Старший преподаватель кафедры «Гуманитарные науки» ТАШКЕНТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИМЕНИ МУХАММАДА АЛ-ХОРАЗМИЙ
Абдуллаева Зиеда
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО “СОЦИОЛОГИЯ” В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
01
Переход на кредитную систему обучения требует качественной перестройки работы преподавателя со студентами, изменения методов и методики преподавания.
В условиях кредитной системы при обучении студентов главными задачами являются:
Кардинальным отличием кредитной системы от традиционной является отказ от традиционной оценки уровня образованности в количестве времени, затраченного на образование (часы, семестры, годы). В кредитной системе делается попытка учитывать «количество образования», полученного студентом, мерой которого и является зачетная единица – кредит.
В качестве другого задания можно предложить проанализировать схожие исторические события, например антиарабское восстание Абу Муслима (747-749гг.) или восстание против монгольского ига под предводительством Махмуда Тараби (1238г.), где стоит отметить годы восстаний, цели и задачи восставших, ход событий, героизм коренных жителей и итоги восстаний.
Важным для студентов технических специальностей является изучение истории науки и техники тех отраслей знания, которые составляют основу будущей профессии параллельно с общеисторическими процессами. Это позволяет увидеть логическую линию развития научных идей, что, в свою очередь, значительно повышает мотивацию и познавательный интерес. Можно рассмотреть такие темы как
Цель курса «История» – помочь студентам выявить основные особенности развития Узбекистана в мировом историческом процессе. Безусловно, в новых условиях нужно совершенствовать как содержание курса, так и методику преподавания. Исходя из опыта, можно предложить такой подход к совершенствованию научно-методической работы.
Мероприятия с использованием краеведческого материала в НУУз проводится давно и целенаправленно как в учебном процессе, так и во внеучебной работе, в частности, ежегодно проводятся студенческие краеведческие чтения «Мой край родной – Узбекистан. Авторам представляется, что краеведческий компонент следует активно включить в организацию самостоятельной работы студентов. Тематика рефератов для самостоятельной работы должна не менее чем наполовину выстраиваться на основе краеведческого материала, включая такие вопросы, как написание своей родословной, истории своей семьи, малой родины, своего университета, элементарно – краеведческий анализ улицы на которой они проживают. Следует подчеркнуть, что в независимости от направления, технарю или гуманитарию, хочется узнать историю своей родословной, историю происхождения фамилии и родах
В стране за последние два десятилетия родилось новое краеведение как особое направление исторических занятий просветительского и патриотического направлений.
Задача вуза – прежде всего, научить студентов учиться. Эту задачу можно решать за счет разработки проблемных курсов, за счет использования интерактивных методов преподавания, увеличения доли самостоятельной работы студентов, в рамках которой разработать такие задания, при выполнении которых студентам придется изучать уже не стандартные учебники, но более серьезную (и интересную) литературу. Нельзя сказать, что подобная работа не проводится в настоящее время, но новые программы требуют совершенствования этих направлений. И, как было сказано выше, необходимо обогащение изучения курса «История» в рамках краеведческих исследований, обращения к истории малой родины. Сочетание этих подходов может обеспечить серьезную основу построения современного учебного курса «История» в техническом вузе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.