Методики, реализуемые в рамках дополнительных общеобразовательных программ по самбо
Подготовил тренер-преподаватель по самбо
Левичев А.А.
Методика последовательности обучения отдельному приему
В процессе обучения
отдельному приёму или действию можно выделить ряд относительно завершённых
этапов, которым соответствует определённая степень формирования двигательного
навыка. К ним относятся ознакомление, разучивание и тренировка.
Практика показывает, что наибольшую часть времени занимает тренировка. Разучивание, как правило, осуществляется на первом занятии, а на ознакомление с приёмом отводится всего несколько минут.
Из указанных выше этапов обучения в самостоятельный этап можно выделить лишь первый — ознакомление, в процессе которого у обучающихся формируется целостное представление о двигательном акте. Разучивание и тренировка представляют собой единый педагогический процесс, и если они и делятся, то только условно — с учебной целью. Поэтому между разучиванием и тренировкой отсутствует резкая грань.
Под разучиванием принято понимать первоначальное овладение двигательным актом, умение воспроизвести технику приёма в общей правильной форме движения.
Тренировка характеризуется дальнейшим углубленным совершенствованием и доведением до автоматизма техники выполнения приёма, формированием у обучающихся прочного навыка и способностей применять его в сложных условиях.
Методика ознакомления с приёмом
Цель — создать у обучаемых правильное, полное представление о разучиваемом приёме и рациональном способе его выполнения. Для ознакомления с приёмом необходимо: — назвать его; — образцово показать в целом (в боевом темпе); — разъяснить практическое применение (дать тактическое обоснование его); — показать, если это необходимо, по частям или по разделениям с попутным объяснением техники выполнения; — указать на главное в технике выполнения.
На этапе ознакомления применяются преимущественно методы рассказа и показа. Они должны помочь обучающимся осознать цель и значение изучаемого приёма, вызвать у них живой интерес и желание осваивать технику выполнения приёма. В зависимости от сложности приёма ознакомление проводится, как правило, в течение одной - двух минут.
Правильное название изучаемого приёма способствует повышению общетеоретического уровня, знания ими терминологии приёмов рукопашного боя. Кроме того, при названии приёма у занимающихся создается определённое начальное представление о нем, которое в ходе дальнейшего ознакомления дополняется и конкретизируется.
Первоначальное изложение её основ должно быть максимально общим и кратким, с точной терминологией названия приёма и его частей. Детальное изложение техники на данном этапе нецелесообразно, так как обилие новой информации не позволит обучаемым «уловить» и запомнить отдельные мелкие детали техники выполнения приёма.
Методика разучивания приёма
Цель — формирование новых двигательных навыков. Главное при этом — добиться правильной техники выполнения приёма.
В зависимости от уровня подготовленности, структуры и сложности приёма разучивание осуществляется методом целостного разучивания, методом разучивания по разделениям (частям) и методом разучивания с помощью подготовительных (подводящих) упражнений.
Начальное разучивание каждого отдельного приёма проводится в такой последовательности: — выполнение по разделениям или в целом в медленном темпе в простейших условиях; — выполнение в целом в постепенно ускоряющемся темпе; — самостоятельное выполнение; — выполнение в боевом темпе.
Методика целостного разучивания применяется в том случае, если приём прост, доступен обучаемым для выполнения его в целом (например, изготовка к бою) либо тогда, когда выполнить приём по разделениям нельзя или не имеет смысла (удары рукой, ногой и др.).
Сущность целостного обучения состоит в том, что разучивание приёмов в самбо проводится путём многократного их выполнения в целом (без разделений и остановок) вначале в медленном темпе в простейших условиях, а затем в постепенно ускоряющемся и в боевом темпе в разнообразных условиях и обстановке как по командам на занятиях, так и самостоятельно.
Методика разучивания по разделениям (частям) позволяет значительно уменьшить затраты физических усилий и избежать закрепления существенных двигательных ошибок, которые неизбежны при начальном этапе разучивания. Выполнить сложное двигательное действие в начале разучивания с первой попытки в целом практически очень трудно. В ряде приёмов овладевать техникой подобных действий легче методом разучивания по разделениям (частям). Разделение двигательного акта в начале разучивания дидактически целесообразно.
