Организация туристско-краеведческой работы в учреждении дополнительного образования в ЦДО «Лад» в 8-11классах.
Оценка 4.6

Организация туристско-краеведческой работы в учреждении дополнительного образования в ЦДО «Лад» в 8-11классах.

Оценка 4.6
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа +1
8 кл—11 кл
16.09.2021
Организация туристско-краеведческой работы в учреждении дополнительного образования в ЦДО «Лад» в 8-11классах.
Дополнительное образование опирается на свободный выбор видов и сфер деятельности, учитывая интересы, способности, потребности учащихся, побуждает к личностному развитию, самореализации обучающихся, способствует познанию окружающей действительности, знакомству с историей «большой» и «малой» Родины, формированию духовных качеств личности.
статьи 2021-2022.docx

Программа: «Летопись»

Направление: «Сибиряки»

Педагог: Козлова Л.В.

Организация туристско-краеведческой работы в учреждении дополнительного образования в ЦДО «Лад» в 8-11классах.

В условиях модернизации российского образования важной задачей

для «ЦДО «Лад» является взаимодействие со школой, с целью сохранения единого образовательного пространства.

Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а так же выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности, (глава 46, ст. 228 Кодекса).

Дополнительное образование опирается на свободный выбор видов и сфер деятельности, учитывая интересы, способности, потребности учащихся, побуждает к  личностному развитию, самореализации обучающихся, способствует познанию окружающей действительности, знакомству с историей «большой» и  «малой»  Родины, формированию духовных качеств личности.

Учреждение МБО «ЦДО «Лад» работает по нескольким направлениям. Одно из направлений учреждения «Туризм и краеведение», объединение «Сибиряки». Задачами данного направления является: обучение, развитие и оздоровление обучающихся в процессе занятий туризмом. Формирование у обучающихся устойчивого интереса к туризму, воспитание морально – волевых качеств, межличностных отношений. Развитие необходимого комплекса туристических знаний умений, навыков для безопасного и успешного выступления на конкурсах, соревнованиях районного, городского и российского уровня.

Занятия туризмом как одно из направлений образования и развития детей, являются комплексным средством всестороннего развития подрастающего поколения, активного познания и освоения окружающего мира.

Хочу отметить, что за время работы по разработанной мною  программе заметно усилился интерес к краеведению, что способствует воспитанию у детей и молодежи уважения к истокам, национальным традициям, местной культуре, природному достоянию. В начале мое объединение  «Сибиряки» посещали 90 человек, с прошлого года 120 и количество  желающих постоянно растет. Учебно-тематические экскурсии, однодневные и многодневные походы (к сожалению, в связи с ограничениями по пандемии невозможны), на смену им пришли виртуальные походы и экскурсии - туристско-краеведческие мероприятия, которые не менее эффективны, являются  воспитательньно-действующим средством этого процесса.

Занятия туризмом и краеведением, рассчитаны на 4 года обучения, что способствует последовательному накоплению умений и навыков, обучению различным методикам исследовательской деятельности, выявлению и сбору конкретных фактов истории и культуре нашей Родины, города, района, формирует патриотизм, экологическую грамотность. Сбор информации по изучаемым темам переходит в углубленное изучение и написание проектов, которые принимают участие в районных мероприятиях, применяются на классных часах. Объединение «Сибиряки» активно принимает участие в конкурсах - «Есть идея», «Природа родного края», «Заповедные места Алтая», «День победы». Проводятся виртуальные экскурсии в этнографический и краеведческий музеи. Проведены открытые уроки «Путешествие к соленым озерам Сибири», «Туристические тропы». Для родителей и учащихся проводятся классные часы, выставки макетов туристических стоянок, конкурсы рисунков о природе и др. Выше перечисленные занятия ежегодно отмечаются  грамотами  дипломами разного уровня.  Проекты и фотографии, посвященные родному краю, ежегодно пополняют фонд и наглядных пособий школы, экспозиций школьного музея.

