Организация работы с родителями обучающихся с РАС
Оценка 5

Организация работы с родителями обучающихся с РАС

Оценка 5
docx
01.05.2020
Организация работы с родителями обучающихся с РАС
Организация работы с родителями обучающихся с РАС.docx

Организация работы с родителями обучающихся с РАС

 

Неотъемлемым условием эффективной коррекционной работы и успешной адаптации ребенка с РАС является работа с его семьей. На­рушения в развитии ребенка, его поведенческие проблемы становятся сильнейшим источником стресса и приводят к дезадаптации всех членов семьи. В ходе адаптации к ситуации болезни ребенка, как правило, про­исходят изменения и деформация всей структуры семейных отношений: нарастают проблемы в браке, социальная изоляция, истощаются психи­ческие ресурсы родителей. При этом необходимо, чтобы родитель, не­смотря на стресс, мог выполнять свои родительские функции, а также понимал задачи, этапы и конечные цели проводимой с ребенком работы.

Задача специалистов - сформировать у ребенка с РАС жизненно не­обходимые навыки, обеспечить условия для их реализации не только при взаимодействии со специалистом, но и дома, в школе и других об­щественных местах. Это существенно снизит уровень стресса у родите­лей и создаст необходимый ресурс для дальнейшей коррекционно-раз­вивающей работы. Конечным результатом работы с родителями явля­ется самостоятельное адаптированное функционирование всей семьи с возможностью дальнейшего роста и развития всех её членов.

Цель работы с родителями - повышение родительской компетент­ности для решения проблем обучения, воспитания и развития ребенка, эффективного взаимодействия семьи и школы.

Основные задачи работы с родителями:

·     Получение достоверной информации об особенностях и уровне раз­вития ребенка.

·     Формирование адекватных детско-родительских отношений.

·     Формирование у родителей навыков работы с ребенком с целью их генерализации в условиях повседневной жизни.

·     Информационная поддержка по вопросам обучения и воспитания ребенка.

·     Психологическая поддержка.

При рассмотрении процессов, происходящих с семьей, имеющей ре­бенка с особенностями развития, можно выделить несколько аспектов: проблемы адаптации к ситуации болезни ребенка, детско-родительские отношения, взаимодействие родителей и специалистов.

 

Индивидуальное и групповое консультирование.

Целью консуль­тирования чаще всего является выработка совместных с родителем ре­шений по преодолению трудностей в обучении, воспитании и развитии детей с РАС, а также информирование по различным вопросам:

·        особенностей развития детей с РАС;

·        коррекции дезадаптивного поведения у детей с РАС;

·        о способах взаимодействия с ребенком;

·        о способах организации работы с ребенком в домашних условиях;

·        о методах развития коммуникации, речи, социально-бытовых навыков;

·        эффективных технологий оказания помощи детям с РАС;

·        информирования о работе ППМС-центров, специализирующихся на оказании помощи детям с РАС, о ПМПК, МСЭ.

Специалисты консультируют родителей по направлениям и формам планируемой коррекционной работы, об участии специалистов сопро­вождения, возможностях ребенка в освоении АООП НОО, о трудно­стях, которые могут возникнуть в процессе обучения, а также в процес­се его адаптации и социализации, о стратегиях их преодоления.

Задача специалистов школьной службы сопровождения - макси­мально привлечь родителей к участию в образовательном процессе, адекватно оценивать возможности своего ребенка, понимать его труд­ности и видеть ресурсы в решении поставленных задач обучения и вос­питания, повысить мотивацию на сотрудничество со специалистами.

В процессе консультирования/информирования повышается роди­тельская компетентность.

Главным результатом работы с родителями должна стать возмож­ность переноса усваиваемых ребенком навыков в условия повседневной жизни, что будет способствовать адаптации и социализации ребенка.

 

Взаимодействие родителей и специалистов

Впервые узнав о проблеме своего ребенка, родители, как правило, ис­пытывают смятение от происходящего и чувство беспомощности. Они не подготовлены к рождению ребенка с нарушениями и поэтому склон­ны безоговорочно полагаться на советы специалистов, с которыми име­ют дело в этот период. Позже, особенно в случаях, когда специалисты оказываются неспособными предоставить адекватную информацию и рекомендации, родители могут подвергнуть сомнению их авторитет. Таким образом, роль специалиста не столько предписывается, сколько достигается; иными словами, чтобы стать специалистом, необходимо успешно пройти соответствующую программу образования и практики.

Важен и такой аспект: специалисты, работающие с особыми детьми и их семьями, сами выбрали эту специальность. В отличие от родите­лей, давших жизнь ребенку с нарушениями, они работают в этой обла­сти по своей воле, ради удовлетворения научного интереса, альтруизма, финансовых или иных выгод или же из каких-то иных соображений. Родители, которым приходится иметь дело со своими проблемами 24 часа в сутки, могут испытывать неприязнь к специалистам, посвящаю­щим их проблемам исключительно рабочее время.

