ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Аннотация: Рассматривается проблема школьных трудностей первоклассников в период адаптации. Проводится анализ организации профилактики дезадаптирующего поведения обучающихся в классном коллективе. Акцентируется внимание на работе педагога с родителями обучающихся.
Ключевые слова: первоклассники, адаптация, дезадаптация, профилактика школьных трудностей, успешность адаптации.
ORGANIZATION OF WORK ON PREVENTION OF SCHOOL DIFFICULTIES IN THE PERIOD OF ADAPTATION OF FIRST-GRADERS
KHAMUKOVA B. H., teacher of Adyghe state University, Maikop
Abstract: the problem of school difficulties of first-graders in the period of adaptation is Considered. The analysis of the organization of prevention of maladaptive behavior of students in the classroom. Attention is focused on the work of the teacher with the parents of students.
Key words: first-graders, adaptation, disadaptation, prevention of school difficulties, successful adaptation.
Одной из проблем, к которым не иссякает интерес со стороны исследователей различных аспектов воспитания, обучения и социализации детей, является адаптация ребенка к обучению в школе. Проблема адаптации детей к школе не новая, и обусловлена рассогласованиями требований образовательных программ дошкольного и начального школьного образования, затруднениями в освоении учебной деятельности и общении со взрослыми и сверстниками. Непосредственное влияние на осознание обозначенной проблемы и подходов к ее решению оказывает ряд современных психолого-педагогических тенденций: обновление системы школьного образования (введение ФГОС нового поколения, новых образовательных программ, изменение структуры, развитие альтернативных методик преподавания и т. д.), тенденция акцентуации самоценности периода поступления ребенка в школу и его значимости для всего последующего развития личности, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в младшем школьном возрасте и др. [2].
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Нам хорошо известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Часть первоклассников быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.
Начало обучения в школе – это не только новые условия жизни и деятельности ребенка, это новые контакты, отношения, обязанности. Первые месяцы в школе – сложное время в жизни многих первоклассников, но именно в этот период закладывается основа успешности ребенка в школьной жизни, которая включает в себя следующие факторы:
- эмоциональное благополучие детей;
- учебную активность;
- усвоение знаний;
- усвоение школьных правил и норм поведения;
- поведение на уроках и переменах;
- успешность социальных контактов (взаимоотношения с одноклассниками и учителями).
Критериями успешной адаптации к школе могут служить благополучная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья, хорошее усвоение программного материала и успешно выстроенные взаимоотношения с одноклассниками и учителем [1].
Основная причина школьных трудностей в период адаптации связана с особенностями семейного воспитания. Приходя в школу из семьи, где обучающийся не ощущал переживание «мы», он в новую социальную общность – школу - входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.
Другая причина школьной дезадаптации заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним педагога, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье.
Очень важно увидеть таких детей, не упустить время для психолого-педагогической профилактике и коррекции, не надеяться на чудо, так как трудности сами собой не пройдут. Такие дети всегда нуждаются в особом внимании, для них необходимо скорректировать режим и нагрузку, дать возможность «восстановиться», иначе в каждом классе будет до четверти детей «неспособных», «неуспевающих», и не успевающих не потому, что их нельзя научить, а потому, что их трудности вовремя не увидели взрослые [4].
Профилактика - это деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.
Профилактика включает в себя:
1. выявление неблагоприятных факторов со стороны ближайшего социального окружения, провоцирующих рост школьных трудностей, и их своевременное устранение;
2. своевременное выявление форм проявлений дезадаптации первоклассников с целью обоснованного и дифференцированного подбора средств и приемов профилактики.
Организация профилактики школьных трудностей в период адаптации особенно необходима на начальном этапе обучения и воспитания первоклассников. Первичная профилактика проводится учителем начальных классов еще на встрече с родителями первоклассников на базе дошкольных учреждений. Беседы, анкетирование помогут определить направления деятельности по формированию успешности обучению детей.
Следующим этапом профилактических мероприятий является организация классных часов, внеклассных занятий, направленных на развитие сотрудничества путем превращения коллектива в учебное сообщество. Это поможет почувствовать себя самостоятельным каждому ученику в классном коллективе, повысит его внутреннюю позицию.
