Организация работы педагогического коллектива с неблагополучными семьями. |
|
Основные виды неблагополучных семейных отношений · Деструктивная семья - отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости. · Распадающаяся семья - характеризуется острым конфликтом между родителями, в который вовлечены дети. Назревает распад семьи. · Распавшаяся семья - семья, в которой один из родителей · Неполная семья - отсутствие одного из родителей. · Ригидная псевдосолидарная семья - отличается наличием доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняется все. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота, царствует деспотизм. Основные типы неправильного воспитания В неблагополучных семьях: · Гиперпротекция проявляется в мелочной опеке, жестком контроле за поведением, чрезмерном навязывании собственной воли. · Гипопротекция проявляется в отсутствии внимания, интереса родителей к увлечениям и переживаниям подростка. · Условия эмоционального отвержения характеризуются жестким обращением или подчеркнутым вниманием к подростку, за которым скрывается полное равнодушие. · Условия жестких взаимоотношений проявляются частыми наказаниями, побоями, истязаниями (физическими и моральными) за малейшие проступки и непослушание. · Условия повышенной моральной ответственности возникают там, где родители ожидают или требуют от ребенка больших результатов, чем он может достичь.
Влияние неправильного воспитания в неблагополучных семьях на поведение и характер ребенка
Основные типы воспитания в семьях с алкогольной зависимостью и необходимое педагогическое воздействие
Алгоритм взаимодействия педагогического коллектива с неблагополучной семьей (при условии заинтересованности обеих сторон)
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ "ДА" · Стремитесь к оптимальному общению с подростком. · Вырабатывайте в себе потребность систематически общаться с учащимися в различных сферах деятельности. · Учитесь овладевать определенными коммуникативными умениями и навыками. · Старайтесь быть наблюдательными, всесторонне изучайте своего воспитанника в повседневной жизни и деятельности. · Вырабатывайте в себе способность проникать в мир чувств и переживаний подростка. · Старайтесь вырабатывать в себе бодрость духа, оптимизм, расположенность к общению с учащимися. · Стремитесь вызвать в себе эмоциональный настрой на общение с подростком в конкретной ситуации. · Старайтесь наладить контакты с подростком в обычных и сложных ситуациях. · Старайтесь создать в общении с учащимися творческую атмосферу, заставляющую его думать, анализировать, находить ответы на возникающие вопросы. · Вырабатывайте в себе способность увлечь подростка интересным для него делом. · Стремитесь вызвать у подростка потребность анализировать себе и желание стать лучше, заниматься самообразованием и самовоспитанием. · Старайтесь уважительно, тактично, внимательно относиться к подростку, щадите его самолюбия. · Не уставайте верить в лучшее в подростке, стремитесь развивать его. · Неустанно одобряйте хорошие проявления в характере, психологически поддерживайте добрые поступки, труд души подростка. · Старайтесь вырабатывать в подростке бодрость духа, положительный эмоциональный настрой, ощущение счастья бытия. · Помните, главный метод воспитания - пример взрослого. Не уставайте совершенствоваться как личность, являть собой высокий нравственный образец для воспитуемого. · Вырабатывайте в себе умение владеть собой, преодолевать раздражение, вспыльчивости, нетерпеливость и т.д. · Не уставайте любить своего воспитанника, помогите ему стать счастливым. "НЕТ" · Не унижайте достоинства подростка. · Не угрожайте ему. · Ни требуйте того, что не соответствует его возрасту. · Не допускайте непоследовательности в требованиях. · Не требуйте от подростка немедленного повиновения. · Не морализуйте, не допускайте назойливых назиданий. · Не потакайте подростку. · Не опекайте его излишне. · Не вымогайте у него обещаний. · Не лишайте его права оставаться подростком.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПОДРОСТКА 1. 0бщие данные (Ф.И.О., число, месяц, год рождения, место
рождения, национальность, домашний адрес). · Темперамент (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Степень нервной возбудимости (раздражителен или спокоен), способы переживания гнева, страха, другие состояния" чувствительность к внешним воздействиям (одобрению, критике). · Чувства: доброты, милосердия, скромности, совестливости, справедливости, долга, таланта, такта, гармонии, юмора, меры, художественного вкуса, прекрасного. · Отношение к
делу. Оценка деловых качеств учащегося: прилежание (отношение к учебе и трудовой
деятельности, общественным поручениям). Старательно, ответственно, аккуратно
относится к делу, стремится к самостоятельности в работе, трудится с
максимальной отдачей, проявляет инициативу: находчивость, творчество.
Равнодушно, безответственно, поверхностно относится к выполняемому делу,
занимает пассивную позицию, проявляет иждивенческие тенденции, леность. · отношение с родителями и старшими членами семьи (уважительные, доверительные, внимательные, ласковые, чуткие или неуважительные, равнодушные, резкие, грубые, конфликтные). · формы отношений с окружающими (уважительные, искренние, откровенные, внимательные, доброжелательные, дипломатические, грубые, назойливые, льстивые). · формы отношений
с членами коллектива, со сверстниками (дружелюбные, искренние, прямолинейные,
уважительные, доверительные или равнодушные, неуважительные,
пренебрежительные, формальные). · Интерес к себе. Удовлетворен собой или испытывает недовольстве своей личностью, умоляет свои достоинства, склонен к самоуничижению, способен к само пожертвованию, сосредоточен на себе, ищет выгоду лишь для себя, стремится к удовольствиям, комфортности, · Самооценка: низкая, средняя, высокая. · Осознанность своего "Я". Способность к самоанализу, самокритике, видение в себе положительного и отрицательного. Стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, выработка в себе положительных качеств личности, упорство в борьбе со своими недостатками. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.