Помимо этого, роль специалиста функционально специфична и со временем становится все более специализированной. Родители ожида­ют от преподавателей экспертных знаний в области педагогики, но не ждут от них экспертных знаний в области медицины. Учителя, врачи, психологи, логопеды и другие специалисты, работающие с детьми и их семьями, имеют каждый собственную область знаний. Однако родители не всегда понимают разницу между этими областями и могут не знать, к кому лучше обращаться. Но, кроме того, родителей интересует и ребе­нок в целом. Они видят в нем не просто ребенка «с нарушениями», но и исполнителя многих ролей - сына, внука, ученика и т.д. Большинство родителей ценят, когда врач интересуется успехами их ребенка в школе, а учитель - его медицинскими проблемами.

Со стороны некоторых специалистов в отношении детей с особен­ностями и их семей существуют предубеждения. Они могут не испы­тывать от общения с детьми с особенностями никаких положительных эмоций и склонны стигматизировать людей с нарушениями.

Стигматизация - это отношение к людям с нарушениями, которое имеет следующие характеристики:

       В обществе им отводится особое место (их поощряют к общению, прежде всего, со «своими»).

       Большинство воспринимает их как «худших» по сравнению с собой.

       Их сегрегация рационализируется как проводящаяся «для их же блага».

       Их оценивают на основе принадлежности к определенной катего­рии, а не на основе индивидуальных характеристик.

Большинство специалистов, склонных стигматизировать людей с на­рушениями, не сталкивались с такими людьми ни во время учебы, ни в личной жизни. Работая с такими семьями, они могут испытывать неуве­ренность в себе и чувство безнадежности. Исследования показали, что специалисты могут воспринимать положение семьи более негативно, чем она сама; или недооценивают способность родителей использовать под­ходящие для их ребенка техники обучения и управления поведением.

В некоторых случаях специалисты рекомендуют переселение ребенка с нарушениями в интернат не потому, что родители не могут с ним спра­виться, а исключительно из-за собственного негативного восприятия этих детей. Такие специалисты могут проецировать свои негативные взгляды на родителей, не зная того, как сами родители воспринимают эту ситуацию.

Тип нарушений у ребенка также может влиять на отношение специалистов к его семье. Например, некоторые специалисты могут относиться к умственной отсталости хуже, чем к физическим наруше­ниям. Некоторые типы нарушений воспринимаются как более стигма­тизирующие, чем другие, например, специалисты склонны восприни­мать родителей детей с умственной отсталостью более позитивно, чем родителей детей с психическими заболеваниями.

Часто семья изначально считается дисфункциональной и требую­щей активного вмешательства. Специалисты видят свою задачу в пре­одолении в семье таких негативных явлений как, например, игнориро­вание проблем, ошибки в воспитании (чрезмерная опека, неумеренное потакание) и агрессию. Если родители не справляются с трудностями, их неудачи объясняются неспособностью принять ребенка и их соб­ственными неврозами. В некоторых случаях это имеет смысл, но в це­лом не позволяет адекватно объяснить многие проблемы, с которыми сталкиваются родители особых детей.

В крайних случаях специалисты ошибочно считают, что родители детей с нарушениями сами виноваты во всех своих проблемах, и это по­буждает их рассматривать родителя как «второго клиента». Они полага­ют, что от родителей ожидается безоговорочная готовность к сотрудни­честву, согласие со всеми решениями «экспертов». Одним из вариантов доминирующего подхода является клинический подход. Можно выде­лить следующие составляющие клинического подхода:

1.    Разработка диагностической терминологии.

2.    Создание диагностического инструментария.

3.    Утверждение, что диагностика является объективной.

4.    Утверждение, что мнение родителя является субъективным.

5.    Воздействие специалиста сосредотачивается на изменении индивида (редко рассматривается альтернативный вариант - модификация норм социальной системы).

Удобство клинического подхода состоит в том, что такая точка зре­ния дает возможность построения четких схем и концепций. Она позво­ляет однозначно определить место ребенка по шкале развития и даже измерить способность семьи к адаптации. В результате становится воз­можным количественное измерение результатов программы помощи. Когда ребенок или семья демонстрируют измеримый прогресс, специа­лист чувствует, что работает не зря.

Слабая сторона клинического подхода заключается в том, что, поме­щая пациентов и их семьи в определенные диагностические категории, сторонник клинического подхода теряет ощущение уникальности ка­ждой семьи, теряется также опора на ее собственный ресурс.

