"Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по математике".
Оценка 4.6

"Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по математике".

Оценка 4.6
doc
04.02.2021
"Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по математике".
Доклад.doc

 «Организация Учебно-исследовательской деятельности учащихся по математике»

 

Атутова Е.К., докладчик

       Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Учащиеся заканчивающие наши школы насыщены различными знаниями, при этом существуют трудности применения их на практике. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности. В результате исследовательской работы усиливается практическая направленность знаний,  происходит интеллектуальное развитие учащихся и повышается качество знаний.

Мною накоплен определенный опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Исследование как метод и как самостоятельная технология используются мною как на уроках, так и во внеклассной работе по математике.

       Развитие исследовательской деятельности учащихся в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и ученых. Как и какими средствами решать проблему развития исследовательских навыков школьников? Как заинтересовать учащихся этим нелегким видом деятельности? На эти вопросы  искали ответы многие педагоги и ученые. Этот вопрос попыталась решить и я при работе над данной разработкой.

 Что же такое исследовательская деятельность учащихся? Существуют различные мнения ученых и педагогов о сущности и значении исследовательской деятельности. Изучив разные точки зрения по вопросу об исследовательской деятельности учащихся, можно сделать следующие выводы:

1.    Главная цель учебного исследования - приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивизации учебной деятельности и активизации личной позиции в образовательном процессе. основой которых является приобретение субъективно новых знаний.

2.    Каждый учащийся за время обучения в школе может и должен приобрести хотя бы скромный опыт в выполнении исследовательских заданий.

3.    При выполнении исследовательских работ решаются следующие задачи:

- прививается навык работы учеников с дополнительной литературой;

- вырабатываются навыки, присущие исследовательской деятельности;

- самоутверждение ученика в ученическом коллективе;

- показ учащимся значимости творчества в различных предметных областях.

Для реализации поставленных задач весь процесс обучения математики (5-11 класс) делится на 3 этапа.

1 этап: Привитие интереса к предмету. 5-7классы.

2 этап: Развитие познавательной активности. 8-9 классы.

3 этап: Приобщение к научно-исследовательской деятельности. 10-11 классы.

 

5-7 классы

Привитие интереса к предмету.

 

Известно, что дети свободнее, раскрепощённее взрослых. Они чувствуют уверенность в своих силах и готовы выполнить все, что им предложит учитель. Нужно лишь внимание к результатам их труда.

1) сочинение сказок

2) уроки занимательной математики

 

3) Использую составление кроссвордов, ребусов.

 

4) Геометрические конструкторы из бумаги. Изготовление моделей из разверток.

 

5) Пробуют себя ребята и в написании математических сочинений.

 

6) внеклассные мероприятия: КВН, викторины, эстафеты.

 

На данном этапе обучения ученик учится работать с информацией, анализировать и моделировать описанную в свободной форме ситуацию и переводить ее в предметную форму, самостоятельно организовывать свои действия, в том числе и предметные, с целью получения искомого результата. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

8 – 11 классы

 

Развитие познавательной активности и приобщение

 к научно-исследовательской деятельности

 

 Для того чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках математики в 8-9ых классах, занимаемся такими формами исследовательской деятельности как: 1) реферативная работа; 2) творческая работа; 2) учебно-исследовательские сообщения; 3) исторический экскурс; 4) поиск материала в интернете, 5) проекты.

Целью такой работы является целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьников, в том числе формирование специальных исследовательских умений и навыков.

Работы бывают как индивидуальные, так и групповые.

 Для групповой деятельности они получают задания по более широким темам («Симметрия вокруг нас», «Подобие фигур», «Площади фигур» и т.д.), для чего им потребуется нужная литература, обращение в Интернет.

В старших классах большее внимание уделяю тем учащимся, которые имеют явную склонность к математике. Цель – приобщить их к научно-исследовательской деятельности. Перед учащимися этой группы ставятся особые задачи. Для их решения учащимся необходимо определить тему, которая им интересна, знакомиться с литературой, найти сведения в Интернете, провести исследования, сделать обобщения и выступить с сообщениями о результатах своей деятельности, создать презентации к избранным темам, выступить с докладами. Роль учителя при этом сводится к роли организатора поисковой деятельности и консультанта по научным вопросам. У учащихся формируются умения работать с разными источниками информациями, отбирать главное, анализировать, систематизировать информацию, составлять схемы, таблицы, графики, создавать электронные презентации, защита которых предполагает выступление перед аудиторией, грамотное изложение своей мысли, умение отвечать на вопросы, ведение научной дискуссии. Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы.

         Таким образом, на данном этапе учащиеся, оказавшись в роли исследователей, не только решают конкретную задачу своей работы, но и приобретают целый ряд умений: исследовательские компетентности, навыки работы с различными информационными источниками, опыт рефлексии, умение интегрировать теоретические знания с практикой.

Всё достигается через: 1) подготовку докладов и сообщений; 2) работу с научной литературой; 3) поиск материала в интернете; 4) разработку схем; 5) решение исследовательских задач; 6) создание опорных таблиц;

 7) создание мультимедиа презентаций.

Формы исследовательской деятельности учащихся 9-11 классов.

I. Реферативная деятельность.

         Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что, во-первых, он не содержит развёрнутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок, а во-вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте. Реферат может рассматриваться как один из этапов исследовательской работы, но, ни в коем случае, не заменитель.

