«Организация работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ»

  • docx
  • 17.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Организация работы с детьми с ОВЗ.docx

«Ученик – не сосуд, который надо наполнить,

а факел, который необходимо зажечь».

                                   (К. Д. Ушинский)

 

«Организация работы учителя начальных классов с детьми  с ОВЗ»

 Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

С детьми c ОВЗ я работаю третий год.    Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего  тем ,что в нее входят дети с разными нарушениями развития.

    Организация обучения детей с ОВЗ в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить  образовательную программу без трудностей?

    И хотелось бы,  подробнее остановиться на детях с задержкой психического развития (ЗПР). Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР есть в каждой школе, а уже и в каждом классе. Вот только с ростом количества таких учеников, у педагогов остаётся неизменным вопрос: а как их учить? Ведь с обычной программой они не справляются…

    Слово «задержка» говорит само за себя : при ней ребёнок лишь задержался в освоении некоторых школьных дисциплин, в развитие каких-либо психических функций. При хорошей  педагогической, медицинской, психологической помощи они могут «догнать» своих сверстников и учиться дальше «как все».

   Главная задача для учителя состоит  в том, чтобы создать такие условия,  которые помогут наверстать то, что по каким-либо причинам упущено, раскрыть таланты и способности у этих детей.

 Какие же нужны условия и что именно для этого нужно делать?

1.                 Найти в литературе либо в сети интернет информацию об особенностях детей с ЗПР и тщательно её изучить. Чтобы знать, что требовать от ребенка, а что ему будет не под силу. Что бы создавать для него ситуации успеха, которые придадут ему силы и желание учиться дальше, преодолевать трудности.

2.                  Следующий главный шаг – это составление для этого ученика адаптированной образовательной программы (АОП). Прежде чем её создать, нужно провести педагогическую диагностику и выяснить глубину пробелов в знаниях, причины этих пробелов, а также выявить «западающие » психические функции.

3.                 Следующий важный момент – в оказании помощи ребёнку должно участвовать много людей : не только учитель, но и «узкие специалисты», учителя предметники, медицинские работники, родители… Большая роль принадлежит учителю – логопеду, педагогу-психологу, учителю-дефектологу, т.к. корень проблем  с учёбой очень часто в недостаточном развитии психических функций и  речевых нарушениях.(Например, ребёнок может не понимать геометрию потому, что у него не сформированы пространственное восприятие и мышление, а не по тому, что плохо её учит.)

4.                 Огромное значение имеет и  то, что родители ни в коем случае не  должны оставаться в стороне. Во-первых, именно они-главные и первые воспитатели и учителя ребёнка, с ними ребёнок проводит большую часть времени, а во-вторых, педагогам просто не успеть без участия родителей «нагнать» с обучающимся то, что было упущено и не усвоено.

5.                 Ещё один из ключевых моментов- в оказании медицинской помощи ребёнку. Врач-психиатр и врач-невролог могут назначить медицинские препараты, способные стимулировать созревание определённых областей коры головного мозга. Поэтому, стоит приложить все силы, чтобы убедить родителей регулярно наблюдаться с ребёнком у этих специалистов.

   Так как же, учить ребёнка с ЗПР в условиях класса? Ответ и прост , и сложен одновременно : применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что это значит? Учителю необходимо уделять для него на уроке отдельное время и особое внимание.         

Учитель должен обладать качествами, которые присущи заботливым родителям, специалистам разных профессий : психологам, психотерапевтам и др. Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда  остальные дети уже приступили к выполнению задания (упражнения) и работают самостоятельно. Объяснить ему непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов. Давать несколько другие задания, которые ему  в данный момент по силу (например на карточках).

     Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешить ему при ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами:  таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и т.п. В общем, это означает для учителя большую предварительную, подготовительную работу, но только так  возможно получение результата в обучении детей с подобными проблемами.

В своей работе с ребёнком с ЗПР мы используем тетради справочники по математике, русскому языку и окружающему миру. В них мы собираем таблицы, схемы, памятки, которыми ребёнок может пользовать при подготовке домашнего задания и на уроках.

Очень частый вопрос, который волнует учителя, обучающего детей с ЗПР, касается их оценивание: какими критериями пользоваться при выставлении отметки? С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли ставить положительные оценки «за работу», «за старание» или «чтобы не обить желание учиться»?

Обучающиеся с ЗПР вполне могут усваивать общеобразовательную программу ( если им оказывается всевозможная помощь), поэтому не надо им ставить повышенные отметки из жалости. Оценивать их в соответствии с той адаптированной программой, которую для них создал учитель.

Критерии оценки остаются теми же, что и для всех остальных учеников, но необходимо учесть несколько условий.

 Первое - опираться на содержание учебного материала , которое в данный момент осваивает  данный ученик, и на его возможности.

Или весь класс за урок решил десять примеров и три задачи, а этот ученик успел справиться с  пятью примерами и одной задачей- ставить ему отметку за качество выполнения, а не за количество.

Второе -  не требовать и не ждать от ребенка с ЗПР повышенного уровня знаний : пусть он успеет понять и запомнить хотя бы обязательный минимум или так называемый «средний уровень».

Третье - сравнивать достижения такого ребёнка с его уже успехами некоторое время назад ( в прошлый раз в словарном диктанте было 5 ошибок, и тебе поставили «2», а в этот раз 4 ошибки и в очень трудных словах - поэтому сегодня могу поставить уже «3»).

    Бывает так, что у ребёнка с ЗПР настолько запущен учебный материал, настолько много пробелов в знаниях, что при всём желании справиться с этим почти невозможно. В таком случае наилучший выход-повторное обучение в этом же классе. Это даст ученику дополнительное время, чтобы наверстать упущенное, и тогда учиться будет  намного легче.

Работа с такими  ребенком (детьми) требует большого внимания, терпения, настойчивости и веры в то, что всё получится.  Этим качествам  стараться учить и родителей. Дать им понять, что они ответственны за успешное образование своего ребенка.  Часто родители стараются что-то сделать  для своего ребенка, имитируя быстрый внешний успех: то рисунки нарисуют за детей, то сами выполнят поделку, а то и напишут в прописи целую строку и т.п. Такая помощь на самом деле только мешает и не даёт положительных результатов.

Привлекать родителей к решению школьных проблем. В работе с родителями формировать у них представление о собственном ребёнке как о личности, имеющее своё восприятие мира, своё мировоззрение.

     Свой доклад хочется закончить цитатой из книги Ш.Амонашвили «Спешите дети, будем учиться летать!» :  «Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земную жизнь. Он родился потому, что должен родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру! ».