В последние годы все больше родителей понимают, что они могут и имеют право подвергать сомнению авторитет профессионалов. Во вре­мя лечения и обучения своего ребенка родители знакомятся с другими родителями, делятся с ними своими историями и узнают, что страдают от одних и тех же проблем. Существуют различные организации, объ­единяющие людей с нарушениями и их родственников, где они узна­ют о возможности общественной деятельности и о защите своих прав. Доступная информация в Интернете, специализированные издания для родителей детей с особыми нуждами и т.п. знакомят родителей с их правами и обучают стратегиям взаимодействия со специалистами.

Возрастающее осознание родителями собственных прав и приоб­ретение опыта по защите этих прав - важный шаг на пути к установ­лению истинно партнерских отношений между родителями и специ­алистами. В рамках партнерских отношений возможности родителей в развитии собственного ребенка оказываются в фокусе внимания специалистов и высоко оцениваются. Специалисты пришли к выводу, что семьи, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, имеют значительные внутренние ресурсы, и стали изучать, как процесс пре­одоления трудностей в воспитании ребенка с особенностями связан с внутриличностными и социальными факторами.

Многие профессионалы признают, что, взаимодействуя с родителя­ми, необходимо осознавать, какую моральную и практическую власть они приобретают над ними. Насколько легко родители могут стать жертвой манипуляций со стороны специалистов. Насколько важно специалисту не использовать в своей работе запугивание, кроме разве что самых крайних проявлений родительской некомпетентности и же­стокости. Если специалист в чем-то не согласен с родителями, он имеет право попытаться убедить их принять иную точку зрения, описывая ре­бенка, помогая родителям по-новому взглянуть на него и его будущее.

Таким образом, чтобы работа специалиста была по-настоящему эффективной, он должен научиться вставать на точку зрения родите­лей. Специалист должен насколько возможно понимать, чего хотят и в чем нуждаются сами члены семьи, и принимать то, что называется со­циально-системным подходом, рассматривающим ребенка как часть семейной системы, состоящей из нескольких взаимодействующих индивидов, и социальной системы, в которой взаимодействуют инди­виды, семьи и социальные институты. От профессионалов ждут ак­тивного вмешательства, умения модифицировать поведение ребенка в сочетании с эмоциональным его принятием. Возрастает потребность в специальной информации, которая должна определенным и конкрет­ным образом отвечать на вопросы «Что делать родителю, если его ре­бенок...?». С одной стороны, получение знаний и умений справляться с дезадаптивными проявлениями в поведении ребенка, начальная его социализация, приводят к первым шагам на пути «выздоровления». Однако достигнутые результаты («У моего ребенка хорошая дина­мика», «Он теперь может то-то и то-то») затем теряют свою актуаль­ность, а внутренняя тревога и страх перед будущим, депрессивные пе­реживания возвращаются. Существует даже понятие «парадоксальная депрессия», она возникает у родителей при первых позитивных изме­нениях в динамике развития ребенка, когда они начинают осознавать всю глубину и тяжесть нарушений при РАС.

Специалисту очень важно учитывать эмоциональную боль роди­телей, уважать их психологические защиты, но при этом стараться не скатиться только в готовые рекомендации и рецепты, которые родите­ли активно запрашивают.

На начальном этапе рекомендации, конечно, просто необходимы, специалист фактически берет на себя все вопросы, входящие в область родительских компетенций. Но при этом профес­сионалу приходится также выполнять материнские функции и по отно­шению к родителям. Признавать и постепенно называть собственные нужды родителей, которые они имеют, но игнорируют. Родителям не­обходимо объяснять, что те симптомы, которые они испытывают, - это естественный и временный ответ организма на травмирующее событие, что переживаемое ими действительно тяжело и страшно, и они абсо­лютно правильно реагируют на него возбуждением, страхом, что так срабатывают механизмы психологической защиты.

Важно собирать все фрагменты повседневной жизни семьи ребенка с РАС, активно привлекая к этому родителей, обсуждать с ними поведение ребенка, воздерживаться от активного вмешательства, даже если специалист не согласен с действиями родителей. Выдерживая патологические формы поведения ребенка с РАС, специалист должен уметь эффективно рабо­тать и при этом эмоционально принимать ребенка.

Правильное взаи­модействие специалиста с ребенком послужит моделью для родителя. Одной из важнейших задач является постепенная выработка у родителя собственной позиции по отношению к ребенку, к осознанию и прожи­ванию аффективно заряженных осознанных и динамически развиваю­щихся отношений. Кроме того, профессионалам следует помнить о том, что амбивалентные межличностные отношения могут быть признаком нормы, а не патологии. «Выискивание» патологии в амбивалентности чувств родителей по отношению к ребенку или к специалисту лишь сделает невыносимым чувство вины родителей, приведет к взаимным обвинениям и способно значительно ухудшить адаптацию родителей к ситуации болезни ребенка.