Процесс адаптации будет протекать быстрее и качественнее, если будут учитываться следующие рекомендации:
– формирование психологической готовности к школе предполагает сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;
– для достижения эффективности в обучении первоклассников необходимо формирование эмоционально положительного отношения к учебе;
– руководство деятельностью детей следует осуществлять, используя (особенно в I полугодии) методы дошкольного воспитания;
– в педагогической работе в первом классе необходимо соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения;
– необходимо соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей и организации их межличностного общения;
– использовать большие воспитательные возможности совместной деятельности;
– при формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуальные особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, особенностях развития эмоционально-волевой сферы.
Важный фактор в работе педагога – формирование положительного микроклимата среди учеников, основная задача учителя – поддержание дружеских отношений между учениками с общими интересами, а также и формирование этих интересов. Ребенку необходимо не только почувствовать, но и понять, что коллектив сверстников и одноклассников ему интересен и он получает в нем радость, потому что он нуждается в их оценке и в отношениях с ними. Чем больше положительных эмоций первоклассник будет получать от общения со сверстниками, тем легче пройдет первичная адаптация к образовательной среде. Через отношения педагога к ученику формируется и отношения одноклассников к нему [3].
Чтобы сформировать у школьников такие личностные качества, как умение договариваться, распределить обязанности, оценить свой вклад в общий труд, нужно объединять их в пары, группы, большие коллективы. Для быстрого знакомства детей, установления контакта между ними необходимо использовать совместную игру. Не столь важно, будет она настольная, или ролевая, театрализованная, подвижная.
На первой неделе необходимо провести классный час на тему «Познакомьтесь - это я», на котором сначала учитель, держа в руках букву «Я», рассказывает о себе, а затем каждый из учеников по определенному плану рассказывает о себе, своей семье. Также обучающиеся приносят любимые игрушки, любимые книги.
Проведено внеклассных занятий «Культура поведения на переменах», «Я-первоклассник» поможет сплотить детский коллектив, и предотвратит школьные трудности.
Поскольку деятельность учения носит коллективный характер, то для успешной адаптации к школе у первоклассника должны быть сформированы соответствующие качества и умения Эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности; деловые отношения на уроке: умение принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней, умение взаимодействовать.
В ходе реализации профилактической программы педагог может использовать различные игры. Например, игра «Шапка вопросов». Дети в течение определенного времени составляют вопросы, которые они хотели бы задать одноклассникам, касающиеся общих дел, отношений и т.п. Затем в процессе проведения игры ведущий, не читая вопрос, спрашивает: «Кто будет отвечать на данный вопрос?». Дети выбирают 2-3 человек, которые пытаются ответить на заданный вопрос, даже если в «ответчики» попадает сам автор вопроса.
Особенно актуально использование новых педагогических технологий - метод проектов. Проект-исследование «Моя школа - остров сокровищ!», который позволит, используя игровые моменты, тематику и атрибутику путешественников и первооткрывателей, составить карту школы и класса, где будут отмечены «Бухта радости» (столовая), «Островок ожиданий» (холл школы), «Шлюпка спасения» (медкабинет).
В ходе реализации профилактической программы необходимо ответственно подойти к организации взаимодействия с семьями первоклассников. Родительские собрания, организованные в этот период, содержат следующие темы: «Режим дня первоклассника»; Быть родителем первоклассника: легко или трудно? и др. также составляются рекомендации для родителей.
Таким образом, профилактика школьных трудностей или дезадаптации первоклассников во многом определяется достаточной степенью профессионального мастерства педагога и соответствующей компетентности родителей в вопросах адаптации, их эффективным взаимодействием, готовностью к реализации личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому внутреннему миру ребенка.
Список литературы
1. Загулова, Г.Б. Комплексное сопровождение первоклассников в период адаптации к школе / Г.Б. Загулова, Е.В. Гончарова // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. И.В. Васютенковой. – СПб., 2017. – С. 66-71.
2. Конева, О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учеб. пособие / О.Б. Конева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010. – 32 с.
3. Мицукова, Е. Адаптация первоклассников к образовательной среде / Е. Мицукова // Вестник современных исследований. – 2017. – № 9-1 (12). – С. 79-84.
4. Самсонова, М.В. Адаптация ребенка-первоклассника к условиям школьного обучения / Самсонова М.В. // Новое слово в науке и практике: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Дендра, 2017. – С. 117-123.
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.