   Систематические занятия помогают молодому поколению приобрести опыт общения с родной природой, учат дружить и помогать друг другу, коллективно действовать  в  природной и социальной среде.

«Пешеходные туристы» - универсально подготовленные люди. Они владеют элементами многих видов спорта: ориентирования и тяжёлой атлетики (вес рюкзака подчас достигает 45 кг.), лёгкой атлетики (ходьба и бег на длинные дистанции) и скалолазания, плавания и гимнастики, овладеют навыками оказания первой медицинской помощи,  могут быть биологами, ботаниками и краеведами, историками и геологами.

Основой туризма являются походы. Безопасность и технико-тактический уровень их проведения в значительной мере зависят от предварительной  подготовки, в которой большую роль играют соревнования. Они способствуют проверке и повышению технико-тактической подготовленности туристов,  обмену опытом. 

Одним из традиционных мероприятий, «ЦДО «Лад» является  «Тур слет», где каждый год подводится итог полученным знаниям учащихся старшего звена образовательных учреждений района, подробно остановимся на организации мероприятия. Организаторами мероприятия являются МБОУ «ЦДО» Лад» совместно с  отделом образования  Первомайского района.

   Мероприятие организованно для школьников старшего звена Первомайского района, города Новосибирска, где одним из важнейших видов является полоса препятствий. Конкурс проводится в лесной зоне, на большой поляне, не далеко от образовательной школы 147.

   В 2020-2021 учебном году районный этап городского туристического слета был приурочен к году волонтерского движения. В мероприятии участвовали 12 команд образовательных организаций Первомайского района, города Новосибирска. Перед стартом туристического слета каждой команде организаторы выдали маршрутные листы с указанием этапов соревнований. Педагогами была проведена большая предварительная работа с учащимися. Открылся слет музыкальным конкурсом, где каждая команда представляла коллективное  исполнение туристической бардовской песни под гитару.

Важным этапом для участников мероприятия стала полоса препятствий, в которой следовало выполнить следующие задания –

- определить и назвать 7 топографических знаков;

-преодолеть «маятник» и навесную переправу,

-определить стороны горизонта по 5 признакам,

-на вязке узлов завязать 10 узлов и назвать их,

-собрать палатку,

-развести костер,

- «кочки»,

-сбор рюкзака на время,

-переноска раненного.

Самым творческим оказался конкурс «Смотр биваков». Оценивалась организация рабочего места, санитарные условия, скорость приготовления, полезность сытность, качество и творческое представление блюда. Особое задание заключалось в том, чтобы команда обеспечила порядок  и чистоту бивака в течение всего туристического слета.

Итоги соревнования показали высокий результат всех команд, голосованием жюри выбрали призеров.  Участники слета  были награждены грамотами, а команда-победитель получила кубок и стала участниками городского этапа соревнования. Видеоматериал, фотографии мероприятия с интересом рассматривались и обсуждались на занятиях с учащимися младшего звена, объединения «Сибиряки».

 Различная по технической сложности полоса препятствий ещё несколько лет назад была значительно проще, чем на соревнованиях этого  учебного года. Меняются технический подход, совершенствуется туристическое оборудование, возрастают  требования к технической подготовленности современных туристов. Исходя из этого, педагогу необходимо учитывать данные изменения при подготовке участников.

 

В связи с этим, основной формой являются учебно-тренировочные занятия, в ходе которых до автоматизма отрабатываются необходимые  умения и навыки. Кроме этого учащимся понимают, зачем нужно  знать способы ориентирования на местности. Под техникой спортивного ориентирования мы понимаем приёмы и методы работы с компасом и картой, а также измерение расстояния с целью определения своего местоположения или передвижения в желаемую точку местности.