Специалист должен постепенно уходить в тень, снижать уровень авторитарности и контроля, который так ак­туален на первых этапах работы, давая возможность родителю самому выработать свои уникальные способы взаимодействия с ребенком, что позволит взять чувство ответственности за развитие своего ребенка на себя. Кроме того, специалисту необходимо понимать, что хроническая скорбь - это нормальная реакция родителя на появление ребенка с на­рушениями, и в таком понимании состояния матери или отца больше глубины, чем в упрощенном представлении о принятии/отвержении. Родитель, продолжающий испытывать скорбь по поводу нарушений у ребенка, вполне может оставаться заботливым и компетентным.

Хорошие отношения специалистов и родителей являются существен­ным элементом помощи семье, и важно, чтобы работающие с семьями специалисты имели понимание, время и умения, необходимые для рабо­ты в партнерстве. Изучение реакций родителей на заболевание ребенка, их способы адаптации к длительному стрессу, нахождение факторов, влияющих на переживания родителей, будет способствовать постро­ению адекватного и продуктивного контакта между семьей и специа­листом, что позволит повысить эффективность коррекционно-развива­ющей работы с ребенком.

Понимание индивидуальных особенностей взаимоотношений родителей и ребенка позволяет специалисту, с одной стороны, корректировать дезадаптирующие ребенка неэффективные способы взаимодействия в семье, а с другой стороны, - найти сильные ресурсные зоны семьи, на которые можно опереться в своей работе.

 

Работа с родителями в формате детско-родительской группы

Особый формат групповой работы - детско-родительская группа, участие в которой принимают дети вместе с родителями.

Занятия в такой группе, прежде всего, дают возможность родите­лям самим овладеть способами обучения ребенка новым навыкам. Это необходимо, во-первых, для того чтобы приобретенный навык исполь­зовался ребенком в повседневной жизни, иначе говоря, для того чтобы произошла генерализация навыка.

Во-вторых, умения, полученные родителями, позволяют им обучать своего ребенка другим навыкам, которые по разным причинам невоз­можно сформировать в ходе занятий. Кроме того, взрослые овладевают методами, направленными на устранение нежелательных форм поведе­ния, которые они также могут использовать самостоятельно.

Помимо этого, занятия в детско-родительской группе могут помочь родителям научиться получать удовольствие от общения со своим ре­бенком, избавиться от чувства стыда за него, помочь расстаться с ролью беспомощного наблюдателя. Работа в группе позволяет родителям по­чувствовать, что они не одиноки в решении своих проблем, и несмотря на то, что в семье растет ребенок с тяжелыми нарушениями, от жизни можно получать удовольствие.

Важным аспектом работы является также привлечение к сотрудни­честву членов семьи, отстраняющихся от проблем, что приводит к ее сплочению.

Занятия в детско-родительской группе дают возможность родителям:

-        получать поддержку от специалистов и других родителей;

-        наблюдать поведение других родителей и других детей;

-        делиться своим опытом и узнавать об опыте других родителей.

Групповое занятие с участием нескольких детей и нескольких роди­телей позволяет ставить задачи, которые невозможно решить при дру­гих формах работы. К таким задачам можно отнести:

-        обучение детей и родителей навыкам коммуникации и социального взаимодействия (при обучении общению необходимы разные пар­тнеры для коммуникации и среда для общения);

-        преодоление социальной изоляции семей, воспитывающих детей с РАС, создание условий для социализации семей (включение в рабо­ту всех ее членов, в том числе бабушек, дедушек, братьев и сестер). Кроме того, участник группового занятия получает внимание и под­держку от множества людей. Таким образом расширяется спектр инте­ресов как ребенка, так и родителя, а значит, усиливается сотрудниче­ство и мотивация к дальнейшей работе.

В то же время проведение такого рода групповых занятий сопряже­но с целым рядом трудностей, а именно:

-        специалисту необходимо научиться распределять внимание сразу между большим количеством участников - детей и родителей, на­блюдать за их поведением и своевременно реагировать на поведе­ние каждого из них. Следовательно, для ведения групповых занятий требуется специальная подготовка; более эффективно проведение группового занятия двумя специалистами;

-        трудно организовать сбор данных;

-        трудно, а порой и невозможно, следовать плану, конспекту занятия, поскольку ситуация группового занятия имитирует естественную среду, следовательно, предполагает неопределенность, смену хода всего занятия (например, во время упражнения в кругу один ребенок вырывается и кричит; и в этот момент невозможно вести занятие так, как оно запланировано, и необходимо организовать поведение всех остальных, чтобы никому не доставить неудобств).

Любая программа помощи ребенку с нарушениями развития может принести пользу лишь тогда, когда она с самого начала основана на непосредственном общении родителей и специалистов. Только таким образом можно ориентироваться на потребности и меняющиеся прио­ритеты ребёнка и всей семьи.

Как известно, общение предполагает, по меньшей мере, двух участ­ников, один из которых говорит, а другой слушает. Для того чтобы общение стало продуктивным, необходимо, чтобы оба участника ис­пользовали один и тот же «язык» для расшифровки сообщений, кото­рые передают и получают в процессе общения. Это чрезвычайно важно при взаимодействии родителей и специалистов. Недопонимание между ними наносит вред всей программе помощи ребенку.

