Цель: выявление методических и психологических особенностей организации групповой работы на уроках русского языка и литературы в средних и старших классахЗадачи: способствовать внедрению групповых форм работы на уроках русского языка и литературы как одного из условий деятельности учителя по введению новых образовательных стандартов.
Плюсы и минусы групповой работыПлюсы:1. повышается учебная и познавательная мотивация;2. снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;3. в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;4. происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу;5. улучшается психологический климат в классе, групповая работа способствует развитию толерантности, умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Минусы:1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат ,усилий.3. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.4. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.5. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.6. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
Психологические методы отбора групп-Социометрия (взаимоотношения в коллективе), -тестирование на выявление лидерских качеств, -тест на определение самооценки,-исследование уровня развития познавательных процессов-тест «Полушария»
Тема: «Типы речи. Закрепление»
5 класс
Материал для сочинения
Осень пришла
текст-повествование (правополушарные – художественный тип)
1 группа:
Сентябрь, небо, облака, ветерок, воздух, листья, трава, птичьи песни, лесные жители, дожди, прохлада
Осенний лес
текст-описание (правополушарные – художественный тип)
2 группа: берёза, осина, дуб, клён, оранжевые, жёлтые, багровые, пёстрая метель, листья горят, разноцветный ковёр
За что я люблю осень?
текст-рассуждение(левополушарные – логический тип)
3 группа: русский лес, яркие краски, за что я люблю…солнечные деньки, удивительное время года, листопад, настроение, прогулка
Осень пришла
текст-повествование
Пришел сентябрь. По высокому синему небу бегут облака, которые гонит легкий ветерок. Осенний воздух приятно освежает грудь. Падают сухие листья. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Лесные жители делают запасы на зиму. Часто идут моросящие дожди. С каждым днём становится всё прохладнее
Осенний лестекст-описаниеВ лесу пожелтели кружевные листья берёз. Покраснели листочки – монетки осин. Побурели резные листья дубов. Заалели листья-звёзды на клёнах. Деревья колышутся от зябкого ветра. Оранжевые, желтые, багровые листья кружатся, мелькают в воздухе и разлетаются в разные стороны. Закружится пёстрая метель: янтарно-золотая, медно-рыжая, пунцовая. Янтарём и рубинами горят листья. Земля покрыта разноцветным ковром.
За что я люблю осень?текст-рассуждениеКрасив русский лес осенью. Осень – удивительное время года. За что я люблю осень? Осень чарует нас своей красотой. Она радует нас яркими красками, тёплыми солнечными деньками. А как красив в солнечные дни листопад! Настроение радостное от ярких красок осени. Так и хочется отправиться на прогулку по осеннему лесу.Осень.
Работа в группах на уроках русского языка приводит к более внимательному и бережному отношению к языку, слову, произведениям словесности, приучает учащихся более точно выражать свою мысль, развивает коммуникативные компетенции, служит мощным стимулом для развития креативных способностей учеников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.