и характер ребенка

Типы неправильного воспитания

Словесная характеристика

Способ обращения с детьми

Последствия

1. Гиперпротекция

"Делаю все для ребенка, всего себя посвящаю ему"

Ограничение его самостоятельности

Замедленная социализация, неспособность проявить самостоятельность, инфантильность.

2. Условия повышенной моральной ответственности

"Не хочу иметь такого ребенка"

Никогда не хвалят, отсутствие системы поощрения, часто ругают

Подавление желаний, неуверенность в себе, страх

3. Условия эмоционального отвержения

"Ненавижу всех детей", "Не стану из-за них расстраиваться"

Отчуждение, избежание контактов, жесткие поступки

Агрессивность, замкнутость, замедленное эмоциональное развитие.

4. Гипопротекция

"Делай, что хочешь, только оставь меня в покое"

Отсутствие внимания и интереса к увлечениям и переживаниям детей

Агрессия, асоциальное поведение

5. Условия жестких взаимоотношений

"Ты мне надоел, от тебя все мои несчастья"

Частые наказания, побои

Высокий уровень агрессивности, серьезные нарушения межличностных отношений

Основные типы воспитания в семьях с алкогольной зависимостью и необходимое педагогическое воздействие

Тип воспитания

Характеристика

Возможная помощь педагогов и семьи

"Герой семьи"

Сверхответственность, контроль за ситуацией в семье, заниженная самооценка, чувство одиночества.

Убеждать, что не стоит приносит в жертву семье свои занятия в кружке, общение с друзьями. Учить радовать себя, развивать психическую гибкость, помогать распознавать добрые чувства. Поощрять успехи, быть рядом после неудач.

"Возмутитель спокойствия" ("козел отпущения")

Непоседа, синдром детской гиперактивности, неосознанно вбирает в себя все несчастья семьи и показывает их миру. В психологическом портрете чувство отверженности.

Напоминать ребенку, что вы недовольны определенными моментами его поведения, внутреннему переживанию. Четко и ясно называйте ему правила поведения, объясняйте, почему поступать надо так, а не иначе. Хвалите его за любой поступок. Попробуйте поставить его в позицию лидера. Помогайте ему выразить свои чувства.

"Талисман"

Юморист вжился в роль шута горохового, раздвоенный психопатический портрет: клоун и страх, гнев, стыд. Неуверенность в себе.

Надо учить открыто, выражать свои чувства, помочь найти друга, индивидуальное внимание, доверие, объяснить ребенку, что нормально испытывать гнев, печаль, негодование.

"Потерянный ребенок" ("девочка - сущий ангел")

Любит помогать оказавшимся в беде. Не по годам самостоятельна, не жалуется, не рассказывает о проблемах. Чересчур тихая и положительная. Когда ситуация дома накаляется, - преображается, появляется ярость. Хочется родительской любви.

Необходимо дать почувствовать, что она принадлежит к группе, классу и не занимает важного места в коллективе. Нельзя принуждать ребенка жить в "куче". Поощряйте ребенка. Побеспокойтесь, чтобы были занятия по душе: работа или игра для ребенка; рассказывайте об успехах другим, показывайте рисунки, поделки..

Алгоритм взаимодействия педагогического коллектива с неблагополучной семьей (при условии заинтересованности обеих сторон)

Этапы

Средства

I. Получение первичной информации о семье и об отношении к воспитанию.

Наблюдение. Анкетирование. Тестирование. Беседа.

2. Выявление реальных возможностей улучшения обстановки в семье.

Анкетирование. Беседа.

3. Установление контакта с родителями, другими членами семьи, которые могут повлиять на обстановку в семье.

Консультации .Тренинг. Тренинговые упражнения.

4. Разработка конкретного поэтапного плана совместных действий в преодолении недостатков семейного воспитания.

Консультации. Совместные планирования, беседы, дневники.

5.Прогнозирование позитивных результатов взаимодействия для ребенка, его родителей, членов семьи.

Беседы. Обсуждения литературы.

6.Согласование воспитательных действий семьи, школы, их периодическая корректировка, анализ и контроль.

Консилиум. Наблюдение. Беседы. Анкетирование.

7.Демонстрация положительных сдвигов, даже не очень существенных, эмоциональная поддержка родителей.

Беседа. Тестирование.

8.Координация действий школы, административных органов по защите прав ребенка в случае необходимости.

Письма, ходатайства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

"ДА"

·  Стремитесь к оптимальному общению с подростком.

·  Вырабатывайте в себе потребность систематически общаться с учащимися в различных сферах деятельности.

·  Учитесь овладевать определенными коммуникативными умениями и навыками.

·  Старайтесь быть наблюдательными, всесторонне изучайте своего воспитанника в повседневной жизни и деятельности.

·  Вырабатывайте в себе способность проникать в мир чувств и переживаний подростка.

·  Старайтесь вырабатывать в себе бодрость духа, оптимизм, расположенность к общению с учащимися.

·  Стремитесь вызвать в себе эмоциональный настрой на общение с подростком в конкретной ситуации.

·  Старайтесь наладить контакты с подростком в обычных и сложных ситуациях.

·  Старайтесь создать в общении с учащимися творческую атмосферу, заставляющую его думать, анализировать, находить ответы на возникающие вопросы.

·  Вырабатывайте в себе способность увлечь подростка интересным для него делом.

·  Стремитесь вызвать у подростка потребность анализировать себе и желание стать лучше, заниматься самообразованием и самовоспитанием.

·  Старайтесь уважительно, тактично, внимательно относиться к подростку, щадите его самолюбия.