Порой родителям не очень понятны формулировки, которые специ­алисты используют во время консультаций, бесед, групповых встреч. Для того чтобы речь специалиста была родителям понятна, он должен говорить на простом, доступном им языке, избегая специальной тер­минологии, подстраивая свою речь под особенности родителей, учиты­вая их эмоциональное состояние, религиозную принадлежность и пр. Следует учитывать, с кем именно проходит общение: с мамой, папой, дедушкой, бабушкой. Единый и понятный всем участникам общения язык - необходимое условие, для того чтобы установить партнерские отношения между родителями и специалистами.

Первоначально от родителей требуется лишь копировать действия специалиста и их последовательность, иногда перенимая его поведение, интонацию и т.д. Через какое-то время специалист просит показать, как делали дома то или иное упражнение, что получилось, и что не получи­лось, в последнем случае определяя (для себя) причину неудачи матери и изменяя характер или вид задания.

Некоторым родителям трудно вступать в контакт, они ведут себя пассивно и не проявляют активного желания принимать участие в за­нятиях. С такими родителями целесообразно строить взаимодействие через электронную переписку, письменное объяснение и видеозаписи, что может стать на первых порах более эффективным способом обще­ния. Видеозаписи облегчают общение родителей со специалистами, а также взаимодействие специалистов между собой. Кроме того, видео­запись позволяет родителям посмотреть на своего ребенка со стороны, увидеть, например, что он гораздо самостоятельнее, чем они думали, или правильно определить, в чем его трудности.

В случае если оба родителя не могут присутствовать на занятии, ви­деозапись дает возможность дома видеть то, что он делал, узнать об изменениях программы. Обсуждение видеозаписи помогает родителям определить, что им непонятно, или с чем они не согласны, и вместе сформулировать вопросы. Отдельные фрагменты видеозаписи могут помочь родителям что-то вспомнить, например, как выполнять какие-то отдельные приемы или упражнения, или понять, какие шаги необхо­димы для приобретения ребенком определенного навыка. Видеозапись также поможет родителям научиться отдельным приемам правильной поддержки или стимуляции ребенка каким-то упражнением.

Родители, обращающиеся за помощью, обычно очень ранимы. Их проблемы трудны сами по себе, кроме того они не знают, как общаться с ребенком, они не уверены в своих силах. Поэтому чем быстрее и теснее установятся отношения между родителями и специ­алистом, тем эффективнее будет помощь.

Специалист должен постоянно контролировать свое поведение и во­время замечать изменения в поведении родителей. Если родители ста­новятся раздражительными, пассивными, часто пропускают занятия без уважительных причин, начинают избегать общения или излишне эмоци­онально реагировать в ответ на слова или действия других участников группы, это может указывать на проблемы, требующие вмешательства.

Прежде чем приступить к занятиям, необходимо определить цели обучения. Это чрезвычайно важный этап работы, который во многом определяет ее успех. С одной стороны, ближайшие цели должны быть сформулированы максимально конкретно. Только в этом случае стано­вится возможным выбрать эффективный метод обучения и постоянно оценивать результат работы.

В то же время родителей волнует более отдаленный прогноз: смо­жет ли ребенок учиться в школе, появятся ли у него друзья, как он будет жить, когда родителей не станет. Специалист должен с пони­манием относиться к подобным тревогам, обсуждать возможные пер­спективы, при этом постоянно фокусируя внимание взрослых на бли­жайших целях обучения.

Цели обязательно должны быть согласованы с родителями, кото­рые должны понимать, почему в данный момент важно учить ребенка именно этому, а не чему-то другому, какие изменения в жизни ребенка произойдут, если он овладеет тем или иным навыком или избавится от нежелательных форм поведения.

В процессе работы с запросом родителя специалист:

-            выслушивает родителя. Выясняет как можно подробнее, каким родитель видит будущее своего ребенка, к чему стремится, что для него важно, какие у него приоритеты, мысли, переживания и планы, связан­ные с обучением и развитием ребенка;

-            предлагает родителю оценить текущее состояние ребенка, его умения и трудности, которые являются помехой в его продвижении;

-            предъявляет родителю результаты проведенного тестирования (психологического, логопедического и пр.).

После этого выбираются первые цели для работы. Обсуждая их, можно составить перечень необходимых навыков, которые позволят достичь воображаемого на данный момент результата.

На следующем этапе обсуждаются еще более конкретные задачи: что именно нужно уметь ребенку, чтобы самостоятельно готовить еду, общаться со сверстниками и т.д. В результате таких обсуждений могут быть отобраны и сформулированы четкие цели. Для облегчения поста­новки целей родитель и специалист могут поработать вместе и соста­вить список того, что ребенок способен сделать, а что нет.