Цель реферативной деятельности: выработать навыки работы учащихся с различными источниками информации, в т.ч. и с Интернет.

К ней относятся:

1.Подготовка рефератов по темам школьного курса с целью расширения кругозора.

2.Подготовка рефератов о деятельности математиков.

II. Исследовательская деятельность.

         Под исследовательской  деятельностью в  целом  понимается  такая  форма организации работы,  которая связана с решением  учащимися  исследовательской  задачи  с  неизвестным заранее решением.
         Цель учебных исследований состоит в том, чтобы помочь учащимся самостоятельно открыть новые для них знания и способы деятельности, углубить и систематизировать их.

К учебным исследованиям относятся:

1.       Ученические исследовательские работы.

2.       Поисковые работы (по истории математики).

3.       Проблемно-реферативные работы учащихся.

II.                 Урок-исследование.

         Цель: формирование познавательного интереса учащихся к различным аспектам математической деятельности через решение задач-исследований.

 

Исследовательская работа с учащимися на уроках математики.

В организации исследовательской деятельности учащихся на уроках можно выделить несколько этапов.

 1) Pазвитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования происходит в ходе познавательной, творческой и исследовательской деятельности в кабинете математики.

Творческие работы учащихся на уроке и во внеурочное время (рисунки, схемы, сказки, сообщения по истории математики, доклады, презентации и др.) способствуют развитию интереса, способностей, навыков самостоятельной работы, поиску. Результат – развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования, овладение основами проектной деятельности, подготовки презентаций.

Творческие самостоятельные работы стало легче проводить с помощью компьютера и образовательных ресурсов   Интернет. Дети выполняют проекты и презентации  на  различные темы, всесторонне изучая эту тему и различные точки зрения на неё. Дети самостоятельно ищут новые способы доказательства, например  теоремы Пифагора,  другие  нестандартные  способы решения алгебраических и тригонометрических уравнений и неравенств , представляя эти способы  на этапах урока, посвящённых истории понятия или разнообразию способов доказательства или решения.

2) Подготовка и проведение нетрадиционных уроков.

В каждом классе несколько уроков обобщения наиболее интересного изученного материала мы с учащимися проводим в нетрадиционной форме: урок – путешествие, урок – соревнование, урок-вернисаж, урок – семинар и т.д. При этом учащимся при подготовке к таким занятиям требуется провести небольшую исследовательскую работу. Отдельные темы или вопросы изучаются с использованием различных источников знаний: справочников, энциклопедий, Интернет – сайтов. При выполнении данных заданий учащиеся проявляют самостоятельность при выборе источников знаний, формы подготовки своего выступления. Такие уроки очень нравятся ребятам и проходят всегда очень интересно и познавательно. В старших классах чаще используем форму семинара, где идет обсуждение разных способов решения задач, проблемных вопросов, которые позволяют учащимся проявить их исследовательские умения и навыки. Например, в 9 классе провожу повторительно-обобщающий семинар при изучении темы «Решения целых уравнений высших степеней», на подготовку к семинару отводится неделя. Учащиеся выбирают себе вопрос и готовят выступление, используя учебник, дополнительную литературу, Интернет, консультацию учителя.

Такие уроки формируют самостоятельность мышления, творческий подход и инициативность учащихся.

Результатом нетрадиционных форм проведения занятий являются устойчивый интерес к математике, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и компетенций.

3) Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках.

Исследовательская работа на уроке - одна из форм постановки и решения проблемной задачи. Одним из примеров такого урока может являться «Урок одной задачи». (Решение квадратного уравнения. В ходе урока учащиеся решают только одно квадратное уравнение. Рассматривается 10 способов его решения, при этом систематизируются знания учащихся по теме "Способы решения квадратного уравнения" и вырабатываются умения выбирать наиболее рациональный способ решения квадратных уравнений.)

 

Анализируя результативность работы с учащимися в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы. Исследовательская работа с учащимися дает следующие положительные результаты:

- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

- значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к предмету;

- вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности,  дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; формирует социальный опыт в труде и общении;

- формирует умения и навыки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры;

- дает возможность и ученику, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения;

- способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.

Необходимо отметить также трудности и недостатки в проведении исследовательской работы:

- требует большой затраты сил и времени участников исследования;

- как сделать так, чтобы работа была и самостоятельной, и научной;

- как вызвать интерес к написанию исследования, так как мало желающих и способных проводить по-настоящему серьезные исследования.

Но, несмотря на такие трудности, я уверена, что исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации.


Организация Учебно-исследовательской деятельности учащихся по математике»

Организация Учебно-исследовательской деятельности учащихся по математике»

На данном этапе обучения ученик учится работать с информацией, анализировать и моделировать описанную в свободной форме ситуацию и переводить ее в предметную форму, самостоятельно организовывать…

На данном этапе обучения ученик учится работать с информацией, анализировать и моделировать описанную в свободной форме ситуацию и переводить ее в предметную форму, самостоятельно организовывать…

Цель реферативной деятельности : выработать навыки работы учащихся с различными источниками информации, в т

Цель реферативной деятельности : выработать навыки работы учащихся с различными источниками информации, в т

Такие уроки формируют самостоятельность мышления, творческий подход и инициативность учащихся

Такие уроки формируют самостоятельность мышления, творческий подход и инициативность учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2021