Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа г. Павлово
Методическая разработка «Организация работы тренера с родителями»
Автор: Тренер-преподаватель Пиманова Н.В.
г. Павлово, 2022 г.
|
ВЕДЕНИЕ
Основной задачей спортивной школы по проблеме воспитания юных спортсменов является организация системы работы тренера с родителями.
Это кропотливая ежедневная работа. Формы и методы её разнообразны: это родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, пропаганда психолого-педагогических знаний, консультации, педагогические практикумы, “круглые столы”, посещения на дому, привлечение к непосредственной работе с детьми. Однако тренер должен понимать, что разнообразие форм и методов ещё не всегда обеспечивает успех работы. Основная и главная задача тренера - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений он должен обладать большим терпением и тактом. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.
Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений тренера-преподавателя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку.
Актуальность темы: необходимость сотрудничества между ДЮСШ и родителями. Сотрудничество необходимо:
- чтобы контролировать ребенка
- для общения и взаимопонимания
- чтобы действовать в одном направлении
- чтобы помочь ребенку получить дополнительные навыки
- для поддержки детей с неустойчивым характером
- чтобы узнать, что представляет из себя ребенок, меняется ли характер
ДЮСШ помогает родителям
- в контроле свободного времени
- в воспитании ребенка
- развивать физические и интеллектуальные возможности детей
Родители могут помочь ДЮСШ
- в организации соревнований
Что мешает родителям и ДЮСШ успешно сотрудничать?
- нехватка рабочего времени
- недостаток информации
- поведение ребенка
Проблема: Исходя из проблемно-ориентированного анализа педагогической ситуации было выявлено, что тренеры-преподаватели испытывают затруднения при взаимодействии с родителями своих воспитанников. И сами родители не всегда компетентны в воспитании своих детей. Для определения путей взаимодействия тренеров, родителей и детей была определена тема моей работы: «Организация системы работы тренера с родителми».
Цель работы: определить условия для сотрудничества родителей и спортивной школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.
Задачи:
- - изучить литературу по данной теме;
- - изучить документацию, имеющуюся в учреждении;
- - наметить перспективы работы ДЮСШ с семьей;
- - реализовать программу «Школа для родителей»
Ожидаемый результат: проанализировав все точки зрения на данный вопрос и ситуацию в нашем учреждении, мы сможем повлиять на отношение родителей к дополнительному образованию, в частности к спортивной школе, и выстроить с ними позитивное взаимодействие.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Нормативно-правовая информация о взаимодействии ДЮСШ с семьей
Осуществить эту нелёгкую задачу можно лишь при отношениях полного доверия и искренности тренера и родителей. Такие взаимоотношения закладывают основу правильного воспитания, формируют уверенных в себе детей, любящих себя и мир.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования современная стратегия воспитания направлена, прежде всего, на:
- необходимость соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
- достижение нового уровня взаимодействия семьи и, образовательного учреждения в воспитании и социализации детей и молодежи.
Совместная деятельность детей, родителей и тренеров - преподавателей может быть успешной, если:
- дети, родители, тренеры положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
- осуществляется совместное планирование, организация и проведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;
- создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;
- отсутствует навязывание, давление на детей и родителей; действия, стиль тренера-преподавателя способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.
В письме министерства образования Российской Федерации от 18 июля2003 г. № 28-51-565/16 была предоставлена информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации. Практически во всех регионах Российской Федерации разработаны программы по работе с семьей, привлечению родителей и общественности к воспитанию. На региональном уровне широкое распространение получили ежегодные родительские собрания, конференции по проблемам воспитания с широким привлечением родительской общественности, родительские собрания отцов.
Из чего складывается сотрудничество с родителями?
1. Необходимо установить доброжелательные отношения с родителями.
На первом родительском собрании можно разобрать следующие вопросы:
а) Что понимают под сотрудничеством людей?
Назовите основные его проявления.
б) Почему необходимо сотрудничество педагогов и родителей?
в) В чем спортивная школа может помочь родителям, а родители спортивной школе?
г) Что мешает тренерам-преподавателям и родителям успешно сотрудничать?
д) Что необходимо, чтобы взаимодействие тренеров и родителей было плодотворным?
е) Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?
2. Определиться в совместных требованиях к ребенку, не ущемляя его прав и свободы.
3.Выработать оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома.
4. Постоянно информировать родителей о процессе воспитания (чем живет спортивная школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.
5.Выявление причин дезадаптации ребенка к школе и совместное с родителями их устранение.
6. Организация педагогического просвещения родителей.
7. Привлечение родителей к совместной деятельности как в спортивной школе, так и вне ее.
8. Анализ отношений с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.
Индивидуальная работа с родителями может проводиться в форме непосредственного и опосредованного взаимодействия. В качестве опосредованного взаимодействия со спортивной школой разрабатываются памятки, информационные буклеты для родителей, где содержится информация о правах и обязанностях ДЮСШ, родителей и детей; часах и днях консультаций для родителей со стороны тренера и администрации; основные мероприятия за год и д.р.
Информационные буклеты выполняет еще одну важную функцию - поддерживают уверенность родителей в том, что они являются частью образовательного коллектива, равноправными участниками процесса воспитания и обучения детей. Другая форма опосредованного общения – календари, где отмечены даты проведения основных соревнований, мероприятия, в которых могут и должны участвовать родители.
Непосредственное взаимодействие – встречи и беседы, которые носят развивающую и поддерживающую функцию. От успешного развития взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета, удовлетворенность своей работой. Для родителей результатом становится лучшее знание своих детей и обучающих программ, уверенность в том, что при обучении учитывается их мнение и пожелание, увеличение родительской компетентности, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к ДЮСШ, к тренировочным занятиям, в развитии их знаний и умений, успешном социальном становлении.
Основные формы общения родителей и тренеров в ДЮСШ:
Как показывает информация в системе общего образования активно используются четыре формы работы с семьей:
1. Интерактивная: анкетирование, диагностика, дискуссии, круглые столы конференции, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов.
2. Традиционная: родительские собрания (классные общешкольные, городские, районные, областные), вечера отдыха, семейные спортивные состязания, творческие конкурсы.
3. Просветительская: использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, стенды и уголки для родителей.
4. Государственно-общественная: создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей.
Формы сотрудничества:
Собрание, где обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Собрание может иметь форму конференции, диспута, коллективного творческого дела.
Формы познавательной деятельности:
- день открытых дверей;
- праздники, турниры и т.д.
Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов; в спортивных праздниках могут соревноваться дети и родители, могут быть смешанные команды.
Формы трудовой деятельности:
- оформление (плакаты)
- материально-финансовая помощь спортивной школе (ремонт, техническое оснащение; благотворительность, спонсорство)
Формы досуга:
- совместные оздоровительная работа семьи и школы (Дни здоровья, спортивные мероприятия, праздники);
- экскурсии, походы
Встреча с администрацией, специалистами
- Вечер вопросов и ответов (после опроса родителей)
- Работа с родительским комитетом, индивидуальные беседы, групповые консультации, практические занятия (овладение навыками)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В течении всего учебного года регулярно проводятся родительские собрания. Во всех учебных группах имеются протоколы заседаний родительских собраний. Ежегодно в план работы учреждения вставляется блок «Школа для родителей».
В ДЮСШ сложились все предпосылки для создания попечительского совета, необходимо продумать нормативно-правовые аспекты его создания. Для проведения сельских и выездных мероприятий родители воспитанников привлекают собственные денежные средства для решения следующих вопросов: использование личного транспорта для выезда на соревнования, приобретение расходных материалов, а также всесторонне содействуют повышению имиджа спортивной школы в социальной инфраструктуре села, берут на себя правовую защиту прав и интересов воспитанников.
В учреждении можно запланировать развитие внебюджетной деятельности по оказанию дополнительных образовательных услуг, поэтому назревает необходимость создания экономического совета, в состав которого войдут представители родительской общественности ДЮСШ. В целях повышения компетентности родителей в вопросах воспитания детей планируется внедрение программы «Школа для родителей».
Программа работы с родителями «Школа для родителей»
Идея программы: установление доверительных партнерских отношений с семьей каждого воспитанника спортивной школы.
Цель программы: активное приобщение родителей к воспитанию детей.