Специалисту очень важно не навязывать родителям своих взглядов на проблему, а наоборот, создать доброжелательную атмосферу во время встречи, беседы, в которых родитель может принимать участие в соот­ветствии с его возможностями и интересом. Нередко взрослых волнуют некоторые особенности поведения детей, из-за которых, как им кажется, другие люди воспринимают их ребенка как «ненормального». Так одна мама сильно переживала, когда увидела, что в детском клубе выходного дня никто не брал за руку ее дочь из-за того, что, по ее мнению, девочка шевелила пальцами перед глазами. Часто родители переживают, оттого что ребенок потряхивает руками, закрывает уши, раскачивается и т.п. Не­редко родители возвращаются к этим темам, задают одни и те же вопро­сы, считают, что избавление от подобных симптомов должно стать одной из основных целей коррекционной работы. Как правило, это свидетель­ствует о том, что они пока не способны принять ребенка таким, какой он есть, стесняются его, не могут получать от общения с ним удовольствия. Специалистам нельзя обесценивать важность для родителей этих тем, не­смотря на то, что они уже неоднократно обсуждались.

Когда приоритеты установлены, родителям предлагается сосредото­читься на одной цели и начать тренироваться в приобретении навыков и умений, чтобы помочь своему ребенку.

Необходимо иметь в виду, что для родителей характерна сосредо­точенность на развивающих занятиях, на «уроках», заданиях, которые, порой, исключают чрезвычайно важные для детей с РАС спонтанную игру и эмоциональный контакт.

Специалист должен помочь родителям:

1.     Научиться получать удовольствие от общения со своим ребенком.

2.     Наблюдать за поведением ребенка и своим поведением, научиться анализировать свои собственные действия по отношению к ребенку (как к нему обращаться, как реагировать на его поведение, на его шалости и капризы, «хорошее» и «не совсем хорошее» поведение).

3.       Понять, почему возникает проблемное поведение, какую функцию оно несет, и есть ли в репертуаре ребенка какое-то альтернативное поведение, которым можно заменить проблемное.

4.     Научиться замечать изменения в поведении ребенка и в своем соб­ственном поведении.

5.       Управлять ситуацией, настроиться позитивно, уметь определять, чего именно они хотели бы достичь.

Таким образом, с одной стороны, запрос родителей, как правило, связан с тем, чтобы в поведении или состоянии ребенка произошли изменения. С другой стороны, цель работы специалиста заключается и в том, чтобы изменить поведение самих родителей.

Поскольку в процессе работы ситуация меняется, цели также долж­ны корригироваться в зависимости от успехов или возникающих труд­ностей. Для этого специалист должен постоянно отслеживать все изме­нения, происходящие с ребенком и с родителями. Особенности поведе­ния родителей можно отслеживать, используя специальный протокол:

Протокол наблюдения за поведением родителя

Сотрудничество с педагогами

Нет,

никогда

С подсказ­кой или на­поминанием

Пытается, пусть не всегда успешно

Да,

обычно

Выполняет действия по образцу, который демонстрирует педагог

 

 

 

 

Следует правилам поведения на занятии

 

 

 

 

Приходит вовремя

 

 

 

 

Предупреждает о пропусках заранее

 

 

 

 

Собирает данные о поведении ребенка

 

 

 

 

- делает видеозаписи

 

 

 

 

- заполняет таблицы

 

 

 

 

Инициирует обсуждение новых тем и вопросов с педагогами и с другими родителями

 

 

 

 

Обращается за помощью в сложных ситуациях

 

 

 

 

Навыки общения с ребенком

Умеет давать ребенку подсказки

 

 

 

 

- физические

 

 

 

 

- жестовые

 

 

 

 

- визуальные

 

 

 

 

- словесные

 

 

 

 

Умеет давать ребенку инструкции

 

 

 

 

- четкие, понятные

 

 

 

 

- своевременные

 

 

 

 

Умеет привлечь внимание ребенка, заинтересовать

 

 

 

 

Умеет дожидаться инициативы ребенка

 

 

 

 

 


 

Сотрудничество с педагогами

Нет,

никогда

С подсказ­кой или на­поминанием

Пытается, пусть не всегда успешно

Да,

обычно

Умеет поощрять ребенка (хвалить и т.п.)

 

 

 

 

Применяет навыки как со своим ребенком, так и с другими детьми

 

 

 

 

Особенности контакта с партнером по общению

Проявляет инициативу для интеракции с другими родителями

 

 

 

 

- с другими детьми

 

 

 

 

- с педагогами

 

 

 

 

- со своим ребенком

 

 

 

 

Принимает помощь в затруднительных ситуациях

 

 

 

 

- от педагогов

 

 

 

 

- от других родителей

 

 

 

 

 


 

Обучение родителей методам работы с детьми осуществляется не­посредственно в ходе занятий. Родители обучаются под руководством специалистов, которые не только рассказывают о том, как нужно зани­маться с ребенком, но, главное, показывают, как это делать, дают воз­можность родителям самим попробовать научить детей тем или иным на­выкам, обсуждают проблемы, возникающие в ходе занятий с ребенком. Все это делает процесс обучения родителей максимально эффективным.