Методика тренировки в выполнении приёма
Это систематическое многократное выполнение разученного приёма в постепенно усложняющихся условиях. На данном этапе достигается качественное (автоматизированное) овладение двигательным навыком в процессе его практического применения, а также высокий уровень развития физических, волевых и специальных качеств.
Приобретённая при разучивании система движений ещё не обладает устойчивостью к различным неблагоприятным факторам (разнохарактерным действиям, большой физической нагрузке, утомлению, изменению внешней среды, обстановки и т. п.). В ходе тренировки закрепляется сформировавшийся динамический стереотип, лежащий в основе навыка, и вместе с этим увеличивается приспособляемость к различным изменениям условий.
Для качественного овладения приёмом целесообразно максимально усложнять обстановку, на фоне которой проводится тренировка, предоставляя обучающимся право проявлять широкую инициативу и находчивость в решении стоящих задач.
Методика предупреждения и исправления
ошибок
Для качественного и быстрого усвоения изучаемого упражнения большое значение имеет предупреждение и своевременное исправление ошибок.
Предупредить ошибку легче, чем её исправить. Поэтому необходимо (особенно на начальном этапе обучения) своевременно предупреждать появление ошибок, не давать им закрепиться, выявлять и устранять причины, их вызывающие.
Поскольку в начале разучивания техника приёма осваивается в общих чертах, анализ и оценка её выполнения не должны быть слишком подробными. Возможности для самоконтроля движений, как указывалось ранее, у обучаемых крайне ограничены. Поэтому не следует пытаться подмечать и устранять у отдельных обучаемых все ошибки сразу. Их целесообразно исправлять по степени важности: вначале — более существенные, а затем — незначительные.
При групповом методе обучения сначала следует указать и устранить ошибки, общие для всех обучаемых, потом индивидуальные (последние — с помощью персональных указаний и замечаний руководителя без остановки процесса обучения).
Для исправления выявленной общей ошибки эффективен метод сравнения, который состоит в демонстрации приёма, выполненного с ошибкой (соблюдая при этом педагогический такт), а затем без ошибки с соответствующими пояснениями руководителя занятия.
Методика предупреждения травм на занятиях
На практических занятиях, как и при проведении схваток в других формах физической подготовки, приёмы выполняются в разнообразной обстановке на фоне значительных физических нагрузок и психических напряжений. Активная двигательная деятельность в процессе обучения связана с возможностью получения занимающимися тяжёлых телесных, психических повреждений, поэтому тренера занятий должны постоянно проводить профилактику этих повреждений.
В целях предупреждения травм у обучаемых тренер занятий обязан:
— соблюдать последовательность выполнения упражнений, следить за интервалами и дистанциями между обучаемыми при выполнении приёмов схваток; — следить за правильным применением приёмов самостраховки и страховки; — следить, чтобы выкручивания рук, болевые приёмы проводились правильно, плавно, без применения большой силы и по сигналу партнёра голосом «Есть» или после частых хлопков о поверхность поля немедленно прекращались; — следить, чтобы удары рукой и ногой на партнёре только обозначались; — требовать выполнения бросков от края ковра к середине.
Методика использования слова
Посредством слова тренер на занятиях излагает материал, ставит задачи, формирует отношение к ним, руководит их выполнением, анализирует и оценивает результаты. Основные разновидности этого метода: объяснение, рассказ, беседа, лекция. В применении к самбо эти общепедагогические методы имеют, как правило, лаконичную форму и позволяют сохранить высокую моторную плотность занятий, органически связывая слово с движением.
Объяснение — это краткое изложение техники выполнения движений в рукопашном бою, практическое обоснование того или иного действия, его тактического значения и физиологического воздействия на организм.
Рассказ — это повествовательное изложение учебного материала с целью освещения изучаемых процессов, фактов или явлений в их развитии, либо описательный разбор действий занимающихся.