Задачи программы:
1.Выработать единые установки в подходе к воспитанию в спортивной школе и в семье.
2.Создать благоприятную воспитывающую среду детей и родителей.
3.Разработать и пропагандировать лучшие модели воспитания в семье.
4.Разработать методические рекомендации по воспитанию детей в семье.
Принципы в работе с семьей:
- системность,
- уважительность,
- единство общественного и семейного воспитания,
- оптимальность сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм повышения педагогической культуры родителей.
Цели и задачи работы с семьей:
- просветительская – повышение педагогической культуры родителей;
- консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка;
- коммуникативная – обогащение семей опытом по воспитанию детей.
Ожидаемые результаты:
- укрепление взаимосвязей в семье.
- разработка модели успешного семейного воспитания.
- повышение педагогической культуры родителей.
- активное участие родителей в общешкольных мероприятиях.
- проведение родительских собраний при явке до 90 % родителей.
- соблюдение единства требований педагогов и родителей в воспитании
подрастающего поколения.
- сокращение числа неблагополучных семей из числа родителей
воспитанников спортивной школы.
План мероприятий по реализации цели и задач.
Комплекс приоритетных мероприятий |
||
Подготовительный этап |
||
Информационный поиск и знакомство с опытом включения родителей в повседневную жизнь спортивной школы |
||
Оценить ресурсные возможности спортивной школы для создания сообщества детей и взрослых |
||
Выявить мнение родителей и детей (анкеты, опросы и др. формы) |
||
Повышение квалификации тренеров-преподавателей по данной проблеме и обеспечение методического сопровождения |
||
Составить картотеку «Организация общих дел» |
||
Создание ресурсных условий для создания воспитательной системы. |
||
Практический этап |
||
Направления совместной деятельности |
||
обучение |
воспитание |
самоуправление |
Привлечение родителей к организации и проведению элективных курсов, познавательных лекций и бесед |
Ежегодная организация, подготовка и проведение коллективных творческих конкурсов: - семья года - спортсмен года - тренер года |
Родительский комитет ДЮСШ |
Привлечение воспитанников и родителей к экспертизе качества образования |
проведение открытых учебных тренировок, консультации педагогических работников. |
Совет ДЮСШ |
Изучение образовательных запросов детей и родителей, а также возможностей тренеров-преподавателей |
Проведение спортивного праздника «Спортивная семья» |
|
Организация учебных экскурсий с родителями |
Тематические беседы квалифицированных специалистов: медработников, представителей правоохранительных органов, психологов, юристов) |
|
День открытых дверей для родителей |
Спортивные мероприятия районного, областного значения День здоровья. |
Совет ДЮСШ |
Обеспечение информационной образовательной среды: - работа сайта спортивной школы, - систематизация банка данных о воспитанниках и родителях |
|
Совет ДЮСШ |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав точки зрения на данный вопрос и ситуацию в нашем учреждении, мы сможем повлиять на отношение родителей к дополнительному образованию в Детско-юношеской спортивной школе и выстроить с ними позитивное взаимодействие. В данной работе были рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения работы ДЮСШ с семьей. Проанализированы формы работы с родителями, применяемыми в нашей спортивной школе. Сделаны выводы о необходимости развития нормативно-правовой базы учреждения по работе с семьей с целью создания единого педагогического сообщества.
Критериями эффективности работы спортивной школы с родителями служат:
· Конкретные дела родителей, помощь спортивной школе, группе;
· Наличие традиций сотрудничества школы с родителями;
· Обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей;
· Позитивный уровень сохранности здоровья детей;
· Высокая скорость реакции родителей на запросы спортивной школы и наоборот;
· Конкретные дела родителей, помощь спортивной школе, группе.
Список литературы
1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительно образования детей. М., 2001
2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3362-1
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.М., 2001
4. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей.
5. Немов Р.С. Психология. М., 2003
6. Никитин М.В. Попечительский совет как важный фактор демократизации школы. // Завуч №3, 2001
7. Письмо министерства образования РФ от 18.07.2003 года. Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации.
8. Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе. Ростов н/Д., 2004
9. Яковлев Д.Е. Дополнительное образование. Словарь-справочник. М., 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.