По сути дела, на занятиях родители постепенно начинают выпол­нять роли тьюторов, что не только позволяет более продуктивно обу­чать детей, но и дает возможность родителям практиковаться в исполь­зовании новых способов взаимодействия с ребенком, а также научиться справляться с их поведенческими трудностями.

Поскольку занятия проводятся в группе, основной целью коррекци­онной работы с детьми является формирование навыков общения и пре­одоление нежелательных форм поведения. Реализация поставленных целей возможна в ходе обучения, включающего несколько основных направлений работы в формате группы: развить умение ориентировать­ся в игре на партнера; слушать партнера; соблюдать очередность при выполнении задания; обращаться друг к другу по имени.

В ходе обучения детей ставится ряд задач:

-        научить ориентироваться на партнера: уделять внимание действиям и словам другого человека, уметь ждать свою очередь и пр.;

-        вызвать у детей интерес к взаимодействию с другим человеком, раз­вить навыки сотрудничества;

-        развить способность распознавать эмоциональное состояние друго­го человека и адекватно на него реагировать, так как невербальный компонент чрезвычайно важен для общения;

-        научить говорящих детей обращаться к другому человеку словами и показать эффективность этого способа в сравнении с криком/побу- ждениями действием;

-        безречевых детей научить адекватным способам выражения прось­бы, поведению в ситуации взаимодействия, например, жестами или при помощи соответствующих карточек с картинками.

Специалист активно вовлекает родителей в проведение коррекцион­ного занятия, предлагая заканчивать начатое им упражнение. Затем он предлагает маме самостоятельно выполнить задание. В случае неудачи специалист приходит на помощь, заканчивая упражнение с ребенком, объясняя и вновь давая родителю пошаговые инструкции.

Например, маме предлагается участвовать в отдельных эпизодах за­нятия, в ходе которого ребенка учат играть с другим человеком: катать машину или мяч друг к другу. При этом активно участвуют все трое: специалист вместе с ребенком и мама, разместившаяся напротив, как партнер по игре. Ребенок находится спиной ко взрослому, который об­хватывает его и держит его руки, выполняя все необходимые движения вместе с ребенком, сначала как одно целое, а затем, уменьшая помощь и добиваясь самостоятельного выполнения ребенком необходимых движений и действий. Через несколько занятий специалист предлагает поменяться местами (встать маме вместе с ребенком). Одновременно педагог обучает родителей способам поощрения детей: как и когда сле­дует хвалить, дать игрушку или что-то вкусное.

 

Клубная работа с родителями

Чрезвычайно важным элементом в работе с родителями детей, име­ющих РАС, является «Родительский клуб». Клубная работа предусма­тривает встречи без детей родителей и специалистов 1-2 раза в месяц. Продолжительность встреч 2-3 часа.

Цели и задачи «Родительского клуба»:

-            повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний в вопросах, связанных с обучением и воспитанием детей;

-            содействие сплочению родительского коллектива: снижение тревожности в связи с проблемами ребёнка, получение взаимной под­держки;

-            выработка коллективных решений и единых требований в кор­рекционной работе, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельно­сти по развитию ребёнка;

-            обмен родительским опытом, профилактика неверных дей­ствий по отношению к детям со стороны родителей.

«Родительский клуб» могут посещать родители тех детей, кто зани­маются в группах или индивидуально, а также родители детей, прошед­ших первичную диагностику, но пока не зачисленных на коррекцион­ные занятия.

На клубных занятиях большое значение уделяется тематическим встречам и обучению родителей методам и приемам обучения детей. Рассматриваются, например, такие темы:

-        Меняем не ребёнка, а его поведение.

-        Подсказки и их виды.

-        Речедвигательная гимнастика.

-        Значение голоса в жизни человека. Работа над голосом.

-        Система альтернативной коммуникации.

-        Как повысить мотивацию ребёнка?

-        Мой ребёнок не рисует. Почему, что делать, как его научить?

-        Формирование новых навыков .

-        Алгоритм обучения навыкам коммуникации.

-        Сенсорные стимуляции. Полезные подсказки, поиск подкрепления.

-        Нарушенный диалог можно восстановить.

-        Как помочь ребёнку играть самостоятельно?

-        Методика глобального чтения.

-        Навыки самообслуживания.

-        Почему так важен прикладной анализ поведения?

-        Почему подражание так важно. «Делай, как я!». Как помочь ребёнку учиться с помощью подражания.

-        Как закрепить успех.