·  Не уставайте верить в лучшее в подростке, стремитесь развивать его.

·  Неустанно одобряйте хорошие проявления в характере, психологически поддерживайте добрые поступки, труд души подростка.

·  Старайтесь вырабатывать в подростке бодрость духа, положительный эмоциональный настрой, ощущение счастья бытия.

·  Помните, главный метод воспитания - пример взрослого. Не уставайте совершенствоваться как личность, являть собой высокий нравственный образец для воспитуемого.

·  Вырабатывайте в себе умение владеть собой, преодолевать раздражение, вспыльчивости, нетерпеливость и т.д.

·  Не уставайте любить своего воспитанника, помогите ему стать счастливым.

"НЕТ"

·  Не унижайте достоинства подростка.

·  Не угрожайте ему.

·  Ни требуйте того, что не соответствует его возрасту.

·  Не допускайте непоследовательности в требованиях.

·  Не требуйте от подростка немедленного повиновения.

·  Не морализуйте, не допускайте назойливых назиданий.

·  Не потакайте подростку.

·  Не опекайте его излишне.

·  Не вымогайте у него обещаний.

·  Не лишайте его права оставаться подростком.

 

 

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПОДРОСТКА

1. 0бщие данные (Ф.И.О., число, месяц, год рождения, место рождения, национальность, домашний адрес).
2. Внешние данные подростка. Рост, вес, общее физическое развитие, перенесенные заболевания и их последствия, нарушения в функционировании органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, отклонения в строении тела, другие отклонения внешности.
3. Двигательные возможности. Нормальная и ненормальная координация движений, двигательная активность и пассивность в движениях, свойства мимики, умеренная или повышенная жестикуляция" особенности походки, состояние двигательных" эмоциональных и мыслительных реакций.
4. Особенности речи. Вибрация голоса, интонации, лексический состав речи. Сила голоса, тембр звучания, словарный запас, умение его использовать в разговорной речи, ясность речи, логичность построения фраз, выражения мысли.
5. Внешний вид подростка. Аккуратен, опрятен, чистоплотен, причесан или неряшлив, неопрятен в одежде. Имеет индивидуальный стиль в одежде. Имеет индивидуальный стиль в одежде, обладает развитым вкусом, придерживается моды или не придает значения своему внешнему виду, игнорирует моду.
6. Интеллект. Преобладающий тип мышления (конкретно-образный, абстрактно-логический, практический), умственные возможности (быстрота постижения нового материала, ценность памяти, умение оперировать ею в различных жизненных ситуациях, аналитические возможности (умение выделить проблему и найти пути решения ее), умение наблюдать, сосредоточивать внимание на чем-либо, объем знаний и глубина их, широта суждений, воображение учащегося, умение адаптироваться в новых условиях, творческие способности (умение выдвигать идеи, генерировать их, находить способы их решения). Дарования: художественные, артистические, спортивные, математические, литературные, музыкальные, технические и т.д.
7. Эмоционально-чувственная сфера

·  Темперамент (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Степень нервной возбудимости (раздражителен или спокоен), способы переживания гнева, страха, другие состояния" чувствительность к внешним воздействиям (одобрению, критике).

·  Чувства: доброты, милосердия, скромности, совестливости, справедливости, долга, таланта, такта, гармонии, юмора, меры, художественного вкуса, прекрасного.

·  Отношение к делу. Оценка деловых качеств учащегося: прилежание (отношение к учебе и трудовой деятельности, общественным поручениям). Старательно, ответственно, аккуратно относится к делу, стремится к самостоятельности в работе, трудится с максимальной отдачей, проявляет инициативу: находчивость, творчество. Равнодушно, безответственно, поверхностно относится к выполняемому делу, занимает пассивную позицию, проявляет иждивенческие тенденции, леность.
8. Общественная и нравственная направленность личности. Интерес к общественно-политическим событиям, умение давать политическую оценку общественным ситуациям, участие в политических и дискуссионных клубах, в неформальных объединениях, интернациональные и патриотические чувства, проявление высоких качеств (скромность, доброта, совестливость, правдивость, милосердие, честность, справедливость, бескорыстие).
9. Увлечения в свободное время. Увлечения - повышенный интерес к какому-то виду деятельности (конструирование, моделирование, вязание, шитье, рыбалка, рисование, музыка, хореография, спорт, туризм) посещение театров, выставок, кинотеатров, увлечение чтением, бесцельное времяпрепровождение, нездоровые увлечения (алкоголь, куренке, наркотики).
10. Отношение учащегося к окружающим людям:

·  отношение с родителями и старшими членами семьи (уважительные, доверительные, внимательные, ласковые, чуткие или неуважительные, равнодушные, резкие, грубые, конфликтные).

·  формы отношений с окружающими (уважительные, искренние, откровенные, внимательные, доброжелательные, дипломатические, грубые, назойливые, льстивые).

·  формы отношений с членами коллектива, со сверстниками (дружелюбные, искренние, прямолинейные, уважительные, доверительные или равнодушные, неуважительные, пренебрежительные, формальные).
11. Отношение учащегося к самому себе:

·  Интерес к себе. Удовлетворен собой или испытывает недовольстве своей личностью, умоляет свои достоинства, склонен к самоуничижению, способен к само пожертвованию, сосредоточен на себе, ищет выгоду лишь для себя, стремится к удовольствиям, комфортности,

·  Самооценка: низкая, средняя, высокая.

·  Осознанность своего "Я". Способность к самоанализу, самокритике, видение в себе положительного и отрицательного. Стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, выработка в себе положительных качеств личности, упорство в борьбе со своими недостатками.