Лекция — это развёрнутое устное изложение учебного материала (ряда связанных между собой отдельных вопросов) по отдельной теме программы. Она наиболее сложная разновидность метода устного изложения материала. Сочетая в себе рассказ и объяснение, лекция даёт возможность глубоко и всесторонне раскрыть содержание изучаемых вопросов, изложить наиболее сложные понятия, обобщения, закономерности в их полной логической последовательности. Создавая полное представление о теме изучаемого предмета, лекция должна предшествовать началу изучения новых тем и разделов, давая полное теоретическое обоснование изучаемых действий и создавая положительную мотивацию на изучение.
Беседа — представляет собой вопросно-ответный или в форме диалога способ изложения и закрепления учебного материала. Беседу можно рассматривать как сочетание рассказа с одновременной проверкой знаний у обучающихся.
Методика использования наглядности
Отличительная черта методов данной группы — воздействие преимущественно на первую сигнальную систему обучающихся и создание у них конкретных образов действительности. В практике обучения приемам самбо к этим методам относятся показ и демонстрация.
Показ является наиболее экономичным и кратким путём ознакомления обучающихся с действиями. Он представляет собой совокупность технических действий, с помощью которых, посредством зрительных, двигательных, зрительно - двигательных и других ощущений и восприятий, создаётся и формируется конкретный и наглядный образ изучаемого движения. Во всех случаях показ должен служить образцом для подражания. В процессе обучения показ обычно сопровождается кратким объяснением техники и её особенностей, возможных сложностей при ее изучении. С целью максимальной наглядности показ выполняется в целом в быстром и медленном темпе, а также — в случае необходимости — по частям.
Разновидность показа — демонстрация учебного материала с помощью различных технических средств обучения (показ диапозитивов, кино-, видеофильмов, схем, плакатов и других наглядных пособий). Следует подчеркнуть, что демонстрация в большей части выступает как методический приём, входящий в состав объяснения или рассказа, а не как самостоятельный метод.
Практические методики
Эти методы занимают ведущее место в организации обучения рукопашному бою и подразумевают активную двигательную деятельность обучающихся. В основе практических методов обучения лежит непосредственная отработка упражнений, движений и действий в разнообразных условиях и обстановке с целью выработки необходимого навыка ведения схватки, а также развития и совершенствования специальных физических и психических качеств. Упражнения, действия и движения должны отрабатываться в строгом соответствии с требованиями методики и системы. Основными практическими методиками являются односторонний и двухсторонний групповые методы.
Односторонний групповой метод заключается в том, что обучаемые под общим руководством преподавателя одновременно или поочередно выполняют необходимые действия без «противника». «Противник» может привлекаться лишь как вспомогательное средство. При этом отрабатываемые действия и движения могут выполняться по командам руководителя занятия или самостоятельно с исправлением общих и индивидуальных ошибок.
Двухсторонний групповой метод заключается в том, что изучение и тренировка в выполнении движений и действий проводятся во взаимодействии с напарником (условным «противником», в парах).
Кроме этих двух методов, относящихся, в основном, к организации обучаемых в процессе занятий, выделяют ещё и практические методы, относящиеся к учебно - познавательной деятельности.
К ним относятся:
Метод упражнения без «противника». Этот метод применяется в основном при отработке базовых элементов. Он эффективен для совершенствования техники движений, сознательного анализа своих действий и решений и формирования умения их контролировать.
Традиционная методика обучения приёмам самбо
Она включает в себя три этапа: ознакомление, разучивание и тренировку. Основным при этом является тренировка, так как в процессе ее формируется двигательный навык, а ознакомление и разучивание осуществляются на первой стадии обучения. В какой-то мере самостоятельным этапом является лишь ознакомление с приёмом. Разучивание и тренировка представляют собой целостный педагогический акт по овладению приёмом, между ними отсутствует резкая грань. В практике по обучению принято условно считать, что разучивание заканчивается тогда, когда занимающиеся умеют в целом воспроизвести приём.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.