-        Важность невербальной коммуникации.

-        Лечение с помощью диеты.

-        Социальные истории.

-        Отсутствие отклика на коммуникацию.

В ходе встреч, помимо получения теоретических знаний, родители тренируются использовать те или иные приёмы друг на друге, обсужда­ют возникающие в ходе обучения трудности, делятся опытом.

Как правило, у родителей возникает множество вопросов, на кото­рые они хотели бы получить профессиональный ответ. Для того чтобы помочь родителям получить совет профессионала в той или иной области, на заседания клуба приглашаются соответ­ствующие специалисты: психолог, нейропсихолог, психиатр, педиатр, гастроэнтеролог, арт-терапевт, поведенческий аналитик, эрготерапевт, сурдопедагог, логопед, юрист и др.

Очень полезными оказываются встречи с родителями, которые уже имеют успешный опыт воспитания детей с РАС. Такого рода встречи позволяют снизить тревожность родителей в связи с проблемами ре­бёнка, открывают новые возможности эффективного взаимодействия с ним, становятся источником вдохновения и уверенности, помогают родителям находить способы решения проблем самостоятельно.

Важным направлением является работа, направленная на сплочение группы, на решение психологических проблем родителей. С этой целью могут проводиться обсуждения таких тем как, например:

-        Забота о себе и своей семье.

-        Сражаться за своего ребёнка.

-        Мы все похожие и разные.

-        Угадай эмоцию.

-        Что я хочу? Что я могу?

Активное использование практических игр и упражнений на клуб­ных занятиях позволяет участникам не только обмениваться впечат­лениями, чувствами, но и способствует сплочению группы, повышает уровень включенности, инициативы и активности, позволяет повысить продуктивность коррекционной работы с детьми.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Организация работы с родителями обучающихся с

Организация работы с родителями обучающихся с

РАС; · информирования о работе

РАС; · информирования о работе

Однако родители не всегда понимают разницу между этими областями и могут не знать, к кому лучше обращаться

Однако родители не всегда понимают разницу между этими областями и могут не знать, к кому лучше обращаться

В крайних случаях специалисты ошибочно считают, что родители детей с нарушениями сами виноваты во всех своих проблемах, и это по­буждает их рассматривать родителя как «второго…

В крайних случаях специалисты ошибочно считают, что родители детей с нарушениями сами виноваты во всех своих проблемах, и это по­буждает их рассматривать родителя как «второго…

Многие профессионалы признают, что, взаимодействуя с родителя­ми, необходимо осознавать, какую моральную и практическую власть они приобретают над ними

Многие профессионалы признают, что, взаимодействуя с родителя­ми, необходимо осознавать, какую моральную и практическую власть они приобретают над ними

Выдерживая патологические формы поведения ребенка с

Выдерживая патологические формы поведения ребенка с

Это необходимо, во-первых, для того чтобы приобретенный навык исполь­зовался ребенком в повседневной жизни, иначе говоря, для того чтобы произошла генерализация навыка

Это необходимо, во-первых, для того чтобы приобретенный навык исполь­зовался ребенком в повседневной жизни, иначе говоря, для того чтобы произошла генерализация навыка

Любая программа помощи ребенку с нарушениями развития может принести пользу лишь тогда, когда она с самого начала основана на непосредственном общении родителей и специалистов

Любая программа помощи ребенку с нарушениями развития может принести пользу лишь тогда, когда она с самого начала основана на непосредственном общении родителей и специалистов

Обсуждение видеозаписи помогает родителям определить, что им непонятно, или с чем они не согласны, и вместе сформулировать вопросы

Обсуждение видеозаписи помогает родителям определить, что им непонятно, или с чем они не согласны, и вместе сформулировать вопросы

После этого выбираются первые цели для работы

После этого выбираются первые цели для работы

Таким образом, с одной стороны, запрос родителей, как правило, связан с тем, чтобы в поведении или состоянии ребенка произошли изменения

Таким образом, с одной стороны, запрос родителей, как правило, связан с тем, чтобы в поведении или состоянии ребенка произошли изменения

Сотрудничество с педагогами

Сотрудничество с педагогами

Специалист активно вовлекает родителей в проведение коррекцион­ного занятия, предлагая заканчивать начатое им упражнение

Специалист активно вовлекает родителей в проведение коррекцион­ного занятия, предлагая заканчивать начатое им упражнение

Меняем не ребёнка, а его поведение

Меняем не ребёнка, а его поведение

Активное использование практических игр и упражнений на клуб­ных занятиях позволяет участникам не только обмениваться впечат­лениями, чувствами, но и способствует сплочению группы, повышает уровень включенности, инициативы…

Активное использование практических игр и упражнений на клуб­ных занятиях позволяет участникам не только обмениваться впечат­лениями, чувствами, но и способствует сплочению группы, повышает уровень включенности, инициативы…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2020