    При организации  занятий в объединении «Сибиряки» я использую целый спектр разнообразных форм и методов. Так, при ознакомлении с новым материалом и разучивании относительно простых упражнений, не требующих особой страховки и помощи, а также при совершенствовании в выполнении хорошо освоенных движений применяется фронтальный способ организации труда. Его достоинства – максимальный охват воспитанников   двигательной деятельностью.

На этапе повторения двигательных действий используется групповой способ, позволяющий лучше наблюдать за выполнением заданий, точнее дозировать нагрузку и исправлять ошибки.

   В своей работе широко использую  индивидуальные способы организации учебного труда, чередую виды деятельности. Применение этого способа помогает обучающимся овладеть умением самостоятельного выполнения физических упражнений, что особенно важно для подготовки к различным соревнованиям.

Каждые туристские соревнования – это взрыв эмоций. Ребята с большим интересом и желанием преодолевают полосу препятствия, определяют  контрольные пункты, вяжут узлы, морально поддерживают друг друга и помогают.

Так же с огромным энтузиазмом проходят ежегодные одно - дневные походы  по спортивному ориентированию в осенний период. Маршруты походов самые разнообразные и направлены на развитие чувства коллективизма и взаимопомощи, любви к родной природе, уважения и сохранения памятников истории и архитектуры.

Исходя из вышесказанного, считаю, что занятия по туризму и краеведению актуальны, способствуют быстрой адаптации ребенка в коллективе, физически развивают, учат взаимовыручке, и ответственности, благоприятно влияют на развитие коммуникации. Что  является особенно актуальным т.к. современные дети проводят много времени у компьютера и телефонов, 4которые не могут заменить живое общение.

 

Списоклитературы
1. Махов С.И. Совершенствование туристско-краеведческой подготовки в школе и вузе //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «География населения и расселения: история и современность». – Нижний Новгород, 1999. 157-160 с.
2. Махов С.И., Махова И.П. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников в туристско-краеведческой деятельности //Материалы научно-теоретической межвузовской конференции «Геоэкология. Краеведение. Туризм». – СПб, 2000. 83-86 с.
3. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985. 98-125 с.
4. Слово к родителям. О путях улучшения экологического воспитания детей в семье. - Нижний Новгород, 1993.45-64 с.
5.  
http://ripo.unibel.by/cvr/vlp/05/show.php?art=7&auth=butrim
6. 
http://www.kmvline.ru/lib/turizm/index.php

7. газета «Компас», статья Удодина В.Е.


 

Скачано с www.znanio.ru

Программа: «Летопись» Направление: «Сибиряки»

Программа: «Летопись» Направление: «Сибиряки»

В начале мое объединение «Сибиряки» посещали 90 человек, с прошлого года 120 и количество желающих постоянно растет

В начале мое объединение «Сибиряки» посещали 90 человек, с прошлого года 120 и количество желающих постоянно растет

Одним из традиционных мероприятий, «ЦДО «Лад» является «Тур слет», где каждый год подводится итог полученным знаниям учащихся старшего звена образовательных учреждений района, подробно остановимся на…

Одним из традиционных мероприятий, «ЦДО «Лад» является «Тур слет», где каждый год подводится итог полученным знаниям учащихся старшего звена образовательных учреждений района, подробно остановимся на…

Различная по технической сложности полоса препятствий ещё несколько лет назад была значительно проще, чем на соревнованиях этого учебного года

Различная по технической сложности полоса препятствий ещё несколько лет назад была значительно проще, чем на соревнованиях этого учебного года

Исходя из вышесказанного, считаю, что занятия по туризму и краеведению актуальны, способствуют быстрой адаптации ребенка в коллективе, физически развивают, учат взаимовыручке, и ответственности, благоприятно влияют…

Исходя из вышесказанного, считаю, что занятия по туризму и краеведению актуальны, способствуют быстрой адаптации ребенка в коллективе, физически развивают, учат взаимовыручке, и ответственности, благоприятно влияют…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2021